Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, субъекты, виды государственного кредита

Поиск

 

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества к покрытию своих расходов государство может привлекать сво­бодные финансовые ресурсы организаций и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит.

Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе мобилизации свободных финансовых ресурсов юридических лиц и граждан и использования их на общегосударственные нужды.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным проти­воречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование эконо­мики, социальные проблемы государства, функции обороны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Однако доходы госу­дарственного бюджета, как правило, всегда ограничены уровнем налогообло­жения по действующему законодательству. По этой причине органы власти прибегают к использованию государственного кредита.

Использование государственного кредита для формирования дополнитель­ных финансовых ресурсов страны и покрытие бюджетного дефицита имеют значительно меньшие негативные последствия для государственных финансов и денежного обращения по сравнению с монетарными приемами балансиро­вания доходов и расходов Правительства. Это достигается на основе переме­щения спроса от физических и юридических лиц к правительственным струк­турам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственный кредит в отличие от банковского кредита обладает сле­дующими особенностями:

- одним из участников кредитных отношений всегда является государство, которое может выступать в лице кредитора или заемщика;

- при совершении сделки по банковскому кредиту экономические интере­сы кредиторов и заемщиков совпадают. При государственном кредите эти интересы, как правило, обособлены. Следовательно, государство должно создать такие экономические стимулы, которые обеспечили бы добро­вольную передачу денежных средств заемщику. Для этого оно выплачи­вает кредиторам определенный доход, который их устраивает. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздей­ствия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщика, при го­сударственном кредите доход кредитора является стимулом добровольной временной передачи заемщику денежных средств;

- банковский кредит обеспечивает рост денежной массы, в то время как го­сударственный кредит приводит к сокращению оборота денежных средств. Ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организа­ций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного вос­производства и повышения его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования хозяйству­ющих субъектов является производительное использование ссудного фонда. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для пога­шения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стои­мости прибавочного продукта.

Когда речь идет о государственном кредите, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение фондов государственной власти, пре­вращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государ­ственных займов и выплаты процентов по ним являются средства бюджета.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующей форме:

• государственные займы;

• обращение части вкладов населения в государственные займы;

• заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

• бюджетные ссуды и займы;

• гарантированные займы.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства хозяйственных субъектов и населения привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализа­ции государственных ценных бумаг. Ценные бумаги обладают рядом фунда­ментальных качеств, отличающих их от других видов документов, имеющих отношение к имущественным правам. Это предъявляемость, обращаемость, ликвидность, доступность для гражданского оборота, стандартность, серий­ность, регулируемость и признание государством, рыночность, риск.

Обращение части вкладов населения в государственные займы. В от­личие от предыдущей формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных времен­но свободных денежных средств, банки предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населе­нием (банк) и предоставление последними займа государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца позволяет выделить эти отноше­ния в качестве особой формы государственного кредита. Обращение части вкладов населения в государственные займы осуществляются путем покуп­ки рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов.

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как фор­мы государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не формализуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов Правительства. Данная форма государственного кредита имеет место в тоталитарном обществе и способствует развитию инфляционных про­цессов. В связи с этим полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному бюджету долга, образовавшегося в предыдущие годы.

Бюджетная ссуда и бюджетный заем могут предоставляться организациям за счет средств бюджета любого уровня, кроме первичного.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам резидентам Республики Беларусь и индивидуальным предпринима­телям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определен­ных целевых расходов. Бюджетные ссуды необходимы юридическим лицам в связи с реформой форм собственности, финансовыми кризисами в эконо­мике, осуществлением государственных инновационных программ и т.д. Государство не несет ответственности за финансовые результаты деятельно­сти организаций. Однако при необходимости государственные органы могут оказать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы.

Отношения по линии бюджетных ссуд не являются аналогом банковского кредитования, т.к. органы государственной власти и управления оказывают финансовую помощь на иных условиях, по другим причинам и в иных целях. Бюджетные ссуды выделяются на льготных условиях по срокам и нормам про­цента и возможны в случае финансовых затруднений у хозяйствующих субъ­ектов ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а служат средством под­держки неизменно важных для народного хозяйства экономических структур.

Бюджетный заем — бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам резидентам Республики Беларусь и индивидуальным предпринима­телям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Гарантированный заем представляет собой гарантию Правительства по безусловному погашению займа, выпущенного нижестоящими органами управления или отдельными организациями, а также выплату доходов по нему. Гарантии Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым бан­ками Республики Беларусь, и внешним государственным займам предостав­ляются резидентам Республики Беларусь на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Оформление гарантии Правительства Республики Беларусь по договору внешнего государственного займа осуществляется Правительством Респуб­лики Беларусь, а по кредитному договору, выдаваемому банком Республики Беларусь - Министерством финансов по поручению Правительства.

В случае неисполнения заемщиком обязательств по возврату кредита и предъявления банком в установленном порядке требований к Правительству Республики Беларусь об исполнении выданной им гарантии Правительство Республики Беларусь в установленном порядке производит платежи по гарантии.

Внешний государственный кредит - совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Это форма государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процента ми включается в государственный долг страны. Внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями мо гут быть республиканские и местные органы власти, а также резиденты Республики Беларусь. Кредиторами могут выступать Правительства, финансово-кредитные учреждения, другие юридические лица иностранных государств, частные лица и международные финансовые организации. Цели внешних займов - укрепление экономического потенциала заемщика.

Государственные внешние займы бывают среднесрочными и долгосрочны­ми. Денежные займы предоставляются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в валюте третьей страны. Погашение займов по соглашении сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение за­ймов и выплата процентов по ним могут производиться по истечении льгот­ного периода, представляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Основные кредиторы - развитые капиталистические страны и их финан­сово-кредитные учреждения (МВФ, МБРР, ЕБРР, Всемирный банк и др.). Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанков­ских кредитов для финансирования товарных поставок по межправитель­ственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежно­го баланса. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям могут предоставляться бюджетный заем, бюджетная ссуда и бюджетный кредит.

 

Потребительский кредит

 

Потребительский кредит – это продажа торговыми предприятиями потребительских товаров с отсрочкой платежа или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.

Потребительский кредит дает возможность заработать банкам, а населению – повысить качество жизни.

Преимущества потребительского кредита:

- возможность получить те вещи, которые бы без использования кредита пришлось ждать очень долго или которые были бы просто не доступны;

- гибкость: делать покупки в удобное время на распродажах при снижении цен и совершать выгодные сделки, даже если в момент покупки нет нужной суммы наличных;

- безопасность: кредитные карточки и расходные счета являются более удобным и надёжным средством оплаты по сравнению с наличными деньгами при покупке товаров или, например, во время путешествия;

- помощь: кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы.

Недостатки:

- может возникнуть иллюзия богатства, что приводит к чрезмерным тратам и в итоге, по мере роста долгов, часто возникают трудности с ежемесячными платежами;

- покупки в кредит, как правило, обходятся дороже, чем при оплате наличными, так как приходится выплачивать проценты;

- люди, пользующиеся кредитом, чаще совершают неэкономные покупки.

Основными отличительными чертами отечественного потребительского кредита являются:

- договорный режим отношений между кредитором и заемщиком – обеспечивается посредством заключения между ними кредитного договора;

- платность;

- срочность;

- целевой характер - обеспечивается систематическим контролем кредитора за операциями, совершаемыми заемщиком с кредитными средствами.

Классификация потребительских кредитов может быть проведена по нескольким признакам.

По субъектам кредитования существуют потребительские кредиты, предоставляемые:

- банком;

- торговыми организациями;

- частными лицами (так называемые частные потребительские ссуды);

- учреждениями небанковского типа – ломбарды, пенсионные фонды и т.д.

- потребительские кредиты, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятиях и в организациях, в которых они работают.

По срокам кредитования потребительские кредиты делят на:

- краткосрочные – до 1 года;

- долгосрочные – свыше 1 года.

По обеспечению потребительские кредиты бывают:

- обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами) и необеспеченные (бланковые). Обеспечение не гарантирует погашения кредита, но значительно снижает риск его невозврата. Необеспеченные и обеспеченные кредиты в свою очередь, по характеру обеспечения подразделяются на залоговые, гарантированные и застрахованные.

По методу погашения различают:

- кредит с разовым погашением (noninstallment). Сюда относятся текущие счета, открываемые покупателем на срок 1-1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли; в пределах предоставленных кредитов они покупают товары и, по истечении установленного срока, единовременно погашают свою задолженность. Потребительский кредит с разовым погашением включает также кредиты в виде отсрочки платежа (за услуги коммунальных предприятий, врачей и медицинских учреждений).

- кредит с рассрочкой платежа (installment), погашение задолженности по кредиту и процентов осуществляется единовременно. Кредиты с рассрочкой делятся на равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется).

По условиям предоставления различают кредиты:

- разовый кредит - предоставляется путем разового зачисления всей суммы на расчетный счет заемщика, при погашении кредита полностью или частями лимит на выдачу не восстанавливается.

- возобновляемый кредит - банковский кредит без фиксированной даты погашения. Банк имеет право раз в году трансформировать возобновляемый кредит в срочный кредит.

По методу взимания процентов ссуды классифицируют следующим образом:

- ссуды с удержанием процентов в момент ее предоставления;

- ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита;

- ссуды с уплатой процентов на протяжении всего срока пользования.

Основным документом, регулирующим вопросы осущес­твления кредитных операций банками Республики Беларусь, является утвержденная Постановлением Правления Нацио­нального банка Республики Беларусь 30.12.2003 г. № 226 «Инструкция о порядке предоставления (размещения) банка­ми денежных средств в форме кредита и их возврата» [7]. Для осуществления кредитования физических лиц каждый банк самостоятельно разрабатывает свои локальные докумен­ты, определяющие процедуру кредитования.

Краткосрочные и долгосрочные кредиты физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) классифицируются на кредиты на финансирование недвижимости и на кредиты на потребительские нужды.

К первой группе кредитов относятся:

- кредит на строительство, покупку и реконструкцию инди­видуальных жилых домов и квартир в белорусских рублях;

- кредит на строительство, покупку и реконструкцию инди­видуальных жилых домов и квартир в иностранной валюте;

- кредит на ремонт индивидуальных жилых домов, квартир;

- кредит на приобретение и строительство садовых домиков;

- кредит на строительство и покупку гаражей и автостоянок;

- кредит на строительство и ремонт надворных построек гражданам, имеющим в частной собственности индивидуаль­ный жилой дом;

- кредит на оборудование индивидуальных жилых домов и квартир системами газоснабжения.

Ко второй группе кредитов относятся потребительские кре­диты, предоставляемые гражданам в пределах платежеспособ­ности получателя кредита и его поручителей, а также целевые потребительские кредиты:

- на потребительские нужды;

- установку телефонов;

- отдых и туризм;

- лечение;

- оплату затрат по обучению в высших и средних специаль­ных учебных заведениях;

- ритуальные услуги;

- покупку автомобиля.

К кредитам на потребительские нужды относятся также и кредиты, использованные для получения дохода при осуществлении деятельности, не являющейся в соответствии с законодательством предпринимательской деятельностью (деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленная деятельность и т.д.), и кредиты, целевое использование для которых не установлено

 

 

Ипотечный кредит

 

Ипотека – залог земли, недвижимого имущества. Ипо­тека оформляется договором между залогодателем и за­логодержателем, по которому залогодатель обеспечивает недвижимостью какое-либо финансовое обязательство пе­ред залогодержателями, соглашается, что такая недвижи­мость может являться предметом претензий залогодержате­ля в связи с погашением финансового обязательства.

Ипотекой обеспечиваются следующие виды финансо­вых обязательств:

-кредиты юридических, а также физических лиц в де­нежной форме, полученные в банках;

-коммерческие кредиты юридических и физических лиц;

-иные договорные отношения по финансовым обязатель­ствам (купля-продажа, найм, причинение вреда, подряд).

Залог - способ обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченно­го залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преиму­щественно перед другими кредиторами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В качестве залогодателя или залогодержателя могут вы­ступать граждане или юридические лица. Залогодателем при залоге имущества может быть лицо, которому предмет зало­га принадлежит или будет принадлежать на праве собствен­ности, праве полного хозяйственного ведения.

Под предметом ипотеки понимается зарегистрированная в соответствующем реестре недвижимость, идентифициро­ванная договором об ипотеке.

Ипотечный кредит — особый тип экономических от­ношений по поводу предоставления долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества. Участниками кредит­ной сделки могут быть банк-кредитор, заемщик, прода­вец имущества при совершении финансовой сделки ку­пли-продажи и владелец закладной на имущество, если она имеется.

Кредитором по ипотеке выступают ипотечные банки или специальные ипотечные компании, ассоциации, кредитные общества, а также обычные коммерческие банки, специализирующиеся на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости. Кредитными ресурсами ипотечных кредитных учреждений могут быть вклады (депозиты) клиен­тов, выпуск и продажа ипотечных облигаций, перепродажа закладных свидетельств и т.д.

Заемщиком являются физические и юридические лица, имеющие в собственности объект ипотеки. Особенностя­ми залога являются, во-первых, наличие у заемщика соб­ственности, во-вторых, чтобы эта собственность прино­сила доход ее владельцу, в-третьих, пользовалась спро­сом на рынке. При залоге недвижимого имущества долж­ник номинально сохраняет свое право собственника.

В зависимости от способа обеспечения обязательств (ссуды) имуществом различают виды ипотеки:

стандартная (обычная),

объединенная,

чужого имущества,

общая,

ус­ловная.

С тандартная ипотека, при которой залогодатель ис­полнение одного конкретного обязательства осуществляет путем залога одного конкретного своего имущества.

Объе­диненная ипотека, при которой залогодатель исполнение одного конкретного обязательства осуществляет путем од­новременного залога нескольких своих имущественных объ­ектов.

Ипотека чужого имущества, при которой залогода­тель исполнение своего залогового обязательства осуществ­ляет посредством залога имущества третьего лица.

Общая ипотека, при которой для исполнения одного долгового обя­зательства под залог отдается несколько принадлежащих от­дельным собственникам объектов.

Условная ипотека вступа­ет в силу с момента исполнения предусмотренного догово­ром условия. Если условие не исполняется, ипотека может быть отменена. Условие может устанавливаться в отношении как залогодержателя, так и залогодателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1846; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.013 с.)