Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая система: сферы, звенья.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также – населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.). Сфера децентрализованных финансов включает две подсистемы: ■финансы организаций (или финансы хозяйствующих субъектов); ■финансы домашних хозяйств. Рассмотрим подробно состав этих подсистем. Подсистема «финансы организаций» включает звенья финансовой системы: ▪финансы коммерческих организаций; ▪финансы некоммерческих организаций; ▪финансы финансовых посредников. ▪Финансы коммерческих организаций Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством. Специфика организационно-правовой формы накладывает отпечаток на порядок формирования и использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, образование тех или иных финансовых фондов. Так, в звене финансов коммерческих организаций организационно-правовая форма влияет на порядок формирования уставного капитала, на распределение прибыли между участниками, на степень финансовой ответственности перед другими субъектами, в некоторых коммерческих организациях нормативно-правовыми актами предусмотрено создание специальных финансовых фондов (например, создание резервного фонда акционерными обществами). В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Особое место среди них занимают финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. Финансовые ресурсы унитарных предприятий находятся в государственной и муниципальной собственности, а унитарное предприятие распоряжается ими лишь на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Несмотря на то, что финансы унитарных предприятий находятся в государственной или муниципальной собственности, тем не менее, они не входят в состав сферы государственных и муниципальных финансов, поскольку финансовые отношения этих организаций аналогичны финансовым отношениям других коммерческих организаций. Кроме того, при создании таких организаций происходит определенное имущественное обособление передаваемых им финансовых ресурсов; оно предполагает не только организационное выделение соответствующих денежных средств, но и признание принадлежности передаваемых средств конкретной организации с наделением последней совокупностью прав и обязанностей по их управлению. ▪Финансы некоммерческих организаций Для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах. Такие организации, как правило, не преследуют получения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками; финансовые ресурсы им необходимы для осуществления уставной деятельности, соответственно это оказывает влияние и на состав финансовых отношений, участником которых являются такие организации. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п. Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику (связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.п.), определяемую организационно-правовой формой некоммерческих организаций и влияющую, например, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств, на право использования заемных средств и т.п. Отдельное место в звене финансов некоммерческих организаций занимают финансы бюджетных учреждений. Бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, что обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством. Более того, поскольку именно бюджетные учреждения обеспечивают потребности населения в социальных услугах, в некоторых учебниках особенности организации финансов бюджетных учреждений, ввиду их специфики, рассматриваются вместе с общими вопросами функционирования государственных финансов и финансирования социальной политики государства. Тем не менее, финансы бюджетных учреждений входят в состав финансов субъектов хозяйствования, поскольку при их создании и функционировании по аналогии с унитарными предприятиями происходит обособление имущества и финансовых ресурсов, а также наделение бюджетного учреждения правом распоряжения этим имуществом (правом оперативного управления). ▪Финансы финансовых посредников В системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют особое значение финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего, на инвестиционные цели. Звено финансов финансовых посредников в РФ включает: финансы финансовых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и др. Финансовый рынок обслуживает перераспределение финансовых ресурсов между инвесторами и заемщиками. Профессиональные участники финансовых рынков предоставляют широкий спектр финансовых инструментов и услуг, снижают уровень риска вложений, так как являются специалистами по управлению денежными средствами, ценными бумагами и иным имуществом. В России традиционно считалось, что существуют две различные, но взаимосвязанные системы: финансовая и кредитная. При этом никогда их не пытались объединить, хотя до 90-х гг. выделение в составе централизованных финансов государственного кредита некоторыми экономистами свидетельствовало о попытке обоснования кредитных ресурсов в качестве финансовых ресурсов. Характерно, что сейчас специалисты в области финансового права выделяют в составе финансовой системы кредит, как государственный, так и банковский. Таким образом, в глобализационном понимании стирается граница между деньгами и финансами и, кроме того, в мировом масштабе финансовая система включает в себя все сферы и звенья не просто финансовых отношений, но и всех денежных отношений. К тому же большинство российских финансовых документов при упоминании финансовой системы подразумевает (не только бюджетную сферу или сферу предприятий, но) и кредитную систему, а также – и участников финансовых рынков. Например, прогноз социально-экономического развития РФ на 2013г. и основные параметры прогноза до 2015 г. при рассмотрении вопросов развития финансовой системы содержат направления развития финансовых рынков и банковской системы. В прогнозный период (как следует из документа) будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности. В настоящее время финансовые ресурсы кредитных организаций и все их денежные потоки включаются в состав финансовой системы. Что касается финансов страховых организаций, то данный элемент многими экономистами включается в состав финансовой системы, но как звена, имеющего отношение к централизованным (государственным) финансам, что в корне неверно и искажает рыночные финансовые отношения. Во многом такие мнения обусловлены ранее существовавшим строем и обусловленными им финансовыми отношениями, когда страхование считалось категорией финансовой (или находящейся в подчинении категории финансов), а страховые фонды использовались в качестве дополнительного источника, аккумулируемого в государстве. В рыночной же экономике страхование занимает позицию в децентрализованных финансах и используется в качестве метода защиты имущества и доходов физических и юридических лиц (имущественное страхование). Кроме того, страховые организации, имея огромные временно свободные денежные средства (страхование жизни), могут выступать активными участниками кредитных, инвестиционных процессов (следовательно, могут быть и финансовыми посредниками). Подсистема «финансы домохозяйств» (она же и звено финансовой системы РФ «финансы домохозяйств»). Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем больше возможности для развития экономики, социальной сферы. В России финансы домашних хозяйств в недостаточной мере выполняют свои задачи. Остаются низкими реальные располагаемые денежные доходы населения, хотя уже отмечаются положительные сдвиги. В среднесрочной перспективе доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться. Малая роль финансов домашних хозяйств в формировании платежеспособного спроса определяется высокой долей в доходах и расходах домашних хозяйств натуральных доходов и, соответственно, низкой долей денежных доходов. Необходимо повышать роль и место финансов домашних хозяйств в обеспечении экономического роста (через платежеспособный спрос и сбережения, трансформируемые в инвестиции) и в формировании централизованных финансов (через налоги с физических лиц).
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ Подсистема «публичные финансы» (государственные и муниципальные финансы). Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом (рис.1.1) В составе сферы централизованных финансов (государственных и муниципальных финансов) выделяют следующие звенья: ■бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; ■внебюджетные фонды; ■государственный и муниципальный кредиты. Рассмотрим эти звенья.
■Бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; ■внебюджетные фонды. Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В БК РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Федеративное устройство России включает в себя три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов РФ и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных и муниципальных органов власти. Другими словами, органам государственной власти и местного самоуправления требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Финансовые ресурсы у названных органов образуются посредством государственных и муниципальных финансов. Конституция Российской Федерации, а также Федеральные законы от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» провозгласили принцип самостоятельности местного самоуправления. В 1998 г. Федеральным Собранием Российской Федерации была ратифицирована принятая Советом Европы Хартия местного самоуправления, которая вступила в силу на территории РФ с 1 сентября 1998 г. Местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Как выражение народовластия местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Вследствие этих изменений рассматриваемая сфера финансовых отношений стала называться «государственные и муниципальные финансы», что подчеркивает самостоятельность последних. Рисунок 1.1 – Финансовая система Российской Федерации
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В составе бюджетов могут создаваться и целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников средств, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Финансовые отношения внутри данной сферы (сферы государственных и муниципальных финансов) обладают возможностью оказывать влияние на другие сферу и звенья финансовой системы, воздействовать на объем и структуру общественного производства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций. Внутри этой сферы выделение структурных элементов зависит от формы организации государственных и муниципальных финансовых ресурсов в стране.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (то есть соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. В первой половине 90-х гг. общее число только федеральных внебюджетных фондов составляло около сорока. В финансовой системе бывшего Советского Союза, куда входила и Россия (бывшая РСФСР), не существовало внебюджетных фондов как самостоятельного звена государственных финансов. Бюджет государственного социального страхования, который формировался с 1938 г., входил в состав Государственного бюджета СССР. Переход к рыночным отношениям привел к появлению нового звена финансовой системы – внебюджетных фондов. В 1990-х годах 20 в. в условиях возрастающих социальных рисков, а также в соответствии с требованиями международного права, средства государственного социального страхования были выделены из состава бюджетной системы. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (который был упразднен в 2001 г.). Кроме того, в 1990-х гг. было создано множество внебюджетных фондов экономического назначения на всех уровнях управления, появились дорожные фонды, экологические фонды, фонды финансирования жилищного строительства и т. п. Введенный в действие Бюджетный кодекс РФ внес существенные изменения, касающиеся состава внебюджетных фондов, механизма их формирования и использования. Так, в настоящее время в России функционируют три государственных внебюджетных фонда социального назначения – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, средства которых используются в качестве дополнительного источника финансирования социального обеспечения населения. Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, является основной материальной базой пенсионного обеспечения. Это самый крупный из трёх названных государственных внебюджетных фондов, важное место которого в составе финансовой системы РФ объясняется его социальной значимостью (в России около 35 млн. пенсионеров) и большим объемом мобилизуемых в нем финансовых ресурсов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов; предназначен для осуществления государственных гарантий по социальному обеспечению граждан в случае временной нетрудоспособности при болезни, инвалидности, рождения и воспитания детей и др. Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает гражданам Российской Федерации возможность бесплатного получения некоторых видов медицинской помощи. В частности, в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг включаются: амбулаторно-поликлиническая помощь; скорая медицинская помощь; лечение острых заболеваний; услуги по обслуживанию беременности и родов и т.п.
■Государственные и муниципальные кредиты. В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов стоимостных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несёт в себе черты обеих категорий. Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджетов публичных органов власти и бюджетов внебюджетных фондов и выступают как: – способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов; – средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
Государственный и муниципальный кредиты носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии между: государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов РФ, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны.
Государственные и муниципальные займы – это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований как заёмщиков или гарантов. Займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств. В качестве кредитора государство предоставляют внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заёмщиков средств федерального бюджета могут выступать: – бюджетные учреждения; – государственные и муниципальные унитарные предприятия; – российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; – органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти РФ преимущественно выступают в качестве заёмщика и гаранта. Предоставление кредита или получение займа сразу влияет на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 4174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.013 с.) |