Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №4. Медицинское страхованиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Медицинское страхование является частью системы социального страхования, которое рассматривается как гарантированная государством система мер материального обеспечения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, для поддержки материнства и детства, а также для охраны здоровья членов общества. Обязательное медицинское страхование, закон о котором принят в июне 1991 г., вошло в систему социального страхования России в начале 1993 г. Большинство работодателей всех форм собственности в то время уплачивало на социальное страхование взнос 39,5% оплаты труда. Основная часть средств социального страхования приходилась на пенсионное страхование — 28% фонда оплаты труда большинства предприятий (более 70% средств социального страхования), кроме того, трудящиеся в обязательном порядке вносят в пенсионный фонд 1% заработной платы. По сравнению с пенсионным страхованием, средства ОМС весьма незначительны и составляли 3,6% фонда оплаты труда и менее 10% средств социального страхования. В отличие от ОМС как части системы социального страхования, финансируемой за счет целевого налогообложения, добровольное медицинское страхование является важным видом финансово-коммерческой деятельности, которая регулируется Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», принятым в 1992 г. Под добровольным медицинским страхованием в узком смысле слова понимают страхование, обеспечивающее оплату в основном дополнительных медицинских услуг.
Таблица 4.1 Сравнительный анализ основных отличительных особенностей обязательного и добровольного медицинского страхования
Следует напомнить, что возрождение системы социального страхования и медицинского страхования как его части, существовавших до 1919 г., началось в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности средств производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% оплаты труда, в которую включались все виды выплат. Целевой взнос на больничное (медицинское) страхование составлял в этот период в зависимости от вредности производства от 5,5 до 7% фонда оплаты труда. Для государственных учреждений взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплаты труда, а на медицинское страхование — 3%. Установленные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным органам для улучшения медицинской помощи застрахованным. По расчетам страховые взносы могли обеспечить в 1925 г. около 1/4 средств, необходимых для медицинского обслуживания застрахованных, а реально они давали лишь 1/8 средств, так как удавалось получить лишь 35-40% запланированных сумм. Таким образом, в период НЭПа в России обязательное медицинское страхование было реальным дополнительным источником финансирования здравоохранения при сохранении государственного финансирования, как основного. После окончания НЭПа отдельные элементы медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования, за счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактический и оздоровительной работы на промышленных предприятиях, но система медицинского страхования в том виде, как она была создана после 1991 г., отсутствовала. В настоящее время созданы необходимые правовые основы для введения медицинского страхования в России. Они включают следующие важнейшие документы: · Конституция (основной закон) Российской Федерации; · Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; · Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91 № 1499-1; · Закон РФ от 02.04.1993 №4741-1 (с изм. от 29.12.2006) «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР»; · Федеральный закон от 29.05.2002 №57-ФЗ (ред. от 26.11.2008) «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002); · Федеральный закон от 23.12.2003 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 28.11.2003); · Федеральный закон от 27.07.2006 №137-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 07.07.2006); · Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (принят ГД ФС РФ 06.12.2006); · Федеральный закон от 23.07.2008 №160-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 04.07.2008); · Указ Президента РФ от 24.12.1993 №2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»; · Федеральный закон от 01.07.1994 №9-ФЗ (ред. от 23.12.1994, с изм. от 31.03.1995) «О федеральном бюджете на 1994 год» (принят ГД ФС РФ 24.06.1994); · Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» №4015-1 от 27.11.92 (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 №157-ФЗ, от 20.11.1999 №204-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.04.2002 №41-ФЗ, от 08.12.2003 №169-ФЗ, от 10.12.2003 №172-ФЗ, от 20.07.2004 №67-ФЗ, от 07.03.2005 №12-ФЗ, от 18.07.2005 №90-ФЗ, от 21.07.2005 №104-ФЗ, от 17.05.2007 №83-ФЗ, от 08.11.2007 №256-ФЗ, от 29.11.2007 №287-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 №57-ФЗ); · Постановление Правительства РФ «О мерах по выполнению Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 23.01.92 №41; · Постановление Правительства РФ «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР» «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 11.10.93 №1018.
Помимо названных основных правовых документов, существует ряд законов, постановлений законодательных органов и Правительства Российской Федерации, нормативных документов Фондов отраслевого и территориального значения, имеющих большое значение для введения медицинского страхования. Среди них Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ»; фонд социального страхования РФ; Государственный фонд занятости населения РФ и фонды ОМС. В Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12.12.93, ст. 41, посвященная правам граждан в области охраны здоровья, содержит упоминание о страховых взносах: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Как следует из текста статьи, медицинское страхование является одним из источников финансирования бесплатной для населения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Более конкретно источники финансирования здравоохранения представлены в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Ст. 10 этого документа — «Финансирование охраны здоровья граждан» в числе источников называет «средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование занимает второе место среди источников финансирования здравоохранения, в связи с чем систему здравоохранения России в настоящее время часто называют бюджетно-страховой системой. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», принятый 28.06.91, состоит из 5 разделов и содержит 28 статей. В медицинском страховании существуют 4 субъекта: · гражданин (застрахованный); · страхователь; · страховая медицинская организация (страховщик); · медицинское учреждение (исполнитель медицинских услуг). Органы управления здравоохранением и медицинские учреждения не могут быть учредителями страховых медицинских организаций, а при акционерной форме собственности не могут иметь более 10% акций. Эта антимонопольная мера обеспечивает независимость субъектов страхования. Постановлениями правительства Российской Федерации утвержден ряд нормативных документов, необходимых для введения медицинского страхования: · положение о страховых медицинских организациях; · положение о порядке выдачи лицензий на право заниматься медицинским страхованием; · базовая программа ОМС граждан Российской Федерации; · программа государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи; · типовой договор обязательного медицинского страхования; · типовой договор добровольного медицинского страхования; · страховой медицинский полис ОМС; · страховой медицинский полис добровольного медицинского страхования и др. К настоящему времени вышли из печати несколько томов документов, отражающих правовые и нормативные основы ОМС в 1992-2006 гг. Для того чтобы медицинское страхование действительно было гарантированным источником финансирования здравоохранения, необходимо иметь платежеспособных страхователей. Страхователь — один из субъектов медицинского страхования, уплачивающий взнос на ОМС и/или добровольное медицинское страхование. В соответствии со ст. 2 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» страхователями для неработающего населения при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти — правительства субъектов Федерации, органы управления республик, краев, областей», местная администрация; а для работающего населения — работодатели: предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или/и работодатели (предприятия), представляющие интересы граждан. Ранее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552, взнос работодателей на ОМС работников включался в себестоимость продукции, товаров, услуг, а добровольное медицинское страхование осуществлялось только за счет прибыли, а с января 1996 г. — включается в себестоимость в размере, не превышающем 1% объема реализуемой продукции, товаров, услуг. Из этого следует, что взнос на ОМС, как и на другие виды социального страхования, является обязательным целевым налогом. Взнос на ОМС устанавливается органами государственной власти в процентах фонда оплаты труда, а страховые тарифы на добровольное медицинское страхование определяются договором субъектов страхования на основании расчетов в соответствии со страховым риском. Взнос, необходимый для оплаты медицинских услуг, включенных в программу ОМС, зависит от стоимости этих услуг в учреждениях здравоохранения и от численности и состава населения и состояния его здоровья. Расчеты по отдельным территориям России показали, что взнос на ОМС должен составлять от 7 до 18% фонда оплаты труда, в среднем по стране 10-11%. Однако взносы, установленные с 1993 г., составляли на ОМС — 3,6% фонда оплаты труда, на временную нетрудоспособность (фонд социального страхования) — 5,4%, в фонд занятости — 2%, в пенсионный фонд — до 29%, на все виды социального страхования — 39,5% фонда оплаты труда. Кроме того, сами работники платили в пенсионный фонд 1% заработка, позднее был установлен взнос в фонд занятости в размере 1,5% фонда оплаты труда. Таким образом, хотя правовая основа для отчисления средств на ОМС создана, реальной экономической базы для этого вида страхования пока нет, взнос 3,6% фонда оплаты труда (с 2005 г. — 2,8%) недостаточен для решения проблем ОМС и может быть использован только на первом этапе создания системы медицинского страхования. 24.02.93 Правительством принят ряд документов, позволяющих приступить к созданию организационной системы ОМС. Были утверждены положения о Федеральном и территориальных фондах ОМС. В соответствии с принятыми документами создана система ОМС, включающая Федеральный фонд ОМС, территориальные фонды и их филиалы и отделения. Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, самостоятельным юридическим лицом и подотчетен парламенту и Правительству. Руководство деятельностью Федерального фонда ОМС осуществляет правление, в которое входят представители Минздравсоцразвития РФ, других государственных и общественных организаций, субъектов медицинского страхования. Председатель правления избирается (обычно это министр или его заместитель). Исполнительный директор Федерального фонда ОМС назначается Правительством РФ, формирует исполнительную дирекцию, которая осуществляет все руководство деятельностью фонда в период между заседаниями правления, решает все вопросы, кроме входящих в исключительное ведение правления. Отчеты фонда предоставляются правительству России. Территориальные фонды ОМС организуются субъектами Российской Федерации в соответствии с Положением о территориальном фонде ОМС. Задачи фонда аналогичны задачам Федерального фонда — быть распределительно- финансовым и контрольным органом, т.е. получать в соответствии с законом страховые средства, распределять их на оказание медицинской помощи, контролировать их использование ЛПУ по договорам. Руководство деятельностью территориального фонда осуществляет правление, состоящее из представителей государственных и общественных организаций, субъектов медицинского страхования. Председатель правления избирается. В перерывах между заседаниями правления работой фонда руководит исполнительная дирекция, формирует ее исполнительный директор, назначаемый главой администрации региона. Для выполнения своих задач территориальные фонды ОМС могут организовывать филиалы в городах и районах, работающие в соответствии с положением, утвержденным исполнительным директором территориального фонда. В течение переходного периода, если на территориях нет страховых медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение ОМС, территориальные фонды и их филиалы могут выполнять функции страховщика при проведении ОМС. Территориальные фонды ОМС становятся его основными организаторами. В настоящее время действует уже более 1200 территориальных фондов и их филиалов (отделений), тогда как число страховых организаций сократилось до 350. Таким образом, в России, как и в других странах, государство берет под свой контроль организацию ОМС, как часть социального страхования населения. Важнейшим вопросом организации ОМС является обеспечение определенного порядка уплаты страховых взносов. Платежи на ОМС неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ ОМС в пределах бюджетов здравоохранения. Страховые взносы на медицинское страхование работающего населения определяются как установленный процент (в настоящее время 3,1%) фонда оплаты труда, начисленного по всем основаниям, из этих средств установленная часть перечисляется в Федеральный фонд ОМС и определенная часть (2,0%) — в территориальные фонды ОМС. Взносы уплачиваются всеми плательщиками ежемесячно. Учет взносов и контроль за их поступлением осуществляются совместно органами Государственной налоговой службы и фондами ОМС. В современной модели медицинского страхования в России добровольное медицинское страхование является дополнительным. В дополнение к равному для всех всеобщему ОМС добровольное страхование обеспечивает части граждан возможность получения некоторых медицинских и иных услуг, не вошедших в программы ОМС. Помимо фондов, страхование ведут и страховые медицинские организации, которые создаются в основном в двух формах: товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Они организуют не только добровольное медицинское страхование, но и ОМС. Деятельность страховых компаний, занимающихся добровольным медицинским страхованием, в основном ориентирована на получение прибыли, хотя их деятельность может приносить немалую пользу развитию здравоохранения в условиях рыночных отношений. Одним из негативных моментов в работе коммерческих страховых организаций является отбор выгодных контингентов застрахованных и богатых страхователей. В медицинском страховании взаимодействуют 4 относительно самостоятельных субъекта: застрахованный, страхователь, страховщик, исполнитель медицинских услуг. Ради последнего застрахованного гражданина и осуществляется медицинское страхование как часть государственной социальной политики. Каждый субъект медицинского страхования имеет свои интересы. Интересы различных субъектов страхования совпадают далеко не полностью. В системе медицинского страхования граждане России имеют право: · на ОМС и добровольное медицинское страхование; · на выбор страховой медицинской организации; · на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договорами ОМС и добровольного медицинского страхования; · на получение медицинской помощи на всей территории России, в том числе за пределами постоянного места жительства; · на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, · на предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; · на возврат части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора. Эти права имеют и иностранные граждане, постоянно проживающие в стране. Права и обязанности страхователя определены законом. Страхователь имеет право: · на участие во всех видах медицинского страхования; · на выбор страховой организации; · на осуществление контроля за выполнением условий договора медицинского страхования; · на возврат части взносов от страховой медицинской организации при добровольном медицинском страховании в соответствии с условиями договора. Кроме того, предприятие-страхователь имеет право: · на привлечение средств из прибыли (доходов) предприятия на добровольное медицинское страхование своих работников (в настоящее время расходы на осуществление добровольного медицинского страхования включаются в состав расходов предприятия в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда). Предприятие-страхователь обязано: · заключать договор обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией; · вносить страховые взносы в порядке, установленном настоящим Законом и договором медицинского страхования; · в пределах своей компетенции принимать меры по устранению неблагоприятных факторов воздействия на здоровье граждан; · предоставлять страховой медицинской организации информацию о показателях здоровья контингента, подлежащего страхованию; · зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 9.1 настоящего Закона. В соответствии с Законом страховые медицинские организации имеют право: · выбирать медицинские учреждения для оказания помощи и услуг по договорам медицинского страхования; · устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; · принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; · предъявлять в судебном порядке иск медицинскому учреждению и/или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и/или морального ущерба, причиненного застрахованному по их вине. Страховые медицинские организации обязаны: заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг по ОМС и добровольному медицинскому страхованию, выдавать страхователю (при групповом страховании) или застрахованному страховые медицинские полисы; осуществлять возвратность части взносов при добровольном страховании, если это предусмотрено договором; контролировать объем, сроки, качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора; защищать интересы застрахованных. Медицинская помощь в системе медицинского страхования оказывается учреждениями любой формы собственности. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, заключают договоры со страховыми медицинскими организациями и работают в соответствии с ними. Договором определяются права и обязанности учреждения. Кроме того, все учреждения должны получить лицензию на осуществление определенных видов деятельности и услуг. Для работы в условиях медицинского страхования медицинские учреждения должны пройти лицензирование и аккредитацию.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.1.38 (0.012 с.) |