ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы бюджета - это экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования государственного бюджета.



В статье 6 Бюджетного кодекса РФ дается иное определение данной категории. Под доходами бюджета понимаются “денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления”. В данном определении, основанном на количественном понимании доходов бюджета, определяются лишь некоторые (две) сущностные характеристики доходов бюджета, с именно их безвозмездность и безвозвратность.

Формой проявления доходов бюджета являются различные виды платежей в бюджет.

Материальным воплощением - денежные средства, собранные в бюджете.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также решаемых обществом экономических задач. До перехода к рыночным отношениям доходы государственного бюджета базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они составляли более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей:

- налога с оборота;

- платежей с прибыли.

В современных условиях статьями доходов государственного бюджета РФ являются:

1.Налог- часть национального дохода, взимаемая государством в виде обязательных платежей с юридических и физических лиц в государственный бюджет в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Функции налогов; - фискальная (присуща изначально)

- регулирующая (получила развитие в развитых странах после Второй мировой войны).

Виды налогов:

* по методу установления:

- прямые (налоги на отдельные объекты имущества или на доходы);

- косвенные (налоги, включаемые в цену товара и увеличивающие его цену).

· по направлениям расходования средств, поступивших от изъятия налога:

- общие (использование не определено)

- специальные (целевое использование).

Основные элементы налога:

* Субъект налога - лицо, которое по закону является плательщиком налога.

* Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество, доход.

* Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).

* Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).

* Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные, прогрессивные.

* Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствие с действующим законодательством.

* Налоговая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка.

* Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

Налоговая системапредставляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Принципы построения налоговой системы:

- разумное сочетание прямых и косвенных налогов;

- универсализация налогообложения (одинаковые требования к эффективности деятельности, одинаковый подход к исчислению величины налога);

- однократность обложения;

- научный подход к определению величины ставки налога;

- дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов;

- стабильность ставок налогообложения;

- использование системы льгот, реально стимулирующие те или иные процессы;

- четкое разграничение налогов по уровням государственного управления.

2. Второй формой мобилизации доходов государственного бюджета являютсязаймы. Они используются для покрытия дефицита государственного бюджета, их значение существенно возрастает в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, так как финансовой базой погашения займов выступают налоги.

В исключительных случаяхприформировании государственных доходов используетсяэмиссия, так как бумажно-денежная эмиссия выступает фактором инфляции. В настоящее время данный фактор формирования доходов государственного бюджета в РФ не используется.

Ниже в таблицах 12.1 и 12.2 представлены доходы федерального бюджета РФ начиная с 1996 года.

Таблица 12.1

Структура доходов Федерального бюджета РФ

Виды доходов % к общей сумме доходов бюджета
  1996 г. 2002 г.
Налоговые доходы – всего 94,4
в том числе: НДС 36,4
Акцизы 10,4
Таможенные пошлины 15,2
Лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции -
Налог на прибыль 9,8
Подоходный налог 0,0
Платежи за пользование природными ресурсами 8,6
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базой 0,1
Единый социальный налог - 13,2
Неналоговые доходы 18,8
в том числе: Доходы целевых бюджетных фондов 0,7
Доходы от федерального имущества, приватизации и внешнеэкономической деятельности 4,7
Итого доходов

Таблица 12.2

Структура доходов Федерального бюджета РФ в 2008 году

Виды доходов Млн. руб. % к итогу
Налоговые доходы – всего 4 180 043,3 62,6
в том числе: НДС 2 108 915,4 31,6
Акцизы 312 874,0 4,7
Налог на добычу полезных ископаемых 876 877,4 13,1
Налог на прибыль 533 375,2 8,0
Водный налог 13 002, 4 0,2
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 4 665,0 0,07
Государственная пошлина 32 239,6 0,5
Неналоговые доходы 2 493 195,6 37,4
Таможенные пошлины 2 145 409,4 32,2
Итого доходов 6 673 238,9

 

Доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налоговых;

- неналоговых доходов.

Основными составляющими налоговых доходов федерального бюджета являются:

· федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

· государственная пошлина - обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, определяемые Законом о госпошлине.

Источниками неналоговых поступлений федерального бюджета являются:

· Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности(получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной собственности).

· Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Феде рации (например, консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации, плата за выдаваемые паспорта, плата за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков и пр.).

· Часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (размеры части прибыли унитарных предприятий, поступающей в федеральный бюджет, устанавливаются Правительством РФ).

· Прибыль Банка России (Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной прибыли по итогам года).

· Доходы от внешнеэкономической деятельности (к числу таких доходов отнесены процент по государственным кредитам, поступление средств от централизованного экспорта, таможенные сборы, прочие поступления от внешнеэкономической деятельности).

· Иные источники неналоговых поступлений (к ним отнесены, например, доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана).

 

Налоговая система РФ.

Основы действующей в настоящее время налоговой системы заложены в 1991 году с принятием Закона “Об основах налоговой системы в РФ”. Налоговая система России построена по опыту налоговых систем развитых западных стран. В настоящее время основным налоговым документом страны является Налоговый кодекс.

Налоговая систем РФ состоит из прямых и косвенных налогов.

Основные прямые налоги:

*взимаемые с юридических лиц: налог на прибыль, налог на имущество, плата за воду.

*взимаемые с юридических и физических лиц: земельный налог, лесной налог, налог на операции с ценными бумагами, государственная пошлина, налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники.

*взимаемые с физических лиц: подоходный налог, промысловый налог, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Косвенные налоги: НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, таможенные пошлины.

В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

- федеральные налоги;

- региональные налоги;

- местные налоги.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов определен в Налоговом кодексе РФ.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль организаций;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- государственная пошлина;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

- водный налог;

- налог на добычу полезных ископаемых.

Основными налогами, формирующими федеральный бюджет являются: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, единый социальный налог и др.

Из федеральных налогов полностью поступают в федеральный бюджет: НДС, государственная пошлина и др. Акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и пр. в виде процентных отчислений направляются также в доходы субъектов Федерации и в местные бюджеты.

Региональные налоги и сборы:

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

При введении в субъекте РФ налога на недвижимость на его территории прекращают действие налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги и сборы:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог.

Система регионального и местного налогообложения базируется в основном на прямых налогах, не дающих значительных финансовых поступлений. Федеральный бюджет формируется на основе значимых по размерам налогов в основном косвенного характера.

Следует отметить, что до настоящего времени строительство налоговой системы в РФ не закончено. В настоящее время основными направлениями государственной политики в области налоговой реформы являются:

- построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

- сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

- облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения;

- развитие налогового федерализма, через установление минимальных значений поступления доходов от каждого налога в бюджеты различных уровней;

- сокращение льгот;

- увеличение роли экологических налогов и штрафов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.014 с.)