Теории государственных финансов российских экономистов.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории государственных финансов российских экономистов.



Финансовая наука как самостоятельное явление в России начинает складываться в начале 19 века. (1818 год - Н.И. Тургенев “Опыт теории налогов”) Расцвет в конце 19, начале 20в.

Основная теория - теория “удовлетворения коллективных потребностей”. Предмет исследования - государственные финансы.

В структуре финансовой науки можно выделить 2 направления:

1. Исследовались вопросы доходов государства, система доходов, порядок и формы их формирования, контроль за этими процессами, развитие государственного кредита (И. Озеров “Основы финансовой науки”)

2. Бюджет и местные финансы. Рассматриваются вопросы построения центрального и местных бюджетов, а также бюджетного процесса.

В это же время появляется социал-демократическое направление, которое в целом имеет деструктивный характер, так как основной идеей имеет критику финансовой политики России. Целостного исследования вопросов финансов нет, изучались лишь некоторые частные вопросы, в частности, вопросы управления финансами.

После 1917 года исследование финансов связано с тактическими задачами нового государства. Активно разрабатываются вопросы финансового контроля, укрепления финансового положения государства, осуществления финансовой политики. Основные этапы:

1. НЭП - развитие дореволюционных идей.

2. 1925-1931гг. Доказательство преимущества социалистических финансов над капиталистическими. В основе лежит теория удовлетворения общественных потребностей.

3. 1931-1956гг. Возникновения единых взглядов на предмет финансов. Разрабатывается теория финансов: сущность, место в распределении НД, функции и роль финансов в общественном производстве, структура финансовой системы. Переход науки в теоретическую плоскость.

Одновременно изучается история финансов и описывается действующая финансовая практика.

4. 1956 - 1990гг. Ликвидация единомыслия на предмет финансов. Разворачивается дискуссия по определению места финансов в системе расширенного воспроизводства. Эта дискуссия основывается на двух различных подходах к определению сущности и места финансов в экономических отношениях.

Первый подход основан на распределительной концепции финансов. Финансы - система отношений распределения денежных средств, имеющая безэквивалентный характер. Отстаивается косвенное влияние на производство. Представители В. Дьяченко, П. Точильников.

Второй подход основан на расширительной концепции финансов. Финансы - это отношения на всех 4 стадиях воспроизводства.. Представители Э.Вознесенский, А.Бирман.

Появляются прикладные работы по совершенствованию отдельных финансовых инструментов (А, Бирман - хозрасчет).

5. Современное состояние развития финансовой науки в РФ характеризуется отсутствием существенных разработок как в теории, так и в практике.

Причины:

- дискуссии по старым вопросам мало актуальны;

- неподготовленность большинства экономистов к изучению финансов в рамках рыночной экономики.

 

 

Тема 11. Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетное устройство - представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязи объединенных в нее бюджетов и соответственно совокупность бюджетных прав, а также бюджетный процесс.

Главное место в бюджетном устройстве занимаетбюджетная системапредставляющая собой совокупность бюджетов административно-территориальных образований государства, основанную на экономических отношениях и правовых нормах.

В Бюджетном кодексе РФ дается несколько иное определение бюджетной системы, которое сформулировано применительно к условиям и особенностям бюджетного строительства в РФ. Под бюджетной системой Российской Федерации понимается “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета , бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней и включает:

* 1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

*2 уровень - 21 республиканский бюджет республик в составе

Федерации;

- 55 краевых и областных бюджетов;

- городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- 10 окружных бюджетов;

- бюджет Еврейской автономной области

- бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

* 3 уровень - около 29 тысяч местных бюджетов (городских,

районных, поселковых, сельских).

Бюджетная система РФ построена на следующих принципах:

§ принцип единства, реализация которого обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой экономической и налоговой политикой, единым порядком финансирования бюджетов всех уровней;

§ принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, что означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный принцип положен в основу системы межбюджетных отношений, основной проблемой которой до настоящего времени остается создание оптимального варианта разграничения расходных полномочий, а также разграничения налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы. В современных условиях на региональные и местные бюджеты возложены многочисленные обязательства не обеспеченные источниками финансирования. В результате органы власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов. Вследствие этого практика реализации данного принципа требует дальнейшего совершенствования и доработки;

§ принцип самостоятельности бюджетов, означающий право органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и самостоятельно, не выходя за рамки Бюджетного кодекса, определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источников покрытия дефицитов бюджетов. Также данный принцип находит свое подтверждение в наличие у каждого бюджета собственных доходных источников, недопустимости изъятия доходов соответствующих бюджетов в другие бюджеты. Данный принцип реализуется в динамической взаимосвязи с принципом единства бюджетной системы;

§ принцип полноты, означающий, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме. Исторически данный принцип был нацелен на борьбу с различного рода “черными кассами”, что в современных условиях означает невозможность финансирования бюджетных расходов за счет денежных средств, не учтенных в доходной части бюджетов;

§ принцип сбалансированности бюджетов, означающий необходимость соответствия предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему его доходов с учетом источников финансирования дефицита бюджета;

§ принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Суть данного принципа состоит в том, что получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Эффективность предполагает достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Соблюдение данного принципа составляет предмет государственного контроля. На практике этот принцип реализуется в частности через проведение конкурсов при размещении государственных и муниципальных контрактов, предполагающих закупки товаров, оплату оказанных услуг и превышающих сумму в 2000 МРОТ;

§ принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и источников финансирования бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов и средств, переданных на целевой основе из вышестоящих бюджетов (субвенции, субсидии);

§ принцип гласности, требующий публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия проектов бюджета, за исключением секретных статей федерального бюджета (перечень сведений составляющих государственную тайну содержится в Законе РФ “О государственной тайне”);

§ принцип достоверности, означающий правдивость и надежность бюджетных показателей. Несоблюдение данного принципа неизбежно приводит к перекосам в финансировании тех или иных направлений бюджетных расходов, серьезным перекосам в сфере публичных финансов и денежного обращения;

§ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, требующий обязательного указания направления расходования средств, получаемых конкретными бюджетополучателями. Данный принцип позволяет гарантировать финансирование именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов. Контроль исполнения данного принципа является одним из важнейших направлений государственного и муниципального контроля.

Для выявления определенных тенденций в развитии доходов и расходов, доходы и расходы нижестоящих бюджетов включаются в сводный статистический бюджет, который называется консолидированным.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве РФ - бюджетный федерализм, то есть бюджетные взаимоотношения центра и регионов, которые будут рассмотрены в последующих темах.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система зарубежных стран.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается и определяется государственным устройством. В унитарных государствах (Япония, Италия, Франция, Великобритания, Польша) имеется два уровня бюджетов:

- государственный;

- местные.

В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Канада) три звена:

- федеральный;

- членов федерации (штатов, провинций, кантонов, земель, субъектов Федерации);

- местные.

Так например, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципалитетов, тауншипов), В Канаде бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций а также местных бюджетов (общин, областей, графств).

К истории вопроса. На первых порах развития бюджетной системы для ряда стран была характерна зависимость государственного бюджета от местных финансов. Например, Правительство США до 1789 года не имело собственных источников доходов и покрывало свои расходы за счет взносов отдельных штатов. С усилением центральной власти значение государственного бюджета стало возрастать. После Второй мировой войны процесс централизации бюджетной системы усилился, что повлекло за собой значительное увеличение объемов государственного бюджета.

Таблица 11.2

Соотношение звеньев бюджетной системы по доходам

в США и Великобритании (в %)

  1913/14 1938/40 1991/92
США, итого
Федеральный бюджет
Бюджеты штатов
Местные бюджеты
Великобритания, итого
Государственный бюджет
Местные бюджеты

В государственный бюджет направляются крупнейшие доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, НДС, таможенные пошлины.

Доходы местных бюджетов формируются из второстепенных, в основном поимущественных налогов, а также отдельных акцизов.

По расходам наблюдается тенденция обратная тенденции по доходам. Возрастают расходы местных и территориальных бюджетов. Сбалансирование бюджетов нижестоящих уровней осуществляется посредством трансфертов из вышестоящих в виде субсидий, дотаций, субвенций, кредитов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.006 с.)