Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К гарантии прибегают в том случае, если заёмщик своевременно не выполнил своих предыдущих обязательств.

Поиск

Финансовая политика

1.3.1. Сущность и содержание финансовой политики.

Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между отдельными группами лиц, в том числе социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования власти для достижения определенных целей. Политическая деятельность проявляется во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере, связанной с финансами, причем на всех уровнях и во всех звеньях финансовой системы и, прежде всего, на уровне государства и хозяйствующих субъектов.

В учебниках, научной литературе по-разному определяют сущность и содержание государственной финансовой политики.

Так, ряд авторов государственную финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Другими словами, финансовая политика рассматривается ими как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. Такая трактовка таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными.

Далее, использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства неизбежно ведет к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны, свидетелями чего мы и являемся. Так, например, многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она (система) долго оставалась без изменения, а проводившиеся в 2000-2008гг. реформы налоговой системы преимущественно отражали интересы финансово состоятельных лиц, как юридических, так и физических. В данном случае государственная финансовая политика де-факто трансформировалась в финансовую политику отдельной группы лиц, которую активно проводят в жизнь соответствующие органы государственной власти.

Другой пример – из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда.

Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платежей, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности.

Из сказанного выше можно сделать выводы:

♦во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

♦во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

♦в- третьих, следует различать государственную финансовую политику и финансовую политику государственных органов власти.

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики».

Данное определение не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм (финансовый механизм – отдельный вопрос 1.3.3.) является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами.

По мнению С.Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она «...должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов.

 

1.3.2.Государственная финансовая политика и финансовая политика на уровне предприятия

 

Как следует из 1.3.1., государственную финансовую политику будем рассматривать как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.

Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики. Главной целью государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

На уровне предприятия разрабатывается и реализуется собственная финансовая политика, которая представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

Целями финансовой политики предприятия могут быть:

(а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

(б) недопущение банкротства икрупных финансовых неудач;

(в) лидерство в борьбе с конкурентами;

(г) максимизация рыночной стоимости предприятия;

(д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;

(е) рост объемов производства и реализации;

(ж) максимизация прибыли;

(з) минимизация расходов;

(и) обеспечение рентабельной деятельности ит. д.

Приоритетность той или иной цели финансовой политики предприятия предопределяется, прежде всего, целями ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм.

 

В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Государственная финансовая политика последнего десятилетия 21 века в России:

► характеризуется своей направленностью на решение задач социально-экономического развития общества

► перестала носить самодостаточный характер, что имело место в 90-х годах 20 века.

Историческая справка о самодостаточном характере финансовой политики.

По многим критериям конец XIX века, первое десятилетие XX столетия вплоть до первой мировой войны идентичны финансовой политике 1924–1928 г. и 1991–1999 г. В указанные периоды финансовая политика играла самостоятельную роль, не подчиняясь плановым директивным заданиям, при этом прибыль и чистый доход являлись критериями эффективности субъектов рынка.

При некоторых схожих чертах финансовой политики начала века с политикой финансовой стабилизации, проводимой в 1991–1998 г., между ними существуют большие различия. Главное из них заключается в различии целей, которые обслуживает эта политика. Финансовая политика начала века, вписываясь в постепенно формируемую рыночную систему, направлялась на цели развития экономики России. Как писал С.Ю.Витте, «финансовая политика должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов». (Написала второй раз – лучше, чем Витте, не скажешь.)

Финансовая политика последнего десятилетия XX в. либо не имеет четкой целевой ориентации в отношении развития экономики, либо камуфлирует эти цели. Цели построения рыночной экономики, приватизации государственного имущества, реструктуризации экономики не связаны с глобальными целями развития самой экономики. Они не согласованы между собой и не ориентированы на достижение определенного результата – рост ВВП, рост доходов населения и т.д. Нельзя считать самодостаточной цель финансовой политики – вхождение в мировую финансовую систему. Включаться в мировую финансовую систему необходимо, но для того, чтобы достичь определенных результатов, в том числе и повышения благосостояния населения. Не может быть главной целью финансовой политики сокращение бюджетного дефицита. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1996г. Ульям Викри категорически выступает против «навязчивой погони политиков за святым Граалем сбалансированного бюджета». По его мнению, «стремиться надо не к сбалансированному бюджету, а к сбалансированному рынку труда».

Правильность целей финансовой политики, их реалистичность и здоровая агрессивность, мобилизующий характер проверяются в процессе экономической деятельности всех звеньев хозяйства, включая деятельность Министерства финансов. В последнее десятилетие XX в., несмотря на широкий размах реформ (а может быть, именно по этой причине), политика финансовой стабилизации привела к непрерывному кризису реального сектора экономики, почти двукратному падению производства, огромной зависимости экономики от внутренних и внешних займов и к резкому сокращению доходов и снижению продолжительности жизни российского населения.

 

Жизнь убедительно доказала, что принятие в качестве приоритетных целей финансовой политики России последнего десятилетия 20 века «вхождение в мировую финансовую систему», «недопущение бюджетного дефицита», «осуществление финансовой стабилизации» вряд ли было оправданно. Эти направления деятельности государства можно рассматривать лишь как средства для решения определенных социально-экономических задач общества. В этом случае следовало бы использовать совсем иной набор инструментов и для «вхождения в мировую финансовую систему», и для «недопущения бюджетного дефицита», и для «достижения финансовой стабилизации».

В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия 20 века была направлена на быстрое изменение социального строя общества. Цель эта в основном достигнута. Возврат к централизованно распределительной системе уже невозможен. «Какой ценой достигнут этот результат, и каковы перспективы повышения жизненного уровня всего населения страны, учитывая возрастающую дифференциацию в уровне доходов домашних хозяйств» – это уже другой вопрос.

В настоящее время очевидно, что проведение реформ можно было осуществить с меньшими издержками для значительной части населения страны посредством проведения сбалансированной финансовой политики, предполагающей учет интересов всех участников рыночных преобразований.

 

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

 

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

 

Бюджетная политика РФ основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

До 2005г. бюджетная политика России по преимуществу была направлена на нивелирование размера текущих расходов отдельных субъектов РФ. Как таковая инвестиционная составляющая практически сводилась к поддержанию минимального уровня обеспечения средствами отдельных объектов федерального подчинения. Например, текущие трансферты федерального правительства, направленные на финансовую поддержку и софинансирование социальных расходов субъектов РФ, в 9 раз превышали объёмы инвестиционной бюджетной поддержки регионов, осуществляемые через Фонд развития региональных программ. Причем, при выборе объектов бюджетного инвестирования преобладал социально-политический подход, а не экономические критерии. Основные объёмы бюджетных инвестиций приходились на Татарстан, Башкортостан, Калининградскую область, т.е. на те регионы, которые де-факто имеют особый статус в составе РФ. Изменения в бюджетной политике наметились при формировании федерального бюджета на 2006г., в котором были выделены значительные для России ресурсы на инвестиционные цели. Эта политика нашла свое продолжение и в бюджетах 2007г., и в федеральном бюджете на 2008-2010гг.

Существующий механизм распределения бюджетных средств между бюджетами разных уровней предполагает значительные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Результатом такой политики является дотационность подавляющей части региональных бюджетов. В этих условиях возможности влияния региональных бюджетов на экономический рост сведены к минимуму. Субъекты РФ должны иметь большие возможности формирования бюджетов за счет собственных доходов, в том числе посредством введения отдельных налогов, которые учитывали бы специфические условия ведения бизнеса в ряде субъектов РФ.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения. К основным принципам построения налоговых систем в странах Запада относят: (1) горизонтальное и вертикальное равенство; (2) нейтральность налогов;

(3) удобство взимания налогов для правительства; (4) минимальный дестимулирующий эффект от введения того или иного налога; (5) трудность уклонения от уплаты налога.

Горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги. Вертикальное – предполагает, что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные. Кроме того, мировой практикой доказано, что:

▪налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

▪основой налоговой базы должны выступать прямые налоги (на доходы, имущество);

▪превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

▪косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши и т. п.;

▪высокий уровень налогообложения приводит к утечке капитала;

▪в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Начиная с 2005г. в российской экономике наблюдается значительный приток капитала, в том числе и иностранного. Более того, начиная с 2006г. имеет место превышение притока иностранного капитала над оттоком отечественного капитала из России. В то же время нельзя не отметить, что рост инвестиций в средних и малых компаниях незначителен. Причины тому различны, и одной из них является слабая защищенность института частной собственности в России. Передел частной собственности криминальными способами продолжался на протяжении всего периода реформирования российской экономики, и прежде всего он касался предприятий малого и среднего бизнеса. Создание нормального инвестиционного климата в России является важнейшей задачей финансовой политики государства. До тех пор, пока государство будет не замечать проблемы криминального передела собственности, ожидать необходимого притока инвестиций сложно.

 

Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политики охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным слоям населения и др. Расходы федерального бюджета на эти цели резко возросли в 2007-2008гг. В то же время очевидно, что решать накопившиеся социальные проблемы за счет бюджета – задача в практическом плане неразрешимая, а в теоретическом – усиливает инфляционные процессы, снижает стимулы к труду и в конечном счете ведет к спаду в экономике. Представляется, что в сложившихся условиях социальные расходы государства следует сфукусировать только на категории наиболее уязвимых групп населения. Задача повышения реальных доходов основной части населения страны должна решаться через призму реформирования оплаты труда не только в бюджетной сфере, но и в частном секторе экономики.

 

Таможенная политика представляет собой симбиоз (объединение) налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей и налогов.

1.3.3. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики

 

Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения. Множественность финансовых взаимосвязей предопределяет применение большого количества видов, форм и методов их организации (элементов финансового механизма). Государство в лице его исполнителей и законодательных органов власти на основе изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения финансовых сфер финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм сферы централизованных финансов и сферы децентрализованных финансов.

В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Например, механизм государственных и муниципальных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов, а также механизм государственного кредита.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм федерации, субъектов, входящих в состав федерации, местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.

Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем, сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например,

♦для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования;

♦на предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды;

♦в страховых организациях широко развита система резервных фондов (резервы взносов).

 

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

Так, на практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов (мобилизация ресурсов) в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налогов) и неналоговых поступлений (платежи в государственные внебюджетные фонды). В ходе предоставления бюджетных средств (финансирование) используются конкретные виды бюджетных расходов – на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы РФ и прочие расходы.

В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций – доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается порядок их организации, то есть установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его (механизма) реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы: предоставления бюджетных средств и привлечения средств в бюджет (ст.6 БК РФ); поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (ст.16 БК РФ). При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования должны включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот (стимулирование) и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1) финансовый метод. Используется для формирования финансовых ресурсов организаций преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование фонда амортизации и прибыли в коммерческих организациях);

2) метод кредитования. Выражается в предоставлении денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст.6 БК РФ), а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст.93 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;

3) налоговый метод. Подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме налогов (денежных платежей) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной основе.

4) страховой метод. Предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов (как привлеченных средств). Страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).

Финансовый механизм – это наиболее динамичная часть финансовой политики. Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.52 (0.016 с.)