Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

Поиск

К определению государственного (муниципального) кредита как экономической категории нет единого подхода. Основное различие состоит в определении сферы функционирования данной кредита.

Согласно М. Родионовой государственный кредит представляет один из способов привлечения государством свободных финансовых структур и средств населения для покрытия своих расходов. Однако современная практика осуществления государством кредитных операций свидетельствует, что государство в системе кредита выступает не только заемщиком средств, но и зачастую в роли кредитора, а также гаранта.

Поэтому применительно к РФ более точным является определение, в соответствии с которым государственный и муниципальный кредит – это совокупность экономических отношений между Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципалитетами в лице их органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство, его субъект или муниципалитет выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Таким образом, государственные и муниципальные займы могут быть, как получены, так и, равным образом, представлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, бюджетам других уровней, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня власти.В количественном отношении преобладает деятельность государства, его субъектов и муниципалитетов как заемщиков средств. Объемы операций данных институтов в качестве кредиторов значительно ниже.

Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке 2 видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы государственный и муниципальный кредит:

1. Обслуживает формирование бюджетных фондов государства, его субъектов и муниципалитетов.

2. Обеспечивает использование бюджетов на разных уровнях управления и внебюджетных фондов.

Остановимся более подробно на этих сторонах функционирования государственного и муниципального кредита.

1.При формировании централизованных фондов государственный и муниципальный кредит реализует отношения вторичного распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства. Объективная необходимость использования государственного и муниципального кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями органов власти государства и муниципалитетов по их удовлетворению, так как доходы бюджетной системы всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения.

Целесообразность использования государственного и муниципального кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и муниципалитетов покрытия дефицита бюджетных фондов определяется значительно меньшими негативными последствиями для публичных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными методами (эмиссия денежных знаков).

В сферу государственного и муниципального кредита попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенных для текущего потребления. В ряде случаев (чаще всего в условиях командно-административной системы) источником государственного кредита могут выступать средства, предназначенные для текущего потребления и ли финансирования необходимых производственных и социальных расходов предприятия.

Государственный и муниципальный кредит имеет как сходство, так и отличия от других видов кредита.

Таблица 15.1

Характеристика государственного и муниципального кредита в сравнении с другими формами кредита

Отличительные признаки Объединяющие характеристики
Государственный и муниципальный кредит чаще всего не имеет конкретного целевого характера. Строятся на принципе возвратности.
Государственный и муниципальный кредит служит для покрытия дефицита государственного бюджета, внебюджетных фондов, бюджетов административно-территориальных единиц. Характеризуются возвратностью. Долговые обязательства государства погашаются в сроки, которые определены условиями займа. В РФ сроки государственного займа не могут превышать 30 лет, муниципального – 10 лет.
Государственный и муниципальный кредит обеспечивается не отдельными конкретными ценностями, а имуществом или доходом государства или территориальной единицы. Основываются на принципе платности. В порядке исключения государственный и муниципальный кредит может быть беспроцентным.

2. Использование централизованных фондов посредством государственного и муниципального кредита осуществляется посредством предоставления бюджетных ссуд и кредита в рамках исполнения государственного бюджета, бюджетов территориальных образований, муниципалитетов, а также ссуд за счет внебюджетных фондов. В данном случае государственный и муниципальный кредит оказывает положительное воздействие на производство и занятость населения.

В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, путем предоставления государственного кредита или гарантирования государством кредитов, предоставленных банками согласно соответствующим программам.

В современных условиях государственный кредит является одним из способов формирования доходной базы бюджетов нижестоящих уровней бюджетов бюджетной системы РФ.

Значение государственного и муниципального кредита проявляется в его функциях. Как финансовая категория государственный и муниципальный кредит выполняет 3 функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Через распределительную функцию кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и муниципалитетов и их использование на принципах срочности, платности, возвратности.

Особенности реализации распределительной функции государственного и муниципального кредита.

n В развитых странах государственный кредит - единственный источник финансирования дефицита государственного бюджета.

n С помощью государственного и муниципального кредита налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. В условиях дефицита бюджетных фондов при использовании государственного и муниципального кредита не происходит увеличение налогового бремени.

n Погашение кредита производится за счет налоговых поступлений. При производительном вложении средств, полученных в форме государственного и муниципального кредита, налоги формируются за счет вступление в действие новых объектов, приносящих прибыль и уплачивающих налоги. В данном случае увеличение налогового бремени не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных и муниципальных займов средств единственным источником их погашения являются налоги. Происходит усиление тяжести налогового бремени, которое определяется величиной заимствований и их доходностью для инвестора.

Регулирующая функция государственного и муниципального кредита обусловлена тем, что, вступая в кредитные отношения, органы власти вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.

Особенности реализации регулирующей функции государственного и муниципального кредита.

n Размещение государственных и муниципальных займов снижает платежеспособный спрос. При финансировании за счет государственных и муниципальных займов производственных затрат происходит абсолютное уменьшение денежной массы в обращении. При финансировании затрат на заработную плату денежная масса остается неизменной, но возможно изменение в структуре платежеспособного спроса.

n Государственные и муниципальные ценные бумаги являются важным инструментом обеспечения ликвидности банковской системы и страхового сектора, так как в промышленно развитых странах государственные и муниципальные ценные бумаги являются самыми ликвидными вложениями.

n Заимствование органами власти средств на финансовом рынке увеличивает спрос на заемные средства, что способствует росту цены кредита.

Контрольная функция государственного и муниципального кредита соответствует контрольной функции финансов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.241 (0.008 с.)