ТОП 10:

Тема 5: Бюджетный дефицит и управление им



1. Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины образования

2. Развитие бюджетного дефицита в РБ

3. Источники финансирования бюджетного дефицита

4. Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

5. Государственный кредит и государственный долг

~1~ Понятие бюджетного дефицита, его виды и причины образования

В любом государстве с планированием доходов и расходов бюджета связана проблема его балансирования. Соотношение между государственными расходами и доходами является принципиальным вопросов бюджетной политики любой страны. В зависимости от того, как государство использует бюджетные отношения для реализации своих функций можно говорить о трех состояниях бюджетного фонда:

– дефицитном;

– профицитном;

– сбалансированном.

Дефицитный бюджет – расходная часть бюджета превышает доходную за определенный период времени. Профицитный бюджет – доходная часть бюджета превышает расходную за определенный период времени. Сбалансированный бюджет – характеризует равновесие доходной и расходной частей при планировании или при исполнении бюджета. В экономической литературе понятия всех трех видов изложены по-разному.

В экономической теории различают:

– структурный бюджетный дефицит;

– циклический бюджетный дефицит.

Структурный бюджетный дефицит – разность между доходами бюджета и его расходами при определенной фискальной политике и постоянном заданном уровне безработицы.

Циклический бюджетный дефицит – разность между реальным бюджетным дефицитом и его структурным уровнем. Зачастую он нарастает за счет:

– увеличений выплат пособий по безработице;

– сокращение налоговых поступлений во время кризисов;

– за счет роста «теневого» сектора экономики.

Кроме этого в практике последнего десятилетия появился квазифискальный бюджетный дефицит – форма скрытого бюджетного дефицита, обусловленная квазифискальной деятельностью государства как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой.

Квазифискальные операции включают:

1) Финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата им заработной платы по ставкам выше рыночных, или путем банковских ссуд или накоплений взаимных задолженностей;

2) Накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд (просроченные долговые обязательства предприятий, льготные кредиты фирмам, предприятиям);

3) Отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование центральным бюджетом убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов Правительству, а также процесс рефинансирования.

Чаще всего бюджетный дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, неэффективность налоговой системы и т. д. Исходя из этого возникает проблема стабилизации экономики, проблема корректировки бюджетной политики или реформирования финансово-кредитной системы страны в целом.

Дефицитом бюджет является следствием:

– высоких государственных расходов;

– ограниченность финансовых возможностей государства мобилизировать необходимые расходы;

– циклических спадов в экономике.

Из определения бюджетного дефицита следует, что основная первопричина его возникновения кроется в отсутствии темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением расходов. Всякое увеличение государственных расходов без соответствующего увеличения доходов создает отрицательное сальдо бюджета. В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются, а значит и возникает бюджетный дефицит.

Дефицит может быть обусловлен государственным регулирование экономики, то есть осуществлением крупных централизованных вложений в развитие отдельных отраслей и изменение структуры производства, развитие рыночной инфраструктуры в условиях переходной экономики.

Бюджетный дефицит может стать результатом чрезмерного увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП. В исключительных случаях превышение расходов государства над доходами является следствием некоторых чрезвычайных обстоятельств: войны, крупные стихийные бедствия.

Существует множество причин и факторов, определяющих состояние бюджетного фонда в целом и величину бюджетного дефицита в частности. Однако, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение расходов над доходами направляются на развитие экономики, используются для развития и финансирования перспективных отраслей и предполагают обязательную отдачу, то в будущем они способствуют не только возместить произведенные затраты, но и принести определенную прибыль, содействовать дальнейшему экономическому росту. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, поддержку нерентабельных предприятий или целых территорий, то бюджетный дефицит неизбежно усугубит экономическую ситуацию, будет усиливать инфляцию и наращивать государственный долг.

~2~ Развитие бюджетного дефицита в РБ

Учебник Сорокиной 2003/2004 гг., стр. 254

~3~ Источники финансирования бюджетного дефицита

Источниками финансирования бюджетного дефицита являются как внутренние, так и внешние финансовые ресурсы.

Внутренние подразделяются на:

– инфляционные (выпуск денег в обращение);

– неинфляционные – до 1 января 2007 г. В качестве такого источника были кредиты НБРБ (с 1 января 2007 года такие кредиты были отменены), выпуск государственных ценных бумаг (большинство развитых стран прибегает к выпуску государственных ценных бумаг).

В 1993/1994 гг. основным источником покрытия бюджетного дефицита в РБ были внешние займы. В 1995 г размер внешнего финансирования бюджетного дефицита стал снижаться. В этот период Правительство приняло решение об использовании эмиссионных кредитов Национального банка. В 1997 г. вновь стали привлекаться внешние займы. Параллельно в середине 90-х гг. Правительство РБ стало выпускать государственные ценные бумаги. В результате 1998-2001 гг. покрытие бюджетного дефицита обеспечивалось в основном за счет внутренних источников. В 1999 г. 70% общего общего объема внутреннего финансирования бюджетного дефицита покрывалось эмиссионными кредитами Национального банка. А развитие РЦБ в начале 2000-х годов обеспечило финансирование примерно 49% от объема бюджетного дефицита. Достоинством этого источника является безинфляционное финансирование бюджетного дефицита.

Существенным источником покрытия бюджетного дефицита в условиях переходной экономики являются поступления от приватизации.

Одним из источников являются также внешние займы.

 

~4~ Пути сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования бюджета

Сорокина, стр. 264

Бюджетные дефицит план факт

2001 г. 1,4 трлн. руб.

(1,5% к ВВП)

2008 г. 2,190 трлн. руб.

(1,9% к ВВП)

2009 г. сбалансировано

После Указа Президента – 800 млрд. руб.

 

~5~ Государственный кредит и государственный долг

Государственный долг – это неоплаченная сумма официально признанных долговых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, возникшая в результате операций в предыдущий период.

В государственный долг также входят обязательства по государственным гарантиям, предоставляемым РБ.

Обязательства должны быть погашены посредством операций в будущем или переоформлены в бессрочный долг.

Обслуживание государственного долга происходит посредством выплаты % или погашения основной суммы долга.

Государственный долг включает:

− текущие долги;

– капитальные долги.

Текущие долги – расходы по выплате кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства.

Капитальные долги – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств на определенную дату, включая начисленные проценты.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг − сумма долговых обязательств страны перед резидентами. Внешний государственный долг – сумма всех долговых обязательств перед нерезидентами.

Размеры государственного долга, как внутреннего, так и внешнего, постоянно меняются.

Внешний государственный долг РБ:

на 1 января 2005 г. – 627,7 млн. $;

на 1 января 2006 г. – 783,8 млн. $;

на 1 января 2007 г. – 820,0 млн. $;

на 1 января 2008 г. – 2036,3 млн. $;

на 1 января 2009 г. – 3718,9 млн. $;

Внутренний государственный долг РБ в млрд. бел. руб.

на 1 января 2005 г. – 2866;

на 1 января 2005 г. – 3683;

на 1 января 2005 г. – 5165;

на 1 января 2005 г. – 6247;

на 1 января 2005 г. – 6427;

Государственный долг РБ в настоящее время постоянно увеличивается, что связано с повышением цен на энергоресурсы и отсутствием у государства возможности выделения необходимого объема средств для финансирования этих закупок.

В РБ в настоящее время выделяются следующие проблемы, связанные с государсвенным заимствованием и управлением долгом:

1) Малый объем внутреннего рынка государственного заимствования по отношению к ВВП;

2) Отсутствуют государственные ценные бумаги для выхода на внешний рынок;

3) Постоянное увеличение государственного долга перед РФ;

4) Большинство кредитов, формирующих внешний государственный долг, предоставляется под гарантии правительства.

В конце 2008 г. МВФ подписал соглашение с РБ на стабилизационный кредит в размере 2,5 млрд. $ США сроком на 15 мес.

В настоящее время все внешние кредита имеют целевую направленность.

Источники финансирования государственного долга:

− средства бюджета;

− средства внебюджетных фондов;

− займы;

− средства размещения ценных бумаг;

– средства юридических и физических лиц в депозитариях.

Государственный кредит – важнейший элемент государственных финансов. Он является дополнительной мобилизацией государственных финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Государственный кредит используется для покрытия дефицита бюджета. Он имеет важное значение для формирования финансовых ресурсов государства.

Государственный кредит – совокупность экономической отношений между государством в лице его органов власти с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

− распределительная (участвует в формировании централизованных денежных фондов и их расходовании);

− регулирующая (посредством кредита государство оказывает влияние на состояние денежного обращения в стране, на уровень процентных ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость);

− контрольная (контроль охватывает двустороннее движение стоимости на принципах срочности и возвратности).

Государственный кредит по типу размещения может быть 2-ух видов:

1) внутренний (возникающий при осуществлении государственных кредитных операций внутри страны. Здесь, как правило, государство является заемщиком средств, а юридические и физические лица − кредиторами);

2) внешний (возникает при осуществлении государственных кредитных операций в международных отношениях. Здесь государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора).

Государственный кредит может осуществляться в 2-ух формах:

1) товарная;

2) денежная (наиболее распространенная).

Государственный кредит в денежной форме может быть:

1) По типу размещения:

− внутренний;

− внешний;

2) По форме размещения:

2.1. по праву эмиссии:

− правительственный;

− местных властей;

− государственных учреждений;

2.2. по категориям плательщиков:

− физические лица;

− юридические лица;

− универсальные;

2.3. по методам размещения:

− добровольный;

− принудительный.

По форме размещения государственный кредит принимает форму займа.

Государственный займ – форма привлечения временно свободных денежных средств населения, юридических лиц, зарубежных стран и международных организаций для покрытия дефицита бюджета, выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

В РБ сложилась определенная система управления государственным кредитом. Управление государственным кредитом − совокупность действий, связанных с подготовкой и выпуском к размещению долгосрочных обязательств государства, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:

1) минимизация стоимости задолженности для заемщика;

2) недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) обеспечение своевременного возврата кредита.

Оперативное управление государственным кредитом осуществляют: Министерство финансов совместно с Национальным банком РБ.


Тема 6: Бюджетное устройство РБ

1. Понятие и основа бюджетного устройства

2. Основные термины

3. Бюджетная система и принципы ее построения

4. Бюджетная классификация и ее содержание

~1~ Понятие и основа бюджетного устройства

Бюджетное устройство – организация и принципы построения бюджетной системы страны. Для характеристики бюджетного устройства любого государства требуется оценка его бюджетной системы, организации бюджетного процесса и бюджетных прав.

Основу бюджетного устройства современного государства составляет бюджетная система и принципы ее построения.

Бюджетная система – совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, объединенных в единый бюджет страны.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами права деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению прав участников бюджетного процесса.

В странах с различным государственным устройством построения бюджетная система имеет свои особенности.

По форме государственного устройства страны подразделяются:

− унитарные;

− сложные.

Унитарные государства – централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, не имеющих в своем составе других территориальных формирований.

Сложные государства – союз государств или объединения относительно самостоятельных территориальных формирований. Оно может существовать как федерация, конфедерация и империя.

Федеративное государство – централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, имеющих в своем составе другие территориальные формирования. Наиболее распространенной формой современного государства является унитарная.

Бюджетное устройство унитарного государства включает 2 бюджета:

− государственный централизованный бюджет (в РБ − республиканский бюджет);

− местные бюджеты.

Бюджетная система федеративного государства включает 3 звена:

− бюджет централизованного правительства (федеративный бюджет);

− бюджеты членов федерации;

− местные бюджеты.

Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты, вместе с тем для определения направления единой бюджетной политики, ее эффективности бюджеты отдельных регионов включают в статистический сводный бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет называется консолидированным бюджетом.

Консолидированный бюджет позволяет анализировать, оценивать и совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и на этой основе более эффективно использовать бюджетные средства, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политике на конкретном этапе развития государства. Показатели консолидированного бюджета используют для расчета финансовых норм и нормативов, применяемых в бюджетном планировании.

В условиях интеграции различных государств и создания единых экономических пространств могут формироваться бюджеты интеграционных союзов. Примером этого является бюджет союзного государства РБ и РФ. Он формируется в основном за счет взносов стран-участниц. Средства бюджета используются на финансирование программ, в реализации которых заинтересованы обе стороны.

 

~2~ Основные термины

Блокирование – временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

Бюджетная организация – организация, созданная Президентом РБ, государственными органами, местными органами власти и т. д. для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которые финансируются из соответствующего бюджета на основе сметы и бухгалтерский учет которых ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.

Бюджетная роспись – распределение расходов и доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РБ.

Бюджетная смета – финансовый план, устанавливающий объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые физическим лицам, являющимися резидентами РБ, индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетное устройство – обязанность РБ, административно-территориальных единиц РБ или действующего от их имени получателя бюджетных средств предоставить резиденту РБ, нерезиденту РБ средства из бюджета, возникающие на основании акта бюджетного законодательства, договора или соглашения.

Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, предусмотренные получателю бюджетных средств, то есть распорядителям бюджетных средств.

Бюджетные назначения – полномочия на исполнение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные распорядителям бюджетных средств законом «О республиканском бюджете» на очередной финансовый год или решением местного совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, установленном бюджетным кодексом.

Бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимися резидентами РБ, индивидуальными предпринимателями на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению, утверждению отчетов об их исполнении.

Вышестоящий бюджет – республиканский бюджет или бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единице.

Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему в случаях, если собственных или регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, являющиеся источниками финансирования дефицита бюджета, а также бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.

Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой на безвозмездной и безвозвратной основе.

Местный финансовый орган – структурное подразделение областного, городского, районного исполнительного органа, к основным функциям которого относится организация работы по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета.

Нижестоящий бюджет – бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы либо республиканскому бюджету.

Норматив бюджетной обеспеченности – гарантированный РБ в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Оборотная кассовая наличность – сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемые в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Органы местного управления и самоуправления – местные советы депутатов и местные исполнительные и распорядительные органы.

Получатель бюджетных средств – бюджетная или иная организация, имеющая право на получение денежных средств на соответствующий год и отвечающая за целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств – организация, которая в соответствии с бюджетным кодексом имеет полномочия на распределение ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляющая другие функции.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Регулирующие доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.

Собственные доходы – доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательно на постоянной основе.

Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании реализации товаров либо частичного возмещения целевых расходов.

 

~3~ Бюджетная система и принципы ее построения

В бюджетную систему РБ включается:

1) республиканский бюджет;

2) местные бюджеты. Они делятся:

– бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

– бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

– бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Кроме указанной структуры бюджетная система РБ включает консолидированный бюджет – свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления РБ состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций.

 

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах:

1. Принцип единства означает, что единство бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией РБ, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

2. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.

3. Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

4. Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).

5. Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

6. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита.

8. Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь.

9. Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.

10. Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

 

~4~ Бюджетная классификация и ее содержание

Бюджетная классификация, ее понятие и механизм действия зафиксирован в национальном реестре правовых актов РБ от 05.02.09 № 8/20467.

Постановление Министерства финансов РБ от 31.12.08 г. №208 утверждает бюджетную классификацию РБ. В соответствии с этим Министерство финансов разработало Инструкцию о порядке применения бюджетной классификации РБ. Инструкция устанавливает порядок применения бюджетной классификации РБ участниками бюджетного процесса для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ.

Бюджетная классификация РБ в части классификации доходов бюджета, функциональной классификации расходов бюджета, экономической классификации расходов бюджета, классификации финансирования дефицита государственного бюджета и классификации видов государственного долга РБ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РБ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств от приносящей доход деятельности (внебюджетные средства).

 

Применение классификации доходов бюджета

Классификация доходов бюджета является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении отчетов об их использовании, а также составлении смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним. Классификация доходов бюджета по группам, подгруппам, видам и разделам применяется при их утверждении законом «О республиканском бюджете» или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Классификация доходов бюджета состоит из следующих 5 уровней:

– группа;

– подгруппа;

– вид;

– раздел;

– подраздел.

Классификация доходов бюджета представлена в виде 7-мизначного кода классификации доходов бюджета. Код состоит: группа – 1 знак, подгруппа – 1 знак, вид – 1 знак, раздел и подраздел 4 по 2 знака каждый.

Доходы бюджета в зависимости от экономического содержания подразделяются на следующие группы:

100 – налоговые доходы;

200 – взносы на государственное социальное страхование;

300 – неналоговые доходы;

400 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация групп классификации доходов бюджета осуществляется в разрезе соответствующих подгрупп, видов, разделов и подразделов.

В группу 100 включаются следующие подгруппы:

110 – налоги на доходы и прибыль;

120 – налоги на фонд заработной платы

130 – налоги на собственность

140 – налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг);

150 – налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности;

160 – другие налоги, сборы, пошлины и другие налоговые поступления.

 

В группу 200 включается одна подгруппа:

210 – взносы на государственное социальное страхование и 2 вида доходов:

211 – обязательные страховые взносы в ФСЗН Министерства труда и социальной защиты РБ;

212 – взносы на профессиональное пенсионное страхование.

 

В группу 300 включаются следующие подгруппы:

310 – доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

320 – доходы от осуществления приносящей доходы деятельности;

330 – административные штрафы и экономические санкции, удержания;

340 – прочие неналоговые доходы.

 

В группу 400 включаются следующие подгруппы:

410 – безвозмездные поступления от иностранных государств;

420 – безвозмездные поступления от международных организаций;

430 – безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РБ.

Применение функциональной класссификации расходов бюджета

Функциональная классификация расходов бюджета является группой расходов, отражающей направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем указанной классификации являются разделы, состоящие из подразделов, образующих ее второй уровень и конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области.

Для обеспечения дальнейшей детализации расходования средств на осуществление деятельности государства в определенной области в пределах подразделов применяются виды расходов. Также предусматриваетсчя параграф, который применяется для детализации расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности. Код функциональной классификации занимает 9 знаков. В том числе разделы – 2, подразделы – 2, виды – 2, коды параграфов – 3. Функциональная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются по функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

Функциональная классификация расходов по параграфам обеспечивает детализацию расходования средств на конкретные мероприятия и направления деятельности и применяются при утверждении бюджетной росписи соответствующего бюджета. Министерство финансов и финансовые органы в целях обеспечения целевого использования средств имеют право в ходе использования бюджета вводить и применять параграфы классификации расходов.

 

Применение программной классификации расходов бюджета

Программная классификация расходов состоит из 2 уровней. Первый уровень включает бюджетные программы, утверждаемые в установленном порядке. Второй – подпрограммы, детализирующие расходы в рамках бюджетных программ.

Код программной классификации занимает 5 знаков, в том числе программа – 3, подпрограмма – 2 (при ее отсутствии – 00).

Программная классификация расходов является единой и используется при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов; составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, а также составлении смет расходов внебюджетных средств бюджетных организаций и отчетности по ним.

При утверждении республиканского и местных бюджетов законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе программной классификации расходов бюджета.

 

Применение ведомственной классификации расходов бюджета

Ведомственная классификация расходов состоит из одного уровня – главы, которая имеет 3-х значный код.

При утверждении ведомственной классификации расходов бюджета учитывается, что постоянным распоряжением средств соответствующих местных бюджетов присваиваются коды благ в соответствие аналогичным потоянным распоряжением средств республиканского бюджета, которые в последнем периоде сохраняются.

Временным распоряжениям средств республиканского и местных бюджетов присваиваются временные коды глав на определенный период.

При утверждении республиканского и местных бюджетот законом РБ или решением Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год расходы предусматриваются в разрезе функцинальной классификаации расходов бюджета.

 

Применение экономической классификации расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджета состоит из 4 уровней.

1) Категории расходов включают текущие, капитальные расходы, кредитование и его погашение, финансовые резервы.

2) Статья отражает закупки товаров и оплату услуг, обслуживание государственного долга, текущие бюджетные транферты, капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и недвижимости и т. д.

3) Подстатья, которая детализирует расходы в пределах статьи (заработная плата, приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предоставление бюджетных кредитов, ссуд и т. д.).

4) Элемент расходов , который детализирует при необходимости в пределах статьи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.042 с.)