Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы государственного кредитаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты Республики Беларусь. Долговые обязательства Республики Беларусь имеют следующие формы: • кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашения (договоры) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет; • государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь; • договоры о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь; • займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; • договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов); • договоры о получении бюджетных кредитов. В странах с развитой рыночной экономикой государственные займы являются весомым источником средств для финансирования государственных расходов. Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка — рынок государственных ценных бумаг и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами. Государственные займы в форме выпущенных ценных бумаг — источник безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики. Государственные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов от имени Республики Беларусь. Объем их выпуска определяется Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Как показала практика, видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь могут являться: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации с купонным доходом; облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте; облигации государственного выигрышного валютного займа; векселя Правительства 1'еспублики Беларусь. Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач. Государственные внутренние займы классифицируются: • по признаку субъекта-эмитента — займы, выпускаемые правительством страны, и займы, выпускаемые местными органами управления; • признаку держателей ценных бумаг — займы, реализуемые только среди физических лиц, среди юридических лиц и универсальные, т.е. размещаемые среди физических и юридических лиц (например, в Республике Беларусь государственные краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом размещались среди юридических лиц, валютные облигации на предъявителя размещались среди физических лиц, а первый выпуск облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, — в закрытом акционерном обществе «1)Слингосстрах»); • форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Держатели облигаций нерыночных таймов имеют некоторые привилегии — право досрочного предъявления к оплате (хотя и с потерей в процентах), а также возможность погашать облигациями налоговые платежи; • срокам действия — займы краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (срок погашения от 1 до 5 лет) и долгосрочные (срок погашения от 5 лет и выше). Обычно для включения краткосрочных займов правительство страны выпускает векселя. Срок их действия различается в зависимости от страны, выпускающей вексель: Япония — от 60 дней; Италия — до 4, 6, 12 месяцев. Исключением является Германия, где векселя могут выпускаться на среднесрочный период —до 2 лет. Как правило, для привлечения средств на средне- и долгосрочный периоды выпускаются облигации; • форме выплаты доходов - займы процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом. Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала (дисконтом), а выкупаются по номиналу. Такие облигации могут называться облигациями с нулевым купоном; • форме стоимости — товарные и денежные займы. В современных условиях используются денежные займы, однако в истории Беларуси был переходный период от капитализма к социализму, когда применялись и товарные займы (хлебный, сахарный); • оформлению — облигационные и безоблигационные займы; • методам размещения - займы добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В СССР до 1958 г. широко использовались займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа. Формально они являлись добровольными, но население подписывалось на них под давлением со стороны органов власти, что, по сути, делало их обязательными. Необходимость в принудительных займах возникает в случае войн, революций, других чрезвычайных обстоятельств. Одна из форм принудительных займов - замораживание вктадов на счетах в банке. Важное значение для успешного проведения государственно-кредитных операций имеет вопрос о курсе займа. Курсом займа называется цена облигации займа, выраженная в процентах к номиналу. Курсы могут быть трех типов: альпари (цена совпадает с номиналом), ажио (цена выше номинала) и дизажио (цена ниже номинала). Правительство страны заключает договор об условиях выпуска займа с банком, группой банков, биржей, министерством финансов или другими финансовыми институтами. Условия включают сумму займа, срок, условия погашения, уровень доходности, эмиссионный курс. Эмиссионным называется курс займа в момент его выхода при первичном размещении. Он, как правило, ниже номина-ла.что объясняется покрытием затрат по первичному размещению займа и привлечением кредиторов. Сделки купли-продажи государственных облигаций на вторичном рынке осуществляются по реальному (биржевому) курсу, который зависит от уровня доходности займа и банковского процента. Облигации государственных займов погашаются за счет доходов бюджета, а процентные платежи по ним производятся за счет расходной части бюджета. Формой внутреннего государственного кредита является выдача кредитов центршъпьш банком правительству страны и местным органам власти (в Беларуси - Национальным банком). Основным источником централизованных кредитных ресурсов для этой операции служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков. Следует назвать такие новые формы государственных кредитных отношений, как бюджетные займы и бюджетные ссуды. И те и другие могут предоставляться на возвратной основе резидентам Республики Беларусь, кроме бюджетных органи-1лций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, а также индивидуальным предпринимателям на осуществление определенных целевых расходов. И данных отношениях государство выступает как кредитор. Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов (кредитов), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта, либо долговые обязательства перед Республикой Беларусь как кредитором. Получателями внешних займов в Беларуси являются Правительство Республики Беларусь и местные органы власти. Иностранные заимствования позволяют странам превышать в процессе инвестирования и потребления пределы, определяемые текущим внутренним производством, и финансировать капитальные вложения за счет внутренних сбережений и сбережений стран, обладающих избытком капитала. Таким образом, иностранные заимствования способствуют ускорению темпов экономического роста. Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты, в том числе под гарантии Правительства Республики Беларусь, по межправительственным, межбанковским соглашениям, а также по линии международных финансовых организаций. 7.3. Государственный долг, его виды С функционированием государственного кредита связано понятие «государственный долг». Государственный долг - это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В государственный долг входят также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Республикой Беларусь. Долговые обязательства государства образуются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством. Государственный долг бывает капитальным и текущим. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты. В Беларуси и России государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Раньше в основе такого разделения была валюта, в которой номинировались обязательства государства: внешним государственным долгом считалась сумма обязательств, номинированная в иностранной валюте, внутренним долгом — номинированная в национальной валюте. Сегодня этот признак не является определяющим, так как и внутренние займы могут номинироваться в свободно конвертируемой валюте. Основным в современных условиях считается признак места размещения государственных займов и других форм заимствования. Внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств Республики Беларусь перед резидентами, т.е. перед юридическими и физическими лицами на территории республики. Гарантиями по возврату внутреннего государственного долга выступает имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Долг местных органов обеспечивается средствами соответствующих местных бюджетов и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы. Республика Беларусь не несет ответственности по долговым обязательствам административно-территориальных единиц, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Административно-территориальные единицы не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Республики Беларусь в целом. Внешний государственный долг представляет непогашенные обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами. Внутренний и внешний государственный долг может быть долгосрочным и краткосрочным. К долгосрочному относится долг со сроком погашения свыше 1 года или без установленного срока погашения, к краткосрочному - долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более 1 года. Законодательство содержит понятия основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и основного долга по внутренним государственным займам на определенный момент времени. В основной долг не включаются начисленные по займам проценты и другие возможные платежи. Их относят к понятию обслуживание государственного долга. Государственный долг считается погашенным, если возвращена его основная сумма. Платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов. Основными источниками формирования внутреннего государственного долга являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета (в случаях, предусмотренных законодательством и (или) Президентом Республики Беларусь). Основными источниками формирования внешнего государственного долга являются кредиты, привлеченные Правительством Республики Беларусь, и кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Республики Беларусь. Внешние государственные займы Беларуси могут быть также представлены в виде займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств. Закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливает лимиты (максимально допустимые суммы) внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга с учетом параметров экономической безопасности. Совокупность внешнего и внутреннего государственного долга на определенный момент времени образует государственный долг Республики Беларусь. По своему составу он состоит из задолженности прошлых периодов и вновь возникшей задолженности. Некоторые экономисты причисляют к внутреннему государственному долгу неисполненные финансовые обязательства перед субъектами отраслей экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате в бюджетных организациях, задолженность по выплате пенсий и т.д.). Эта точка зрения не получила широкой поддержки, поскольку неисполненные финансовые обязательства отражают проблемы центрального и местных бюджетов. По своей сути это не кредитные, а финансовые отношения, так как они не отвечают признакам кредита. Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью государственного кредита, увеличивают внутренний и внешний долг государства. Абсолютная величина и динамика изменений государственного долга характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций. В развитых странах не принято разделять государственный долг на внутренний и внешний, но для Беларуси это деление сохраняет свою актуальность. Внешний долг нужно возвращать в свободно конвертируемой валюте, что означает дополнительную нагрузку на экономику, так как основным источником получения конвертируемой валюты является экспорт. Еще один путь привлечения иностранной валюты — получение новых внешних займов. Однако этот источник увеличивает государственный долг и, соответственно, проблему его возврата. К тому же получение иностранных кредитов может быть обусловлено требованиями, не всегда отвечающими национальным интересам страны-должника. Размер государственного долга изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов, изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам. В последние годы наблюдается рост совокупного (внешнего и внутреннего) государственного долга, что объясняется повышением инвестиционной активности и ростом притока иностранного капитала в республику. Влияние государственного долга на экономику страны зависит от его размеров. Быстрый рост внешнего государственного долга может угрожать экономической безопасности страны. Если расходы по государственному кредиту превышают так называемую «красную черту» (25 %-е соотношение платежей на погашение кредитов и валютных поступлений от экспорта), то при определенной величине государственного долга практически вся выручка от экспорта в свободно конвертируемой валюте направляется на погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним, а оплата текущего импорта требует привлечения новых займов. Быстрый рост внутреннего государственного долга требует изыскания дополнительных доходных источников. Чтобы не допускать негативного воздействия государственного долга на жономику, необходимо грамотно управлять государственным кредитом и контролировать формирование и погашение государственного долга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.011 с.) |