Финансовый контроль. Классификация финконтроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый контроль. Классификация финконтроля.



Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, ре­гулирующих финансовые отношения, которые возникают в про­цессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничивает­ся по отдельным направлениям, относящимся к однородным фи­нансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хо­зяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банков­ское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом.

В финансовом праве используются финансово-правовые нор­мы - исходные первичные элементы права, то есть установлен­ные государством и обеспеченные мерами государственного при­нуждения строго определенные правила поведения в финансо­вых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определен­ных действий).

Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисны­ми, при использовании финансово-правовых норм преобразуют­ся в финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения подразделяются в соответствии с классифика­цией финансовых субктегорий на: бюджетные, налоговые, госу­дарственно-кредитные, финансово-хозяйственные, страховые, валютно-финансовые,расчетные, контрольные и т.д. Их участ­ники находятся во взаимной связи через субъективные юридиче­ские права и обязанности, а связи (отношения) охраняются при­нудительной силой государства.

 

Вне нормативно-правовых отношений финансовая деятель­ность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридиче­ских правах и обязанностях, реализация которых гарантиру­ется мерами государственного принуждения, может быть обе­спечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены власт­ными полномочиями, они вправе издавать предписания, обя­зательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учрежде­ниями и гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, вступая в финансовое правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с права­ми других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его при­нудительной силой.

Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты - как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на эконо­мические процессы.

Методами финансово-правового регулирования является го­сударственно-властные предписания одним участникам финан­совых отношений со стороны других, которые выступают со сто­роны государства и наделены соответствующими полномочиями {императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполня­ющим финансовые обязательства, применяется метод принуж­дения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных плате­жей в бюджет и финансовые санкции.

Диспозитивный метод предполагает, договорную форму со­гласования интересов сторон, что порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод применяется пре­имущественно в отношениях хозяйствующих субъектов - партне­ров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими структурами.

Выполнения финансовых обязательств обеспечивается, глав­ным образом, методом убеждения, основанном на законопослу- шании и сознательности граждан и должностных лиц. Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушите­лям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д.

С другой стороны субъектам финансовых отношений гаранти­руется возможность защиты их прав в административном, судеб­ном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства - представительных органов и местных администра­ций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур.

Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления

Финансовая деятельность государства выражается в много­численных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использова­ние государственных денежных фондов. Неотъемлемым элемен­том в каждой из них являются функции контроля.

Разнообразие финансовой деятельности государства опреде­ляется особенностями построения финансовой системы. Госу­дарство осуществляет функции по созданию, распределению и использованию бюджетных ресурсов, финансовых средств госу­дарственных предприятий, распространяя свое воздействие на различные централизованные и децентрализованные денежные фонды, а также на денежные средства субъектов хозяйствования других форм собственности.

В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности). Высший ор­ган государственной власти — Парламент Республики Казахстан, органы государственной власти на местах - собрания депутатов

- маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно-распорядительную деятельность проводит Пра­вительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и аппарат местных администраций.

Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов:

задач государства на конкретном этапе его функционирова­ния;

форм собственности, на которых основана деятельность субъ­ектов финансового права;

источников государственных доходов;

целей использования денежных средств;

соотношения между поступившими в распоряжение государ­ства средствами и потребностями в них.

Используются следующие методы финансовой деятельности государства:

4. Методы обязательных и добровольных платежей в центра­лизованные государственные фонды: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страховые и кредитные фонды. К обяза­тельным относятся налоги, отчисления средств (на социальные цели, в специальные и внебюджетные фонды). На добровольных началах осуществляется часть платежей по личному и имуще­ственному страхованию, по государственным займам, по денеж­но-вещевым лотереям, по вкладам депозитам в банки.

5. При распределении государственных денежных средств различаются методы: финансирование - безвозвратный и безвоз­мездный отпуск средств и кредитование - выделение средств на началах возвратности и возмездности.

6. При финансовых операциях применяются методы безна­личных и наличных расчетов денежными средствами. Преобла­дающими должны быть безналичные расчеты, так как они сокра­щают издержки денежного обращения, а используются в отно­шениях государства с предприятиями и другими хозорганами, и, частично, с населением.

Различны формы и методы деятельности государства во внеш­неэкономических связях (см. раздел 23.2).

Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства

При осуществлении финансовой деятельности государствен­ные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют фи­нансовые отношения по мобилизации, распределению и ис­пользованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а также руководят участниками этих отношений.

Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопро­сам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансо­во-правовых актов составляет финансовое законодательство.

Применение тех или иных правовых форм финансовой дея­тельности определяется значением и содержанием регулируе­мых отношений. Так, юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парла­ментом; менее длительные, например, закон о республиканском бюджете также утверждается этим органом в силу значимости подобного акта для социально-экономической жизни страны. Не­юридические финансовые формы действуют в текущей финан­совой деятельности; к ним относятся: проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение заседаний комис­сий при подготовке бюджетов к утверждению собраниями де­путатов и т.д.

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям т. нормативные и индивидуальные, законодатель­ные и подзаконные, планово-финансовые.

К нормативным относятся акты, регулирующие группу одно­родных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финан­совых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.

Индивидуальные акты конкретизируют нормы права примени­тельно к определенному плательщику или получателю средств.

Законодательные акты ~ это издаваемые Парламентом зако­ны и постановления, Указы Президента республики.

Подзаконные акты — это акты, основанные на законе и приня­тые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Ми­нистерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких-либо действий и т.д.

Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определен­ный период, то есть являются планами по мобилизации, распре-

делению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые таны предприятий и органи­заций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании.

Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы фин права. Финансовое право – это совокупность юрид. норм, регул-х фин отношения, которые возникают в процессе образования, распр. и исп. денежных фондов, необходимых для осущ. задач гос. на соот-м этапе развития общества. Оно включает в себя: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; а также валютное и страх-е зак-во, банк.право, В фин-м праве исп. финансово-правовые нормы – устан-ные гос-м, строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. они содержат требования, выраженные в категорической форме, и не допускают их произвольного изменения. Фин-прав нормы подразделяются на обязывающие, закрепляющие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников фин отношений на совершение определенных действий).

Методами фин-прав регулирования являя гос-но власные предписания 1-м участником фин отношений со стороны др. Выполнение фин обяз-в обеспечивается методом убеждения, основанном на законопослушании и сознательности граждан и должност лиц.

При осущ. фин. деят. гос-ные органы принимают определённые финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют финансовые отношения по мобилизации, распр-ю и исп-ю фин ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению фин планов и фин обязательств перед гос, а также руководят участниками этих отношений. Финансово-правовые акты - решения орг гос-ной власти и управ-я по вопросам ФХД, входящим в их компетенцию. Они устан, изменяют или отменяют фин-правовые нормы или служат основанием для возник-я, прекращения, изм. конкретных правоотношений. Совокупность фин-правовых актов сост фин. зак-во. Они подраз-ся на нормативные (регулируют группу однородных фин отношений), индивидульные (конкретизируют нормы права применительно к опр плательщику или получателю ср-в), законодательные (постановления, указы), подзаконные (акты, основанные на з-не и принятые во исполнение з-на, приказы Мин-в, ведомств, инструкции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.015 с.)