Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Финансовая политика и управление финансами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание финансовой политики и финансового механизма. В любом обществе государство использует финансы для достижения своих целей. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций. Финансовая политика выступает составной частью экономической политики. Содержание финансовой политики многогранно. Существуют различные подходы к определению содержания финансовой политики. По мнению В. Родионовой основными звеньями финансовой политики являются: - выработка научно-обоснованной концепции развития финансов (базируется на основе изучения требований экономических законов, анализа состояния народного хозяйства, перспектив развития экономики); - определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу; - осуществление практических действий по финансовому регулированию экономики. Действенная финансовая политика возможна лишь при единстве этих трех звеньев. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на: - финансовую стратегию; - финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках экономической стратегии государства (пр. финансовое оздоровление экономики, повышение конкурентоспособности продукции). Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. Стратегия определяет суть тактический действий. Успешные тактические действия определяют эффективность стратегии. Целью финансовой политики является увеличение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Задачами финансовой политикиявляется: - поддержание макроэкономической стабильности; - определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их структуры, возможных резервов; - обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов; - концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития; - уменьшение дефицита государственного бюджета, определение оптимальных форм и методов его покрытия; - выработка эффективного финансового механизма реализации финансовой политики; - создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Теория и практика хозяйствования выработали ряд требований, предъявляемых к финансовой политике. Основными из них являются: * научный подход к выработке финансовой политики; * учет специфики конкретных исторических условий каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; * тщательное изучение опыта предшествующего хозяйствования и финансового строительства, новых тенденций и мирового опыта; * соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики путем ориентации на выполнение ключевой задачи определенного этапа развития общества и обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики. Полное представление о финансовой политике дает рассмотрение ее структуры. В качестве структурных элементов финансовой политики выступают: * налоговая политика; * бюджетно-финансовая политика; денежно-кредитная политики (рассматривается в теории кредита, т.к. основным инструментом ее реализации выступает кредит и система кредитного регулирования). Налоговая политика. Ее главное назначение состоит в изъятии части ВОП на общественные нужды. Инструмент реализации - виды налогов и их ставки, налоговые льготы и санкции, налоговые каникулы, налоговый кредит и др. Налоговая политика выполняет две функции: - фискальная - изъятие доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; - стимулирующая - воздействие на усиление стимулов к труду, экономичное расходование финансовых ресурсов и пр. Бюджетно-финансовая политика связана с распределением бюджетных фондов, образуемых в стране и их использованием по отраслевому, целевому, территориальному назначению. Инструменты - бюджет и методы его расходования (бюджетные ассигнования, трансферты, субсидии, бюджетное кредитование, дотации, субвенции). Развитие государства изменяет содержание финансовой политики. Анализ системы мер по государственному регулированию экономики, используемых различными государствами в историческом плане позволяет выделить следующие типы финансовой политики: * классическая; * регулирующая; * директивная. Классическая финансовая политика являлась основным типом для большинства стран до конца 20-х годов 20 века. Основа на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного бюджета. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах и должна была обеспечить поступление необходимого минимума средств. Регулирующая финансовая политика зарождается в период обострения экономических, социальных и политических противоречий в 20 годы. В ее основу положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса. Он исходил из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской активности, увеличивают национальный доход, способствуют ликвидации безработицы. Система налогов кардинально меняется. Главным механизмом регулирования становиться подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых на сбережения. Большое внимание уделяется системе государственного кредита. Государство активно развивает применений среднесрочных и долгосрочных займов для покрытия дефицита бюджета, который используется для регулирования экономики. До 60-х годов этот вид регулирующей политики обеспечивал стабильный экономический рост. В 70-е года меняется характер регулирования, оно становится многоцелевым. Регулируется денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики и др. Этот вид финансовой политики исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования сбережений как источника производственного инвестирования. Сокращение налогов и уменьшение их прогрессивности. В настоящее время происходит конвергенция этих видов регулирующей финансовой политики. Планово-директивная финансовая политика применяется в командно-административных системах управления экономикой. Цель финансовой политики - обеспечить максимальную концентрацию финансовых ресурсов у государства (главным образом у центральных органов власти). Главный инструмент - изъятие средств у государственных предприятий и населения. Изъятие у предприятий через налог с оборота и взносы свободного остатка прибыли, у населения при помощи подоходного налога и принудительных государственных займов (покупка ценных бумаг и средства из сберкасс в виде безоблигационного займа). Непосредственно с финансовой политикой связан финансовый механизм. Это связь двоякая и проявляется в том, что финансовый механизм: - является инструментом реализации финансовой политики; - выступает одним из направлений финансовой политики (формирование финансового механизма является одной из задач финансовой политики). Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом. Финансовый механизм - совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений. Финансовый механизм является одной из важнейших подсистем хозяйственного механизма. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Структура финансового механизма. * Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений следует выделить составные части финансового механизма в виде: - финансового механизма коммерческих и некоммерческих предприятий; - страхового механизма; - механизма функционирования государственных финансов. · В соответствии с территориальным делением РФ следует отдельно выделить: - финансовый механизм федеральных органов власти; - финансовый механизм органов власти субъектов РФ; - финансовый механизм местных органов власти (муниципальный финансовый механизм). Финансовый механизм очень динамичен. Его изменения происходят в связи с решением отдельных тактических задач. Финансовый механизм распадается на две части: - директивный; - регулирующий. Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансовых отношений, обязательной для всех его участников. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила организации финансов в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений в коммерческом секторе экономики. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы и виды денежных фондов, определяет направления их использования. К анализу содержания финансового механизма существует несколько подходов. 1. Т. Балабанов выделяет следующие элементы финансового механизма: - финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Основные финансовые методы: планирование, прогнозирование, самофинансирование, кредитование, инвестирование, налогообложение, страхование и др. С одной стороны финансовые методы управляют движением финансовых ресурсов, с другой, стимулируют эффективное использование создаваемых фондов; - финансовые рычаги - приемы действия финансового метода: прибыль, амортизация, финансовые санкции, налоги, методы кредита, льготы; - правовое обеспечение - установление правил действия финансового метода: законодательные акты, указы, постановления, инструкции; - нормативное обеспечение - установление количественных параметров финансовых рычагов: ставка налога, размер пени, процентная ставка, норма амортизации; - информационное обеспечение – система, способствующая единому пониманию законов, постановлений и т.д.: разъяснительная работа и система ее доведения до сведения хозяйствующих субъектов (газеты, журналы, интернет). 2. Белорусские ученые определяют содержание финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов. Ими выделяется две подсистемы финансового механизма, объединенные системами правового регулирования, планирования и управления: - финансовое обеспечение (формирование финансовых фондов); - финансовое регулирование (использование финансовых фондов). Финансовое обеспечение реализуется в нескольких формах: самофинансирования, кредитования, безвозвратного финансирования, бюджетных ассигнований, привлечения финансовых ресурсов с помощью ценных бумаг. Финансовое регулирование связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Суть финансовых методов регулирования заключается в том, что они являются конкретными формами, способами распределения финансовых ресурсов, основывающихся главным образом на сальдовом методе. Инструменты: платежи, отчисления. Функционирование финансового механизма обеспечивается через правовое регулирование, заключающееся в разработке и принятии законодательных актов по организации финансовых отношений, а также планирование и управление.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.205 (0.012 с.) |