Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления



1. Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных и региональных законов, уставов МО, муниципальных правовых актов.

Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. и вправе давать письменные предписания по устранению нарушений, обязательные для исполнения органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

3. контроль со стороны специально уполномоченных органов и должностных лиц МСУ., наделенных в соответствии с уставом МО контрольными функциями.

В исключительном ведении представительного органа МО находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению местных вопросов.

Помимо представительного органа муниципального образования контрольные полномочия осуществляются и специализированным контрольным органом муниципального образования (контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией и др.).

 

91.Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

1) издания им нормативного правового акта, противоречаще го Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу МО, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации. в срок, который не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также он не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

Гражданин РФ, замещавший должность главы МО и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

Основаниями для удаления главы МО в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий (просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств,; было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, ФЗ),;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий,, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд

Рассмотрение инициативы депутатов ПО МО об удалении главы МО в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

92. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации МСУ в РФ;

правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области МСУ;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности МСУ и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов МСУ допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих вопросы МСУ, Конституции РФ, Федеральному закону применяются Конституция РФ и Федеральный закон

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области МСУ относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации МСУ и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов МсУ и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ применяются Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ.

93. Временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ возможно в случаях:

а) если в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы МСУ отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

б) если вследствие решений, действий (бездействия) органов МСУ возникает просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств;

в) если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов.

Не могут быть временно возложены на региональные органы государственной власти следующие полномочия органов МСУ:

принятие устава МО, внесение в него изменений и дополнений;

установление структуры органов МСУ;

изменение границ территории МО.

Решение о временном возложении на органы государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий принимается главой исполнительной власти региона. Основанием для принятия такого решения является обращение представительного органа МСУ или решение законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, принимаемое квалифицированным большинством - не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

Данное постановление должно содержать:

перечень возлагаемых на органы государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами;

перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) должностных лиц, назначаемых органами государственной власти субъектов Федерации, на которые (которых) возлагаются соответствующие полномочия органов местного самоуправления, с распределением этих полномочий между ними;

срок, на который на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагаются полномочия органов местного самоуправления;

источники и порядок финансирования деятельности соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации по временному исполнению полномочий органов местного самоуправления.

 

В случае, если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, в таком муниципальном образовании вводится временная финансовая администрация. Она вводится по ходатайству главы исполнительной власти субъекта РФ и (или) представительного органа МО, главы МО решением арбитражного суда соответствующего субъекта Федерации. – на срок до одного года. В целях восстановления платежеспособности МО.

временная финансовая администрация не может вводиться по ходатайству главы исполнительной власти субъекта Федерации в течение одного года со дня вступления в полномочия представительного органа муниципального образования.

В случае, если при реализации полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами МСУ допускается установленное соответствующим судом нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, ФЗ, иных нормативных правовых актов, решение о временном осуществлении региональными органами исполнительной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с одновременным изъятием соответствующих субвенций.

Решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. Срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения не должен быть более десяти дней со дня подачи такой жалобы.

 

94. В РФ существуют территории, на которых организация МСУ требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструктуры, особым режимом обеспечения государственной тайны, необходимостью установления разрешительного порядка нахождения на определенной территории или необходимостью создания определенных условий для активного развития той или иной территории РФ.

Для города Москвы, города федерального значения - как субъекта Российской Федерации, установлены определенные особенности в организации местного самоуправления

Территориальными единицами города Москвы являются районы, входящие в состав одного из девяти административных округов. В административных округах осуществляют свою деятельность органы исполнительной власти города Москвы - префектуры, в районах - органы местного самоуправления. Помимо этого в состав Москвы могут входить территории, примыкающие к границам города, и территории, находящие на территории другого субъекта РФ - Московской области

К органам местного самоуправления в городе Москве относятся представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание; исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет; другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования.

Местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется на всей его территории в границах территорий городов, поселков, муниципальных округов Санкт-Петербурга.

Административно-территориальными единицами Санкт-Петербурга являются районы. При этом в состав районов входят внутригородские муниципальные образования - муниципальные округа, города и поселки.

В восемнадцати районах Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга - администрации районов Санкт-Петербурга. А жители города осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях, располагающихся в границах районов.

Всего на территории Санкт-Петербурга создано 111 муниципальных образований

Органами местного самоуправления в городе Санкт-Петербурге являются муниципальный совет, состоящий из депутатов, избираемых населением; глава муниципального образования (муниципального округа, города, поселка); местная администрация; контрольный орган

Специфику организации местного самоуправления в городе Санкт-Петербург, как и в городе Москве, обусловливает то, что перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, а местные налоги и сборы устанавливаются специальными законами указанных субъектов Федерации.

Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно могут производить передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленных для этих муниципальных образований законами указанных субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в РФ создано 43 закрытых административно-территориальных образования

В закрытых ЗАТО муниципальные образования могут создаваться только в статусе городских округов. Поскольку в пределах ЗАТО могут располагаться промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, то для таких территорий должен быть установлен особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, в том числе, специальные условия проживания граждан

Органов МСУ ЗАТО могут наделяться дополнительными полномочиями. Особенностью исполнения управленческих функций органов местного самоуправления в ЗАТО является и то, что они могут выступать заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе, на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории

В ЗАТО может быть установлен особый режим использования земель.

В доходы бюджета ЗАТО должны зачисляться все налоги и другие поступления с его территории

Дефицит бюджета ЗАТО может покрываться субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в особом порядке.

Особым видом муниципальных образований являются наукограды РФ, создающиеся со статусом городских округов.

Статус наукограда Российской Федерации муниципальному образованию может быть присвоен Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до 25 лет. Это обязательно должно быть МО с градообразующим научно-производственным комплексом, т.е. совокупностью организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

такое муниципальное образование развивается на базе специально разработанной федеральной целевой программы развития наукограда РФ.

 

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях определяются законом О Государственной границе Российской Федерации.

На органы МСУ приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия.

По предложениям органов местного самоуправления поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей природной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.039 с.)