Финансовая деятельность, финансовая система, методы управления финансами (императивный, диспозитивный). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая деятельность, финансовая система, методы управления финансами (императивный, диспозитивный).



Финансовая деятельность - это вид человеческой деятельности, обусловленный наличием товарно-денежных отношений в обществе и необходимостью создания определенных фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовую деятельность осуществляют государство, местное самоуправление и хозяйствующие субъекты.

 

Финансовую деятельность государства осуществляют органы государства всех трех ветвей власти, поэтому вряд ли можно рассматривать финансовую деятельность государства, а также финансовую деятельность местного самоуправления только как управленческую деятельность

 

Финансовая деятельность государства - это особый вид государственной деятельности, который включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение, например, налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

 

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования определенного фонда денежных средств

 

Итак, финансовая деятельность государства осуществляется органами государства всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной - в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, а в определенных случаях - непосредственно населением соответствующей территории.

 

Финансовая деятельность государства основывается на принципах,

Принципы законности, гласности, плановости присущи и финансовой деятельности

 

 

Рассмотрим вышеназванные принципы осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

 

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства и местного самоуправления базируется на целой системе финансово-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения которых закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

 

Финансовая деятельность предприятия - это организация финансовых отношений, возникающих в процессе работы у предприятия с другими юридическими и физическими лицами. Финансовые отношения - это часть денежных отношений, порождаемая движением денежных средств и сопровождающаяся формированием и использованием фондов денежных средств.

Финансовая деятельность предприятия имеет целью формирование первоначального капитала и последующее обеспечение обоснованных пропорций при формировании и использовании доходов и финансовых ресурсов, а также создание условий для выполнения обязательств перед государством, покупателями и поставщиками. Частью финансовой деятельности является экономическое воздействие на партнеров, гарантирующее выполнение ими договорных обязательств перед предприятием.

 

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Сущность финансовой системы

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений

Финн система состоит из 3х элементов:

-фин аппарат управления (субъекты)

-совокупность фондов ден средств (объект)

-совокупность фин отношений

 

Фин система по функц критерию:

-Базовые посистемы

Налоговая

Бюджетная

Внешние эк отношения

-Обеспечивающие подсистемы

Фин планы

Учет и отчетность

Нормы и законы

Автоматизированная система управления финансами

Кадровое обеспечение

 

Фин системы в зависимости от субъектов финн отношений

-Общегос финансы

Гос бюджет (Респ и Местный)

Внебюдж фонды (Нац фонд, НПФ)

Гос кредит

 

-Финансы хох субъектов

Финансы предприятий мат производства

 

-Финансы населения

 

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и обязанностей. Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным. Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.

Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуются следующими признаками:


1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер;
2) это предписание детально регламентирует поведение сторон;
3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;
5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;

6) возможность выбора поведения сторон, в т.ч. на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;
7) неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;
8) субъект, представляющий в фин. правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.
Диспозитивный метод
по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов фин. отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма фин. отношения.

Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками:
1) права и обязанности сторон формируются по линии двух источников:
a) нормативного акта, регулирующее данное отношение;
б) договорами, заключенного между сторонами;
2) односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;
3) правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансовые обязательства государства перед этой стороной;
4) регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;

5) права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорической формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юр. обязанностей, в т.ч., вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;
6) юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;
7) финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами 2-ю сторону этого отношения – государство или представляющий его орган;
8) финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.

Финансовое планирование и прогнозирование. Методы и этапы финансового планирования. Цель, задачи и принципы финансового планирования и прогнозирования

Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность, к ним относятся:

- регламентированность (упорядоченный процесс);

- связь с обработкой информации;

- направленность на достижение определенных целей;

- временной характер.

Финансовое планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Оно осуществляется органами государственной власти и управления, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Основная цель финансового планирования - обоснование финансовых возможностей обеспечения намечаемых проектов и их эффективности

Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Объектом финансового планирования в основном выступает финансовая деятельность государства или любого хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или круг финансовых операций. Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Методология финансового планирования базируется на следующих важнейших принципах:

1) принцип объективной необходимости использования финансового планирования, как первоначальной стадии управления финансами на всех уровнях хозяйствования;

2) принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующем его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям;

3) принцип комплексности и единства цели, предполагающем согласование производственных и социальных заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на различных уровнях управления;

4) принцип научности, как бы подытоживает основные черты планирования, обеспечивает реальность, эффективность намеченных заданий.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем. Процесс получения этой информации называется прогнозированием.

Финансовое прогнозирование – это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.

Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2) определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

 

Этапы и методы финансового планирования и прогнозирования

Активное воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства и каждого хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий. В действующей практике финансового планирования применяются в основном следующие методы:

- метод экономического анализа;

- коэффициентный метод;

- нормативный метод;

- балансовый метод;

- программно-целевой метод;

- экономико-математическое моделирование;

- метод экспертных оценок.

Экономический анализ – первый этап планирования и действенный способ оценки исходного уровня доходов, расходов, резервов, а также изучения результативности действующих финансовых отношений.

Коэффициентный метод – с помощью коэффициентов уточняются задания истекшего года и определяются доходы, расходы, прибыль и другие показатели нового периода.

Реальность финансовых расчётов повышается при применении нормативного метода, однако для этого требуется мощная нормативная база: многочисленные научно обоснованные нормы и нормативы.

Основным способом согласования отдельных разделов финансового плана является балансовый метод, он используется для взаимной увязки расходов с источниками их покрытия, согласованности стоимостных пропорций.

Важнейшим для решения ключевых экономических, социальных, научно-технических, экологических проблем является программно-целевой метод предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Реализуется через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления.

Возможности более обоснованного предвидения эффективности намеченных заданий даёт метод экспертных оценок, экономико-математическое моделирование движения финансовых ресурсов, которое позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

- анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

- расчет плановых показателей;

- составление финансового плана как документа.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансовых показателей проводится во взаимной увязке с производственными данными.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период по основным группам доходов и расходов на основе показателей планов и программ социального и экономического развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое, сбалансируются. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источники увеличения доходов и накоплений, определяются пути более эффективного их использования, а в некоторых случаях - прямое сокращение отдельных видов расходов.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами:

- в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;

- при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как:

- математическое моделирование;

- эконометрическое прогнозирование;

- экспертные оценки;

- построение трендов и составление сценариев;

- стохастические методы.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от "ощущений" эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений или постоянных абсолютных изменений.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Виды финансовых планов и прогнозов

Основным документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования денежных доходов и накоплений хозяйствующих субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом.

Цель составления финансового плана — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозиро­вания величины финансовых показателей.

Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе 5-летние), текущие и оперативные планы.

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства.

Пятилетний план — это главная форма реализации целей и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства; фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря — подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия.

Система финансовых планов включает разные виды планов, которые отличаются широтой охватываемых отношений а, следовательно, объемом планируемых к поступлению и использованию ресурсов. По этому признаку различают первичные и сводные финансовые планы.

К первичным относятся финансовые планы хозяйствующих субъектов сферы материального производства; планы коммерческих и некоммерческих организаций непроизводственной сферы; сметы государственных учреждений и организаций, расходы которых полностью или в основной части финансируются за счет бюджетных средств.

Сводные финансовые планы включают общегосударственные, отраслевые, территориальные.

Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет, республиканский бюджет.

Система отраслевых финансовых планов включает: балансы доходов и расходов министерств, отраслей материального производства, сводные сметы расходов министерств непроизводственных отраслей, финансовые планы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организаций на соответствующей территории и т.д.

Сводный финансовый баланс представляет собой финансовую программу общегосударственного прогноза развития на среднесрочный (пятилетний) период. Его составлением занимается Министерство экономики при активном участии Министерства финансов, Национального банка, крупнейших коммерческих банков. В регионах расчеты баланса должны проводить соответствующие региональные органы.

В сводном финансовом балансе отражаются состав и источники формирования денежных средств государства, государственных предприятий и организаций, предприятий и организаций других форм собственности и их использование на расширенное воспроизводство и общественные нужды (социально-культурные мероприятия, оборону, управление).

Важнейшим оперативным финансовым планом является государственный бюджет. Он имеет ряд существенных отличий от сводного финансового баланса. В нем отражаются не все доходы государства, а только их централизуемая часть. В бюджете указаны конкретные наименования платежей в бюджет и их плательщики, назначение и их получатели.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5-7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

 

Система государственного планирования финансов

Система государственного планирования определяется Президентом Республики Казахстан. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию осуществляет методологическое руководство по государственному планированию, а также вырабатывает предложения по совершенствованию системы государственного планирования.

Система государственного планирования включает в себя:

- Прогноз социально-экономического развития;

Прогноз социально-экономического развития разрабатывается центральным и местными уполномоченными органами по государственному планированию ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом стратегических и программных документов в целях установления взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования.

На центральном уровне государственного управления: прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития Республики Казахстан на пять лет в разбивке по годам, прогноз бюджетных параметров на три года (основные направления налогово-бюджетной политики Республики Казахстан, прогнозы основных параметров государственного и республиканского бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан, прогнозируемые объемы расходов по администраторам республиканских бюджетных программ).

На местном уровне государственного управления: прогноз, тенденции, приоритеты, целевые индикаторы и показатели социально-экономического развития региона на пять лет в разбивке по годам, прогноз бюджетных параметров на три года (основные направления налогово-бюджетной политики региона, прогнозы основных параметров соответствующих местных бюджетов, прогнозируемые объемы расходов по администраторам местных бюджетных программ).

Целевые индикаторы и показатели устанавливаются по ключевым направлениям для определения количественных и качественных результатов, на достижение которых должна быть направлена социально-экономическая политика Республики Казахстан или региона в течение пятилетнего периода.

Прогноз бюджетных параметров на второй и третий годы планового периода носит индикативный характер и может быть уточнен при разработке прогноза бюджетных параметров на очередной плановый период. Статья 65. Прогнозирование поступлений бюджета

Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития.

Отражение поступлений в бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) допускается только при получении связанных грантов в виде безвозмездной технической помощи, а также в случаях, предусмотренных международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан.

- Стратегический план государственного органа;

Стратегический план государственного органа разрабатывается каждые три года на пятилетний период на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан, прогноза социально-экономического развития. Он определяет стратегические направления, цели, задачи, показатели результатов деятельности государственного органа и включает бюджетные программы с объемами финансирования на плановый период. Бюджетные программы разрабатываются в пределах прогнозного объема бюджетных средств, предусмотренных для администратора бюджетных программ в прогнозе социально-экономического развития.

Стратегический план государственного органа, непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан, утверждается Президентом Республики Казахстан или должностным лицом, им уполномоченным.

Стратегический план исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, утверждается местным исполнительным органом.

Стратегические планы Верховного Суда Республики Казахстан, Хозяйственного управления Парламента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Национального центра по правам человека Республики Казахстан утверждаются в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

Конституционный Совет Республики Казахстан, аппараты маслихатов стратегические планы не разрабатывают.

Стратегические планы центральных государственных органов или изменения и дополнения в стратегические планы после утверждения республиканского бюджета дорабатываются, утверждаются в недельный срок со дня подписания Президентом Республики Казахстан закона о республиканском бюджете и подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение десяти календарных дней с обеспечением защиты государственных секретов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Стратегические планы или изменения и дополнения в стратегические планы исполнительных органов, финансируемых из областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы, после утверждения областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы дорабатываются, утверждаются до 30 декабря текущего финансового года и подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение десяти календарных дней с обеспечением защиты государственных секретов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Стратегические планы или изменения и дополнения в стратегические планы исполнительных органов, финансируемых из бюджета района, после утверждения бюджета района дорабатываются, утверждаются до 10 января следующего финансового года и подлежат опубликованию в средствах массовой информации в течение десяти календарных дней с обеспечением защиты государственных секретов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

- Операционный план.

Для реализации стратегического плана государственный орган разрабатывает операционный план.

Операционный план представляет собой документ, содержащий конкретные действия государственного органа в текущем финансовом году, увязанные по ресурсам, ответственным исполнителям и срокам осуществления мероприятий по достижению целей, задач и показателей результатов стратегического плана.

Операционный план разрабатывается ежегодно и утверждается до 10 января текущего финансового года ответственным секретарем (руководителем) государственного органа

Таким образом, финансовое планирование на уровне государства представляет собой составную часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, денежных и материальных потоков.

Относительная обособленность отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих особенности форм и методов образования и использования денежных фондов, отраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов. На микроуровне важнейшей задачей для любого предприятия является разработка различных финансовых прогнозов, их оценка и последующее принятие одного из них в качестве конкретного плана, следуя которому можно будет достигнуть прогнозируемого результата. Аналогична последовательность действий и на макроуровне, разве что масштабы планирования и прогнозирования будут затрагивать не конкретный экономический субъект, а всю страну.

Система финансового планирования на предприятии

С точки зрения системного подхода на предприятии должна быть сформирована система финансового планирования.

Для этого необходимо определить цель данной системы и результат ее функционирования, участников процесса планирования, характер распределения функций финансового планирования между различными подразделениями предприятия, состав необходимой информации, методы, инструменты и технические средства финансового планирования.

Финансовые планы достаточно сложны как по структуре, так и по содержанию. Поэтому для их разработки требуются усилия различных подразделений предприятия (финансового отдела, планово-экономического отдела, отдела маркетинга, бухгалтерии, отдела материально-технического снабжения, сбытового отдела, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела капитального строительства, производственных подразделений). Стратегические финансовые решения должны приниматься на уровне собственника предприятия.

Ответственность за разработку финансовых планов возлагается на финансово-экономические службы предприятия.

Основными функциями финансового менеджера в рамках финансового планирования на предприятии являются:

- разработка финансовой стратегии;

- формирование финансовой политики предприятия;

- разработка прогнозов и планов вложения капитала, оценка различных вариантов инвестирования с учетом степени риска и получаемого дохода, выбор оптимального варианта;

- разработка долгосрочных, среднесрочных и оперативных финансовых планов, доведение утвержденных плановых финансовых показателей и нормативов до соответствующих отделов, служб и цехов;

- обеспечение выполнения утвержденных финансовых планов;

- разработка финансового раздела бизнес-плана предприятия;

- контроль за выполнением плановых финансовых показателей.

Создание единой оперативной финансовой информационной базы - ключевая проблема организации финансовой работы фирмы. Данная проблема не может быть решена без соответствующего технического обеспечения: сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ. Поскольку ряд исходных предпосылок разработки финансовых планов носят вероятностный характер и разброс их параметров в условиях современной экономической нестабильности страны довольно выс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.084 с.)