Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовый контроль. Классификация финконтроля.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права. Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества. Оно разграничивается по отдельным направлениям, относящимся к однородным финансовым отношениям: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; в финансовое право включаются также такие разделы, как валютное и страховое законодательство, банковское право, правовое регулирование государственного кредита, денежного обращения, в связи с трактовкой финансов в широком понимании как денежных отношений в целом. В финансовом праве используются финансово-правовые нормы - исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускают их произвольного изменения, точно определяют объем прав и обязанностей участников финансовых отношений. Финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников финансовых отношений на совершение определенных действий). Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения. Финансовые правоотношения подразделяются в соответствии с классификацией финансовых субктегорий на: бюджетные, налоговые, государственно-кредитные, финансово-хозяйственные, страховые, валютно-финансовые,расчетные, контрольные и т.д. Их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, а связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Вне нормативно-правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством прогнозируемых доходов, их распределение и использование соответственно намеченным целям. При этом государственные органы наделены властными полномочиями, они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы и государственным органам, находящимся в подчинении у первых. Однако государственные органы, вступая в финансовое правоотношения от имени государства, имеют не только право веления, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых отношений. Как права, так и обязанности всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства и обеспечиваются его принудительной силой. Преобразование объективных финансовых правоотношений в реальные результаты хозяйствования при помощи форм и методов государственно-властного принуждения, то есть субъективных действий органов власти, представляется как правовой механизм регулирования финансовой жизни общества, а разнообразные финансово-правовые нормы и акты - как его рычаги. Тем самым происходит соединение финансовых и правовых форм и методов в единый механизм финансово-правового воздействия на экономические процессы. Методами финансово-правового регулирования является государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями {императивный метод). К хозорганам и гражданам, не выполняющим финансовые обязательства, применяется метод принуждения: бесспорное взыскание несвоевременно внесенных платежей в бюджет и финансовые санкции. Диспозитивный метод предполагает, договорную форму согласования интересов сторон, что порождает возникновение их обоюдных прав и обязанностей. Данный метод применяется преимущественно в отношениях хозяйствующих субъектов - партнеров по бизнесу: между фирмами, компаниями, разными другими предпринимательскими структурами. Выполнения финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанном на законопослу- шании и сознательности граждан и должностных лиц. Санкции выражают меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Они имеют денежный характер и содержат меры принудительного воздействия через денежные фонды и средства на нарушителей норм. К санкциям относятся пени, штрафы, неустойки, прекращение финансирования или кредитования, ужесточение условий кредитования, повышенные тарифы за перерасход ресурсов и т.д. С другой стороны субъектам финансовых отношений гарантируется возможность защиты их прав в административном, судебном порядке или процессе деятельности полновластных органов государства - представительных органов и местных администраций; они могут отменить в случае несоответствия закону акты подконтрольных им структур. Финансовая деятельность государства и методы ее законодательного осуществления Финансовая деятельность государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в трех общих направлениях: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом в каждой из них являются функции контроля. Разнообразие финансовой деятельности государства определяется особенностями построения финансовой системы. Государство осуществляет функции по созданию, распределению и использованию бюджетных ресурсов, финансовых средств государственных предприятий, распространяя свое воздействие на различные централизованные и децентрализованные денежные фонды, а также на денежные средства субъектов хозяйствования других форм собственности. В зависимости от содержания, роли и масштабов действия тех или иных функций финансовая деятельность осуществляется в виде государственной власти или государственного управления (исполнительно-распорядительной деятельности). Высший орган государственной власти — Парламент Республики Казахстан, органы государственной власти на местах - собрания депутатов - маслихаты. Главой исполнительной власти является Президент, исполнительно-распорядительную деятельность проводит Правительство Республики Казахстан, на местах - главы (акимы) и аппарат местных администраций. Финансовая деятельность государства проводится разными методами в зависимости от следующих факторов: задач государства на конкретном этапе его функционирования; форм собственности, на которых основана деятельность субъектов финансового права; источников государственных доходов; целей использования денежных средств; соотношения между поступившими в распоряжение государства средствами и потребностями в них. Используются следующие методы финансовой деятельности государства: 4. Методы обязательных и добровольных платежей в централизованные государственные фонды: государственный бюджет, внебюджетные фонды, страховые и кредитные фонды. К обязательным относятся налоги, отчисления средств (на социальные цели, в специальные и внебюджетные фонды). На добровольных началах осуществляется часть платежей по личному и имущественному страхованию, по государственным займам, по денежно-вещевым лотереям, по вкладам депозитам в банки. 5. При распределении государственных денежных средств различаются методы: финансирование - безвозвратный и безвозмездный отпуск средств и кредитование - выделение средств на началах возвратности и возмездности. 6. При финансовых операциях применяются методы безналичных и наличных расчетов денежными средствами. Преобладающими должны быть безналичные расчеты, так как они сокращают издержки денежного обращения, а используются в отношениях государства с предприятиями и другими хозорганами, и, частично, с населением. Различны формы и методы деятельности государства во внешнеэкономических связях (см. раздел 23.2). Финансово-правовые акты в системе финансового законодательства При осуществлении финансовой деятельности государственные органы принимают определенные финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют финансовые отношения по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению финансовых планов и финансовых обязательств перед государством, а также руководят участниками этих отношений. Финансово-правовые акты представляют собой принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения органов государственной власти и управления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений. Совокупность финансово-правовых актов составляет финансовое законодательство. Применение тех или иных правовых форм финансовой деятельности определяется значением и содержанием регулируемых отношений. Так, юридический закон отражает длительные и устойчивые финансовые отношения и утверждается Парламентом; менее длительные, например, закон о республиканском бюджете также утверждается этим органом в силу значимости подобного акта для социально-экономической жизни страны. Неюридические финансовые формы действуют в текущей финансовой деятельности; к ним относятся: проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение заседаний комиссий при подготовке бюджетов к утверждению собраниями депутатов и т.д. Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям т. нормативные и индивидуальные, законодательные и подзаконные, планово-финансовые. К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финансовых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия. Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств. Законодательные акты ~ это издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента республики. Подзаконные акты — это акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, резолюции должностных лиц о разрешении каких-либо действий и т.д. Планово-финансовые акты отличаются от остальных тем, что содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распре- делению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые таны предприятий и организаций, сметы расходов учреждений, состоящих на бюджетном финансировании. Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы фин права. Финансовое право – это совокупность юрид. норм, регул-х фин отношения, которые возникают в процессе образования, распр. и исп. денежных фондов, необходимых для осущ. задач гос. на соот-м этапе развития общества. Оно включает в себя: бюджетное право, налоговое право, хозяйственное право; а также валютное и страх-е зак-во, банк.право, В фин-м праве исп. финансово-правовые нормы – устан-ные гос-м, строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы, таким образом, имеют императивный (повелительный) характер. они содержат требования, выраженные в категорической форме, и не допускают их произвольного изменения. Фин-прав нормы подразделяются на обязывающие, закрепляющие, запрещающие и уполномочивающие (то есть закрепляющие права участников фин отношений на совершение определенных действий). Методами фин-прав регулирования являя гос-но власные предписания 1-м участником фин отношений со стороны др. Выполнение фин обяз-в обеспечивается методом убеждения, основанном на законопослушании и сознательности граждан и должност лиц. При осущ. фин. деят. гос-ные органы принимают определённые финансово-правовые акты, которыми в пределах своих полномочий регулируют финансовые отношения по мобилизации, распр-ю и исп-ю фин ресурсов, проведению контроля за их расходованием, выполнению фин планов и фин обязательств перед гос, а также руководят участниками этих отношений. Финансово-правовые акты - решения орг гос-ной власти и управ-я по вопросам ФХД, входящим в их компетенцию. Они устан, изменяют или отменяют фин-правовые нормы или служат основанием для возник-я, прекращения, изм. конкретных правоотношений. Совокупность фин-правовых актов сост фин. зак-во. Они подраз-ся на нормативные (регулируют группу однородных фин отношений), индивидульные (конкретизируют нормы права применительно к опр плательщику или получателю ср-в), законодательные (постановления, указы), подзаконные (акты, основанные на з-не и принятые во исполнение з-на, приказы Мин-в, ведомств, инструкции).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.6 (0.012 с.) |