Приоритетный Национальный проект «Здоровье» (по материалам Официального сайта Минздравсоцразвития РФ)




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приоритетный Национальный проект «Здоровье» (по материалам Официального сайта Минздравсоцразвития РФ)



В целях повышения доступности и качества медицинской помощи с 1 января 2006 г. началась реализация приоритетного Национального проекта «Здоровье».

Ведущими направлениями Проекта стали:

– развитие первичной медико-санитарной помощи;

– обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

– реализация информационной поддержки и управления проектом.

В рамках реализации данного приоритетного Национального проекта была сформирована правовая база. Приняты: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. №91-ФЗ (в соответствии с которым расширен национальный календарь профилактических прививок), 15 постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения и определяющих порядок финансирования отдельных мероприятий приоритетного национального проекта, 23 отраслевых нормативных правовых акта, подписаны соглашения по реализации Проекта со всеми субъектами Российской Федерации.

Финансирование затрат на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006 г. осуществлялось из средств федерального бюджета в объеме 65,7 млрд. рублей, средств бюджетов Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 25,8 млрд. рублей. Субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями выделялись значительные средства на сопровождение проекта. В бюджетах ряда субъектов Российской Федерации средства, направленные на финансирование здравоохранения, составили в 2006 году свыше 20%.

Средства были направлены на укрепление материально-технической базы первичного звена здравоохранения. Было закуплено свыше 22,6 тыс. единиц диагностического оборудования для муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений; более 6,7 тыс. единиц санитарного транспорта и 93 реанимобиля для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации.

Эти меры привели к уменьшению времени ожидания обследования больных с 10 до 7 дней, снижению на 30% платности медицинских услуг, сокращению времени ожидания больными бригад скорой помощи с 35 до 25 минут и повышению эффективности скорой медицинской помощи путем ее оказания с первой минуты транспортировки.

В 2006 г. был изменен механизм предоставления гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи. Внедрены стандарты и рассчитаны нормативы финансовых затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Сформировано государственное задание на оказание этих видов медицинской помощи, а также листы ожидания высокотехнологичной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации.

В федеральных специализированных медицинских учреждениях высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи оказаны 128 тыс. больных. Наиболее востребованными видами медицинской помощи являлись: сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, травматология и ортопедия. В 8 субъектах Российской Федерации началось строительство федеральных центров высоких медицинских технологий (сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезирования, детской гематологии, онкологии и иммунологии).

Проведены мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, их выявлению и лечению, дополнительной иммунизации населения в рамках национального календаря прививок. Кроме этого проведена дополнительная диспансеризация около 6,7 млн. работающих граждан.

В рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье» в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования прошли подготовку и переподготовку более 12,8 тыс. врачей первичного звена здравоохранения по специальностям «Терапия», «Общая врачебная практика».

Повышена оплата труда медицинских работников. Их заработная плата в первичном звене здравоохранения (участковые врачи – терапевты; врачи общей (семейной) практики) увеличилась в среднем в 2,0-2,5 раза (от 13,0 до 23,0 тыс. рублей), врачей-специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений – в 3 раза (от 5,0 до 15,0 тыс. рублей).

В результате проведенных мероприятий улучшилось комплектование учреждений квалифицированными кадрами, примерно на 10% увеличилась численность работников первичного звена медицинских учреждений, уменьшилась доля врачей пенсионного возраста с 30% до 20% и доля медицинских сестер – с 25% до 13%.

 

Актуальные проблемы реализации ПНП «Здоровье» в лечебно-профилактических учреждениях Самарской области

Современные принципы льготного лекарственного обеспечения в муниципальных ЛПУ г.о. Самара.Актуальность современных принципов льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) состоит в том, чтоб в полной мере обеспечить необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения пациентов, относящихся к категориям лиц, имеющим на это право.

Пациенты, прикрепленные к определенному лечебному учреждению и имеющими право на ЛЛО, подразделяются на две основные группы: федеральную (инвалиды) и территориальную (по виду зарегистрированного заболевания, например, сахарный диабет, глаукома, перенесенный инфаркт миокарда (первые шесть месяцев) и т.д.). Финансирование этих видов программ происходит соответственно их уровню: федеральная из средств федерального бюджета, территориальная из средств бюджета субьекта РФ. Планы финансирования на каждое учреждение пересматриваются и утверждаются ежеквартально Минздравсоцразвития Самарской области.

Заявки на поставку медикаментов составляются отдельно по каждой программе, согласно планам финансирования. Бланк для составления федеральной заявки составлен согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.08.2008 г. №451н. Бланк территориальной заявки составлен на основе формулярного перечня, утвержденного Минздравсоцразвития Самарской области. Важно отметить, что лекарственные препараты заявляются по номенклатуре международных непатентованных наименований (МНН).

В Самарском регионе постоянно ведется работа по оптимизации и внедрению новых организационных форм ЛЛО населения. Приказом Минздравсоцразвития Самарской области от 25.08.2008 г. №957 утверждены программы гарантированного обеспечения лекарственными средствами в системе ЛЛО социально-значимых и экономически затратных заболеваний по территориальной программе:

- глаукома;

- перенесенный инфаркт миокарда;

- атопический дерматит у детей;

- перинатальное анатоксическое поражение головного мозга;

- острые респираторные инфекции верхних и нижних дыхательных путей у детей;

- бронхиальная астма.

Приказом Минздравсоцразвития Самарской области от 30.04.2009 г. №818 утвержден перечень программ гарантированного лекарственного обеспечения по федеральной программе:

- бронхиальная астма;

- сахарный диабет I типа, дети;

- сахарный диабет I типа, взрослые;

- сахарный диабет II типа, взрослые (терапия пероральными сахароснижающими препаратами);

- сахарный диабет II типа, взрослые (терапия пероральными сахароснижающими препаратами и/или инсулинами);

- гипертоническая болезнь;

- хронический болевой синдром.

По каждой программе разработана модель пациента.

Приказом Минздравсоцразвития Самарской области от 13.02.2008 г. №49 утвержден порядок работы амбулаторно-поликлинического звена с целью обеспечения качества специализированной медицинской помощи и доступности дорогостоящих лекарственных средств гражданам с ресурсоемкими заболеваниями.

Перечень ресурсоемких (ресурсозатратных) заболеваний:

- рассеянный склероз;

- гемофилия;

- онкогематологические заболевания;

- гипофизарный нанизм;

- трансплантация органов и/или тканей (посттрансплантационный период);

- болезнь Гоше;

- муковисцидоз.

На базе специализированных Центров болным с вышеперечисленными заболеваниями назначаются необходимые лекарственные средства, корректируется схема лечения. Реестры пациентов с назначениями направляются в организацию, уполномоченную поставлять лекарственные средства в системе ЛЛО и в аптечное учреждение, обеспечивающее территориально данных граждан.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2008 г. №162н утвержден порядок ведения Федерального регистра больных семи ресурсозатратными заболеваниями.

С целью исполнения Распоряжения Минздравсоцразвития Самарской области от 16.11.2007 г. №468-р «О лекарственном обеспечении за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг» утверждается перечень лекарственных средств для оказания региональной лекарственной поддержки. В рамках этой программы пациенты, имеющие федеральную льготу, обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами, не входящими в федеральный перечень, за счет средств субьекта РФ.

Таким образом, существующие принципы в системе ЛЛО дают возможность максимально обеспечить пациентов необходимыми медикаментами и в полной мере реализовывать основные направления ПНП «Здоровье».

Особенности фармацевтической деятельности ММУ «Городская поликлиника №10» г.о. Самара в условиях реализации ПНП «Здоровье».Тяжелое демографическое положение и неудовлетворительные показатели здоровья населения нашей страны, к сожалению, стали для нас привычными. Начиная с 1991 года, здоровье населения России стремительно ухудшается. В настоящее время смертность в России на 60-80% превышает европейские показатели, а общая продолжительность жизни на 16,4 года меньше, чем в Японии, на 12 лет − по сравнению с США. Такое положение дел отчасти связано с социально-экономической ситуацией, но главным образом − со снижением доступности и качества медицинской помощи. Для улучшения состояния здоровья населения требуются системные преобразования в отрасли здравоохранения. Первым этапом этих преобразований стал Приоритетный Национальный Проект «Здоровье» (ПНП «Здоровье»), для реализации которого был разработан целый комплекс мероприятий.

Одно из основных направлений ПНП «Здоровье» - улучшение качества оказания медицинской помощи населению, оптимизация и повышение эффективности оказания медицинских услуг.

В условиях реализации ПНП «Здоровье» в ММУ «Городская поликлиника №10» проводятся:

- профилактические мероприятия: иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок. Особо выделены четыре группы заболеваний, на которые обращено пристальное внимание: вирусный гепатит, полиомиелит, краснуха, грипп. В результате проведения прививок подлежащему контингенту снизился риск возникновения данных инфекционных заболеваний, отсутствуют случаи врожденной краснухи;

- диспансеризация работающего населения, в том числе углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами, с целью раннего выявления и лечения заболеваний, являющихся самыми частыми причинами инвалидизации и смертности в стране;

- обеспечение женщин медицинской помощью в период беременности и родов по родовым сертификатам;

- диспансерное наблюдение и обследование детей первого года жизни по родовым сертификатам.

Каждая программа включает в себя определенный комплекс обследований и осмотров, проводимых на диагностическом оборудовании, полученном в рамках реализации ПНП «Здоровье».

Особенностью фармацевтической деятельности ЛПУ в условиях реализации ПНП «Здоровье» является целевое использование денежных средств, поступающих в учреждение за оплату оказанных вышеперечисленных медицинских услуг, на приобретение аппаратуры, расходных материалов, изделий медицинского назначения, реактивов для лабораторных исследований, дезинфицирующих средств и т.д. Это позволяет обеспечить высокий уровень и качество медицинских услуг в рамках данных программ.

Закупки производятся согласно требованиям Федерального Закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Постановления Главы г.о. Самара №111 от 09.03.2007 г. Данным Постановлением юридическое лицо (в данном случае - ММУ ГП №10 г.о. Самара) наделяется правами муниципального заказчика при покупке одноименных товаров или услуг на сумму не превышающую 100 тыс. руб. в квартал. Закупка необходимых товаров может проводиться путем проведения торгов в форме открытого конкурса или аукциона, путем запроса котировок и размещением муниципального заказа у единственного поставщика.

Работа с детьми первого года жизни в рамках ПНП «Здоровье» (на примере ММУ ГП №10 г.о. Самара).Целью работы является проведение сравнительного анализа охвата детей первого года жизни различными методами диагностики, максимально ранним выявлением отклонений в состоянии здоровья.

Для проведения исследования были проанализированы медицинские документы детей достигших первого года в 2007 и 2008 гг.

Работа с детьми первого года жизни в ММУ ГП №10 г.о. Самара проводится согласно Приказа МЗ СР РФ №307 от 28.04.07.

Включены следующие виды деятельности:

1) Диагностика отклонений в раннем онтогенезе и прогноз состояния здоровья.

2) Оценка физического, нервно-психического развития, резистентности ребенка.

3) Диагностика функционального состояния организма.

4) Заключение о состоянии здоровья с последующими рекомендациями.

Расширены лабораторные исследованиями неонатального скрининга:

- (ФКУ, АДГ, ВГ, КФ, ГЛ);

- аудиологический скрининг;

- УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов;

- ЭКГ, ЭХО-КГ.

В результате проделанной работы проведен анализ охвата различными диагностическими методами исследования и уровень раннего выявления патологии детей, достигших возраста одного года в 2008 году (т.е. детей 2007 года рождения) в сравнении с детьми, достигшими аналогичного возраста в 2007 году (т.е. дети 2006 года рождения).

Под наблюдением в 2007 году находилось 410 детей, в 2006 году - 375 детей.

Дети в 2007 году в 100% случаев осмотрены всеми узкими специалистам, в 2006 году этот показатель составлял всего 89%.

 

Выявлено врожденных пороков развития в раннем возрасте:

2006 2007

ВПС 3 9

 

Пороки развития МПС 2 3

 

Снижение слуха - 5

 

Заболевания, выявленные

неонатальным скринингом - 2

Выводы:

1) В результате реализации ПНП «Здоровья» повысился охват детей осмотрами врачей узких специальностей и дополнительными методами обследования.

2) Увеличилось выявление патологии в раннем возрасте.

 

Социально-экономические аспекты работы Центра медико-социальной реабилитации (на примере ММУ ГП №10 г.о. Самара).Инвалиды во всем мире относятся к группам особого риска В последние годы сформировались основные положения государственной политики в области социальной защиты инвалидов, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество. Постепенно произошло осознание нового взгляда на инвалидность как на социальное последствие заболеваний, травм, дефектов, выражающееся в нарушении взаимоотношений между человеком и социальной средой, что требует изменения подходов к определению инвалидности. Это одна из тех категорий населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах. Реализация государственной социальной политики Российской Федерации в отношении инвалидов обеспечивается:

- созданием правовых, экономических, организационных, материальных и иных условий;

- проведением рациональной политики защиты социальных прав инвалидов в области жилищной сферы, медицинского обслуживания, образования, труда, культуры, физической культуры и спорта;

- установлением социальных нормативов на федеральном и региональном уровнях.

Реабилитация подразумевает комплексный характер решения проблем инвалидов и включает несколько аспектов:

- медицинская реабилитация;

- профессиональная реабилитация;

- социальная реабилитация.

Проблема реабилитации инвалидов в Советском районе г.о. Самара очень актуальна. При общей численности района 176 700 человек, инвалидами являются 14 651, что составляет 8,3%. Из них инвалидов 1 группы – 1675, 2 группы – 9660, 3 группы – 2798. По возрасту молодых инвалидов (от 18 до 40 лет) – 1214, старше 40 лет и до пенсионного возраста – 3340, пенсионного возраста: мужчин старше 60 лет – 4348, женщин старше 55 лет – 5231.

Центр медико-социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением Муниципального медицинского учреждения «Городская поликлиника №10» г.о. Самара. Организован 03.05.2001 г. в рамках реализации «Комплексной целевой программы медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Самарской области и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности на 2001-2005 годы». Финансирование Центра ведется из областного бюджета.

За время работы центра в период с мая 2001 года по июнь 2009 года проведено 8566 курсов реабилитации инвалидов Советского района г.о. Самара. На дому проведено 674 курса реабилитации инвалидов, не имеющих возможности по состоянию здоровья посещать Центр. На реабилитацию принимаются инвалиды с разработанной в бюро медико-социальной экспертизы индивидуальной программой реабилитации, в которой определен объем реабилитационных мероприятий, необходимых инвалиду на конкретном этапе реабилитации с учетом реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза.

Реабилитация ведется по трем основным направлениям: медицинскому, психологическому и социальному. Инвалиды компенсируют частичную утрату здоровья с использованием медикаментозного лечения, физиотерапии, рефлексотерапии, массажа, занимаются с психологом, психотерапевтом, логопедом. Большое внимание в Центре уделяется социальной реабилитации инвалидов: консультированию, проведению адаптационного обучения с использованием технических средств, трудотерапии, культурно-массовым мероприятиям.

Комплексный подход к реабилитации позволяет добиться целевых результатов. Практически в 95% случаев удается достигнуть улучшения состояния инвалида, как соматического, так и психологического, повысить уровень социальной адаптации и интеграции. Об этом свидетельствуют следующие данные: полная реабилитация за годы работы Центра увеличилась с 1,2% до 2,9%, частичная с 4% до 6,8%.

Взаимодействие с органами управления и учреждениями социальной защиты населения позволяет реализовать полное, преемственное, финансово-гарантированное проведение мероприятий, которые позволяют обеспечить инвалидам возможность достижения моральной, материальной, социальной независимости, частично или полностью восстановить социальный статус инвалида, добиться определенной степени социальной адаптации и успешной интеграции инвалида в общество. Реабилитация инвалидов в настоящее время является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это связано с тем, что на этапе социально-экономических трансформаций в нашей стране на передний план в системе мер социальной защиты инвалидов выходят ее активные формы, важнейшей из которых является реабилитация инвалидов. Этот переход обусловлен не только стремлением предоставить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и тем, что реабилитация экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному инвалиду.

 

Реализация ПНП «Здоровье» в рамках работы поликлинического подразделения врачей—офтальмологов (на примере ММУ МСЧ № 14 г.о. Самара). Актуальность. В системе организации медицинского обслуживания городского населения на этапе амбулаторно—поликлинической помощи важное место принадлежит офтальмологическому подразделению, так как болезни глаза и его придаточного аппарата занимают лидирующие позиции в структуре заболеваемости.

Цель проанализировать основные показатели деятельности врачей—офтальмологов Муниципального медицинского учреждения «Медико—санитарная часть № 14» г.о. Самара за 2008 год в рамках реализации ПНП «Здоровье».

Материал и методы. В исследование нами включены 2248 человека, вошедших в две группы: ДД (дополнительная диспансеризация) 1651 чел., УМО (углубленные осмотры работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами труда) 597 чел. При обследовании путем активного расспроса выявлялись жалобы, собирались анамнестические данные, проводился наружный осмотр, метод бокового освещения, проходящего света, офтальмоскопия в обратном виде, визометрия с коррекцией, бесконтактная тонометрия.

Результаты. Болезни глаза и его придаточного аппарата выявлены у 47% осмотренных при дополнительной диспансеризации и у 40% обследованных в рамках углубленных медицинских осмотров. Причем из числа лиц, имеющих глазные заболевания, данная патология была выявлена впервые у 41% в группе ДД, и у 22% в группе УМО. Ведущие ранговые места в группе ДД и УМО принадлежат миопии разных степеней (27% и 49% соответственно).

Выводы. Проведенный нами анализ позволяет сделать вывод о достаточно высокой выявляемости основных глазных заболеваний при проведении дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров, что определяет своевременное взятие на диспансерный учет данной категории пациентов и осуществление среди них мероприятий вторичной профилактики.

 

Экономика здравоохранения. Основные понятия и категории

Экономика здравоохранения− это отраслевая эконо­мическая наука.

Экономика здравоохранения изучает условия и факторы, обес­печивающие максимальное удовлетворение потребностей населе­ния в товарах и услугах, необходимых для сохранения, укрепления, восстановления здоровья, при минимальных затратах. Экономис­ты изучают влияние здоровья населения на экономическое разви­тие страны, регионов, производство и т. д., а также экономический эффект лечебно- профилактического обслуживания, профилакти­ки, диагностики, лечения, реабилитации, ликвидации заболеваний, снижения нетрудоспособности и смертности, новых методов, тех­нологий, организационных мероприятий, программ и т.д.

Различают медицинскую, социальную и экономическую эффек­тивность.

Медицинская эффективность— это степень достижения поставлен­ных задач в области профилактики, диагностики, лечения, реабили­тации, т.е. основных видов медицинской деятельности. ВОЗ рассмат­ривает медицинскую эффективность как один из аспектов качества медицинского обслуживания наряду с адекватностью, экономичнос­тью и научно-техническим уровнем.

Социальная эффективностьимеет более широкий смысл, хотя она тесно и непосредственно связана с медицинской эффективностью. Со­циальная эффективность характеризуется динамикой общественного здоровья. Критериями социальной эффективности являются основные показатели общественного здоровья (рождаемость, смертность, естественный прирост населения и др.).

Экономическая эффективностьопределяется соотношением эф­фекта (результата) и затрат. Анализ экономической эффективности необходим для управления здравоохранением в условиях ограничен­ных ресурсов, когда требуется достижение максимального результа­та при минимальных затратах.

В определенных случаях медицинские мероприятия могут быть экономически невыгодны, но их проведение оправдано высоким медицинским и социальным эффектом. Примером таких мер мо­жет служить применение аппарата «искусственная почка».

Общество, государство вкладывают в здравоохранение, в осу­ществление профилактики, диагностики, лечения и реабилитации определенные средства. Больших затрат требуют содержание и об­служивание нетрудоспособных граждан, общество несет эконо­мические потери в связи с заболеваемостью, травматизмом, вре­менной нетрудоспособностью по состоянию здоровья, в связи с уходом за больными и карантином, стойкой нетрудоспособнос­тью (инвалидностью), преждевременной смертью. Эти экономи­ческие потери можно оценить в денежных единицах.

Вкладываются средства в социальные и медицинские мероп­риятия с целью добиться улучшения здоровья населения, пре­дотвратить экономический ущерб при экономической эффек­тивности здравоохранения. Результат (экономический эффект) проводимых мероприятий отражен в понятии предотвращенный экономический ущерб.Предотвращенный экономический ущерб — это разница между экономическим ущербом до и после проведе­ния мероприятий, направленных на улучшение здоровья населе­ния, снижение заболеваемости, травматизма, нетрудоспособнос­ти, предотвращение преждевременной смерти и т.д.

Для расчета экономической эффективности в системе здраво­охранения используются формулы:

Экономическая эффективность = Результат/Затраты

Экономическая эффективность = Предотвращенный экономи­ческий ущерб (результат, эффект)/Затраты.

Затраты — выраженная в денежных единицах стоимость мероп­риятий по улучшению здоровья населения.

Предотвращенный экономический ущерб (результат, эффект)= Экономический ущерб (до проведения мероприятий) — Экономичес­кий ущерб (после проведения мероприятий).

Так как основа экономики здравоохранения — рациональное ис­пользование ограниченных ресурсов, получение максимального ре­зультата (эффекта) при минимальных затратах, в центре внимания остается анализ экономической эффективности системы здраво­охранения в целом, деятельности отдельных ее отраслей и подо­траслей, учреждений, подразделений, специалистов, а также ком­плексных программ и мероприятий в сфере здравоохранения.

В экономике здравоохранения используются общеэкономичес­кие понятия цена, прибыль, рентабельность и др. К числу основ­ных категорий экономики относятся также стоимость.

Материальные потребности общества, т.е. материальные потреб­ности его составляющих, безграничны, а экономические ресурсы, т.е. средства для производства товаров и услуг, ограничены.

В области здравоохранения это означает, что потребности лю­дей в товарах и услугах для сохранения и укрепления здоровья, для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации достаточно велики и продолжают расти, а финансовые и материально-техни­ческие ресурсы для их удовлетворения недостаточны.

В соответствии с развернутым определением рыночная экономика— совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. В рыночной экономике координация хозяй­ственной жизни и управление ею осуществляются через систему рын­ков, цен, прибылей и убытков в условиях конкуренции. Эта система сама определяет, что производить (спрос), как производить (предло­жение), для кого производить (для тех, кто располагает большим до­ходом). В результате достигаются эффективное использование ог­раниченных ресурсов, оптимальные структурные пропорции и объем производства товаров и услуг, выбирается такой способ производ­ства, который обеспечивает минимизацию издержек и максималь­ные прибыли. Вмешательство государства в экономическую жизнь, в ее регулирование и контроль либо вообще отсутствует, либо чрезвычайно мало. Однако чистой рыночной экономики, где автомати­чески достигается эффективное решение основных экономических проблем, в принципе не существует. К этой модели приближается эко­номика свободной конкуренции и в определенной мере современная либеральная рыночная экономика. В реально существующей рыноч­ной экономике возникает ряд отклонений от абстрактной модели.

Кроме того, ряд проблем «чистая» рыночная экономика в принципе решить не может. Это комплекс социальных проблем (об­разование, культура, здравоохранение, содержание безработных, поддержка малоимущих и т.п.), охрана природы, развитие фунда­ментальных наук. Для координации хозяйственной жизни и управ­ления ею используются не только механизмы рынка, но и государ­ственное регулирование через налоги и правительственные расходы (расходная часть бюджета), денежно-кредитная политика, регули­рование доходов, социальная, антимонопольная и внешнеэконо­мическая политика. Эти проблемы наиболее эффективно решаются в странах с социальной (социально-ориентированной) рыноч­ной экономикой. Однако вмешательство государства в экономи­ческую жизнь возможно лишь до определенного предела, за кото­рым экономика перестает быть рыночной. Правительство в усло­виях рыночной экономики устанавливает правила экономического поведения организаций и отдельных людей, но в собственно эко­номическую их деятельность не вмешивается, не нарушает звенья рыночного механизма, предоставляя ему возможность в основном определять цены и направления использования ресурсов.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.019 с.)