Понятие финансов. Финансовая система РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие финансов. Финансовая система РК



Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Термин “финансы” (от латинского “finis” - конец финиш), означает окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений. Первоначально они появились в Древнем Риме между населением и государством. Позже термин трансформировался в понятие “financia”, применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов. Как видно из определения, финансы проявляются через денежный платеж, когда один участник, например, товаропроизводитель, признанный в обществе, получает денежный доход при реализации товара (услуг), то есть стоимость реализована. Другой участник, потребитель, признавая стоимость, посредством денег оплачивает каждую сделку, операцию на товарном рынке. Государство как субъект экономических отношений также заинтересовано в сохранении и приумножении стоимости в обществе для последующего перераспределения созданной стоимости в виде национального дохода.

 

Финансы, как стоимостная категория, имеет свои признаки, которые выражены:

- как подсистема производственных отношений экономического базиса;

- как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

- как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

- как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

 

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта (ОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

Финансовые отношения появляются при реальном движении денежных средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что они не являются местом возникновения финансов.

 

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

 

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

 

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы (С, V, М) и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Например, это фонды оборотных средств, амортизационный фонд, отчисления на социальное страхование, фонд оплаты труда, прибыль.

 

В дальнейшем происходит процесс перераспределения упомянутых элементов стоимости в соответствии с установленными пропорциями, определяемыми нормативами распределения.

 

Часть полученного дохода или прибыли отчисляется в распоряжение государства для формирования его централизованных фондов, другая часть остается у производителя и используется по его усмотрению. После этого сформированные фонды денежных средств подвергаются перераспределению, дроблению или, наоборот, укрупнению в зависимости от целевого назначения средств, адресному их направлению или использованию в процессе кругооборота производственных и непроизводственных фондов.

 

Значительная часть стоимости, созданная в материальном производстве, передается на общегосударственные нужды и, получив самостоятельное движение в денежной форме, включается в сферу финансовых отношений государства в качестве государственных доходов.

 

Помимо отчислений от доходов первичных звеньев экономики государство мобилизует часть средств населения в форме налогов, добровольных платежей, займов, лотерей, сбережений, хранящихся в банках с государственным участием.

 

Часть средств поступает от государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций и населения в фондовой и не фондовой форме в виде разных платежей, отчислений, сборов.

 

Так возникают формы финансовых отношений на уровне государства через формирование централизованных фондов денежных средств – государственный бюджет, фонды социального страхования, различные целевые внебюджетные фонды. Помимо этого, движение денежных средств и фондов опосредовано выполнением государственных долгосрочных целевых программ – развития производственных сил, экологических, социальных, научных, региональных и др.

 

В конечном итоге, пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение, и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях.

 

Финансы, имея свою сущность, глубокое содержание, возникают на основе отношений, объективно складывающихся в воспроизводственном процессе. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

 

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ.

 

Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития. Но в истории и теории высказывались, что исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государственной власти как – бы необходим специальный фонд денежных средств, который формируется за счет всех членов общества.

 

Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии денег государство аккумулировало и использовало денежные средства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов.

 

На современном этапе во всем мире акцент делается на низовые звенья хозяйствования и регионы, которым предоставляются большие права и самостоятельность в формировании финансовых ресурсов. Только объективные условия при рациональном, научно обоснованном распределении ресурсов между центром, регионами, низовыми звеньями хозяйствования создают высокую отдачу и возобновление в больших размерах используемых средств. Главной причиной, порождающей появление финансов выступают потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах.

 

Однако, рассматривая роль государства в обосновании необходимости финансов, следует иметь в виду, что общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.

 

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего по субъектам. Именно роль субъекта в общественном производстве и будет выступать в качестве первого объективного необходимого критерия классификации финансовых отношений.

 

Классический подход в теории финансов связан с именем А. Смита, затем Д. Рикардо, которые дали характеристику таким финансовым категориям, как государственные доходы, государственные расходы, вскрыли их воспроизводственный характер и негативное влияние на накопление капитала и рост национального дохода. Они в целом давали отрицательную характеристику налогам, считали "налоги -. великое зло". Ими сформулированы четыре основных принципа налогообложения, которые впоследствии использованы буржуазным государством при проведении налоговой политики. Английский экономист Джеймс Стюарт внес предложение по введению необлагаемого минимума при подоходном обложении, разрабатывая ". теорию налоговых услуг ", увязав налоги с государственными расходами. Впоследствии эта идея легла в основу учения американского ученого П. Самуэльсона - рост налогов должен сопровождаться ростом потребности в государственных услугах. Можно выделить шведских экономистов К. Виксель, Э. Мендаль, швейцарского экономиста Жак Сисмонда, которые акцент делали на государственные расходы, критиковали государственную финансовую политику (протекционизм). Немецкие ученые (М. Веберг, А. Вагнер), посвятив учения государственным финансам, дополнили принципы налогообложения (9 принципов). Считали, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране.

 

С середины и до конца 19 века финансовая наука связана с именем К. Маркса и Ф. Энгельса. Доказаны были клановый характер государственных бюджетов, непроизводительный характер государственных расходов, связь государственных займов с налогами. Определены роль финансовых методов - государственных доходов, государственного кредита, налогов в первоначальном накоплении капитала. Сбалансированность бюджета государства рассматривалась как цель и К. Маркс считал, что именно сальдо бюджета (дефицит или излишек) определяет сокращение или увеличение налогообложения. В начале и к середине 20 века утверждается новая теория, где признается государственное регулирование и оно оказало влияние на формирование финансовой концепции и разработку финансовой политики.

 

Направления и основные концепции финансовой науки, связанные с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) оказали огромное воздействие на формирование государственной, политики во всех капиталистических странах на протяжении 40 – х и первой половины 70-х годов.

 

Финансовая концепция Дж. Кейнса основывается на общеэкономических идеях, главное из которых состоит в том, что капиталистическая экономика не может «саморегулироваться». Поэтому перед государством ставится задача сбалансирования экономики. Финансы в концепциях кейнсианской школы можно рассмотреть по следующей схеме.

 

1. Теория эффективного спроса

1. Спрос который выражает равновесие между потреблением и производством, доходом и занятостью.

2.Фискальная антициклическая теория

2. Путем соответствующих изменений государственных доходов, расходов можно добиться равновесия в экономическом развитии.

3.Теория функциональных финансов

3. Теория Лернера, Разработка финансовых программ для регулирования экономики.

4.Теория мультипликатора

4. Государственные меры по стимулированию экономического развития имеют множительный характер.

5.Теория дефицитного финансирования

5. Необходимость роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов.

6. Теория циклического балансирования

6. Приспособленность бюджета к экономическому циклу.

7. Теория бюджетного накачивания и компенсационного бюджета

7. В современных условиях бюджет должен иметь постоянный хронический дефицит.

8. Теория вопросного бюджетного стабилизатора.

8. Налоги как «налоговые стабилизаторы» активно реагируют на циклические колебания. С помощью бюджета достигаются «стабильность и дееспособность экономики».

9.Теория финансовой политики.

9. Финансовая политика воздействует на состояние ликвидности частных лиц и фирм.

10. Концепция«неоклассического синтеза».

10, Теория равновесия в условиях неполной занятости, учитывающая денежный характер.

 

К примеру, краткую характеристику отдельных видов теорий - Дж. Кейнса можно выразить следующим:

 

Теория эффективного спроса: эффективный спрос, по мнению Дж. Кейнса является определяющей целью в государственной политике в борьбе с экономическими кризисами и безработицей.

 

Фискальная антициклическая теория: по мнению кейнсианцев рост государственных затрат должен обеспечивать экономические условия для сбалансированности спроса и предложения на долгосрочную перспективу.

 

Теория функциональных финансов: производство, по мнению американского экономиста Лернера может влиять на занятость:

с помощью продаж (покупок);

посредством кредитных операций;

путем выплат субсидий одним лицам и взимание налогов с других.

 

Теория мультипликатора: согласно этой теории государственные меры по стимулированию экономического роста имеют множительный (мультиплицирующий) эффект,

 

Теория дефицитного финансирования: государственные инвестиции и текущие государственные расходы можно финансировать в долг, более того, рост задолженности государства.

 

В основе финансовой концепции Дж. Кейнса положена идея "эффективного спроса". Он выступил со своей теорией, когда экономика пережила тяжелейший циклический кризис 1929 -1933 гг. изложив ее в работе "Общая теория занятости процента и денег".

 

В данной работе обосновывается необходимость вмешательства государства в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Основными инструментами такого вмешательства в циклическое развитие экономики должны стать финансовые категории, и в первую очередь государственные расходы. Их формирование, структура и рост являются важным фактором достижения "эффективного спроса". Рост государственных расходов за счет налогов и займов смогут оживить предпринимательскую деятельность и обеспечит увеличение национального дохода, а также ликвидировать безработицу. Для достижения этой цели, как считает автор, государство обязано не только поднять уровень своих расходов, но и воздействовать на личное и инвестиционное потребление.

 

Особое значение Дж. Кейнс отводил налогам и их воздействию на основной "психологический закон", согласно которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Это ведет к падению спроса на товары и сокращению производства. Государство, воспрепятствуя проявлению закона, восполняет недостающий спрос за счет увеличения налогов, увеличивая государственные расходы и за счет стимулирования инвестиций. Формула по Дж. Кейнсу выглядит так:

 

сбережение + налоги = инвестиции + государственные расходы

 

Последователи Дж. Кейнса в 1950 - 60 гг. внесли в его теорию динамичный элемент, что дало возможность создать теорию экономического роста и финансовой концепции (А. Ханса, С. Харрис - США, Р. Харрод - Англия, Ф. Перу - Франция).

 

Важное место в ней заняла финансовая концепция, разработанная указанными и другими экономистами многих стран. Они завершили создание фискальной антициклической теории, сущность которой сводилась к изменениям государственных доходов и государственных расходов в целях сбалансированного экономического развития.

 

Крах кейнсианской модели вынудил западных экономистов произвести "переоценку ценностей", искать новые принципы организации государственных финансов и финансовой политики. И такие принципы были предложены представителями неоклассической школы в западной экономической мысли. С. середины 20 века Р. Слоу, Дж. Кенрик - США, А. Роббинс, Дж. Мид - Великобритания стали развиваться идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Предлагалось сокращение общего объема государственных расходов, при этом в структуре увеличивая доли затрат "образование", "науку" в "человеческий капитал". Выступали за снижение уровня налогов и достижение бездефицитного бюджета.

 

Неоклассическая финансовая теория основана на концепции факторов производства, согласно которой стоимость продукта создается тремя главными производственными факторами - капиталом, трудом и землей.

 

В современной финансовой науке зарубежных стран, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии между различными школами, наблюдается процесс конвергенции. Так, взгляды кейнсианской теории проникают в неоклассическую, а неоклассические теории в кейнсианскую. Это прежде всего касается финансово - кредитно-денежного механизма, который присутствует во всех без исключения теориях. Все теории признают необходимость исследования этих инструментов для воздействия на хозяйственную жизнь страны.

 

Можно выделить особо налоговую концепцию американского экономиста А. Лаффера - высокие ставки налога сдерживают экономический рост. Эти рекомендации были использованы на Западе при налоговых реформах в 1980 г.

 

Посткейнсианское направление связано с идеей расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна быть направлена на ограничение деятельности монополий и сокращения военных расходов, увеличение доходов на социальные нужды.

 

Следует выделить современные концепции экономистов по проблемам финансов.

 

Наиболее актуальные в понимании проблем финансов современные концепции ученых, которые отражают складывающие финансовые отношения в мире, в странах с различным уровнем развития. Самостоятельный блок составляет учения российских экономистов, которые свое начало берут с 19 века (Н.И. Тургенев, И. Озеров, и др.) Финансовая наука развивалась под влиянием основных направлений известных западных экономистов, их концепции, классических подходов.

 

Рассвет российской финансовой науки пришелся на конец 19 го начало 20 го веков. В этот период были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов - И. Янжула, И. Озерова, И. Кулитера, Л. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и других. В своих работах российские ученые - финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки.

 

Изучение практики финансовых отношений дореволюционных российских финансистов вытекало из теоретических представлений. Основное место занимало исследование государственных финансов. Советская финансовая наука в своем развитии имела свои предпосылки, основы и периоды развития. Исследования В. Лениным финансовых проблем" было связано в основном с тактическими задачами, возникшими перед государством. Были разработаны вопросы финансового контроля, создания нового финансового аппарата, укрепления финансового положения государства, проведения денежной реформы, осуществления финансовой политики государства на различных этапах послереволюционного развития.

Крупнейшие экономисты советского периода В. Дьяченко, К. Плотников, А. Зверев, Э. Вознесенский, А. Александров создали практически теорию финансов социалистического периода развития общества. Отмечается, что их труды были достаточны фундаментальны, не основывались на узко субъективных подходах, не игнорировались категориальные основы финансов, их сущность. С переходом к рыночным отношениям и созданием новых экономических отношений после распада СССР, в сфере финансовой науки продолжают развиваться теории и суждения, переосмысливаются ценности, подходы к использованию таких категорий, как прибыль, финансовые ресурсы, доходы, государственные расходы, налоги, цена, государственное регулирование. Создается новое направление финансов современного Казахстана.

 

Функции финансов

Название функция - это внешнее проявление свойства, какого - либо объекта в данной системе отношений. Без функции нельзя представить сущность. Применительно к финансам функция означает круг деятельности, присущей данной экономической категории. Хотя функции сами постоянны, в то же время они проявляют себя, при котором присутствуют специфические способы выражения присущих финансам свойств.

 

Финансы традиционно выполняют в основном две функции, которые признаны экономистами и отражены в учебной литературе: распределительная и контрольная функции. Обе функции взаимосвязаны и сопровождают финансы одновременно. Распределительная функция связана с формированием, распределением и использованием денежных фондов (доходов). В обществе каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода. Формирование денежных фондов (доходов) предполагает образование децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. При распределительной функции финансов происходит образование первичных доходов, а затем вторичных. Первичные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Таким образом, в сфере материального производства у предприятий образуются децентрализованные фонды денежных средств; (фонд оплаты труда работников, доходы фермеров, крестьян, основные фонды, чистый доход предприятия).

 

В дальнейшем распределительная функция проявляется через перераспределение национального дохода, в результате которого образуются вторичные доходы, необходимые для развития в основном непроизводственной сферы, социального обеспечения членов общества и управления государством. Отсюда распределительная функция рассматривается достаточно широко, состоит как - бы из двух частей (первичное и вторичное распределение). Охватывает все стадии совокупного общественного продукта и национального дохода и создает децентрализованные и централизованные фонды денежных средств.

 

Весь процесс распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП) не может осуществляться в обществе бесконтрольно. И здесь свое проявление получает контрольная функция финансов. Это функция будучи инструментом формирования и использования денежных фондов должна объективно отражать ход распределительного процесса, образования конкретных денежных фондов и расходования их по целевому назначению.

 

Контрольная функция требует активного участия со стороны государства, а в условиях рыночных отношений финансовый контроль в стране должен быть направлен на обеспечение динамичного развития как частного, так и общественного производства, на стабильное развитие в финансовом отношении всех сфер отечественного хозяйства. Контрольная функция в любом обществе нацелена на повышение экономического стимулирования, рационального расходования всех видов ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечения со стороны государства бесхозяйственности, расточительства и мошенничества.

 

Финансовый контроль охватывает вопросы точного соблюдения законодательства в сфере финансов, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом в части уплаты налогов и других обязательных платежей, переводов денег между банками, а также взаимных обязательств между всеми хозяйствующими субъектами по расчетам и платежам.

 

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются через финансовый механизм и полноценную деятельность финансового аппарата.

 

Контрольная функция финансов достигает своей цели в том случае, если финансовые органы на различном уровне четко выполняют свои функции, обладают достоверной финансовой информацией. Финансовый контроль на микро уровне, а также на макро уровне охватывает процессы финансового планирования, исполнения финансовых планов, сметы доходов и расходов, доходной и расходной части бюджета государства. От полного проявления контрольной функции финансов зависит объективность финансовых отношений в стране.

 

Распределительная функция финансов первична, постоянна в действии. В своем проявлении данная функция затрагивает интересы и возможности различных субъектов на стадии формирования денежных фондов. В реальной практике при подключении субъективных подходов к вопросам финансов, неправильного использования финансового механизма может возникнуть искажение в проявлении распределительной функции.

 

Поэтому важным в понимании самих функций выступает объективность.

 

Уместно показать эволюцию взглядов на сущность и функций финансов. На протяжении многих времен в научной экономической среде по вопросу сущности и функции финансов развивалось множество взглядов, и это позитивно влияло на разработку теоретических основ финансов в различных системах, включая современный период развития рыночной экономики.

 

В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией, производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно - политической и экономической жизни, вопросы о сущности и функциях финансов рассматривается на дискуссионном уровне.

 

В экономической литературе наибольшее признание получили две концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.

 

Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

 

Согласно данной концепции, финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, тем самым признаются две традиционные функции.

 

С помощью распределительной функции распределяются и

 

перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального богатства (например, при изъятии оборотных средств, операциях по реализации государственного имущества).

 

Считается, что через распределительную функцию финансы удовлетворяют прежде всего общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, коллективов, предприятий, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и их расходования. Сторонники доказывают, что через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения.

 

Распределительная концепция базируется на первичность количественного соизмерения в экономических отношениях, связанные с движением совокупного общественного продукта, с созданием условий для реализации общественного продукта посредством купли - продажи.

 

Количественное соизмерение финансов путем величины формируемых денежных фондов способствует ускорению развития отдельных структурных подразделений экономики путем создания благоприятных финансовых условий.

 

Последователи распределительной концепции финансов полагают, что именно через распределение финансы активно воздействуют на процесс воспроизводства. В данном случае на второй план отводится стадия производства, которая через другие стадии выступают источником экономического роста.

 

Обобщая можно сказать, что финансы - категория производства, -так как они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производство. Из стадии производства финансы переходят в сферу обмена, где продолжается процесс распределения общественного продукта. Финансы здесь выступают инструментом распределения. Финансы далее как категория потребления участвуют в формировании фондов общественного и личного потребления. Отсюда финансы категория не одной стадии, а всех трех, выражают движения стоимости.

 

 

В отличии от распределительной концепции финансов, которая. приоритетной считает движение денежных средств в целях образования денежных фондов, воспроизводственная концепция упирается на движение стоимости в денежной форме. Таким образом воспроизводственная концепция в сущности финансов представляется шире и основательнее, чем распределительная концепция.

 

Сторонники воспроизводственной концепции выделяют следующие функции финансов: образование денежных доходов и фондов; использование денежных доходов и фондов; контрольная функция.

 

В экономической литературе кроме традиционных функций (распределительная, перераспределительная, контрольная) приводятся и другие мнения, сформулированы такие функции как: воспроизводственная, стимулирующая, функция опосредования кругооборота производственных фондов или оперативная. Следует однозначно определять, что функции во всех действиях и проявлениях раскрывают сущность финансов как экономической категории. Функция экономическая категория - это разные стороны одного и того же экономического явления. Функции нельзя рассматривать изолированно от сущности финансов. Глубокое содержание финансов будет понято через сущность, функции и роль данной стоимостной категории.

 

Необходимо выделить роль финансов.

 

Финансы, выступая в качестве орудия распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода между сферами материального производства, производственной и непроизводственной сферами, между государственным и различными секторами хозяйства, создают, с одной стороны, основу для возобновления кругооборота общественного продукта, а с другой активно влияют на оптимизацию структуры экономики.

 

Роль финансов в общественном производстве огромна и -многогранна. Прежде всего проявление роли финансов можно - проследить через два основных вида финансов: финансы предприятий, фирм (хозяйствующих субъектов) и государственные финансы.

 

Для своего функционирования каждое предприятие наделяется основными фондами и оборотными средствами. В процессе функционирования они переносят свою стоимость частично или полностью на вновь созданный продукт. Из выручки предприятий выделяется фонд возмещения, обеспечивающий новый кругооборот фондов.

 

Государственные финансы всегда занимали важное место в составе финансовых отношений. Государство не может функционировать без создания и формирования централизованных фондов денежных средств, которые через механизм перераспределения и финансовую политику направляются на социально - экономическое развитие страны.

 

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство.

 

Роль финансов проявляется через функции финансов и значительно шире. Если функции постоянно и неотделимы от самой сущности финансов, то роль финансов в разные периоды может быть различна, зависит от реальных условий, воздействия внешних и внутренних факторов, субъективных подходов участников финансовых отношений.

 

Роль финансов подтверждается воздействием их на общественное воспроизводство, на повышение эффективности, на развитие и укрепление коммерческих начал, на повышение жизненного уровня населения, создания социальных благ и укрепление мощи государства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.11 с.)