Экономическая сущность и функции государственного кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая сущность и функции государственного кредита



Государственный кредит — самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи

такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит — одна из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки: наличие кредитора и заемщика; аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных слу­чаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать государственные кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора.

Кроме того, государство может выступать и гарантом воз­врата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтере­совано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик—кредитор), непосредственно влияющих на величи­ну централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевре­менно и в полном размере рассчитывается по своим обязатель­ствам, то гарант не несет дополнительных затрат. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополни­тельные финансовые ресурсы для финансирования общегосу­дарственных расходов и выполнения своих функций. Необхо­димость использования государственного кредита объясняет­ся противоречиями между растущими потребностями обще­ства и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объе­мы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов пред­принимательской деятельности, и личные доходы граждан.

Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Струк­турная перестройка, необходимость ускоренного инновацион­ного развития, регулирование экономики, социальная полити­ка государства, расходы на оборону страны, участие в между­народной деятельности требуют больших средств. Поэтому

государство почти всегда нуждается в дополнительных денеж­ных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограничены, то приходится прибегать к помощи государствен­ного кредита.

Государственный кредит представляет отношения в основ­ном вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые на цели потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текуще­го потребления. Но в определенных экономических и полити­ческих ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, тогда в сферу государственного кредита втягиваются средства, пред- I ^значенные для текущих производственных или социальных нужд. В истории Беларуси были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).

Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финан­совой категорией. Формирование дополнительных финансо­вых ресурсов отражает одну сторону сущности государствен­ного кредита как особой формы привлечения денежных ресур­сов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного креди­та. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредито­рам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета.

Итак, государственный кредит — это совокупность эконо­мических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юри­дическими лицами — с другой, возникающих в процессе при­влечения или представления государством временно свобод­ных денежных ресурсов на условиях возвратности и платно­сти, с целью выполнения своих функций.

В Республике Беларусь получает развитие как внутренний, гак и внешний (международный) государственный кредит. Международный государственный кредит способствует уско­рению социально-экономического развития и укреплению

финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопо­нимание между странами.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляе­мым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат Бюджетный кодекс, Закон о республиканском бюджете на очередной год, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и другие нормативные акты.

Государственный кредит как финансовая категория выполня­ет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансо­вых ресурсов. В современных условиях поступления от государ­ственных заимствований являются вторым после налогов мето­дом финансирования расходов бюджета. Кроме того, как пока­зывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета — более эффективное и разумное средство по сравнению с моне­тарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это тем, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юри­дических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъек­тов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит также в более равномерном распределении налогов во времени. Долгосрочные государственные займы представляют собой форму привлечения денежных средств будущих поколений для финансирования современных потребностей. Такой подход оправдан в финансировании соз­дания крупных производственных объектов, путей сообщения, долговременных объектов инфраструктуры.

Дополнительные доходные источники государству потребуют­ся, когда наступят сроки погашения займов и уплаты процентов по ним. Однако будущие поколения не ощутят усиления налого­вой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью государственного кредита финансо­вых ресурсов. Вновь введенные объекты начнут приносить при­быль, и государству не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или увеличивать действующие.

В случае непроизводительного использования средств перед будущими поколениями встанет дилемма: вводить новые налоги и ужесточать механизм действующих платежей либо выпускать новые займы, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Регулирующая функция государственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состоя­ние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Например, мобили­зуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспо­собный спрос. Структура активов предприятий и организаций изменяется при покупке государственных ценных бумаг.

В рыночной экономике очевидна позитивная роль государ­ственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефи­цита. Государство устанавливает пределы бюджетного дефици­та и государственного долга в процентах к валовому внутрен­нему продукту и объему расходов государственного бюджета.

Контрольная функция государственного кредита тесно свя­зана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов. Контроль охватывает двусто­роннее движение стоимости, поскольку государственно-кре­дитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств. Контроль за правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финан­совые, так и кредитные уполномоченные органы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.006 с.)