Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути совершенствования финансовой системы обязательного медицинского страхования

Поиск

За последние 2011 и 2012 годы реформирования системы ОМС обеспечено существенное укрепление финансового потенциала системы обязательного медицинского страхования, значительно возросли объемы поступлений единого социального налога и страховых взносов на неработающее население. В 2011 году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Благодаря активной работе с руководителями субъектов Российской Федерации успешно решается задача по повышению уровня страховых взносов на ОМС неработающего населения. В настоящее время динамика роста поступлений страховых взносов из региональных бюджетов соответствует наблюдаемому сегодня росту налоговых поступлений. Уровень сбора страховых взносов на ОМС неработающего населения вырос на 25,7% и составил 143 млрд. рублей. рублей)

В ряде регионов обеспечено многократное увеличение этого показателя: например, в Чеченской Республике в 19 раз, Республике Тыве в 5 раз, Республике Карелия в 3 раза, Ямало-Ненецком автономном округе в 2,5 раза, Чукотском автономном округе в 2 раза.

При этом сумма задолженности страховых взносов на ОМС неработающего населения резко уменьшилась. В 2011 году она сократилась на 49%, до уровня в 9,3 млрд. рублей (для сравнения - на начало 2006 года она равнялась 25,5 млрд. рублей). В 32 субъектах РФ задолженность прошлых лет отсутствует. В 2012 году удалось ликвидировать текущую задолженность.

Многое было сделано в рамках межведомственной рабочей группы по взаимодействию Минздравсоцразвития России, ФНС России и Федерального фонда ОМС в планировании и мобилизации единого социального налога, зачисляемого в доход бюджетов фондов ОМС. Это способствовало усилению администрирования единого социального налога. В результате в 2011 году впервые отмечен профицит бюджета ФОМС по поступлению налоговых платежей на сумму более 3 млрд. рублей (при общем объеме поступлений в размере 71 млрд. рублей). Уровень поступлений единого социального налога в территориальные фонды ОМС вырос на 25,9% и составил сумму в размере 125,1 млрд. рублей (в 2010 году - 99,3 млрд. рублей).

Принимаемые меры привели к увеличению фактических расходов на реализацию территориальной программы ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС на 19% превысил нормативные показатели и достиг 2 298,4 рублей на 1-го застрахованного гражданина.

[6]Федеральный фонд ОМС наращивает объемы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. В 2012 году на эти цели с учетом дополнительных доходов ФОМС будет направлено более 80 млрд. рублей, из них 7,5 млрд. рублей - за счет экономии средств, не использованных при завершении расчетов по программе ДЛО 2011 г., достигнутой в результате укрепления финансовой дисциплины в системе льготного лекарственного обеспечения. В соответствии с принятым законом «О внесении изменений в федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» внесены коррективы в бюджет ФОМС на 2012 год, в котором учтены дополнительные возможности ФОМС для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В настоящее время методика распределения дотаций для субъектов Российской Федерации четко прописана и абсолютно прозрачна, для каждого региона определены базовые объемы финансирования.

Средства нормированного страхового запаса ФОМС составили около 30 млрд. рублей. Уровень направляемых средств на финансовую поддержку территориальных программ ОМС превышает показатели предыдущего года в 15 раз, поскольку система ОМС в 2012 году была освобождена от функций по финансированию государственных социальных программ (в 2011 году для обеспечения финансовой стабилизации программы ДЛО была потрачена значительная часть нормированного страхового запаса).

При этом принципиально изменена методология предоставления финансовой помощи из средств нормированного страхового запаса. Эти средства подразделяются на две части: первая часть в размере 90% предназначена для сокращения дефицита территориальных программ обязательного медицинского страхования; вторая часть в размере 10% направляется на стимулирование субъектов Российской Федерации, достигших лучших показателей в понижении общей смертности, младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность. Таким образом, эти субъекты Российской Федерации, в случае если они достигли позитивных показателей, будут получать дополнительную финансовую помощь на развитие здравоохранения. В 2011-2012 гг. размер стимулирующей части нормированного страхового запаса предполагается существенно увеличить. При этом не израсходованные в текущем году средства нормированного страхового запаса и зарезервированные средства в объеме 8,3 млрд. рублей были направлены в 2011 году на повышение уровня дотаций ФОМС для финансирования территориальных программы ОМС. Теоретические исследования пути совершенствования финансовой системы обязательного медицинского страхования можно сделать следующие выводы:

- неуправляемые масштабы платности медицинской помощи, связанные с этим потери для населения и государства диктует необходимость пересмотра системы государственных гарантий в здравоохранении. Необходимо искать более рациональные варианты привлечения средств населения в систему здравоохранения;

- государственное регулирование объемов и цен на платные услуги, при всей его важности, не решает проблемы обеспечения доступности медицинской помощи для наиболее нуждающейся части населения и поэтому может рассматриваться только на среднесрочную перспективу (3 – 5лет). В более долговременном плане целесообразно взять курс на оказание платных услуг преимущественно в сети частных медицинских организации;

- более перспективным представляются привлечения личных средств населения через механизм соплатежей в момент получения медицинских услуг и через участие работающих граждан в финансировании системы обязательного медицинского страхования. Но даже при реализации этих стратегии сохраняется необходимость более четкого определения границы между платной и бесплатной медицинской помощью.

Заключение

Теоретическое исследование финансовой системы обязательного медицинского страхования позволяет сделать следующие выводы:

1. Основные аспекты ОМС в Российской Федерации, такие как: его сущность и основные элементы- ОМС в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников.Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Вторым источником являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников. ОМС осуществляется на основе договорных отношениймежду субъектами данного вида страхования;

2. Особенности ОМС в нашей стране: рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние 2011 и 2012, необходимо отметить выраженную положительную динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС. При этом нужно вспомнить, что система ОМС вошла в 2010 - 2009 годах с большим грузом проблем, связанных с деятельностью ряда должностных лиц Федерального фонда ОМС и огромным дефицитом средств, необходимых на реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения.

3.Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования: ФФОМС является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Основными его задачамиявляются: финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь средств ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС; создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории страны в рамках базовой программы ОМС; аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности ОМС. Управление ФФОМС осуществляется коллегиальным органом - управлением и постоянно действующим исполнительным органом - Директором, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ.

4. Организационная структуры системы ОМС и движение денежных средств: По состоянию на 1 января 2009 года при реформировании административно-территориального состава РФ в системе ОМС функционировало 85 ТФОМС. ФОМС в бюджеты ТФОМС ежемесячно направляются средства на выполнение территориальных программ в рамках базовой программы ОМС.

В бюджетах ФФОМС на 2010 - 2012 года установлен общий объем средств Фонда, направляемых в 2010 - 2012 годах в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в сумме 446290 млн. рублей, из них размер субсидий на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сумме 151235 млн. рублей и объем средств из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами в сумме 138235 млн. рублей

5.В 2011 году по динамике роста сбора финансовых средств система ОМС вышла на первое место среди всех видов социального страхования в стране. Уровень поступлений единого социального налога в территориальные фонды ОМС вырос на 25,9% и составил сумму в размере 125,1 млрд. рублей (в 2010 году - 99,3 млрд. рублей). Федеральный фонд ОМС наращивает объемы дотаций на выполнение территориальных программ ОМС. В 2013 году на эти цели с учетом дополнительных доходов ФОМС будет направлено более 80 млрд. рублей, из них 7,5 млрд. рублей - за счет экономии средств, не использованных при завершении расчетов по программе ДЛО 2012 г., достигнутой в результате укрепления финансовой дисциплины в системе льготного лекарственного обеспечения. Средства нормированного страхового запаса ФОМС составили около 30 млрд. рублей. 10 % из них будут направлены субъектам РФ в качестве поддержки на развитие здравоохранения.

Приложение 1

[7]В 2012 году система обязательного медицинского страхования включает в себя следующие организации:

Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
Система состоит из следующих элементов: Число организаций 2000
 
1. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования  
2. Филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования 1 170
3. Страховые медицинские организации  
4. Лечебно-профилактические учреждения, участвующие в программе обязательного медицинского страхования, включая следующие организации 8 242
4.1. Больницы 6 649
4.2. Амбулаторно-поликлинические учреждения 2 500
4.3. Стоматологические учреждения  
 

Приложение 2

[8] Динамика численности страховых медицинских организаций, принимающих участие в программе обязательного медицинского страхования за 2008-2013 гг.

Число страховых медицинских организаций в Российской Федерации
             
 
Российская Федерация            
 

 

Динамика численности лечебно-профилактических учреждений, принимающих участие в программе обязательного медицинского страхования за 2011-2013 гг.

Число лечебно-профилактических учреждений, участвующих в программе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
       
 
Российская Федерация      

 


Приложение 3

В течение 2012 гг. территориальные фонды обязательного медицинского страхования имели следующие поступления денежных средств:

Объем и структура источников поступлений денежных средств в территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Источники поступлений денежных средств  
Сумма (млрд. руб.) %
 
Страховые взносы за работающее население 62.4 61.7%
Страховые платежи из бюджета за неработающее население 24.5 24.3%
Поступления от инвестиций 1.4 1.3%
Штрафы и другие финансовые санкции 5.1 5.0%
Прочие поступления, включая субсидии Федерального фонда ОМС и банковские кредиты 7.8 7.7%
ИТОГО 101.2 100%

 

 

Приложение 4

[9]Распределение финансовых средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации:

Расходы территориальных фондов ОМС в Российской Федерации за 2012 г.
Направление  
Сумма (млрд. руб.) %
 
Финансирование территориальных программ ОМС 39.5 85.8%
Финансирование отдельных мероприятий здравоохранения 5.3  
Прочие расходы 1.2  
ИТОГО 46.0 100%

 


Приложение 5

Динамика успеха фондов обязательного медицинского страхования
в сборе страховых взносов за 2009 - 2013 гг.:

Сбор страховых взносов фондами ОМС
           
 
Показатель, выраженный в % 81.7% 94.6% 93.0% 92.6% 94.1%

 

Динамика задолженности по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования, имевшей место из-за неплатежеспособности отдельных страхователей в течение 2009-2012 гг.

Задолженность по уплате страховых взносов фондам ОМС (в млрд. руб.)
       
 
52.6 95.4 119.3 125.6
 

 

Задолженность по уплате страховых взносов фондам ОМС в 2000 году (в млрд. руб.)
   
 
В том числе:  
Сумма долга Федеральному фонду ОМС  
Сумма долга территориальным фондам ОМС 108.6
Итого 125.6
 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.196 (0.011 с.)