Структура денежного дохода домашнего хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура денежного дохода домашнего хозяйства.



Если в качестве критерия классификации денежных доходов домашнего хозяйства взять источники поступления средств, то можно выделить следующие основные виды доходов:

●оплата труда;●социальные трансферты;●доходы от предпринимательской деятельности;●доходы от собственности;●иные доходы (лотерейный выигрыш, наследство, подарки и т.д.). РАССМОТРИМ ВИДЫ ДОХОДОВ.

 

●Оплата труда. Основное значение для работников государственной сферы и лиц наёмного труда в частном секторе экономики РФ играет оплата труда в различных формах. В соответствии с СНС к ней относят:

(1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

(2) выплаты за работу в особых условиях;

(3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни;

(4) премии и единовременные поощрительные выплаты;

(5) плата за выслугу лет;

(6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков;

(7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

(8) командировочные расходы и подъёмные;

(9) стоимость выданной спецодежды, спецпитания и др.

 

Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

Российское государство пытается влиять на развитие отечественного рынка труда законодательно (не реже одного раза в пять лет), определяя структуру потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ.

Законодательные органы субъектов РФ могут по представлению органов исполнительной власти устанавливать потребительскую корзину субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.

На основании потребительской корзины ежеквартально определяется величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ (Правительством РФ) и в субъектах РФ (органами исполнительной власти субъектов РФ). Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, является основой для установления минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Размер заработной платы не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных выплат. Это означает, что для отдельных работников их ставки (оклады) равняются минимальному размеру оплаты труда, а все другие виды выплат не увеличивают зарплату до минимального размера, а начисляются сверх него. Размеры ставок и окладов, их соотношение для разных категорий персонала, работников и различных профессионально-квалификационных групп, а также доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время и др. определяются в организациях и фиксируются в коллективных договорах. При этом указанные доплаты должны быть не меньше доплат, установленных соответствующими правовыми актами.

МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, находящимся на государственном обеспечении, выплачивается в размере не менее 50% МРОТ. Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонениями от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.

Единая тарифная сетка (ЕТС) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время – 18). Соотношение первого и восемнадцатого разрядов называется диапазоном ЕТС. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость работы) учитываются с использованием других элементов организации труда.

Тарификация рабочих производится по 8 разрядам, что соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, разрешается устанавливать оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты труда ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ, и из 11-12 разрядов ЕТС – по перечням, утвержденным Минтруда РФ.

Применение ЕТС обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.

 

Социальные трансферты.

Второй по величине источник доходов домашнего хозяйства РФ – социальные трансферты, к которым относятся:

•все виды пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и т.д.);

•все виды получаемых населением пособий (из фонда социального страхования, ежемесячные пособия на детей и т.д.);

•компенсационные выплаты и льготы, благотворительная помощь.

РАССМОТРИМ социальные трансферты БОЛЕЕ ПОДРОБНО.

•Пенсии. Основным поставщиком социальных трансфертов является пенсионная система РФ. Первого января 2002г. в России началась реформа пенсионной системы. Законодательной основой пенсионной реформы является пакет федеральных законов, принятых в 2002г.: №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Основные изменения касаются порядка назначения, расчета и выплаты трудовой пенсии по старости, которая в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ» назначается при наличии не менее чем 5 лет трудового стажа, при этом отменены все ограничения размера заработной платы, учитываемой при назначении пенсии.

Трудовая пенсия по старости состоит из трёх частей:

1) базовая часть;

2) страховая часть;

3) накопительная часть.

Выплата базовой части пенсии гарантируется государством. Размер этой части будет ежегодно корректироваться Федеральным Собранием РФ вместе с МРОТ, т.е. индексироваться в соответствии с темпами инфляции.

Размер страховой части пенсии дифференцирован и зависит от объёма поступивших от каждого конкретного человека средств. Он определяется по формуле

СЧ=ПК/Т, (1)

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК – сумма расчетного пенсионного капитала;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет, или 228 месяцев).

Расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Расчетный пенсионный капитал индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы.

 

Размер накопительной части трудовой пенсии определяется по формуле:

НЧ=ПН/Т, (2)

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица;

Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

 

С началом пенсионной реформы проведена конвертация пенсионных прав граждан. Пенсия не работающих пенсионеров была разделена на две части: базовую и страховую; одна из них индексируется с учетом темпов инфляции, а другая – с учетом темпов роста заработной платы.

Работающие пенсионеры могли пересчитать пенсию, если им это выгодно, по нормам Закона №113-ФЗ (он снимает ограничения на размер заработка, используемого при начислении пенсии). Их пенсия также разделена на две части, которые соответствующим образом индексируются.

Для транзитных групп (тех, кто заработал какие-то права в рамках старой пенсионной модели, но ещё не находится на пенсии) схема конвертации сложнее. С 1 января 2002г. все они виртуально ушли на пенсию, но для них расчет пенсионных прав был произведен. В этой пенсии выделены базовая и страховая индексируемые части. Однако размер этой страховой части уже не будет зависеть от результатов последующей работы. Сумма базовой и страховой частей составляет расчетную часть пенсии транзитных поколений; к расчетной части будет прибавляться страховая и накопительная части, порядок расчета величины которых определен в приведенном выше порядке (см. формулы 1, 2).

Каждый гражданин имеет право самостоятельно определить направления инвестирования накопительной части пенсии. От этого решения будет зависеть размер индивидуальной пенсии. Есть два реальных варианта решения:

1) предоставить право распоряжаться этими средствами Пенсионному фонду РФ (ПФ РФ);

2) предоставить право распоряжаться этими средствами негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Выбранный вариант работает один год. Через год граждане смогут выбрать другой.

Первый вариант связан с наименьшим риском, он должен обеспечить надёжное вложение средств. Пенсионный фонд РФ передаст остаток на накопительном счете управляющим компаниям, которые вложат их в государственные ценные бумаги. Это наиболее надёжный способ размещения денежных средств. Однако доходность по государственным ценным бумагам привязана к уровню инфляции, и получить высокий доход по этим вложениям вряд ли удастся, хотя они и не будут обесцениваться.

Если гражданин использует второй вариант, то степень риска потери вложений увеличивается. Государство уже не будет нести по ним ответственности, хотя оно рекомендует гражданам перечень наиболее надёжных негосударственных ПФ. НПФ передадут средства управляющим компаниям, которые разместят их на рынке. Инвестиционные портфели НПФ более разнообразны, чем инвестиционный портфель ПФ РФ, а следовательно, способны обеспечить более высокий доход. Гарантией сохранности средств послужит размещение одной их части в срочные банковские депозиты, а другой – в корпоративные облигации или акции различных предприятий.

•Пособия. Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые разделяются на:

(1) пособие по беременности и родам;

(2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

(3) единовременное пособие при рождении ребёнка;

(4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;

5) ежемесячное пособие на ребёнка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.013 с.)