Бюджет как центральное звено финансовой системы. Роль бюджета в макроэкономическом регулировании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет как центральное звено финансовой системы. Роль бюджета в макроэкономическом регулировании



Определяющую роль в формировании и развитии экономи­ческой структуры любого современного общества играет госу­дарственное регулирование, осуществляемое в рамках избран-

пой властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять жономическое и социальное регулирование, является главное ibcho финансовой системы — государственный бюджет. Роль (иоджета обусловлена его содержанием и значимостью в эконо­мической, политической и социальной жизни общества. Госу­дарственный бюджет как неотъемлемая часть общегосудар-С i венных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Чем выше уровень развития производительных сил, экономиче­ский и научный потенциал страны, тем заметнее становится шачение бюджета в регулировании общественных процессов.

С помощью бюджета осуществляется перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального похода на удовлетворение общегосударственных потребно-I гей: содержание аппарата управления, внутренней и внешней in-юпасности, социальной сферы, поддержки отдельных отрас­лей хозяйства и другие нужды.

Государственный бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного нейтрализованного фонда денежных средств. Экономические

0 i ношения являются главным сущностным признаком бюдже-ia. который раскрывает его природу и значимость в воспроиз­водственных процессах. По своей внешней форме государ-

1 i псиный бюджет является основным финансовым планом Государства, определяющим его доходы, расходы, движение "(ионной части централизованных финансовых ресурсов на Конкретный период (как правило, на год). Это определяет его важное место в перераспределении национального дохода, гла­ве пел ну ющую роль в системе финансовых планов и особую роль в общественном воспроизводстве. Через государствен­ный бюджет (в разных государствах исходя из конкретных

\'.....щи) перераспределяется до половины стоимости валового

внутреннего продукта, что позволяет государству удовлетво­рим, общегосударственные потребности и активно влиять на

......жизнь общества, выполнять программы экономического и

I оциального развития страны.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с Предприятиями, организациями, учреждениями и населением I 'mi in формирования и использования средств государствен-'.........оджета, называются бюджетными. Специфика этих

отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непре­менным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с фор­мированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения характеризуются большим много­образием, поскольку опосредуют разные направления распре­делительного процесса (между секторами экономики, сфера­ми общественной деятельности, отраслями экономики, терри­ториями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (республиканский, местный).

По экономической сущности государственный бюджет — это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по пово­ду создания, распределения, использования общегосудар­ственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету госу­дарство имеет возможность сосредоточить финансовые ресур­сы на решающих участках экономического и социального развития. С его помощью государство мобилизует денежные ресурсы для планомерной организации процесса воспроизвод­ства, безвозмездно изымает часть средств субъектов хозяйство­вания и населения и образует общегосударственный фонд финансовых ресурсов, который направляется на финансирова­ние экономического развития страны, повышение материаль­ного и культурного уровня трудящихся, укрепление обороно­способности государства, управление, просвещение, здраво­охранение, развитие науки и другие цели.

Государственный бюджет материализуется и воплощается в централизованный, общегосударственный денежный фонд государства. В нем концентрируются денежные ресурсы субъектов хозяйствования и населения в виде налогов, сборов и других поступлений, используемых для выполнения государ­ством своих функций. Денежные поступления образуют дохо­ды бюджета, которые направляются на финансирование эко­номических и социальных программ, различных плановых мероприятий. Формирование бюджетных ресурсов происхо­дит как на стадии первичного распределения стоимости вало­вого внутреннего продукта, так и в ходе его перераспределе­ния. Централизованный фонд денежных средств, сосредоточи­ваемый в государственном бюджете, является самым крупным

денежным фондом страны. Так, в 2009 г. удельный вес доходов бюджета в стоимости валового внутреннего продукта респуб­лики составил 43,6%.

Установленные в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и финансированию обладают всеобщностью и охва­тывают по сути всю национальную экономику — коммерческие и некоммерческие организации, включая банковскую, кредит­ную и страховую сферы и основную часть финансовых ресур­сов государства, оказывая активное воздействие на процесс их образования и использования.

Основные доходы и расходы государственного бюджета основываются на показателях прогнозов экономического и социального развития, которые определяют всю хозяйствен­ную жизнь страны. Бюджетным планированием охвачены как жономическая, так и социальная стороны жизни общества. С помощью бюджета обеспечивается стоимостная пропорцио­нальность прогноза экономического и социального развития, поддерживается соответствие между движением материальных И финансовых ресурсов.

Бюджет как экономическая категория выполняет две функции: распределительную (перераспределение денежных походов между различными отраслями и сферами деятель­ности, социальными слоями общества и т.д.) и контрольную (сигнализация о всех отклонениях в движении бюджетных Средств).

Проявление присущих бюджету свойств, его использование | качестве инструмента распределения и контроля находит отражение в создаваемом государством бюджетном механиз­ме, который определяет методы мобилизации доходов и их ипды, порядок исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных < ре 1С тв, формы межбюджетного распределения и перераспре-не пения средств. Бюджетный механизм является активным ппсфументом реализации бюджетной политики государства. Это отражается в источниках формирования и направлениях in пользования бюджетного фонда страны и ее регионов.

Бюджетный механизм используется для регулирования эко­номики и подъема отстающих в экономическом отношении регионов путем маневрирования поступающими в распоряже­ние государства денежными средствами. Маневрирование воз­можно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепле­нии доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение госу­дарства, обезличиваются и могут быть использованы по любо­му направлению (за исключением денежных средств целевых бюджетных фондов).

Велика роль бюджета в разработке и реализации финансо­вой политики государства, которая представляет собой сово­купность бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, цено­вой, таможенной, социальной, инвестиционных политик и политики в области международных финансов, а также инстру­ментов государственной власти, обеспечивающих формирова­ние и использование финансовых ресурсов.

Бюджетная политика представляет собой совокупность эко­номических отношений по поводу формирования и использо­вания государственного централизованного фонда денежных средств. Она определяет развитие налоговой политики и поли­тики по использованию бюджетных ресурсов, т.е. финансиро­вания государственных расходов.

В современных условиях бюджет стал одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государ­ства, а бюджетные методы регулирования — наиболее эффек­тивными. Путем бюджетного перераспределения стоимости валового внутреннего продукта формируется структура обще­ственного производства и пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-эконо­мического развития регионов. В итоге это позволяет добивать­ся роста валового внутреннего продукта и национального дохода.

Бюджетное регулирование представляет собой процесс распределения доходов и перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравни­вания доходной базы местных бюджетов.

Целью бюджетного регулирования является поддержание стабильности экономики, структурных сдвигов, решение гло­бальных задач функционирования и развития общества. При этом государство применяет различные формы прямого и кос­венного воздействия на экономику: субсидирование организа­ций и предприятий; государственные инвестиции; бюджетное

финансирование отраслей, определяющих научно-техниче­ский прогресс, и др.

Основными направлениями бюджетной политики страны на среднесрочную перспективу являются:

• повышение эффективности и результативности бюджет­ных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования;

• создание условий для полного и устойчивого выполнения программ и обязательств государства, концентрации финансо­вых ресурсов для достижения поставленных целей и решения задач социально-экономического развития при одновремен­ном сокращении расходов на неэффективные мероприятия;

• совершенствование межбюджетных отношений и органи­зации бюджетного процесса;

• повышение эффективности использования бюджетных средств;

• переход к среднесрочному бюджетному планированию;

• упорядочение государственной поддержки реального сек­тора экономики за счет сокращения субсидий и льгот, ликви­дации перекрестного субсидирования в сфере жилищно-ком­мунальных услуг на основе пересмотра тарифов и рационали­зации ценообразования и т.д.;

• обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита.

На современном этапе развития экономики финансовая политика Республики Беларусь направлена на борьбу с инфля­цией, обеспечение роста производства, расширение приватиза­ции для создания реальной базы рыночных отношений, совер­шенствование налоговой системы, создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, привлече­ние иностранных инвестиций, сокращение государственного юна, обеспечение финансовыми ресурсами целевых прог­рамм, повышение социальной защиты населения.

В решении поставленных задач велика роль государствен­ною бюджета в качестве основного инструмента государствен­ною регулирования.

Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

Идя выполнения своих функций государственные органы HI всех уровнях управления должны располагать соответству-......ей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуля­цию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой адми­нистративно-территориальной единицы, содержания законо­дательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определен­ные взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы — организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между различными видами бюджетов, соответственно и сово­купность бюджетных прав — представляют собой бюджетное устройство.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджет­ная система.

Бюджетная система представляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. Бюджетная система Республики Беларусь включает республи­канский и местные бюджеты как самостоятельные части. Все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга, они нашли правовые отражения в Кон­ституции Республики Беларусть, Бюджетном кодексе Респуб­лики Беларусь, законе о государственном бюджете на очеред­ной финансовый год и других законодательных актах.

Бюджетные системы разных стран отличаются своей струк­турой, количеством отдельных видов бюджетов, поскольку во многом зависят от государственного устройства и территори­ально-административного деления, уровня развития экономи­ки и других специфических черт конкретного государства.

Административно-территориальное деление страны опре­деляет количество звеньев бюджетной системы, так как каж­дый орган государственной власти имеет свой бюджет. В уни­тарных (централизованных) государствах бюджетная система имеет два бюджетных звена: государственный бюджет и мест­ные бюджеты. В федеральных государствах бюджетная систе­ма состоит из трех звеньев: государственного бюджета (феде­ральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджетов членов федерации (штатов — в США, провинций — в Канаде, субъектов федерации в России), местных бюджетов.

В условиях функционирования разного уровня бюджетов во всех странах встает вопрос о степени централизации

бюджетных ресурсов. Одни из них шли по пути максимальной централизации бюджетных ресурсов, что позволяет правитель­ству осуществлять жесткий контроль за государственными рас­ходами и проводить политику бюджетного выравнивания через систему трансфертов, субсидий и субвенций, другие страны брали курс на децентрализацию и развитие местного хозяйства.

Бюджетная система США представлена федеральным бюджетом, бюджетами пятидесяти штатов и более 82 тыс. (иоджетов административных единиц. Формирование и движе­ние бюджетных средств занимает центральное место в реализа­ции экономической политики американского государства. Основная роль в финансовой системе США принадлежит бюджету федерального правительства. Налоги, дающие наибо­лее крупные и стабильные поступления, направляются в феде­ральный бюджет, на долю которого приходится до 70% всех походов и расходов.

Согласно Конституции бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней — республиканского и мест­ных бюджетов. В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на (иоджеты первичного уровня (сельские, поселковые, город­ские, городов районного подчинения), бюджеты базового уровня (районные и городские, городов областного подчине­ния), бюджеты областного уровня (областные бюджеты) и (ноджет г. Минска. В состав республиканского и местных бюд­жетов входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование ■ редств. Общее число бюджетов местного уровня в республике | ославляет 1635 единиц.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение финансовых ресурсов между областями и городом Минском в иелях выравнивания их экономического и социального разви­та. Местные бюджеты обеспечивают необходимыми финан­совыми ресурсами выполнение функций местных органов влас-ш. воздействуют на удовлетворение бытовых и социальных пофебностей населения, материальный и культурный уровень | и (ни граждан соответствующего региона.

И условиях интеграции различных государств и создания елипых экономических пространств могут формироваться

бюджеты интеграционных союзов путем гармонизации нацио­нальных законодательств в области налогового, таможенного, валютного регулирования, проведения согласованной денеж­но-кредитной политики. Примером начальных этапов интегра­ции финансовых потоков может служить совместный бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации, сред­ства которого используются на финансирование союзных прог­рамм по обороне обоих государств, обустройству внешних гра­ниц, развитию перспективных направлений науки, образова­ния, здравоохранения и др.

Для определения единой бюджетной политики государства и отдельных регионов, выявления определенных тенденций в получении доходов и расходов государства, повышения эффективности использования средств самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистические сводные отчеты бюджетов вышестоящего уровня: района, города, области и республики в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. Он не утвержда­ется законодательными (представительными) органами власти всех уровней и представляет собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующих данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории отдельных регионов и респуб­лике в целом. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании, в частности при определении нормативных отчислений от регулирующих нало­гов в нижестоящие бюджеты.

Бюджетная система Республика Беларусь основывается на принципах: единства бюджетной системы, достоверности бюджетов, гласности, самостоятельности бюджетов, сбаланси-рованости бюджетов, эффективности использования бюджет­ных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюдже­та, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, использованием единой бюджетной классификации, единым регулированием бюджетных отношений, предоставлением необходимой ста­тистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Достоверность бюджетов означает, что бюджеты формиру­ются на основе обоснованных прогнозных макроэкономиче­ских показателей социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь, соответствующей административно-территори­альной единицы Республики Беларусь; достигается путем сосредоточения в бюджете всех доходов и расходов органов государственной власти и управления.

Гласность бюджетов обеспечивается путем доведения до граждан через средства массовой информации хода обсужде­ния и принятия закона о бюджете, решений местных Советов о соответствующем местном бюджете на очередной финансо­вый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати.

Самостоятельность бюджетов означает, что республикан­ский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются свои­ми доходами и правом их использования. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Установлены четкие права, разграничившие распределение доходных источников и расходов между отдель­ными видами бюджетов.

Сбалансированность бюджетов означает, что объем преду­смотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источни­ков финансирования его дефицита.

Эффективность использования бюджетных средств озна­чает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств.

Общее {совокупное) покрытие расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей сум­мой доходов бюджета и поступлений из источников финанси­рования его дефицита.

Адресность и целевое назначение бюджетных средств означа­ет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение кон­кретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

Ответственность участников бюджетного процесса заклю­чается в том, что каждый участник бюджетного процесса

 

несет ответственность за свои действия (бездействие) на каж­дой стадии бюджетного процесса.

Доходы, поступающие в республиканский бюджет, называ­ются общегосударственными или общереспубликанскими, а зачисляемые только в местные бюджеты, — местными дохода­ми и налогами. Законодательно за отдельными бюджетами за­крепляются конкретные виды доходов, которые являются для соответствующих бюджетов собственными. Они полностью зачисляются в соответствующие бюджеты в зависимости от их значимости и территориального признака (подоходный налог с населения, налог на прибыль предприятий коммунальной собственности, земельный, экологический налоги, местные налоги и сборы и другие платежи). В случае, если для сбалан­сирования бюджетов собственных средств не хватает, то для покрытия их расходов предусматривается передача части средств из вышестоящих бюджетов в виде отчисления их дохо­дов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название регулирующих. Как правило, в качестве регулирующих доходов выступают общереспубликанские госу­дарственные доходы и налоги.

В 2010 г. в качестве регулирующих налогов установлены общереспубликанские: налог на доходы и прибыль в размере 50% и налог на добавленную стоимость в размере 30%. При недостаточности ресурсов из республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и г. Минска дотации, субвенции, субсидии для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджет­ное устройство, образует бюджетное право. Оно регулирует финансовые отношения, возникающие в процессе формирова­ния, распределения и использования средств бюджетов всех уровней бюджетной системы страны.

Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формировани­ем, распределением и использованием бюджетов как состав­ной части финансовой системы государства. Эти отношения отличаются спецификой содержания и целенаправленностью, формами проявления, а также контролем за образованием, распределением и использованием государственных и мест­ных денежных доходов. Содержание бюджетного права обусловливает особенности методов бюджетного регулирова-

ния, составляет правила поведения в процессе данных отноше­ний. Эти правила выражаются в предоставлении участникам бюджетных отношений таких юридических прав и возложе­ния на них соответствующих юридических обязанностей, осу­ществление которых позволяет обеспечивать планомерное образование и использование централизованных денежных фондов страны и денежных средств местного управления и самоуправления в соответствии с их задачами в определенный период.

К бюджетным правам относится установление Националь­ным собранием страны общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Республики Беларусь, определение основ бюджетного устройства и бюджетного про­цесса на всей территории страны, утверждение бюджетной классификации. Национальное собрание принимает законы Республики Беларусь на очередной финансовый год, утвержда­ет отчет об исполнении республиканского бюджета за истек­ший финансовый год.

Бюджетные права местного управления и самоуправления реализуются местными исполнительными и распорядительны­ми органами (исполкомами) и представительными органами (Советами депутатов).

Бюджетные права местного самоуправления выражаются в установлении местными органами Советов депутатов в соот­ветствии с действующим законодательством местных налогов и других обязательных платежей. Местные Советы депутатов определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение. Они должны принимать меры по обеспечению сбалансирован­ности своих бюджетов, а при возникновении бюджетного дефицита его покрытие должно производиться за счет допол­нительно изыскиваемых источников.

Формой выражения бюджетного права являются издава­емые государством законодательные акты по организации финансовой деятельности. Государство оформляет бюджет­ные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу закона. Основополагающие нормы бюджет­ного права содержатся в Конституции, в Бюджетном кодек­се, в законах, регулирующих вопросы бюджетных отноше­ний, а также в бюджете на текущий бюджетный (финансо­вый) год.

Содержание республиканского и местных бюджетов в Республике Беларусь

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны, имеющим тесную взаимосвязь со всеми другими звеньями. В Бюджетном кодексе Республики Беларусь бюджет определен как план формирования и исполь­зования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюд­жетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидиро­ванный бюджет Республики Беларусь ежегодно составляется Министерством финансов. Он состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Доходы бюджета образуются за счет налогов, сборов, нена­логовых платежей и безвозмездных поступлений. Состав дохо­дов бюджета, их структура в значительной степени определя­ются финансовой политикой государства и зависят от объема валового внутреннего продукта и национального дохода. Доходная часть бюджета государства с развитой рыночной экономикой формируется в основном за счет налоговых пла­тежей.

Неналоговые доходы включают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, размещения средств бюджетов, реализации государственного имущества, оказания платных услуг, реализации конфискован­ного и иным способом обращенного в доход государства иму­щества; дивиденды по акциям и доходы от других форм учас­тия в капитале; административные сборы и платежи; админист­ративные штрафы и экономические санкции, удержания и прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные поступления — безвозмездные поступления от иностранных государств и международных организаций, других уровней государственного управления и других бюдже­тов; средства, полученные по взаимным расчетам; капиталь­ные безвозмездные поступления от других уровней государ­ственного управления и другие поступления.

Из республиканского бюджета бюджетам других уровней может оказываться финансовая помощь в виде дотаций, суб­венций и субсидий.

Доходы бюджета классифицируются не только по способам взимания, но и по источникам их образования, категориям плательщиков, принадлежности к соответствующему уровню бюджетной системы и другим признакам.

Расходы государственного бюджета представляют экономи­ческие отношения, опосредующие распределение и использо­вание ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным вопло­щением — денежные средства, направляемые на финансирова­ние функций государства и местного самоуправления.

Все расходы бюджета подразделяются на расходы, предназначенные для обеспечения общегосударственной дея­тельности; национальной обороны; судебной власти, право­охранительной деятельности и обеспечения безопасности; национальной экономики; охраны окружающей среды; жи­лищно-коммунальных услуг и жилищного строительство; здравоохранения; физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации; образования; социальной политики.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся па текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов пред­назначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджет­ных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием материаль­ного производства, и расходы непроизводственной сферы.

Бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти самостоятель­но разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Расходы республиканского и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь и соответствующей административно-террито­риальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установлен­ных законом о республиканском бюджете, и решениями мест­ных Советов депутатов на очередной финансовый год.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Ьеларусь является республиканский бюджет. Он аккумулирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение, и тем самым выступает как главный гарант целостности республики, экономического развития суверенного независимого государ­ства, играет первостепенную роль в регулировании экономиче­ских процессов в стране.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет крупных налогов и доходов общегосударственного значения, например: налогов на доходы и прибыль предприятий респуб­ликанского подчинения, на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин и сборов, взносов на государственное социальное страхование. В состав неналоговых доходов зачис­ляются поступления от реализации республиканского имуще­ства и сдачи его в аренду, дивиденды по акциям и доходы от другого участия в капитале, находящемся в республиканской собственности, суммы от реализации конфискованного и иными способами обращенного в доход государства имуще­ства, административные платежи, штрафы и прочие доходы в соответствии с законодательными актами Республики Бела­русь. В республиканский бюджет поступают средства, получа­емые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями.

Из республиканского бюджета финансируются крупные общегосударственные целевые программы, расходы на разви­тие народного хозяйства, образование, здравоохранение, пога­шение и обслуживание общегосударственного долга, управле­ние, покрытие затрат, связанных с внешнеэкономической дея­тельностью государства, образование резервных фондов. Рес­публиканский бюджет играет огромную роль в обеспечении внутренней и внешней безопасности страны, управлении общими экономическими и социальными процессами в респуб­лике. Не менее важной является роль республиканского бюджета и в общегосударственном регулировании финансо­вых ресурсов республики и сбалансировании бюджетов ниже­стоящего уровня.

В 2010 г. из средств республиканского бюджета финансиру­ются Государственная программа по преодолению послед­ствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа возрождения и развития села, Государственная прог­рамма инновационного развития, Республиканская программа «Молодежь Беларуси», Государственная программа по борьбе с преступностью и другие программы. Предусмотрены отчисле­ния в бюджет Союзного государства.

Для осуществления своих функций местные органы власти должны располагать устойчивой финансовой базой, которая формируется из местных бюджетов. Их финансовые ресурсы образуются за счет собственных доходов и налогов; отчисле­ний от общереспубликанских государственных налогов и дохо­дов; дополнительных источников; доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Советами; дотаций, субсидий, суб­венций из вышестоящих бюджетов.

Из местных бюджетов осуществляются финансирование экономических, социальных, культурных программ и меро­приятий местного значения, содержание аппарата местного управления и правоохранительных органов, капитальные вло­жения в объекты коммунальной собственности и другие меро­приятия по региональным и межрегиональным программам, создание резервных и целевых фондов местного значения, воз­врат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов, и другие расходы. Расходы на содержание и развитие социально-куль­турной сферы местного значения включают финансирование школ, медицинских учреждений, библиотек, социальную защиту населения, благоустройство населенных пунктов.

Таким образом, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуют на разных уровнях и обеспечивают осуще­ствление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

В состав финансовой системы Республики Беларусь также входят внебюджетные и целевые бюджетные фонды. Их число и состав зависят от финансовой политики, проводимой госу­дарством. В настоящее время основная часть республиканских внебюджетных фондов вошла в состав республиканского бюджета и получила статус государственных целевых бюджет­ных фондов. По сути их можно рассматривать как самостоя­тельный элемент бюджетной системы.

В 2010 г. в состав республиканского бюджета включены средства государственных целевых бюджетных фондов: респуб­ликанского фонда поддержки производителей сельскохозяй­ственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, фонда национального развития, фонда орга­низации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, инновационных фондов и фонда универ­сального обслуживания. В местные бюджеты зачисляются средства государствен­ных целевых бюджетных фондов, инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнитель­ным комитетами и местных фондов охраны природы в соответ­ствии с законодательством.

Таким образом, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуют на различных уровнях, обеспечивают осу­ществление проводимой правительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения. Они являются активным инструментом перераспределения национального дохода для удовлетворения общегосударствен­ных потребностей, воздействия на улучшение стоимостных пропорций общественного производства для развития рыноч­ной инфраструктуры и обеспечения социальных гарантий граждан. Это возможно только в условиях достижения высоко­го эффекта при формировании и расходовании бюджетных средств путем усиления стимулирующей роли налогов, приме­нения прогрессивных форм и методов финансирования и использования бюджетных средств.

Бюджетный процесс

В соответствии с Бюджетным кодексом бюджетный про­цесс представляет собой регламентированную законодатель­ством деятельность государственных органов, иных участни­ков бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает 4 стадии бюджетной дея­тельности:

• составление проектов бюджетов;

• рассмотрение и утверждение бюджетов;

• исполнение бюджетов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.056 с.)