Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы организации платежных систем. Риски в платежной системе.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П/с – это механиз, с помощью к-рого переводятся ДС 1-ого участника к др по законам, правилам и стандартам, определяющим права, обяз-ти и ответ-ть участников. П/с - это система проведения переводов ДС м/у банками и др кред-фин институтами, представляющая собой самостоят компании или соглашения м/у членами ПС. Роль ПС – обеспечение своевременного и эффективного перевода ДС м/у потребителями и поставщиками товаров и услуг, что способствует завершению выполнения обяз-в принятых в рез-те экон деят-ти. ПС включает в себя след компоненты: законодат база, участники платежей, платежные инструменты, механизм осущ-я платежей, инфраструктура и технологии. Базовые понятия ПС Платеж – это распоряжение 1-го участника (плательщика) по переводу ДС в пользу др участника (получателя-бенефициара). Расчет – это действие, в рез-те к-го обя-во по переводу ДС м/у участниками становятся выполненными. 1) система гросс-расчетов – это система, спомощью к-рой расчеты осущ-ся на суммарной основе «один за др», очередными проводками по каждой отд операции, т.е каждый платеж проходит ч/з этап расчета. 2) Клиринг – это осуществляемый до расчета прцесс сбора, сортировки инф-и и подсчет чистых позиций каждого участника ПС. Различают клиринг двухсторонний и многосторонний. При многостороннем клиринге в платежной системе появляется клиринговая палата, которая выполняет операции по сбору и подтверждению платежей, рассчитывает чистые позиции всех участников платежной системы. Риски в ПС: 1) Риск ликвидности – это риск пользователя плательщика, связанный с невыполнением своих обяз-в по переводу денег. 2) Кредитный риск – это риск пользователя получателя, связанный с возможностью невыполнения пользователем плательщиком своих обяз-в в полном объеме и в устан срок. 3) Системный риск – риск невыполнения обяз-в 1-го или неск пользователей по 1-му или неск переводам денег, вызванный невыполнением обяз-в др пользователями. (эффект домино) 4) риск мошенничества- это риск, связанный с возможностью несанкционированного доступа в систему со стороны, злоупотрбление персонала банков пользователей и Центра. 5) операционный риск - это риск, связанный с возможностью совершения персоналом банка – пользователя и Центра ошибок при выполнении своих обяз=тей 6) технически - риск, связанный с возможностью неисправностей и ошибок программ ср-в и ср-в телекоммуникаций. Пользователи платежных систем подвержены риску потерь по таким основным причинам: -ошибки; -чрезвычайные события (нарушение энергоснабжения, связи, стихийные бедствия); -мошенничества; -банкротство одного или нескольких поставщиков платежных услуг; -неопределенность относительно окончательного выполнения платежных обязательств. Риски в платежных системах делят на: финансовые и нефинансовые. К нефинансовым рискам относятся несовершенная правовая база, подделка финансовых документов, кража, мошенничество и ошибки, чрезвычайные события. Сюда же можно отнести операционные риски. Эти риски возникают через возможность нарушений в системе обработки данных: технических сбоев, сбоев в программном обеспечении, ошибки персонала в понимании и выполнении платежных инструкций. Любая сложная система содержит в себе возможность сбоев в функционировании. Отдавая себе отчет в этом, участники платежной системы каждый на своем уровне обязан проводить работу по снижению рисков, предотвращению сбоев в функционировании платежных систем. Речь идет в конечном итоге об управлении рисками. На уровне банков – участников платежной системы действуют внутренние правила, схемы и системы, которые касаются как персонала, так и оснащения, призванные уменьшать риски, связанные с платежами. На межбанковском уровне реализуется два подхода к проблеме ограничения финансового риска: -ограничение объема расчетов; -обеспечение надежности расчета. Первый подход реализуется методами установления для каждого банка участника лимита дебетовой позиции, использование механизма очередности платежей. Второй подход осуществляется через использование залогового обеспечения, предоставляемого банками участниками платежных систем. Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: цель, программа. Цель углубленного анализа — более детальная характеристика финансового состояния, выявление определивших его факторов и резервов повышения эффективности деятельности предприятия, а также возможностей развития объекта на перспективу. Он уточняет, расширяет и дополняет процедуры экспресс-анализа. Программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя следующие этапы: - чтение финансовой отчетности; - построение аналитического баланса-нетто (анализ может выполняться также на основании исходной отчетности); - анализ динамики состава и структуры активов баланса и источников их формирования на основе вертикального и горизонтального анализа; - оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия; - оценка финансовой устойчивости; - анализ деловой активности; - оценка положения на рынке ценных бумаг (анализ рыночной активности). Отправной точкой в углубленном анализе (после проведения процедуры чтения финансовой отчетности) служит анализ динамики, состава и размещения активов хозяйствующего субъекта. В процессе такого анализа удобнее всего использовать таблицу, форма и содержание которой соответствуют требованиям МСФО и позволяют проводить одновременно горизонтальный, вертикальный и трендовый виды анализа.
Его цель – более подроб-я харак-ка имуществе-го и финан-го положения хоз. объекта, результатов его деят-ти в истекшем отчет-м периоде, а также возмож-й развития объекта на перспективу. Он конкретиз-т, допол-ет и расшир-т отдельные процедуры экспресс анал. В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выглядеть следующим образом: 1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования 1.1 Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности 1.2 Выявление «больных» статей отчетности 2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования 2.1 Оценка имущественного потенциала 2.1.1 Построение аналитического баланса 2.1.2 Вертикальный анализ баланса 2.1.3 Горизонтальный анализ баланса 2.1.4 Анализ качественных сдвигов в имущественном потенциале 2.2 Оценка финансового потенциала 2.2.1 Оценка ликвидности и платежеспособности 2.2.2 Оценка финансовой устойчивости 3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности 3.1 Оценка производственной (основной деятельности) 3.2 Анализ деловой активности 3.3 Оценка положения на рынке ценных бумаг (анализ рыночной активности) Управление ДЗ. Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолженность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нормального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года. Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги. Формирование алгоритмов такого управления текущей дебиторской задолженностью, определяемое как кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по следующим основным этапам: 1. Анализ текущей ДЗ пред-я в предшествующем п-де. Основной задачей этого анализа явл-ся оценка уровня и состава тек ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. • На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сомнительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником). Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-деби- торов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каждой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных долгов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе. На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей: а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле: КОАдз=(ДЗв+ЧРСдз+РСД): ОА где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги; ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями; ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности; РСД — сумма резерва сомнительных долгов; ОА — общая сумма оборотных активов предприятия. б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:Идз+(ДЗв+ЧРСдз): (ДЗв+ЧРСдз+РСД) где КВИДз — коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги; ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем; ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности; РСД — сумма резерва сомнительных долгов. На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле: ПИдз=(ДЗ в+ ЧРС дз): Оо где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задол- женности за товары, работы и услуги (в днях); ДЗВ — средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (расчитанная как средняя хронологическая); ЧРСдз — средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая); 00 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде. • На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации. • На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле: Эдз=Пдз-ТЗдз-ФПдз где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита; ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга; ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями. Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле: КЭдз=Эдз: ДЗ рп коэффициент эффективности инвестированиясредств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде. Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия. 2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каждой из форм реализации продукции в кредит. Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. • Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев. • Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическимлицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет. Выбор форм реализации продукции в кредит определяется отраслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг). Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный. • Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. • Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. • Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; • общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; • сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолжен- ности; • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; • финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. 3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции. Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность; 0РК — планируемый объем реализации продукции в кредит; Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью; ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях; fjp — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит. 4. формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы: • срок предоставления кредита (кредитный период); • размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); • стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); • система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. • Срок предоставления кредита (кредитный период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе. • Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потребительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит товаров), финансового состояния предприятия-кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаимоотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сумму кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия. • Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении. Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке. • Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие). 5. формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства. Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы: • определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей; • выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей; • группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности; • дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому. •Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям: • объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления; • репутация покупателя в деловом мире; • платежеспособность покупателя; • результативность хозяйственной деятельности покупателя; • состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность; • объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве. По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям: • дееспособность покупателя; • уровень доходов покупателя и регулярность их формирования; • состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке. • формирование и экспертиза информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования. • Выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик кредитоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть использованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы. • Группировка покупателей продукции по уровню кредитоспособности основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий: • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (группа „первоклассных заемщиков"); • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга; • покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики). • Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п. 6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: • факторинг; • учет векселей, выданных покупателями продукции; • форфейтинг. 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Такой контроль организуется в рамках построения общей системы финансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является „Система ABC" применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию „А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды текущей дебиторской задолженности (так называемые „проблемные кредиты"); в категорию „В“ — кредиты средних размеров; в категорию „С" — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серьезного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия. Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кредитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им продукцию, выступает следующее условие: ДЗо (стрелка тут) Опдр ≥ ОЗдз+ПКдз где Д30 — оптимальный размер текущей дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии; 0ПДР — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кредит; 03дз — дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности; ПКдз — размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей ДЗ – сумма долгов, причитающаяся пр-ю от юр или физ лиц и возникшая в рез-те хоз-х взаимоотнош-й м/ду ними. Политика управления ДЗ - часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики п/я, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Для построения системы управления ДЗ на пр-ии необх-мы след-е осн-е усл-я: 1)устан-е наиболее благоприятного пер-да расчетов с партнерами; 2)сбор и анализ инф-ии о кредитоспособности партнеров; 3)установл-е ф-мы контракта, предусматр-щего возмож-ть расчета покуп-лей в форме предоплаты; 4)опр-е предельной суммы сделки с целью максимизации д-да; 5)инвентаризация расчетов и обяз-в; 6)истребование ДЗ; 7)орг-ция и внутренний контроль за упр-ем ДЗ. На основании этих принципов строится пол-ка упр-я ДЗ. Основной задачейанализа ДЗ явл-ся оценка Ур-ня и состава ДЗ, а т-же эфф-ти инвестир-х в нее фин-х ср-в. Формирование политики управления ДЗ п/я осуществляется по следующим основным этапам: а) оценивается Ур-нь ДЗ пр-я и его динамика в предшествующем пер-де. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэфф-та отвлечения ОбА-вов в ДЗ. КОАдз=общ Σ ДЗ / общ Σ ОбА б) опр-ся средний пер-д инкассации ДЗ и кол-во ее оборотов в рассматриваемом пер-де. Ср-й пер-д инкассации ДЗ хар-ет ее роль в факт-ой продолж-ти фин и общ операц-го цикла п/п-я. ПИдз=средн ост-к ДЗ в рассм-емом периоде / Σ однодневн оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом периоде. Кол-во оборотов ДЗ хар-ет скорость обращ-я инвестированных в нее средств в течение опр-го пер-да. КОдз=общ Σ оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом периоде /средн ост-к ДЗ в рассм-емом периоде. в) оценивается состав ДЗ п/я по отдельным ее «возрастным группам», т.е. предусмотренным срокам ее инкассации; г) рассм-ся состав просроченной ДЗ, выделяется сомнительная и безнадежная З. В процессе этого ан-за использ-ся след-е пок-ли: к-т просроченности ДЗ и ср-й «возраст» просроченной ДЗ. КПдз=Σ просроч ДЗ / общ сумма ДЗ. Ср-й «возраст» просроч-ой ДЗ опр-ся по ф-ле: ВПдз=средн ост-к ДЗ, неоплаченной в срок / сумма однодневного оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом пер-де. д) опр-ся сумма эффекта, получ-го от инв-я ср-в в ДЗ. Для этого сумма доп-ной Пр, получ-ой от увеличения объема реализ-ии за счет предост-го кредита, сопоставляют с суммой доп-х затрат по оформлению кредита и инкассации долга пок-лей. Расчет этого эффекта осущ-ся по ф-ле: Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз, где: Пдз – доп-ная Пр пр-я, получ-я от увеличения объема реализ-и за счет предост-я кредита; ТЗдз – тек-е затраты пр-я, связанные с орг-цией кредитования пок-лей и инкассацией долга; ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.014 с.) |