Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджет как центральное звено финансовой системы. Роль бюджета в макроэкономическом регулированииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избран- пой властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять жономическое и социальное регулирование, является главное ibcho финансовой системы — государственный бюджет. Роль (иоджета обусловлена его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет как неотъемлемая часть общегосудар-С i венных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный потенциал страны, тем заметнее становится шачение бюджета в регулировании общественных процессов. С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального похода на удовлетворение общегосударственных потребно-I гей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней in-юпасности, социальной сферы, поддержки отдельных отраслей хозяйства и другие нужды. Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного нейтрализованного фонда денежных средств. Экономические 0 i ношения являются главным сущностным признаком бюдже-ia. который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. По своей внешней форме государ- 1 i псиный бюджет является основным финансовым планом Государства, определяющим его доходы, расходы, движение "(ионной части централизованных финансовых ресурсов на Конкретный период (как правило, на год). Это определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главе пел ну ющую роль в системе финансовых планов и особую роль в общественном воспроизводстве. Через государственный бюджет (в разных государствах исходя из конкретных \'.....щи) перераспределяется до половины стоимости валового внутреннего продукта, что позволяет государству удовлетворим, общегосударственные потребности и активно влиять на ......жизнь общества, выполнять программы экономического и I оциального развития страны. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с Предприятиями, организациями, учреждениями и населением I 'mi in формирования и использования средств государствен-'.........оджета, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями экономики, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный). По экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. С его помощью государство мобилизует денежные ресурсы для планомерной организации процесса воспроизводства, безвозмездно изымает часть средств субъектов хозяйствования и населения и образует общегосударственный фонд финансовых ресурсов, который направляется на финансирование экономического развития страны, повышение материального и культурного уровня трудящихся, укрепление обороноспособности государства, управление, просвещение, здравоохранение, развитие науки и другие цели. Государственный бюджет материализуется и воплощается в централизованный, общегосударственный денежный фонд государства. В нем концентрируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования и населения в виде налогов, сборов и других поступлений, используемых для выполнения государством своих функций. Денежные поступления образуют доходы бюджета, которые направляются на финансирование экономических и социальных программ, различных плановых мероприятий. Формирование бюджетных ресурсов происходит как на стадии первичного распределения стоимости валового внутреннего продукта, так и в ходе его перераспределения. Централизованный фонд денежных средств, сосредоточиваемый в государственном бюджете, является самым крупным денежным фондом страны. Так, в 2009 г. удельный вес доходов бюджета в стоимости валового внутреннего продукта республики составил 43,6%. Установленные в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и финансированию обладают всеобщностью и охватывают по сути всю национальную экономику — коммерческие и некоммерческие организации, включая банковскую, кредитную и страховую сферы и основную часть финансовых ресурсов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования. Основные доходы и расходы государственного бюджета основываются на показателях прогнозов экономического и социального развития, которые определяют всю хозяйственную жизнь страны. Бюджетным планированием охвачены как жономическая, так и социальная стороны жизни общества. С помощью бюджета обеспечивается стоимостная пропорциональность прогноза экономического и социального развития, поддерживается соответствие между движением материальных И финансовых ресурсов. Бюджет как экономическая категория выполняет две функции: распределительную (перераспределение денежных походов между различными отраслями и сферами деятельности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация о всех отклонениях в движении бюджетных Средств). Проявление присущих бюджету свойств, его использование | качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который определяет методы мобилизации доходов и их ипды, порядок исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных < ре 1С тв, формы межбюджетного распределения и перераспре-не пения средств. Бюджетный механизм является активным ппсфументом реализации бюджетной политики государства. Это отражается в источниках формирования и направлениях in пользования бюджетного фонда страны и ее регионов. Бюджетный механизм используется для регулирования экономики и подъема отстающих в экономическом отношении регионов путем маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закреплении доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов). Велика роль бюджета в разработке и реализации финансовой политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой, таможенной, социальной, инвестиционных политик и политики в области международных финансов, а также инструментов государственной власти, обеспечивающих формирование и использование финансовых ресурсов. Бюджетная политика представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Она определяет развитие налоговой политики и политики по использованию бюджетных ресурсов, т.е. финансирования государственных расходов. В современных условиях бюджет стал одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования — наиболее эффективными. Путем бюджетного перераспределения стоимости валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования. Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов. В итоге это позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода. Бюджетное регулирование представляет собой процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов. Целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику: субсидирование организаций и предприятий; государственные инвестиции; бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и др. Основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются: • повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования; • создание условий для полного и устойчивого выполнения программ и обязательств государства, концентрации финансовых ресурсов для достижения поставленных целей и решения задач социально-экономического развития при одновременном сокращении расходов на неэффективные мероприятия; • совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса; • повышение эффективности использования бюджетных средств; • переход к среднесрочному бюджетному планированию; • упорядочение государственной поддержки реального сектора экономики за счет сокращения субсидий и льгот, ликвидации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационализации ценообразования и т.д.; • обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита. На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфляцией, обеспечение роста производства, расширение приватизации для создания реальной базы рыночных отношений, совершенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранных инвестиций, сокращение государственного юна, обеспечение финансовыми ресурсами целевых программ, повышение социальной защиты населения. В решении поставленных задач велика роль государственною бюджета в качестве основного инструмента государственною регулирования. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь Идя выполнения своих функций государственные органы HI всех уровнях управления должны располагать соответству-......ей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы — организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между различными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав — представляют собой бюджетное устройство. Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли правовые отражения в Конституции Республики Беларусть, Бюджетном кодексе Республики Беларусь, законе о государственном бюджете на очередной финансовый год и других законодательных актах. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, поскольку во многом зависят от государственного устройства и территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт конкретного государства. Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев бюджетной системы, так как каждый орган государственной власти имеет свой бюджет. В унитарных (централизованных) государствах бюджетная система имеет два бюджетных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев: государственного бюджета (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджетов членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, субъектов федерации в России), местных бюджетов. В условиях функционирования разного уровня бюджетов во всех странах встает вопрос о степени централизации бюджетных ресурсов. Одни из них шли по пути максимальной централизации бюджетных ресурсов, что позволяет правительству осуществлять жесткий контроль за государственными расходами и проводить политику бюджетного выравнивания через систему трансфертов, субсидий и субвенций, другие страны брали курс на децентрализацию и развитие местного хозяйства. Бюджетная система США представлена федеральным бюджетом, бюджетами пятидесяти штатов и более 82 тыс. (иоджетов административных единиц. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики американского государства. Основная роль в финансовой системе США принадлежит бюджету федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет, на долю которого приходится до 70% всех походов и расходов. Согласно Конституции бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней — республиканского и местных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на (иоджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения), бюджеты базового уровня (районные и городские, городов областного подчинения), бюджеты областного уровня (областные бюджеты) и (ноджет г. Минска. В состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование ■ редств. Общее число бюджетов местного уровня в республике | ославляет 1635 единиц. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в иелях выравнивания их экономического и социального развита. Местные бюджеты обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов влас-ш. воздействуют на удовлетворение бытовых и социальных пофебностей населения, материальный и культурный уровень | и (ни граждан соответствующего региона. И условиях интеграции различных государств и создания елипых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов путем гармонизации национальных законодательств в области налогового, таможенного, валютного регулирования, проведения согласованной денежно-кредитной политики. Примером начальных этапов интеграции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации, средства которого используются на финансирование союзных программ по обороне обоих государств, обустройству внешних границ, развитию перспективных направлений науки, образования, здравоохранения и др. Для определения единой бюджетной политики государства и отдельных регионов, выявления определенных тенденций в получении доходов и расходов государства, повышения эффективности использования средств самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистические сводные отчеты бюджетов вышестоящего уровня: района, города, области и республики в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он не утверждается законодательными (представительными) органами власти всех уровней и представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории отдельных регионов и республике в целом. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности при определении нормативных отчислений от регулирующих налогов в нижестоящие бюджеты. Бюджетная система Республика Беларусь основывается на принципах: единства бюджетной системы, достоверности бюджетов, гласности, самостоятельности бюджетов, сбаланси-рованости бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, использованием единой бюджетной классификации, единым регулированием бюджетных отношений, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности. Достоверность бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь; достигается путем сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления. Гласность бюджетов обеспечивается путем доведения до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений местных Советов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати. Самостоятельность бюджетов означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их использования. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Установлены четкие права, разграничившие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Эффективность использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств. Общее {совокупное) покрытие расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Адресность и целевое назначение бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей. Ответственность участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса
несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса. Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые только в местные бюджеты, — местными доходами и налогами. Законодательно за отдельными бюджетами закрепляются конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов собственными. Они полностью зачисляются в соответствующие бюджеты в зависимости от их значимости и территориального признака (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, земельный, экологический налоги, местные налоги и сборы и другие платежи). В случае, если для сбалансирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчисления их доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские государственные доходы и налоги. В 2010 г. в качестве регулирующих налогов установлены общереспубликанские: налог на доходы и прибыль в размере 50% и налог на добавленную стоимость в размере 30%. При недостаточности ресурсов из республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и г. Минска дотации, субвенции, субсидии для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Оно регулирует финансовые отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования средств бюджетов всех уровней бюджетной системы страны. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием бюджетов как составной части финансовой системы государства. Эти отношения отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, а также контролем за образованием, распределением и использованием государственных и местных денежных доходов. Содержание бюджетного права обусловливает особенности методов бюджетного регулирова- ния, составляет правила поведения в процессе данных отношений. Эти правила выражаются в предоставлении участникам бюджетных отношений таких юридических прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей, осуществление которых позволяет обеспечивать планомерное образование и использование централизованных денежных фондов страны и денежных средств местного управления и самоуправления в соответствии с их задачами в определенный период. К бюджетным правам относится установление Национальным собранием страны общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, определение основ бюджетного устройства и бюджетного процесса на всей территории страны, утверждение бюджетной классификации. Национальное собрание принимает законы Республики Беларусь на очередной финансовый год, утверждает отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший финансовый год. Бюджетные права местного управления и самоуправления реализуются местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами) и представительными органами (Советами депутатов). Бюджетные права местного самоуправления выражаются в установлении местными органами Советов депутатов в соответствии с действующим законодательством местных налогов и других обязательных платежей. Местные Советы депутатов определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение. Они должны принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет дополнительно изыскиваемых источников. Формой выражения бюджетного права являются издаваемые государством законодательные акты по организации финансовой деятельности. Государство оформляет бюджетные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу закона. Основополагающие нормы бюджетного права содержатся в Конституции, в Бюджетном кодексе, в законах, регулирующих вопросы бюджетных отношений, а также в бюджете на текущий бюджетный (финансовый) год. Содержание республиканского и местных бюджетов в Республике Беларусь Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющим тесную взаимосвязь со всеми другими звеньями. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь бюджет определен как план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет Республики Беларусь ежегодно составляется Министерством финансов. Он состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска. Доходы бюджета образуются за счет налогов, сборов, неналоговых платежей и безвозмездных поступлений. Состав доходов бюджета, их структура в значительной степени определяются финансовой политикой государства и зависят от объема валового внутреннего продукта и национального дохода. Доходная часть бюджета государства с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых платежей. Неналоговые доходы включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, размещения средств бюджетов, реализации государственного имущества, оказания платных услуг, реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале; административные сборы и платежи; административные штрафы и экономические санкции, удержания и прочие неналоговые доходы. Безвозмездные поступления — безвозмездные поступления от иностранных государств и международных организаций, других уровней государственного управления и других бюджетов; средства, полученные по взаимным расчетам; капитальные безвозмездные поступления от других уровней государственного управления и другие поступления. Из республиканского бюджета бюджетам других уровней может оказываться финансовая помощь в виде дотаций, субвенций и субсидий. Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания, но и по источникам их образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и другим признакам. Расходы государственного бюджета представляют экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления. Все расходы бюджета подразделяются на расходы, предназначенные для обеспечения общегосударственной деятельности; национальной обороны; судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности; национальной экономики; охраны окружающей среды; жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительство; здравоохранения; физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации; образования; социальной политики. По экономическому содержанию расходы бюджета делятся па текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов. По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материального производства, и расходы непроизводственной сферы. Бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Расходы республиканского и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете, и решениями местных Советов депутатов на очередной финансовый год. Центральным звеном бюджетной системы Республики Ьеларусь является республиканский бюджет. Он аккумулирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государства, играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в стране. Доходы республиканского бюджета формируются за счет крупных налогов и доходов общегосударственного значения, например: налогов на доходы и прибыль предприятий республиканского подчинения, на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и сборов, взносов на государственное социальное страхование. В состав неналоговых доходов зачисляются поступления от реализации республиканского имущества и сдачи его в аренду, дивиденды по акциям и доходы от другого участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, суммы от реализации конфискованного и иными способами обращенного в доход государства имущества, административные платежи, штрафы и прочие доходы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. В республиканский бюджет поступают средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. Из республиканского бюджета финансируются крупные общегосударственные целевые программы, расходы на развитие народного хозяйства, образование, здравоохранение, погашение и обслуживание общегосударственного долга, управление, покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической деятельностью государства, образование резервных фондов. Республиканский бюджет играет огромную роль в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в республике. Не менее важной является роль республиканского бюджета и в общегосударственном регулировании финансовых ресурсов республики и сбалансировании бюджетов нижестоящего уровня. В 2010 г. из средств республиканского бюджета финансируются Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа возрождения и развития села, Государственная программа инновационного развития, Республиканская программа «Молодежь Беларуси», Государственная программа по борьбе с преступностью и другие программы. Предусмотрены отчисления в бюджет Союзного государства. Для осуществления своих функций местные органы власти должны располагать устойчивой финансовой базой, которая формируется из местных бюджетов. Их финансовые ресурсы образуются за счет собственных доходов и налогов; отчислений от общереспубликанских государственных налогов и доходов; дополнительных источников; доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов. Из местных бюджетов осуществляются финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения, содержание аппарата местного управления и правоохранительных органов, капитальные вложения в объекты коммунальной собственности и другие мероприятия по региональным и межрегиональным программам, создание резервных и целевых фондов местного значения, возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов, и другие расходы. Расходы на содержание и развитие социально-культурной сферы местного значения включают финансирование школ, медицинских учреждений, библиотек, социальную защиту населения, благоустройство населенных пунктов. Таким образом, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуют на разных уровнях и обеспечивают осуществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения. В состав финансовой системы Республики Беларусь также входят внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Их число и состав зависят от финансовой политики, проводимой государством. В настоящее время основная часть республиканских внебюджетных фондов вошла в состав республиканского бюджета и получила статус государственных целевых бюджетных фондов. По сути их можно рассматривать как самостоятельный элемент бюджетной системы. В 2010 г. в состав республиканского бюджета включены средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, фонда национального развития, фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, инновационных фондов и фонда универсального обслуживания. В местные бюджеты зачисляются средства государственных целевых бюджетных фондов, инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительным комитетами и местных фондов охраны природы в соответствии с законодательством. Таким образом, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуют на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения. Они являются активным инструментом перераспределения национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей, воздействия на улучшение стоимостных пропорций общественного производства для развития рыночной инфраструктуры и обеспечения социальных гарантий граждан. Это возможно только в условиях достижения высокого эффекта при формировании и расходовании бюджетных средств путем усиления стимулирующей роли налогов, применения прогрессивных форм и методов финансирования и использования бюджетных средств. Бюджетный процесс В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной деятельности: • составление проектов бюджетов; • рассмотрение и утверждение бюджетов; • исполнение бюджетов; • составление отчета об исполнении бюджетов и их ут
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.021 с.) |