Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации местного самоуправления в субъектах РФ.



Конституция РФ устанавливает 6 видов субъектов РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны в отношениях с федеральными органами власти. В составе РФ насчитывается 86 субъектов РФ.

На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Принципы определения полномочий органов государств власти субъекта РФ:

1.Полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией (уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;

2.Полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3.Полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ определяются ФЙЗ, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Если вопросы относятся к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежат включению в ст. 65 Конституции РФ.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Однако правовой статус субъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, а все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, но должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими края и областями. Республика вправе иметь государственный язык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделение властей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиями осуществляет Конституционный суд.
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая являются частью территории РФ. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия. Экономическую основу деятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права.

Законами субъектов устанавливаются:

наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации с учетом исторических и иных местных традиций;

условия и порядок прохождения муниципальной службы (в соответ ствии с федеральным законом);

порядок подготовки и проведения местного референдума; гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (в соответствии с федеральным законом) и др

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации относятся: правовое регулирование вопросов организации МСУ в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Законом от 6 октября 2003 г.;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов гос. власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ.

 

 

16. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Правовую основу местного самоуправления составляют общепри­знанные принципы и нормы международного права, международные до­говоры РФ, Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, федеральные подзаконные ак­ты, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

1. Международные акты. Следует особо выделить такие документы, как Евро­пейская хартия местного самоуправления, Декларация о принципах местного самоуправления, принятая Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 1994 г., решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия.

Местное самоуправление согласно Хартии составляет одну из основ любого демократического строя. Так, например, в соответствии со стать­ей 2 Хартии принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и по возможности в конституции страны.

Кроме того, в Хартии закрепляется, что местное самоуправление осуществ­ляется не только выборными органами, но и через формы прямого уча­стия граждан. Важную роль играют и положения Хартии об общих принципах экономической и финансово-налоговой политики государст­ва применительно к местным органам власти.

18) 2. Конституция РФ. Главенствующее положение в системе юриди­ческих норм, регулирующих местное самоуправление, занимают консти­туционные нормы. Конституционные нормы представляют собой сово­купность юридических принципов и предписаний, которые определяют политико-правовую природу местного самоуправления, закрепляют ос­новные права граждан в области местного самоуправления, регулируют основы правового статуса органов местного самоуправления и их взаи­моотношения с государством.

В Конституции РФ уделяется достаточно много внимании вопросам местного самоуправления

Пункт «н» статьи 72 Конституции РФ закрепляет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на­ходится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».:

1) в совместном ведении находится «установление общих принци­пов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление местного самоуправления, т. е. за­крепление местного самоуправления как неприкосновенного демокра­тического института;

2) в совместном ведении находится «установление общих принци­пов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления» - установление системы органов местного само­управления, т. е. устанавливаются общие подходы к формированию ор­ганов местного самоуправления;

3) в совместном ведении находится «установление общих принци­
пов организации
системы органов государственной власти и местного
самоуправления»
- установление общих принципов организации мест­
ного самоуправления,
т. е. закрепляются общие подходы к правовому
регулированию становления местного самоуправления.

Эта неоднозначность прочтения субъектами Российской Федерации конституционной нормы привела, в частности, к невозможности в ряде регионов реализовать местное самоуправление в полном объеме.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наиболее важным для становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, формирования законодательства о местном самоуправле­нии. Федеральный закон определяет: общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации; правовые основы местного самоуправления; организационно-правовые формы осуществ­ления местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; основные принципы и подходы к определе­нию полномочий органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.

17) Осенью 2003 г. был принят новый Закон, внесший существенные изменения в правовой статус местного самоуправления. Новый Закон радикально изменяет характер законодательства о мест­ном самоуправлении. В частности, он ограничивает возможность конт­роля субъектов РФ над органами местного самоуправления определен­ным перечнем вопросов Прямо устанавливается, что в случаях, где пре­дусмотрено совместное ведение РФ и субъектов РФ, в частности при возникновении разногласий, приоритетное значе­ние имеет федеральный закон. Более того, в Законе регулируются и те вопросы организации местного самоуправления, которые раньше были отнесены к ведению субъектов РФ

4. Иные федеральные законы

«Об обеспечении конституцион­ных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»,

«О финансовых основах местно­го самоуправления в РФ»,

«Об основах муници­пальной службы в РФ»,

«О приватизации государственного и муниципального имущества»,

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации», «О государственных и муни­ципальных унитарных предприятиях»2.

Федеральные законы, регулирующие вопросы МСУ, делятся на две группы1:

1) законы, регулирующие только отдельные вопросы местного са­моуправления (например, федеральные законы о муниципальной служ­бе, о финансовых основах местного самоуправления и т.д.);

2) отраслевые законы, регулирующие отдельные отрасли или сфе­ры общественной жизни (например, федеральные законы о занятости населения, об образовании и т.д.).

в случае противоречия федеральных законов и (или) иных норматив­ных правовых актов РФ, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции РФ, данному Федеральному закону применяются нормы Конституции РФ и данного Федерального закона.

5. Федеральные подзаконные акты. На федеральном уровне кроме законов вопросы местного самоуправления регулируются и другими нормативными актами.

Важную роль в правовом регулировании местного самоуправления играют указы

Президента РФ и постановления Правительства РФ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 733; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.01 с.)