Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы организации платежных систем. Риски в платежной системе.

Поиск

П/с – это механиз, с помощью к-рого переводятся ДС 1-ого участника к др по законам, правилам и стандартам, определяющим права, обяз-ти и ответ-ть участников. П/с - это система проведения переводов ДС м/у банками и др кред-фин институтами, представляющая собой самостоят компании или соглашения м/у членами ПС.

Роль ПС – обеспечение своевременного и эффективного перевода ДС м/у потребителями и поставщиками товаров и услуг, что способствует завершению выполнения обяз-в принятых в рез-те экон деят-ти. ПС включает в себя след компоненты: законодат база, участники платежей, платежные инструменты, механизм осущ-я платежей, инфраструктура и технологии.

Базовые понятия ПС

Платеж – это распоряжение 1-го участника (плательщика) по переводу ДС в пользу др участника (получателя-бенефициара).

Расчет – это действие, в рез-те к-го обя-во по переводу ДС м/у участниками становятся выполненными.

1) система гросс-расчетов – это система, спомощью к-рой расчеты осущ-ся на суммарной основе «один за др», очередными проводками по каждой отд операции, т.е каждый платеж проходит ч/з этап расчета.

2) Клиринг – это осуществляемый до расчета прцесс сбора, сортировки инф-и и подсчет чистых позиций каждого участника ПС. Различают клиринг двухсторонний и многосторонний. При многостороннем клиринге в платежной системе появляется клиринговая палата, которая выполняет операции по сбору и подтверждению платежей, рассчитывает чистые позиции всех участников платежной системы.

Риски в ПС:

1) Риск ликвидности – это риск пользователя плательщика, связанный с невыполнением своих обяз-в по переводу денег.

2) Кредитный риск – это риск пользователя получателя, связанный с возможностью невыполнения пользователем плательщиком своих обяз-в в полном объеме и в устан срок.

3) Системный риск – риск невыполнения обяз-в 1-го или неск пользователей по 1-му или неск переводам денег, вызванный невыполнением обяз-в др пользователями. (эффект домино)

4) риск мошенничества- это риск, связанный с возможностью несанкционированного доступа в систему со стороны, злоупотрбление персонала банков пользователей и Центра.

5) операционный риск - это риск, связанный с возможностью совершения персоналом банка – пользователя и Центра ошибок при выполнении своих обяз=тей

6) технически - риск, связанный с возможностью неисправностей и ошибок программ ср-в и ср-в телекоммуникаций.

Пользователи платежных систем подвержены риску потерь по таким основным причинам:

-ошибки;

-чрезвычайные события (нарушение энергоснабжения, связи, стихийные бедствия);

-мошенничества;

-банкротство одного или нескольких поставщиков платежных услуг;

-неопределенность относительно окончательного выполнения платежных обязательств.

Риски в платежных системах делят на: финансовые и нефинансовые.

К нефинансовым рискам относятся несовершенная правовая база, подделка финансовых документов, кража, мошенничество и ошибки, чрезвычайные события. Сюда же можно отнести операционные риски. Эти риски возникают через возможность нарушений в системе обработки данных: технических сбоев, сбоев в программном обеспечении, ошибки персонала в понимании и выполнении платежных инструкций.

Любая сложная система содержит в себе возможность сбоев в функционировании. Отдавая себе отчет в этом, участники платежной системы каждый на своем уровне обязан проводить работу по снижению рисков, предотвращению сбоев в функционировании платежных систем. Речь идет в конечном итоге об управлении рисками.

На уровне банков – участников платежной системы действуют внутренние правила, схемы и системы, которые касаются как персонала, так и оснащения, призванные уменьшать риски, связанные с платежами.

На межбанковском уровне реализуется два подхода к проблеме ограничения финансового риска:

-ограничение объема расчетов;

-обеспечение надежности расчета.

Первый подход реализуется методами установления для каждого банка участника лимита дебетовой позиции, использование механизма очередности платежей.

Второй подход осуществляется через использование залогового обеспечения, предоставляемого банками участниками платежных систем.

Углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: цель, программа.

Цель углубленного анализа — более детальная характеристика финансового состояния, выявление определивших его факторов и резервов

повышения эффективности деятельности предприятия, а также возможностей развития объекта на перспективу. Он уточняет, расширяет и дополняет

процедуры экспресс-анализа.

Программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия включает в себя следующие этапы:

- чтение финансовой отчетности;

- построение аналитического баланса-нетто (анализ может выполняться также на основании исходной отчетности);

- анализ динамики состава и структуры активов баланса и источников их формирования на основе вертикального и горизонтального анализа;

- оценка ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;

- оценка финансовой устойчивости;

- анализ деловой активности;

- оценка положения на рынке ценных бумаг (анализ рыночной активности).

Отправной точкой в углубленном анализе (после проведения процедуры чтения финансовой отчетности) служит анализ динамики, состава и размещения активов хозяйствующего субъекта. В процессе такого анализа удобнее всего использовать таблицу, форма и содержание которой соответствуют требованиям МСФО и позволяют проводить одновременно горизонтальный, вертикальный и трендовый виды анализа.

 

Его цель – более подроб-я харак-ка имуществе-го и финан-го положения хоз. объекта, результатов его деят-ти в истекшем отчет-м периоде, а также возмож-й развития объекта на перспективу. Он конкретиз-т, допол-ет и расшир-т отдельные процедуры экспресс анал.

В общем виде программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия может выглядеть следующим образом:

1. Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования

1.1 Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности

1.2 Выявление «больных» статей отчетности

2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования

2.1 Оценка имущественного потенциала

2.1.1 Построение аналитического баланса

2.1.2 Вертикальный анализ баланса

2.1.3 Горизонтальный анализ баланса

2.1.4 Анализ качественных сдвигов в имущественном потенциале

2.2 Оценка финансового потенциала

2.2.1 Оценка ликвидности и платежеспособности

2.2.2 Оценка финансовой устойчивости

3. Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности

3.1 Оценка производственной (основной деятельности)

3.2 Анализ деловой активности

3.3 Оценка положения на рынке ценных бумаг (анализ рыночной активности)

Управление ДЗ.

Под текущей дебиторской задолженностью понимается задолжен­ность юридических и физических лиц определенных сумм денежных средств и их эквивалентов предприятию, которое возникает в ходе нор­мального операционного цикла или предусмотрена к погашению в период до одного года.

Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей за товары, работы и услуги.

Формирование алгоритмов такого управления текущей дебитор­ской задолженностью, определяемое как кредитная политика предпри­ятия по отношению к покупателям продукции, осуществляется по сле­дующим основным этапам:

1. Анализ текущей ДЗ пред-я в предшествующем п-де. Основной задачей этого анализа явл-ся оценка уровня и состава тек ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупате­лями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потреби­тельского кредита.

• На первой стадии анализа с целью отражения реального со­стояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации в общей ее сумме выделяется чистая реализационная ее стоимость. Чистая реализационная стоимость дебиторской задол­женности представляет собой сумму текущей дебиторской задолжен­ности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва сом­нительных долгов (под сомнительным долгом понимается та часть деби­торской задолженности, относительно которой существует неуверенность ее погашения покупателем-должником).

Величина резерва сомнительных долгов определяется исходя из уровня фактической платежеспособности отдельных покупателей-деби- торов (прямой метод) или на основе соответствующей классификации дебиторской задолженности этого вида по срокам ее непогашения с установлением коэффициента сомнительности ее погашения по каж­дой группе (косвенный метод). Величина резерва сомнительных дол­гов при косвенном методе ее расчета определяется как сумма произ­ведений текущей дебиторской задолженности соответствующей группы и коэффициента сомнительности ее погашения по данной группе.

На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшеству­ющем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:

а) Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рас­считывается по следующей формуле:

КОАдз=(ДЗв+ЧРСдз+РСД): ОА

где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;

ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов;

ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.

б) Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по сле­дующей формуле:Идз+(ДЗв+ЧРСдз): (ДЗв+ЧРСдз+РСД)

где КВИДз — коэффициент возможной инкассации текущей дебитор­ской задолженности за товары, работы и услуги;

ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;

ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;

РСД — сумма резерва сомнительных долгов.

На третьей стадии анализа определяется средний период ин­кассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операцион­ного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по сле­дующей формуле:

ПИдз=(ДЗ в+ ЧРС дз): Оо

где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задол-

женности за товары, работы и услуги (в днях);

ДЗВ — средняя сумма текущей дебиторской задолженности по­купателей, оформленной векселем, в рассматриваемом

периоде (расчитанная как средняя хронологическая);

ЧРСдз — средняя сумма чистой реализационной стоимости деби­торской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);

00 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рас­сматриваемом периоде.

• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебитор­ской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным груп­пам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полу­ченного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличе­ния объема реализации продукции за счет предоставления кредита, со­поставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежа­щая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и исте­чением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществля­ется по следующей формуле:

Эдз=Пдз-ТЗдз-ФПдз

где Эдз — сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупате­лями;

Пдз — дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет пре­доставления кредита;

ТЗдз — текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэф­фициент эффективности инвестирования средств в текущую дебитор­скую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

КЭдз=Эдз: ДЗ рп

коэффициент эффективности инвестированиясредств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями; сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде; средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

Результаты анализа используются в процессе последующей раз­работки отдельных параметров кредитной политики предприятия.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой, формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопро­са: а) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию по каж­дой из форм реализации продукции в кредит.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновиднос­ти — товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

• Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

• Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическимлицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукции в кредит определяется от­раслевой принадлежностью предприятия и характером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиальные подхо­ды к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципи­альных типа кредитной политики предприятия по отношению к поку­пателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

• Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики пред­приятия направлен на минимизацию кредитного риска. Такая мини­мизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной деятельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной при­были за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточе­ние условий предоставления кредита и повышение его стоимости; исполь­зование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

• Умеренный тип кредитной политики предприятия характери­зует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

• Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предпри­ятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимиза­цию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации поли­тики такого типа является распространение кредита на более риско­ванные группы покупателей продукции; увеличение периода предо­ставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям воз­можности пролонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитывать­ся следующие основные факторы:

• современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

• общее состояние экономики, определяющее финансовые возмож­ности покупателей, уровень их платежеспособности;

• сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

• потенциальная способность предприятия наращивать объем произ­водства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

• правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолжен-

ности;

• финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность;

• финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществле­ния хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование ус­тойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конеч­ном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемо­го капитала.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направ­ляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческо­му) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кре­дита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хо­зяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемо­го в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей фор­муле:


 

где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;

К — планируемый объем реализации продукции в кредит;

Кс/ц — коэффициент соотношения себестоимости и цены про­дукции, выраженный десятичной дробью;

ППК — средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

fjp — средний период просрочки платежей по предоставлен­ному кредиту, в днях.

Если финансовые возможности предприятия не позволяют ин­вестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неиз­менности условий кредитования должен быть соответственно скоррек­тирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. формирование системы кредитных условий. В состав этих усло­вий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

• Срок предоставления кредита (кредитный период) характе­ризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличе­нию суммы финансовых ресурсов, инвестируемых в дебиторскую за­долженность, и увеличению продолжительности финансового и все­го операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результа­ты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.

• Размер предоставляемого кредита (кредитный лимит) ха­рактеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому ему товарному (коммерческому) или потреби­тельскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуще­ствляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планиру­емого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции (при потре­бительском кредите — средней стоимости реализуемых в кредит това­ров), финансового состояния предприятия-кредитора и других факто­ров. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции. Если хозяйственные взаи­моотношения предприятия с покупателем его продукции (юридическим лицом) носят стабильный долгосрочный характер, на расчетную сум­му кредитного лимита ему может быть открыта кредитная линия.

• Стоимость предоставления кредита характеризуется систе­мой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за при­обретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кре­дита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годо­вом исчислении.

Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потре­бительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не дол­жен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному фи­нансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю бу­дет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за при­обретенную продукцию при ее покупке.

• Система штрафных санкций за просрочку исполнения обяза­тельств покупателями, формируемая в процессе разработки кредит­ных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штра­фы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю до­хода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня пла­тежеспособности и другие).

5. формирование стандартов оценки покупателей и дифферен­циация условий предоставления кредита. В основе установления та­ких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кре­дитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связан­ные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособ­ность отдельных групп покупателей;формирование и экспертизу информационной базы проведения оцен­ки кредитоспособности покупателей;

• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособно­сти покупателей;

• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кре­дитоспособности покупателей.

Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциа­ция кредитных условий осуществляются раздельно по различным фор­мам кредита — товарному и потребительскому.

•Определение системы характеристик, оценивающих кре­дитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществ­ляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществления;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• результативность хозяйственной деятельности покупателя;

• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспе­чение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбужде­нии дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном по­рядке.

• формирование и экспертиза информационной базы проведе­ния оценки кредитоспособности покупателей имеет целью обеспе­чить достоверность проведения такой оценки. Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в раз­резе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслу­живающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.).

Экспертиза полученной информации осуществляется путем ло­гической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по по­требительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

• Выбор методов оценки отдельных характеристик кредито­способности покупателей определяется содержанием оцениваемых характеристик. В этих целях при оценке отдельных характеристик креди­тоспособности покупателей, рассмотренных ранее, могут быть ис­пользованы статистический, нормативный, экспертный, балльный и другие методы.

• Группировка покупателей продукции по уровню кредито­способности основывается на результатах ее оценки и предусматри­вает обычно выделение следующих их категорий:

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максималь­ном объеме, т. е. на уровне установленного кредитного лимита (груп­па „первоклассных заемщиков");

• покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограничен­ном объеме, определяемом уровнем допустимого риска невозврата долга;

• покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

• Дифференциация кредитных условий в соответствии с уров­нем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитно­го лимита, может осуществляться по таким параметрам, как срок пре­доставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотре­ны: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирова­ния долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволя­ют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью — ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Основными формами рефинансирования дебиторской задолжен­ности, используемыми в настоящее время, являются:

• факторинг;

• учет векселей, выданных покупателями продукции;

• форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности. Та­кой контроль организуется в рамках построения общей системы фи­нансового контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является „Система ABC" применительно к портфелю дебиторской задолженности предприятия. В категорию „А" включаются при этом наиболее крупные и сомнительные виды теку­щей дебиторской задолженности (так называемые „проблемные креди­ты"); в категорию „В“ — кредиты средних размеров; в категорию „С" — остальные виды дебиторской задолженности, не оказывающие серь­езного влияния на результаты финансовой деятельности предприятия.

Критерием оптимальности разработанной и осуществляемой кре­дитной политики любого типа и по любым формам предоставляемого кредита, а соответственно и среднего размера текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями за реализуемую им про­дукцию, выступает следующее условие:

ДЗо (стрелка тут) Опдр ≥ ОЗдз+ПКдз

где Д30 — оптимальный размер текущей дебиторской задолженно­сти предприятия при нормальном его финансовом со­стоянии;

ДР — дополнительная операционная прибыль, получаемая предприятием от увеличения продажи продукции в кре­дит;

03дз — дополнительные операционные затраты предприятия по обслуживанию текущей дебиторской задолженности;

ПКдз — размер потерь капитала, инвестированного в текущую дебиторскую задолженность, из-за недобросовестности (неплатежеспособности) покупателей

ДЗ – сумма долгов, причитающаяся пр-ю от юр или физ лиц и возникшая в рез-те хоз-х взаимоотнош-й м/ду ними. Политика управления ДЗ - часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики п/я, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Для построения системы управления ДЗ на пр-ии необх-мы след-е осн-е усл-я: 1)устан-е наиболее благоприятного пер-да расчетов с партнерами; 2)сбор и анализ инф-ии о кредитоспособности партнеров; 3)установл-е ф-мы контракта, предусматр-щего возмож-ть расчета покуп-лей в форме предоплаты; 4)опр-е предельной суммы сделки с целью максимизации д-да; 5)инвентаризация расчетов и обяз-в; 6)истребование ДЗ; 7)орг-ция и внутренний контроль за упр-ем ДЗ. На основании этих принципов строится пол-ка упр-я ДЗ.

Основной задачейанализа ДЗ явл-ся оценка Ур-ня и состава ДЗ, а т-же эфф-ти инвестир-х в нее фин-х ср-в.

Формирование политики управления ДЗ п/я осуществляется по следующим основным этапам:

а) оценивается Ур-нь ДЗ пр-я и его динамика в предшествующем пер-де. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэфф-та отвлечения ОбА-вов в ДЗ. КОАдз=общ Σ ДЗ / общ Σ ОбА

б) опр-ся средний пер-д инкассации ДЗ и кол-во ее оборотов в рассматриваемом пер-де. Ср-й пер-д инкассации ДЗ хар-ет ее роль в факт-ой продолж-ти фин и общ операц-го цикла п/п-я. ПИдз=средн ост-к ДЗ в рассм-емом периоде / Σ однодневн оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом периоде. Кол-во оборотов ДЗ хар-ет скорость обращ-я инвестированных в нее средств в течение опр-го пер-да. КОдз=общ Σ оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом периоде /средн ост-к ДЗ в рассм-емом периоде.

в) оценивается состав ДЗ п/я по отдельным ее «возрастным группам», т.е. предусмотренным срокам ее инкассации; г) рассм-ся состав просроченной ДЗ, выделяется сомнительная и безнадежная З. В процессе этого ан-за использ-ся след-е пок-ли: к-т просроченности ДЗ и ср-й «возраст» просроченной ДЗ. КПдз=Σ просроч ДЗ / общ сумма ДЗ. Ср-й «возраст» просроч-ой ДЗ опр-ся по ф-ле: ВПдз=средн ост-к ДЗ, неоплаченной в срок / сумма однодневного оборота по реал-ции прод-ции в рассм-емом пер-де.

д) опр-ся сумма эффекта, получ-го от инв-я ср-в в ДЗ. Для этого сумма доп-ной Пр, получ-ой от увеличения объема реализ-ии за счет предост-го кредита, сопоставляют с суммой доп-х затрат по оформлению кредита и инкассации долга пок-лей. Расчет этого эффекта осущ-ся по ф-ле: Эдз = Пдз – ТЗдз – ФПдз, где: Пдз – доп-ная Пр пр-я, получ-я от увеличения объема реализ-и за счет предост-я кредита; ТЗдз – тек-е затраты пр-я, связанные с орг-цией кредитования пок-лей и инкассацией долга; ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.20 (0.014 с.)