Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскрытие информации в отчете о движении денег

Поиск

Движение денег от операционной деятельности организация может раскрыть, используя либо прямой, либо косвенный метод. Использование и того, и другого метода приводит к одинаковым результатам. Во избежание больших затрат труда и времени, а также для более легкого восприятия пользователями отчет о движении денег от операционной деятельности можно составлять прямым методом. Организации в целях проведения более глубокого анализа финансового положения, принятия верных экономических решений и для других экономических целей могут составить отчет о движении денежных средств, используя оба метода.

Прямой метод - это метод, по которому раскрываются ос­новные виды денежных поступлений и выплат. Этот метод основан на изучении каждой денежной операции и определении, к какомувиду деятельности она относится (операционная, инвестиционная или финансовая).

Примерами движения денежных средств, возникающих в результате опера­ционной деятельности при применении прямого метода являют­ся:

- поступление денег от продажи товаров и оказания услуг
(дебет счетов 1010, 1050, 1060; кредит счета 1210);

- авансы, полученные под поставку товарно-материальных
запасов и оказание услуг (дебет счетов 1010, 1050, 1060;
кредит счета 3510);

- в виде вознаграждений, дивидендов и роялти, вознаграж­дений различного характера и других доходов (дебет
счетов 1010, 1050, 1060; кредит счета 2170);

- прочие поступления;

- выплаты поставщикам и подрядчикам за товары и оказан­ные услуги (дебет счета 4110; кредит счетов 1010, 1050,
1060);

- авансы, выданные под поставку товарно-материальных
запасов, под выполнение работ и оказание услуг (дебет
счета 3310; кредит счетов 1010, 1050, 1060);

- выплаты по заработной плате и прочие выплаты (дебет
счета 4230; кредит счетов 1010, 1050, 1060);

- расчеты по налогам и другим обязательным платежам в
бюджет (дебет счетов 3110, 3120, 3130, 3140, 3150, 3160,
3170,3180,3190;кредит счетов 1010,1050,1060);

- выплата вознаграждений (дебет счета 3380; кредит счетов
1010, 1050, 1060);

- прочие выплаты.

При необходимости организация может более детально рас­крыть операции по движению денег по строкам «Прочие пос­тупления» и «Прочие выплаты».

Прямой метод понятен для широкого круга пользователей, од­нако он не показывает, почему результат движения денежных средств отлича­ется от размера чистого дохода (убытка) за отчетный период. Этот недостаток можно устранить, применив для составления отчета о движении денежных средств косвенный метод. Кроме того, отчет о движе­нии денежных средств показывает, насколько доходными были операционная, инвестиционная или финансовая деятельность, но не показывает непосредственного поступления и выбытия денег. Это связано с применением в бухгалтерском учете метода начисления, когда де­ньги считаются поступившими на счета организации, однако не­посредственного поступления денег при этом может и не быть.

При применении косвенного метода чистый доход или убы­ток корректируется на изменения текущих активов и обязательств, подснежных операций, а также на доходы и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности, в срав­нении с предыдущим периодом.

Этот метод основан на информации, содержащейся в бухгал­терском балансе и отчете о доходах и расходах. На основании бухгалтерского баланса составляется вспомогательная рабочая таблица для расчета изменений (отклонений) в составе и размере соответствующих статей в сравнении с предыдущим отчетным пе­риодом.

Примерами движения денежных средств, возникающего в результате ин­вестиционной деятельности, являются: 1) поступление денег в результате:

- реализации нематериальных активов, основных средств и
других долгосрочных активов;

- реализации финансовых инвестиций;

- получения займов, предоставленных другим юридичес­ким лицам;

- прочих поступлений;

2) выбытие денег в результате:

- приобретения нематериальных активов, основных средств
и других долгосрочных активов;

- приобретения финансовых инвестиций;

- предоставления займов другим юридическим лицам;

- прочих выплат.

Инвестиционная деятельность находит отражение в отчете о прибылях и убытках, когда там показываются доходы или расходы от продажи акций, основных средств и др.

Примерами движения денежных средств от финансовой дея­тельности являются:

1) поступление денег в результате:

- выпуска акций и других ценных бумаг;

- получения банковских займов;

- прочих поступлений;

2) выбытие денег в результате:

- погашения банковских займов;

- приобретения собственных акций;

- выплаты дивидендов;

- прочих выплат.

Содержание и порядок составления отчета о прибылях и убытках.

Важной формой финансовой отчетности является отчет о доходах

и расходах. Он содержит сравнение суммы всех доходов предприятия с суммой всех расходов, понесенных им для поддержания своей деятельности и показывает финансовый результат за отчетный период. Этот отчет является наиболее важным и информативным. Он обеспечивает оценку результатов деятельности предприятия за определенный отчетный период с помощью достаточно подробной разбивки данных о доходах и расходах для определения того, приносит ли предприятие доход или убыток.

В отчете приводится порядок классификации и учета статей отчета в целях составления и представления его юридическими лицами (кроме банков и бюджетных организаций) последовательно, что обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности юридического лица за разные отчетные периоды и финансовых отчетностей различных юридических лиц.

Концептуальная основа определяет порядок раскрытия различных статей доходов и расходов, полученных от обычной деятельности, дохода и убытка от чрезвычайных ситуаций, прекращенных операций и при учете изменений в учетных оценках, учетной политики и корректировки существенных ошибок в финансовых отчетах.

Таким образом, данный отчет включает в себя сведения о двух оставшихся элементах финансовой отчетности – о доходах и расходах. Доходы означают увеличение активов либо уменьшение обязательств, а расходы - уменьшение активов либо увеличение обязательств в отчетном периоде. Доходы и расходы могут быть представлены в отчет путем разграничения видов деятельности с тем, чтобы представить информацию,

необходимую для принятия решений (форма отчета). По сравнению с ранее действовавшей формой она значительно упрощена. В ней нет расшифровки использования прибыли, платежей в бюджет, затрат и расходов, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Она лишь раскрывает формирование финансового результата за отчетный

период (чистого дохода или убытка). Все статьи доходов и расходов, признанные за отчетный период, включаются при определении чистого дохода или убытка отчетного периода. Отчет о доходах и расходах является важной формой финансовой

отчетности о том, позволяет ли имеющийся доход сформировать достаточное количество ликвидных средств для обеспечения платежеспособности предприятия, может значительно отличаться от чистых, свободных средствпредприятия, и хотя предприятие будет рентабельно, оно в то же время может испытывать серьезный недостаток средств. Ни баланс, на отчет не дают удовлетворительного объяснения тому, как предприятие получает и использует вои средства. Эффективность деятельности и перспективы предприятия зависят не только от чистого дохода, полученного за какой либо период, сколько от

степени ликвидности активов, то есть от движения денежных средств.__

Отчет о прибылях и убытках является важной формой фи­нансовой отчетности. Он дает количественную оценку функ­ционирования организации за определенный период и отражает динамику ее деятельности, тогда как баланс информирует о со­стоянии средств организации и их источников в статике на опре­деленную дату.

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты орга­низации за отчетный период, в нем отражаются доходы от хозяйс­твенной и финансовой деятельности и расходы, которые способс­твовали получению этих доходов.

Если доходы превышают расходы, то результат деятельности организации - доход; при превышении расходов над доходами ор­ганизация имеет убыток.

Доход означает прирост собственного капитала и необяза­тельно ассоциируется с ростом денег. Увеличение денег может произойти в результате уменьшения другого вида активов или за счет прироста обязательств организации, при этом собственный капитал не затрагивается.

Убыток представляет собой уменьшение собственного капи­тала.

Результат деятельности организации (доход или убыток) в ба­лансе отражается свернуто и нет информации о том, как получен результат, за счет каких операций (коммерческих или финансо­вых), какие факторы позволили получить доходы (рост объема ре­ализации или снижение себестоимости). На эти и другие вопросы отвечает отчет о прибылях и убытках.

В практике зарубежных компаний и, в первую очередь стран англо-американской модели, сложилось два подхода к представле­нию доходов и расходов в отчете о прибылях и убытках:

- одноступенчатая форма — сначала представляются все
доходы, потом все расходы, и, соответственно, разница
составляет прибыль периода;

- многоступенчатая форма - прибыль рассчитывается
пошагово, при этом сопоставляются связанные между
собой доходы и расходы, например, из выручки от реа­лизации вычитается себестоимость реализации и т.д. (казахстанская форма отчета о прибылях и убытках явля­ется примером данного варианта).

Структура и содержание отчета о прибылях и убытках

Структура отчета о прибылях и убытках представлена в виде формы 2, утвержденной приказом Министра финансов РК в целях реализации пункта 6 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» с 1 января 2008 года

(МСФО 33 «Прибыль на акцию» должен применяться организациями, обыкновенные акции или потенциальные обыкновенные акции которых обращаются на рынке, а также организациями, которые находятся в процессе размещения обыкновенных акций или потенциальных обыкновенных акций, на открытых рынках ценных бумаг.

Организация, раскрывающая прибыль на акцию должна рассчитывать и раскрывать величину прибыли на акцию в соответствии с настоящим Стандартом)

В ряде стран сложился подход к представлению доходов и расходов в зависимости от их функции (англо-аме­риканская модель), а в некоторых - в зависимости от их сущности (континентальная модель). Оба этих подхода разрешены МСФО, что подробнее рассмотрено ниже.

Показатель чистой прибыли/убытка за период традиционно является одним из наиболее важных показателей финансовой от­четности, и его отсутствие в отчете о прибылях и убытках, состав­ленном по новым требованиям МСФО, может вызвать у пользо­вателей вопросы - (формат отчета и ранее представлявшаяся в отчете строка «Чистая прибыль/убыток за период» в новом формате отчета о прибылях и убытках соответствует строке «Прибыль за период, причитающая­ся акционерам материнской компании». Изменение формата связано с изменением трактовки доли меньшинства: в новом МСБУ 1 доля меньшинства отражается в составе капитала компании. Соответ­ственно прибыль / убыток за период в отчете о прибылях и убыт­ках представляет собой финансовый результат всей группы в це­лом, включая долю меньшинства ------- (В случаях, когда основное юридическое лицо владеет менее чем 100% акций дочернего юридического лица, необходимо учитывать интересы акционеров, в собственности которых остается менее 50% акций. Интересы этих акционеров, называемые интересами меньшинства (доля меньшинства - часть чистых доходов (убытков) и чистых активов дочернего юридического лица, приходящихся на долю участия, которой основное юридическое лицо прямо или косвенно через другие дочерние лица не владеет), должны быть отражены в консолидированных финансовых отчетах в сумме, соответствующей их доле в чистых активах и чистом доходе (убытке) дочернего лица.

Доля меньшинства в чистом доходе (убытке) определяется от суммы чистого дохода дочернего лица, полученного за отчетный период, и отражает величину его чистого дохода, которая не принадлежит основному юридическому лицу. В консолидированном отчете о доходах и расходах доля меньшинства показывается отдельной статьей.

Доля меньшинства в чистых активах дочернего юридического лица определяется от суммы его собственного капитала на дату составления консолидированной финансовой отчетности. Доля меньшинства в чистых активах дочернего юридического лица представляется в консолидированном бухгалтерском балансе отдельно от обязательств и собственного капитала по статье «Доля меньшинства» и отражает величину чистых активов дочернего лица, которая не принадлежит основному юридическому лицу).

Когда статьи доходов и расходов являются существенными, их сущность и величина должны быть раскрыты отдельно.

К ситуациям, которые потребовали бы отдельного раскрытия статей доходов и расходов, относятся, например, следующие:

- списание убытка от обесценения основных средств
или списание балансовой стоимости запасов до чистой
стоимости реализации;

- выбытие основных средств;

- продажа финансовых инвестиций;

- прекращенная деятельность;

- начисление резервов в связи с реструктуризацией и др. Предприятие должно представлять анализ расходов, исполь­зуя классификацию, основанную либо на сущности, либо на функ­циях расходов, в зависимости от того, что обеспечивает надежную и более уместную информацию.

Стандарт приветствует, но не требует представления такого анализа непосредственно в отчете о прибылях и убытках.

Первый способ анализа расходов - метод классификации расходов по сущности. Согласно данному методу, расходы объе­диняются в группы в зависимости от их сущности: расходы на амортизацию, расходы на приобретение материалов, расходы на выплаты работникам и др., и не распределяются между различны­ми функциями.

Пример отчета о прибылях и убытках, основанного на класси­фикации расходов по сущности, приведен ниже (табл. 1). Данный пример не является требованием стандарта.

Второй способ анализа расходов - метод классификации рас­ходов по функциям, или метод «себестоимости продаж». В соот­ветствии с этим методом расходы классифицируются по функци­ям: как часть себестоимости продаж, как коммерческие расходы или как административные расходы и т.п. При выборе данного метода предприятие должно раскрывать отдельно от других расхо­дов себестоимость продаж (себестоимость реализованной продук­ции). Метод классификации по функциям может обеспечить более уместную информацию для пользователей, однако распределение расходов по функциям (формирование себестоимости продаж) мо­жет потребовать произвольного распределения на основании ряда допущений.

Ниже приведен пример отчета о прибылях и убытках, осно­ванного на классификации расходов но функциям (табл. 2).

Приводимый пример не является требованием стандарта.

Выбор между методом классификации расходов по сущности и методом классификации расходов по функциям обусловлен историческими причинами, практикой, сложившейся в определенных отраслях, и сущностью операций предприятия.

Предприятия, классифицирующие расходы по функциям, должны раскрывать дополнительную информацию о сущности расходов, включая расходы на амортизацию и выплаты работни­кам. Данное дополнительное требование обусловлено тем, что информация о сущности расходов полезна для прогнозирования будущих потоков денежных средств предприятия.

Предприятия должны раскрывать информацию о величине признанных к распределению между владельцами собственного капитала дивидендов и соответствующую величину на одну акцию либо в самом отчете о прибылях и убытках, либо в отчете об изме­нениях капитала, либо в примечаниях.

В отчете о прибылях и убытках, основанном на классифика­ции расходов по сущности, убытки от обесценения отражаются отдельной строкой. В отчете о прибылях и убытках, основанном на классификации расходов по функциям, убытки от обесценения включаются в статьи, исходя из функциональной принадлежности, например, убыток от обесценения основных средств обычно отра­жается в прочих операционных расходах.

Содержание и структура бухгалтерского баланса, требования к балансу, установленные в соответствии с национальными стандартами.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и

обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и

по источникам их образования в денежной оценки на определенную дату.

Актив и пассив баланса отражают одну и туже совокупность средств

предприятия но в разных разрезах. Т.е средства предприятия отражаются в

балансе в денежном выражении в 2-х группировках.

Одна показывает какими средствами предприятие располагает, другая – из

каких источников они возникли.

Обе части равны между собой так как в них отражаются средства

предприятия по составу и по источникам образования.

Основное балансовое уравнение:

А=П

А=О+СК

1.3.2 Различают несколько типов бухгалтерского баланса, среди которых:

Баланс – брутто – баланс, включающий регулирующие статьи (износ ОС

и амортизация НМА).

Баланс – нетто – баланс, из которого исключены регулирующие статьи.

Использование его наиболее удобно при анализе финансового состояния

предприятия.

Начальный баланс - баланс, составленный на первое число отчетного

месяца.

Заключительный баланс – баланс, составленный на последнюю дату

отчетного периода.

Разделительный баланс – баланс, составленный на момент разделения

структурного подразделения в самостоятельное предприятие или разделение

одного предприятия на несколько независимых друг от друга.

Ликвидационный баланс – баланс, составленный на момент ликвидации

хозяйствующего субъекта и др.

Б/Б – это способ отражения информации о наличии активов, капитала и обязательств в денежном выражении на определенную дату. Источником составления бухгалтерского ба­ланса является Главная книга. Баланс состоит из двух частей: левая часть — активы - характеризирует имущество организации; правая часть — СК и обязательства - отражает ис­точники формирования активов. Такое распределение средств и источников их образования обеспечивает главную особенность баланса - равенство итогов актива и пассива: средства = капитал + обязательства

Активы в бухгалтерском балансе располагаются по степени уменьшения ликвидности.

Итоги по активу и пассиву баланса называют валютой бухгал­терского баланса.

Каждая из групп активов предприятия и источников их образо­вания в балансе представлена отдельной балансовой статьей. Ба­лансовая статья является основным элементом бухгалтерского балан­са. Однородные статьи баланса объединяются в группы, а группы - в разделы.

В основу группировки статей, заложены следующие принципы:

- для статей актива баланса - сроки действия активов;

- для статей пассива - принцип формирования пассивов и сроки их погашения.

Баланс современного хозяйствующего субъекта представлен сле­дующими разделами: актив:

- долгосрочные активы (ОС, НМА, Долгосрочные инвестиции, долгосрочная ДЗ);

- текущие активы (ТМЗ, в том числе материалы, ГП, НЗП, товары; ДС; ДЗ, и расходы будущих периодов; прочие текущие активы);

пассив:

- СК: уставный капитал; дополнительный оп­лаченный капитал; дополнительный неоплаченный капитал; нераспределенный доход (непокрытый убыток) как отчетного периода, так и прошлых лет;

- ДО: заемные средства, срок погашения которых наступит не раньше, чем через год после составления баланса; отсроченные налоги;

- краткосрочные обязательства: краткосрочные кредиты; краткосрочная КЗ; доходы будущих
периодов.

Различают несколько типов бухгалтерского баланса, среди которых:

Баланс-брутто - баланс, включающий регулирующие статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (ос­таточной стоимости) средств вычитают из суммы экономически свя­занных с ними другими статьями. К регулирующим статьям относят: износ основных средств, амортизация нематериальных активов м др.;

Баланс-нетто (или «очищенный» баланс) - баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Использование его наиболее удоб­но при анализе финансового состояния предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.009 с.)