ТОП 10:

Тема 17: Финансовое обеспечение здравоохранения



1. Система здравоохранения РБ. Состав расходов на здравоохранение, их социальное назначение и источники финансирования

2. Бюджетная смета организации здравоохранения. Ее содержание и назначение

3.Оосновные показатели для планирования расходов по смете на содержание больничной организации

4. Планирование расходов бюджета на здравоохранение на основе норматива бюджетной обеспеченности на 1 жителя

 

~1~ Система здравоохранения РБ. Состав расходов на здравоохранение, их социальное назначение и источники финансирования

Систему здравоохранения РБ составляют государственное здравоохранение и частное. Основа – государственное. Включает Министерство здравоохранения; управления и отделы здравоохранения, медицинско-исследовательские организации, отраслевые органы управления министерств, подведомственные им организации здравоохранения, медицинские учреждения здравоохранения, научно-исследовательские организации.

Частная система здравоохранения включает организации здравоохранения, медицинские учреждения образования и научно-исследовательские организации. В основном это стоматология и косметология.

Государственное управление здравоохранением осуществляет Президент, СМРБ, Министерство здравоохранения, республиканские органы государственного управления, комитеты здравоохранения местных органов власти.

Охрана здоровья населения республики – проблема государственного масштаба. Правительством РБ принимались различные постановления по развитию здравоохранения, охраны здоровья населения.

Кроме этого, правительством утверждена государственная программа, гарантирующая оказание гражданам РБ бесплатной медицинской помощи: стационарной, амбулаторной поликлиник и скорой медицинской помощи.

За последние 10 лет финансовое обеспечение здравоохранения позволило создать стабильные предпосылки для развития отрасли.

Объемы, выделяемых из бюджета средств, постоянно возрастают:

2,3 трлн. руб.
3,5 трлн. руб.
4,8 трлн. руб.
5,6 трлн. руб.

Увеличение объема финансирования отрасли сопровождается увеличением эффективности использования выделяемых средств, что позволяет обеспечить реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья.

В настоящее время предлагается направить финансовые потоки на мероприятия по улучшению охраны материнства и детства, уменьшение уровня социально обусловленных заболеваний. Особое внимание будет уделяться профильным задачам в здравоохранении, развитие таких направлений как оказание первой медицинской помощи (диспансеризация населения) и внедрение принципов здорового образа жизни.

Источниками финансирования здравоохранения являются:

1) средства республиканских (22%) и местных (78%) бюджетов;

2) доходы от коммерческой деятельности (протезирование, платные медицинские услуги, аренда помещений, техники и т. д.)

3) средства от медицинских видов страхования;

4) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

5) иные, не запрещенные законодательством, источники.

 

 

~2~ Бюджетная смета организации здравоохранения. Ее содержание и назначение

Бюджетная смета организации здравоохранения является основным финансовым планом, определяющим объем ассигнований, целевое назначение и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета.

Организация здравоохранения независимо от того, ведут ли они учет самостоятельно или обслуживаются централизованными бухгалтериями, составляют индивидуальные сметы. Кроме этого могут составляться сметы на разовые централизованные мероприятия, например, закупка дорогостоящего медицинского оборудования, закупка вакцин и некоторых других лекарственных средств.

Бюджетные сметы организаций здравоохранения разрабатываются по форме, утвержденной министерством финансов. В ней отражаются все расходы с распределением их по видам оказания медицинской помощи:

– стационарная;

– амбулаторно-поликлиническая;

– скорая.

Смета отражает ассигнования из бюджета на содержание организаций здравоохранения в планируемом финансовом году. Распределение расходов по смете осуществляется по источникам финансирования, статьям, подстатьям, элементам расходов с учетом запланированных расходов на 1 койко-день, 1 посещение врача по каждому основному структурному подразделению.

Ассигнования, предусмотренные в смете должны быть обоснованы расчетами по каждой статье, подстатье и элементу расходов. При формировании сметы должны исчисляться нормативная и плановая себестоимость медицинской помощи и других услуг.

Исчисление себестоимости медицинской помощи является элементом расчета потребности в расходах, связанных с оказанием медицинской помощи с учетом различных изменений в ее структуре, используемой технике и технологии, организации труда.

Количественные и стоимостные нормативы материальных и трудовых ресурсов учитываются по всем этапам оказания медицинской помощи и других услуг.

Смета утверждается и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации здравоохранения в 2-х экземплярах.

При обслуживании организации здравоохранения централизованной бухгалтерией смета утверждается в 3-х экземплярах (1 в централизованной бухгалтерии).

Организация здравоохранения может иметь в своем распоряжении внебюджетные средства и другие доходы. Образование этих средств, источники их получения определяются законодательством РБ.

По внебюджетным средствам составляется отдельная смета «Смета доходов и расходов внебюджетных средств организаций, финансируемых из бюджета на хххх г.». Утверждается руководителем и главным бухгалтером организации здравоохранения.

Расходы, включаемые в смету должны быть обоснованы соответствующими расчетами по каждой ее статье. Все сметы организации здравоохранения предусматривают поквартальное распределение ассигнований.

 

 

~3~ Основные показатели для планирования расходов по смете на содержание больничной организации

Основой определения расходов больничной организации являются:

1) виды медицинской помощи:

– стационарная

– амбулаторная

– скорая

2) услуги структурных подразделений больничных организаций

Исходными данными для исчисления нормативной и плановой себестоимости медицинской помощи являются:

– планируемые объемы медицинской помощи;

– нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами;

– договоры на поставку материальных ресурсов;

– нормы нагрузки затрат труда, расчеты штатной численности, условия оплаты труда и т. д.;

– сроки полезного использования основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств;

– планы совершенствования материально-технической базы.

Структурные подразделения больничной организации группируются на основные и вспомогательные. К основным относятся:

1) по стационарной медицинской помощи:

– отделения, имеющие койки;

2) по амбулаторно-поликлинической:

– отделения-кабинеты амбулаторного приема.

К вспомогательным относятся:

– лаборатории, кабинеты самого разнообразного вида деятельности.

Количество коек в стационаре на конец планируемого периода определяется с учетом фактического их наличия на начало года, возможности разворота или закрытия коек в оставшемся периоде времени до конца года и необходимости в госпитализации больных. При планировании коечного фонда больничной организации необходимо учитывать эффективность использования действительного коечного фонда с учетом потребности госпитализации приклинического населения.

Расчет потребности госпитализации прикрепленного к обслуживанию населения республики, осуществляемой работниками организационно-методического подразделения определяется по формуле:

, где

У – количество пролеченных больных на 1000 жителей;

У1 – количество больных фактически пролеченных за отчетный период;

У2 – количество больных, которые нуждались в госпитализации, но не были госпитализированы по различным причинам;

Н – численность населения, прикрепленного к обслуживанию больничной организацией, для которой определяется потребность.

Потребность в количестве коек рассчитывается по каждому структурному подразделению по следующей формуле:

, где

К – потребность в количестве коек;

Р – средняя длительность лечения больного;

Д – планируемое количество дней занятости койки в году.

Количество койко-дней по каждому структурному подразделению на планируемый год определяется по формуле:

.

 

 

~4~ Планирование расходов бюджета на здравоохранение на основе норматива бюджетной обеспеченности на 1 жителя

Министерство финансов и Министерство здравоохранения разработали в 2000 году Положение о порядке исчисления норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя. Оно предусматривает механизм исчисления нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения РБ из расчета на жителя на республиканском и территориальном уровнях, вводимых с целью совершенствования системы финансирования учреждений здравоохранения с учетом региональных особенностей здоровья населения и уровня развития здравоохранения.

Величина норматива бюджетного финансирования определяется с учетом обоснованных норм и нормативов потребности населения РБ в медицинской помощи и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат учреждений здравоохранения.

Начиная с 2001 года Министерство финансов совместно с Министерством здравоохранения на основании доведенного в установленном порядке показателя уровня расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту (без расходов на капитальное строительство) исчисляет объем расходов на здравоохранение в целом по РБ, исключив при этом объем расходов на здравоохранение других министерств и ведомств, и определяет нормативы бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь в расчете на жителя:

– средний по Республике Беларусь;

– среднереспубликанский областей и г.Минска;

– по каждой области и г.Минску.

Средний норматив по РБ определяется путем деления объема расходов на здравоохранение системы Министерства здравоохранения в целом по РБ на среднегодовую численность населения планируемого года.

Среднереспубликанский норматив областей и г.Минска исчисляется путем деления объема расходов на здравоохранение в целом по РБ за вычетом расходов на финансирование учреждений здравоохранения и мероприятий в области здравоохранения из республиканского бюджета на среднегодовую численность населения планируемого года.

Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение из расчета на жителя по каждой области и г.Минску определяется исходя из среднего норматива по РБ, скорректированного на:

а) сумму расходов на планируемые объемы медицинской помощи населению данной области и г.Минска учреждениями здравоохранения, финансируемыми из республиканского бюджета;

б) сумму расходов на проведение мероприятий в области здравоохранения;

в) сумму расходов на планируемые объемы медицинской помощи, оказываемой жителям данной области и г.Минска учреждениями здравоохранения других областей и г.Минска и наоборот (объемом медицинской помощи, оказываемой жителям других регионов в

учреждениях здравоохранения данной области);

г) сумму разницы в расходах, исчисленных по среднереспубликанскому нормативу и нормативу области и г.Минска с учетом ее половозрастной структуры. Эквивалентные единицы медицинской помощи на 1 человека разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения;

д) расходы, связанные с последствиями катастрофы на Чернобыльской

атомной электростанции (выплаты надбавок к заработной плате работникам, принятым на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в зонах с радиационным загрязнением, на условиях контракта; льготное обеспечение медикаментами при амбулаторном лечении граждан, проживающих на территориях с радиационным загрязнением, и другие расходы, а также на реализацию Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции).

Указанный порядок исчисления нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на жителя применяется при определении расходов на здравоохранение в разрезе районов, городов внутри области и так далее.

Целью норматива является равномерное распределение средств на 1 жителя РБ по оказанию медицинской помощи. Это позволит эффективно использовать бюджетные средства, т. к. исключает из финансирования организаций здравоохранения за которые не закреплены физические лица на обслуживании.

Законом «О республиканском бюджете на 2010 год» норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в РБ принят в сумме 512 000 рублей.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.011 с.)