Правовые основы управления финансами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы управления финансами.



Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления: посредством правовых норм финансовая система приводится в действие (управляется) и используется государством.

Знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений.

Используя правовые нормы, органы государственной власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, сглаживают и устраняют негативные тенденции в развитии экономики, воздействуют на объем и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования. В свою очередь необходимость реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами.

Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок:

(1) формирования их уставного (складочного) капитала,

(2) формирования и распределения прибыли,

(3) налогообложения,

(4) реализации амортизационной и инвестиционной политики,

(5) управления имуществом и

(6) решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

 

В ходе использования правовых норм в процессе управления финансами проявляется их «императивный» характер, под которым понимается активная практическая деятельность государства по организации финансовых отношений, разработке форм их проявления и использования. В результате этой деятельности субъекты права не могут по своему усмотрению и по собственной инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финансовых отношений регулируется нормами гражданского права (например, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов организаций различных организационно-правовых форм, распределения финансовых полномочий между участниками организации, состава государственной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы). Поэтому неверноутверждать, что финансовое право регулирует все существующие в обществе финансовые отношения.

 

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функций и выполнения стоящих перед ними задач.

В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.

Под планированием понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов.

За планированием, как правило, следует этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования.

Задача организациив процессе управления состоит в обеспечении субъектом хозяйствования оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация (как процесс) означает структурирование информационных связей.

Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.

 

Органы управления финансами в Российской Федерации

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, в Великобритании и Германии – соответственно Парламент и Бундестаг, в России – Федеральное Собрание РФ.

В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти.

В США к органам управления относятся: Министерство финансов, административно-бюджетное управление при Президенте. Управление исполнением бюджета осуществляется, наряду с Министерством финансов, также Таможенной службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

В Российской Федерации главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание РФ, Президент и Правительство РФ. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

1) профильные Комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

2) Министерство финансов и его органы на местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Министерство экономического развития РФ;

5) Служба Центрального банка РФ по финансовым рынкам;

6) Исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

 

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов РФ. Функции и полномочия Минфина РФ определены в Положении о Министерстве финансов РФ, которое было утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. №329. Основной функцией министерства является нормативно-правовое регулирование в сфере:

▪бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,

▪государственного долга,

▪аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,

▪производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней,

▪таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров,

▪инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии,

▪организации и проведения лотерей,

▪производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы,

▪противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Соответственно определены и задачи Министерства финансов РФ:

1) разработка среднесрочного финансового плана и проекта федерального бюджета;

2) прогнозирование федерального бюджета и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;

3) составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

4) совершенствование методов бюджетного планирования и бюджетного финансирования;

5) финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

6) управление государственным долгом РФ;

7) осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг РФ.

 

2.Финансовое планирование.

Общие положения.

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование. Существуют разнообразные определения понятия «планирование». Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести: регламентированный характер (смотри Т.1 в-с 1 с.5); связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; временной характер.

Под планированием понимается процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде.

Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Цель финансового планирования – обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе «использования» распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в финансовый план. Финансовый план– это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

В процессе финансового планирования субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления:

♦оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов,

♦определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования.

При этом на всех уровнях управления задаются пропорции формирования, распределения (и перераспределения) финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о финансовом положении в будущем, то есть прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется финансовым прогнозированием. Прогнозирование (от греч. peognosis – предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния на перспективу. Финансовое прогнозирование – это прежде всего обоснование будущих показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени.

Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций на рынке и финансовых показателей. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом при выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Выделим некоторые из них:

· статистические методы (метод группировок, индексов, балансовый метод, метод графических изображений и другие методы анализа статистических данных);

· методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

· моделирование (методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе имитационного моделирования, модели роста);

· стохастические методы (предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями).

Таким образом, финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

В процессе финансового планирования на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

 

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, наличие которых вызывается необходимостью для предупреждения возникающих в планировании диспропорций.

 

2.1.Планирование в системе публичных (централизованных) финансов

Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования.

Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования.

 

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Подходы к разработке бюджетов в 90-е гг. 20 в. претерпели существенные изменения. Принципиальными являются два момента:

1) переход к среднесрочному составлению бюджетов (как правило, на 3-5 лет):

2) переход от планирования финансовых ресурсов к планированию результатов финансирования.

Многие недостатки бюджетного планирования предыдущих лет были связаны во многом с объективными условиями, к которым относятся, в частности, недостаточная надёжность макроэкономического прогнозирования, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства, зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономических факторов, а расходов – от проводимых структурных реформ.

Принятие многолетних бюджетов само по себе не гарантирует преемственности и стабильности проводимой бюджетной политики, если сложившиеся экономические условия не позволяют с достаточной степенью надёжности прогнозировать параметры развития. Вместе с тем составление и утверждение многолетних бюджетов создают условия для принятия стратегических управленческих решений и их реализации, дают возможность для более равномерного использования бюджетных средств и, что не менее важно, развития самостоятельности субъектов бюджетного планирования. К преимуществам параметров бюджета на трёхлетний период можно также отнести возможность более полной реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальной сферы, а также повышение ответственности финансовых органов власти за выполнение возложенных на них функций.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов. Сметы доходов и расходов представляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.

 

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. (Ст.11 БК РФ)

 

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация:

►перспективных финансовых планов,

►финансовых балансов,

►балансов движения доходов и расходов населения.

 

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования фи­нансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. Такое планирование обеспечивает взаимосвязь между политическими, управленческими и экономическими целями государства, которые носят долгосрочный характер. В рамках годового финансового планирования установить эти связи практически невозможно.

Разработка и реализация перспективного (среднесрочного) финансового плана возможны лишь на основе системного подхода к формированию целей государственной политики и анализу факторов её развития. При отсутствии четко сформулированных и количественно измеряемых комплексных ориентиров развития возникает множество трудно разрешаемых проблем, связанных с обеспечением ■ координации планов развития отраслей и территорий, ■ единства процесса государственного управления и т.п.

 

Финансовые балансы или балансы финансовых ресурсов представляют собой совокупность всех предполагаемых доходов и расходов и составляются отдельно для Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс обеспечивает последовательное отражение процесса формирования финансовых ресурсов и их использование, а также годовые обороты финансовых ресурсов. Разработка этого документа на федеральном уровне позволяет решать следующие аналитические и прогнозные задачи в процессе выработки государственной политики:

1) определение состава и структуры финансовых ресурсов в целом по экономике и её институциональным секторам;

2) анализ причин дефицита или профицита финансовых ресурсов в целом по экономике и её институциональным секторам;

3) анализ взаимосвязи процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования финансовых ресурсов как по институциональным секторам внутренней экономики, так и между национальной экономикой и остальным миром;

4) обеспечение сбалансированности бюджетной системы;

5) обеспечение стабильности бюджетной политики посредством оценки возможностей государства финансировать принятые и принимаемые расходные обязательства.

 

В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Денежные доходынаселения формируются из трёх источников:

▪заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наёмным работникам;

▪доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

▪социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т. п.).

Расходы населения подразделяются на:

•потребительские расходы;

•налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

•денежные накопления и сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других органов.

В отличие от бюджетов баланс доходов и расходов населения не носит директивного характера и является расчетно-аналитическим документом.

 

2.2. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта.

Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

Выделяют различные типы финансовых планов: стратегический, текущий, долгосрочный и краткосрочный.

Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы.

►Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?

►Каким образом будет использоваться этот капитал?

►Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?

►На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и, в конечном итоге, приобретают форму баланса доходов и расходов организаций, в котором отражаются:

– все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности,

– определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности,

– определяются сферы наиболее эффективного вложения ресурсов,

– источники финансирования инвестиций и др.

Главными функциями текущего планирования являются:

▪определение объёма финансовых ресурсов и их источников для осуществления: (а) производственной деятельности; (б) инвестиционной деятельности; (в) маркетинговой деятельности; (г) научно-проектной и изыскательской деятельности; (д) социальных проектов;

▪планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);

▪планирование денежных потоков;

▪планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;

▪планирование доходности инвестиций.

Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабами, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых, с позиции финансовой устойчивости темпов расширения предприятия (объединения), то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия (объединения).

Как уже отмечено выше, финансовое планирование представляет собой процесс, включающий различные этапы, процедуры, элементы и т.д.

Выделяют следующие этапы финансового планирования:

1. исследование финансовых результатов деятельности предприятия;

2. разработка прогнозных вариантов финансовых отчетов на основе изменения оперативных планов;

3. определение конкретной потребности предприятия в финансовых средствах для обеспечения выполнения плановых заданий;

4. прогнозирование структуры и источников финансирования, в том числе собственных источников и внешних источников финансирования;

5. создание и поддержание системы управления финансами предприятия;

6. разработка процедур оперативного изменения сформированных планов.

 

Современные методы планирования в качестве одного из подходов включают разработку бизнес-планов, представляющих собой по сути модели реализации определенной идеи, программы, проекта и т.д. Существуют разные подходы как к технике разработки бизнес-плана, так и к степени детализации, глубине проработки вопросов, его структуры. Однако независимо от того, как решаются указанные выше вопросы, неотъемлемой частью бизнес-плана выступает финансовый план, в котором планы по маркетингу, оперативной деятельности, правам собственности и другим аспектам функционирования предприятия выражены в стоимостных показателях.

Финансовый план выступает в качестве инструмента финансового обеспечения всей деятельности предприятия и одновременно характеризует финансовые результаты всей деятельности. Финансовый план в составе бизнес- плана разрабатывается по следующим основным направлениям:

►разработка проектных показателей освоения рынков и предполагаемого объёма продаж;

►объём различных видов себестоимости (полной, усеченной, в том числе производственной, прямой и др.); здесь важное значение имеет учет затрат, связанных с маркетинговыми исследованиями, рекламой, освоением рынков;

►проектирование денежных потоков денежных средств и определение финансовых результатов, что предполагает прогнозы динамики поступления выручки, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, оптимизацию налоговых платежей и т.п.; расчеты по прибыли должны согласовываться с текущим и перспективным потенциалом предприятия, а также с ограничениями, которые определяются в других разделах бизнес-плана;

►определение необходимых размеров инвестиций, источников финансовых ресурсов по расширению производства, их эффективности и воздействия на прибыль.

 

При разработке финансового раздела бизнес-плана необходимо учитывать, что предприятиям различных отраслей, сфер деятельности присущи специфические финансовые характеристики.

 

 

3.Финансовый контроль: сущность, виды, формы, методы.

Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами, финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.

Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием средств государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений, углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования, появление и развитие финансовых рынков, совершенствование форм организации бизнеса требовало изменения и применения адекватных форм и методов финансового контроля.

Видыконтроля. В настоящее время наряду с 1) государственным финансовым контролем существует и 2) негосударственный финансовый контроль, который представлен: а) внутрифирменным контролем; б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями и в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного контроля различны. Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.

Главной задачейгосударственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, проверка целесообразности, результативности и экономичности деятельности государственных организаций, выполнения федеральных и региональных целевых программ. Основной задачейнегосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических объектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметом финансового контроля выступают прежде всего такие финансовые показатели, как доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, доходы и расходы домохозяйств, а также показатели аудита эффективности. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Результативность финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Уход от уплаты налогов и штрафов многими налогоплательщиками в России связан не только с противоречивостью российского законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых санкций связанных с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения действующего законодательства.

На финансовый контроль возложены многообразные задачи в различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди них – независимость, объективность, компетентность, гласность.

Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства, установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование общественности через средства массовой информации о результатах работы контролирующих органов.

 

Существуют и используются различные формыконтроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в табл.2.1.

Таблица 2.1 – Классификация форм финансового контроля

Признак классификации Форма финансового контроля
Регламент осуществления Обязательный, инициативный, внешний и внутренний контроль
Время проведения Предварительный, текущий и последующий контроль
Субъекты контроля Государственный контроль (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), контроль органов местного самоуправления, контроль финансово-кредитный органов, ведомственный контроль, внутрихозяйственный контроль, независимый (аудиторский) контроль

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т.д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т.п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельнос



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.051 с.)