Формы государственного кредита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы государственного кредита



Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридиче­ские и физические лица-резиденты, и внешним, если кредито­рами являются нерезиденты Республики Беларусь. Долговые обязательства Республики Беларусь имеют сле­дующие формы:

• кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными орга­низациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Респуб­лики Беларусь, а также соглашения (договоры) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Бела­русь прошлых лет;

• государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

• договоры о предоставлении гарантий Правительства Рес­публики Беларусь;

• займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

• договоры о предоставлении гарантий местных исполни­тельных и распорядительных органов (для областных, район­ных и городских (городов областного подчинения) исполни­тельных комитетов);

• договоры о получении бюджетных кредитов.

В странах с развитой рыночной экономикой государствен­ные займы являются весомым источником средств для финан­сирования государственных расходов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные сред­ства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекают­ся для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации госу­дарственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долго­вые обязательства государства. Они формируют особый сег­мент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг и являются эффективным инструментом макроэкономическо­го регулирования. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсче­та, относительно которой оценивается целесообразность опе­раций с другими финансовыми инструментами. Государствен­ные займы в форме выпущенных ценных бумаг — источник безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

Государственные ценные бумаги выпускаются Министер­ством финансов от имени Республики Беларусь. Объем их выпуска определяется Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Как показала практика, видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь могут являться: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государствен­ного выигрышного валютного займа; векселя Правительства 1'еспублики Беларусь.

Облигация - наиболее распространенный вид государствен­ных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее вла­дельцем денежных средств в распоряжение государства и под­тверждает обязательство эмитента возместить в предусмотрен­ный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Средства, поступающие от продажи госу­дарственных облигаций, направляются на пополнение бюдже­та или выполнение иных государственных задач.

Государственные внутренние займы классифицируются:

• по признаку субъекта-эмитента — займы, выпускаемые пра­вительством страны, и займы, выпускаемые местными органа­ми управления;

• признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универ­сальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные крат­косрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещались среди юридических лиц, валютные обли­гации на предъявителя размещались среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно кон­вертируемой валюте, — в закрытом акционерном обществе «1)Слингосстрах»);

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные зай­мы, специальные выпуски. Держатели облигаций нерыночных таймов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), а также возможность погашать облигациями налоговые платежи;

• срокам действия — займы краткосрочные (срок погаше­ния до 1 года), среднесрочные (срок погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (срок погашения от 5 лет и выше). Обычно для включения краткосрочных займов правительство страны выпускает векселя. Срок их действия различается в зависимо­сти от страны, выпускающей вексель: Япония — от 60 дней; Италия — до 4, 6, 12 месяцев. Исключением является Герма­ния, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период —до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный периоды выпускаются облигации;

• форме выплаты доходов - займы процентные, выигрыш­ные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным дохо­дом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном;

• форме стоимости — товарные и денежные займы. В совре­менных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы (хлебный, сахарный);

• оформлению — облигационные и безоблигационные займы;

• методам размещения - займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использо­вались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольны­ми, но население подписывалось на них под давлением со сто­роны органов власти, что, по сути, делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов - замораживание вктадов на счетах в банке.

Важное значение для успешного проведения государствен­но-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа.

Курсом займа называется цена облигации займа, выражен­ная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: аль­пари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номина­ла) и дизажио (цена ниже номинала).

Правительство страны заключает договор об условиях выпуска займа с банком, группой банков, биржей, министер­ством финансов или другими финансовыми институтами.

Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс.

Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода при первичном размещении. Он, как правило, ниже номина-ла.что объясняется покрытием затрат по первичному размеще­нию займа и привлечением кредиторов.

Сделки купли-продажи государственных облигаций на вто­ричном рынке осуществляются по реальному (биржевому)

курсу, который зависит от уровня доходности займа и банков­ского процента. Облигации государственных займов погаша­ются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета.

Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центршъпьш банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси - Национальным бан­ком). Основным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населе­ния и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

Следует назвать такие новые формы государственных кре­дитных отношений, как бюджетные займы и бюджетные ссуды. И те и другие могут предоставляться на возвратной осно­ве резидентам Республики Беларусь, кроме бюджетных органи-1лций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансо­вых организаций, а также индивидуальным предпринимате­лям на осуществление определенных целевых расходов. И данных отношениях государство выступает как кредитор.

Внешний (международный) государственный кредит пред­ставляет собой совокупность экономических отношений, воз­никающих в процессе совершения государственно-кредит­ных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму госу­дарственных внешних займов (кредитов), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта, либо дол­говые обязательства перед Республикой Беларусь как кре­дитором.

Получателями внешних займов в Беларуси являются Прави­тельство Республики Беларусь и местные органы власти. Ино­странные заимствования позволяют странам превышать в про­цессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капи­тальные вложения за счет внутренних сбережений и сбереже­ний стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста.

Наиболее значимым источником внешнего финансирова­ния в нашей стране являются иностранные кредиты, в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь, по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций.

7.3. Государственный долг, его виды

С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг».

Государственный долг - это сумма накопленных обяза­тельств государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, междуна­родными организациями и иными субъектами международно­го права.

В государственный долг входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь.

Долговые обязательства государства образуются за счет го­сударственных займов и кредитов, полученных органами госу­дарственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Государственный долг бывает капитальным и текущим. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные про­центы. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долго­вым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Раньше в основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства госу­дарства: внешним государственным долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, вну­тренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвер­тируемой валюте. Основным в современных условиях считает­ся признак места размещения государственных займов и дру­гих форм заимствования.

Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств Республики Беларусь перед резидента­ми, т.е. перед юридическими и физическими лицами на терри­тории республики. Гарантиями по возврату внутреннего госу­дарственного долга выступает имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.

Долг местных органов обеспечивается средствами соответ­ствующих местных бюджетов и иным имуществом, находя­щимся в собственности административно-территориальной единицы. Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных единиц, если указанные обязательства не были ею гарантиро­ваны. Административно-территориальные единицы не отвеча­ют по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долго­вым обязательствам Республики Беларусь в целом.

Внешний государственный долг представляет непогашенные обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерези­дентами. Внутренний и внешний государственный долг может быть долгосрочным и краткосрочным. К долгосрочному относится долг со сроком погашения свыше 1 года или без установленного срока погашения, к краткосрочному - долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более 1 года.

Законодательство содержит понятия основного долга Рес­публики Беларусь по внешним государственным займам и основного долга по внутренним государственным займам на определенный момент времени. В основной долг не включают­ся начисленные по займам проценты и другие возможные пла­тежи. Их относят к понятию обслуживание государственного долга. Государственный долг считается погашенным, если воз­вращена его основная сумма.

Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республикан­ского бюджета и местных бюджетов.

Основными источниками формирования внутреннего госу­дарственного долга являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Нацио­нальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета (в случаях, предусмотренных законодательством и (или) Президентом Республики Беларусь). Основными источниками формирования внешнего государственного долга являются кредиты, привлеченные Пра­вительством Республики Беларусь, и кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Республики Беларусь. Внешние государственные займы Беларуси могут быть также предста­влены в виде займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Закон о республиканском бюджете на очередной финансо­вый год устанавливает лимиты (максимально допустимые суммы) внутреннего государственного долга и внешнего го­сударственного долга с учетом параметров экономической безопасности. Совокупность внешнего и внутреннего государ­ственного долга на определенный момент времени образует государственный долг Республики Беларусь. По своему соста­ву он состоит из задолженности прошлых периодов и вновь возникшей задолженности.

Некоторые экономисты причисляют к внутреннему госу­дарственному долгу неисполненные финансовые обязатель­ства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Эта точка зрения не получила широкой поддержки, поскольку неисполненные финансовые обязательства отража­ют проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличи­вают внутренний и внешний долг государства. Абсолютная величина и динамика изменений государственного долга характеризуют состояние экономики и результативность госу­дарственно-кредитных операций.

В развитых странах не принято разделять государственный долг на внутренний и внешний, но для Беларуси это деление сохраняет свою актуальность. Внешний долг нужно возвра­щать в свободно конвертируемой валюте, что означает допол­нительную нагрузку на экономику, так как основным источни­ком получения конвертируемой валюты является экспорт. Еще один путь привлечения иностранной валюты — получение

новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возвра­та. К тому же получение иностранных кредитов может быть обусловлено требованиями, не всегда отвечающими нацио­нальным интересам страны-должника.

Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов, изменения условий их предоставления, а также погашения ранее получен­ных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обяза­тельствам.

В последние годы наблюдается рост совокупного (внешне­го и внутреннего) государственного долга, что объясняется повышением инвестиционной активности и ростом притока иностранного капитала в республику. Влияние государствен­ного долга на экономику страны зависит от его размеров.

Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Если расходы по государственному кредиту превышают так называемую «красную черту» (25 %-е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при опре­деленной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и про­центов по ним, а оплата текущего импорта требует привлече­ния новых займов.

Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на жономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение госу­дарственного долга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.254.179 (0.039 с.)