Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №2. Управление здравоохранением на основе экономических методовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Менеджер (англ. manage — управлять) — лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления. В XIX веке собственник-предприниматель, как правило, сам занимался управлением. В современной рыночной экономике менеджер в основном является наемным управляющим. Продвижение по служебной лестнице современного менеджера, в отличие от классического собственника-предпринимателя, зависит не от доли капитала, вложенного в акции, а от личной предприимчивости и компетенции. Под словом «менеджмент» понимают несколько различающихся понятий: · это и когорта современных управляющих (совокупность менеджеров); · это и наука управления; · это и деятельность по управлению. Представляется целесообразным рассматривать менеджмент с позиции экономики, в соответствии с определением, данным в словаре «Рыночная экономика» (1993). Менеджмент — система управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на удовлетворение общественных потребностей посредством производства товаров и услуг в условиях рыночного хозяйствования. Цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, качества продукции и услуг при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. В широком смысле слова менеджмент означает стиль хозяйственной деятельности, поведение с использованием материальных и духовных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере маркетинга. Усложнение экономики ставит перед менеджерами все более сложные задачи, предъявляет высокие требования не только к их квалификации, но и к личности. Авторы книги «Раскрепощенный менеджер» английские консультанты по управлению Майкл Вудкок и Девис Френсис считают, что управление в настоящем и ближайшем будущем потребует от менеджера следующих навыков и личных качеств: · способность управлять собой; · разумные личные ценности; · четкие личные цели; · постоянное личное самоусовершенствование; · навык решать проблемы; · изобретательность и способность к инновациям; · высокая способность влиять на окружающих; · знание современных управленческих подходов; · способность руководить; · умение обучать и развивать подчиненных; · способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Отсутствие перечисленных качеств, а тем более наличие противоположных рассматриваются как 11 потенциальных ограничений для успешной деятельности в качестве менеджера. Такими ограничениями являются: · неумение управлять собой; · размытые личные ценности; · смутные личные цели; · остановленное саморазвитие; · недостаточность навыка решать проблемы; · недостаток творческого подхода; · неумение влиять на людей; · недостаточное понимание особенностей управленческого труда; · слабые навыки руководства; · неумение обучать; · низкая способность к формированию коллектива. Обучение менеджеров позволяет преодолевать перечисленные ограничения и развивать эффективное управление. Управление — это наука, искусство, профессия и деятельность. Управление как вид деятельности в той или иной мере осуществляется каждым человеком, принимающим решения и реализующим их в отношении себя лично, своей семьи, образования, работы, отдыха и т.д. Для менеджера управление является профессиональной деятельностью. Существуют различные определения управления как вида деятельности. Представляется наиболее удачным, по мнению Ю.П.Лисицына (2007), определение управления с позиций системного и ситуационного подхода. Управление — это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах. Исходя из этого определения, научное управление на основе системного и ситуационного анализа начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение — результат управления, эффективность функционирования системы, являющейся объектом управления (например, системы здравоохранения) и эффективность самого процесса управления. Управление включает анализ объекта управления как системы: составляющих ее подсистемы, элементов их связей и взаимодействия, а также результатов этого взаимодействия — системных качеств, которыми обладает только система в целом и которых нет у отдельно взятых подсистем и их элементов. Ситуационный подход позволяет проанализировать ситуацию, в которой функционирует и развивается объект управления (система): выявить приоритетные проблемы, ранжировать их по важности для достижения цели, оценить внутренние и внешние ресурсы. Процесс управления имеет определенную технологию современного менеджмента, основанную на определении целей. В современном менеджменте цели выражают в виде моделей, конечных результатов, допускают и идеальные представления, мечту достижения результатов и т.п. Система или механизм управления основывается также на определении отправных принципов, методов и функций. В народном хозяйстве, в том числе и в здравоохранении, в нашей стране до перехода на рыночные отношения ведущим методом управления был организационно (административно)-распорядительный, приказной. Гораздо меньшее значение имел социально-психологический и экономико-математический механизмы. Современное управление (менеджмент) требует обратных соотношений акцента на экономически-математические и социально-психологические методы.
Объектом управления является система здравоохранения. Система — единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Система здравоохранения считается открытой системой, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой. Здравоохранение представляет собой социотехническую систему, является организацией, которая состоит из людей и технологических компонентов. Управление здравоохранением — это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамическая система. Специфика объекта делает управление им чрезвычайно сложным. К основным особенностям управления здравоохранением относят: · особую ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей; · трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений; · трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений. Управление здравоохранением в современной России особенно сложно, так как осуществляется в переходный период, в условиях, когда старая система преобразуется постепенно, со сбоями. Для решения этих проблем здравоохранения необходимы ресурсы. В связи с этим особое значение в управлении здравоохранением приобретают экономические методы, экономический анализ ресурсов, затрат, результатов деятельности, прогнозирование и оценка экономической эффективности решения, чтобы сосредоточить силы и средства на решении наиболее важных, перспективных проблем наименее затратным путем. Экономические методы управления — необходимое условие для обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи, услуг и товаров здравоохранения. Важнейшим элементом использования экономических методов в управлении является материальное стимулирование производительного и высококачественного труда. Решение этой задачи особенно сложно в связи с дефицитом финансовых ресурсов в системе здравоохранения. В основе деятельности профессиональных управляющих — менеджеров лежит: · разработка; · принятие; · реализация принятых управленческих решений; · оценка их эффективности. Эта работа осуществляется менеджерами непрерывно. Авторы учебных пособий по менеджменту в здравоохранении, в частности А.А.Модестов и др., обобщая данные литературы, выделяют следующие функции управления: · планирование; · распорядительство; · мотивация; · руководство; · координация; · контроль; · коммуникация; · исследование; · оценка; · принятие решений; · подбор персонала; · представительство и ведение переговоров; · заключение сделок. Менеджмент включает 6 основных комплексов мероприятий: · постановка целей и задач; · определение способов достижения целей; · обучение и подготовка кадров; · реализация управленческих решений; · проверка результатов их выполнения; · корректировка управляющих воздействий. Основные функции управления связывают с 3 уровнями управления в здравоохранении. Стратегический уровень — основные функции управления: прогноз, планирование. Тактический уровень — проектирование, организация. Оперативный уровень — регулирование, учет, контроль, анализ.
Указанные уровни управления имеют место в деятельности менеджеров любого уровня (отрасли, службы, учреждения), вместе с тем возможно дифференцировать эти условия в зависимости от масштаба объектов управления. В здравоохранении России, где вопросы охраны здоровья относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, можно считать, что стратегический уровень управления соответствует управлению здравоохранением Российской Федерации и субъектов РФ, тактический — территориальному и муниципальному уровню, оперативный — уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов. Руководителями (менеджерами) высшего звена называют руководителей, отвечающих за решения для организации в целом или для значительной части этой организации (например, здравоохранения РФ или субъекта РФ). Руководители деятельностью персонала, не являющегося менеджерами, называются линейными руководителями или руководителями (менеджерами) низшего звена (например, заведующие кабинетами или отделениями в медицинских учреждениях). Для современного менеджмента характерны децентрализация, сосредоточение большей ответственности на низших уровнях управления и прежде всего на рабочих местах. В связи с этим знание основ технологии управления становится необходимым не только профессиональным менеджерам, но и рядовым сотрудникам. Технология управления представляет собой систему операций и процедур, выполняемых в определенной последовательности. Последовательность действий, приводящих к цели, называют алгоритмом (программой) управления. Эту последовательность можно связать с главными функциями управления — планированием, организацией, руководством и контролем. Цикл управления имеет 3 основные части: · информационное обеспечение; · разработку и принятие управленческого решения; · реализацию управленческого решения. Цикл завершается обратной связью, в результате которой получается информация о реализации принятого решения и новом состоянии объекта управления, после чего начинается новый цикл управления с использованием системного и ситуационного анализа «нового» объекта в новой ситуации. Смысл управления заключается в достижении целей через преодоление проблем. Проблема рассматривается как препятствие в достижении цели, противоречие желаемого и действительного. Выявление, ранжирование проблем, выделение среди них приоритетных позволяет сформулировать важнейшие задачи, от решения которых зависит достижение поставленной цели, и правильно распределить ограниченные ресурсы здравоохранения. Объектом управления является система здравоохранения (или ее подсистемы, отдельные подразделения и учреждения). Субъект управления — менеджер (заведующий кабинетом, отделением, главный врач, руководитель управления или министерства) в процессе управления выполняет 4 основные функции: · планирование; · организацию; · руководство; · контроль. Планирование включает: · сбор, хранение, обработку, анализ информации (первая часть управленческого цикла); · разработку альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения (вторая часть управленческого цикла). Методы планирования: · аналитический; · нормативный; · бюджетный; · метод соотношений и пропорций; · эксперимента и моделирования. Особое внимание при планировании уделяется системному и ситуационному подходу и экономическому анализу. Современное планирование называют программно-целевым, так как в его основе должны быть целевая программа, конкретные обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели с минимальными издержками. Организация — это создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение необходимых финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов. Руководство — это создание у выполняющих управленческие решения персонала мотивов для реализации этих решений, т.е. целей и задач организации. На этом этапе применяются организационно (административно)-распорядительные методы (приказы, рекомендации, указания, разрешения, санкционирование), экономические методы (премирование, экономическое стимулирование), социально-психологические методы, поощрение, наказание и т.д.). Контроль позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления. Текущий контроль позволяет корректировать решения и их реализацию в соответствии с ситуацией. Планирование и контроль связаны с информацией, ее сбором, хранением, обработкой, анализом. Эту работу можно и целесообразно автоматизировать. В 70-е годы XX века в здравоохранении России начали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ), в настоящее время чаще используются термины «информационные» и «информационно-советующие, экспертные системы», «автоматизированные рабочие места» (АРМ). АРМ руководителей учреждений создаются на базе персональных ЭВМ, объединенных в компьютерные сети. Разработаны АРМ на основе персональных компьютеров для большинства специалистов системы здравоохранения. Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений несет руководитель. Возможно авторитарное и демократическое руководство, единоличное или опирающееся на мнение большинства; последнее в современном обществе считается предпочтительным. Основные ошибки в управлении связаны с недостаточностью информации, опыта, знаний или личностными особенностями субъектов управления, определяющими недостаточность суждения. Большая часть ошибочных решений (около 70%) связана с информационным обеспечением. Информация считается важнейшим ресурсом управления, а в условиях рыночной экономики она становится дорогим товаром. В управлении информация используется для системного и ситуационного анализа, разработки и принятия управленческих решений, текущего и заключительного контроля и обратной связи. К информации предъявляются определенные требования: · адекватность; · достоверность; · своевременность; · достаточность; · целенаправленность. Автоматизация информационной деятельности уменьшает риск принятия необоснованных управленческих решений, связанных с дефектами информации, а также увеличивает возможности своевременной коррекции процесса управления. Управлению отводится особая роль в реформировании здравоохранения России. Разработан и опубликован проект «Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации» (Стародубов В.И. и др.). В соответствии с главными положениями этой Концепции следует отказаться от чрезмерной децентрализации управления и финансирования здравоохранения и строить единую систему здравоохранения, повысить роль федеральных органов. В системе управления и финансирования здравоохранения должен утвердиться принцип «нового федерализма», т.е. разделения функций федеральных органов и органов управления субъектов Федерации. Предлагается формировать фонд поддержки здравоохранения субъектов Федерации из средств федерального бюджета и централизуемой части взносов ОМС. Необходимо обеспечить минимум социальных гарантий в здравоохранении для жителей разных территорий путем выравнивания условий их финансирования. Для обеспечения эффективного управления сетью ЛПУ в центр деятельности органов управления в соответствии с проектом необходимо предусмотреть: · постановку целей для управляемых объектов; · создание механизмов и условий для достижения поставленных целей; · мониторинг достижения поставленных целей; · оценку деятельности ЛПУ, корректировку механизмов и условий, а в некоторых случаях и поставленных ранее целей. Не имея возможности развивать в равной мере все направления охраны здоровья и виды медицинской помощи, органы управления здравоохранением и структуры ОМС должны обеспечить преимущественное развитие тех, которые способны обеспечить наибольшее улучшение показателей здоровья населения на единицу ресурсов. Это предполагает четкое определение объема и структуры потребностей населения в медицинской помощи, а также формирование приоритетов развития отрасли. Предполагается ввести меры, обеспечивающие экономное использование ограниченных ресурсов здравоохранения и контроль за их использованием. На долю стационарной помощи приходится примерно 65% общих расходов, выделяемых на здравоохранение, против 35—50% в западных странах. Это означает, что при общем недофинансировании здравоохранения больше страдают поликлиники. Врачи, оказывающие первичную медицинскую помощь, составляют 20-25% всех врачей, а в странах с передовыми системами — это больше половины врачей, а в Канаде — 60% (в России это участковые врачи-терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, в западных странах — врачи общей практики). Уровень госпитализации в России составляет примерно 21—23 на 100 жителей против 12—17 в западных странах, средняя продолжительность стационарного лечения — 14 дней против 8—13 дней в западных странах. Частота направления пациентов участковыми врачами к специалистам составляет как минимум 30% первичных посещений, в то время как в западных странах — 4—10%. Из-за высоких цен на лекарства в аптеках неоправданно высока потребность в дорогостоящей стационарной помощи. Чрезмерно большое число учреждений и больничных коек сегодня практически невозможно содержать. Предлагаются экономические и организационно-управленческие механизмы повышения структурной эффективности здравоохранения: · повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи; · оптимизация объемов стационарной помощи; · интеграция отдельных звеньев и уровней оказания медицинской помощи и подушевое финансирование интегрированной сети ЛПУ. Для всех направлений предусмотрены экономические рычаги изменений, экономические методы реформирования здравоохранения с целью повышения его эффективности. Большое внимание уделяется использованию экономических рычагов повышения роли амбулаторно-поликлинической помощи, выбору адекватных методов оплаты стационарной помощи, подушевому финансированию интегрированной сети ЛПУ, совершенствованию их хозяйственной практики, организационно-управленческим механизмам повышения качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов здравоохранения. Как важнейший компонент реформы здравоохранения рассматриваются преобразование первичной медико-санитарной помощи, формирование и развитие института врача общей практики. По мнению специалистов, на реализацию этой стратегии потребуется 10—15 лет. При реформировании стационарной помощи предусмотрено развитие новых форм стационарного обслуживания, механизмов реализации многоуровневой системы медицинской помощи, развитие дифференцированной по профилям нормативной базы стационарной помощи, по возрастным группам и интенсивности лечебно-диагностического процесса (койки интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, для длительного лечения хронически больных, сестринского ухода, медико-социального назначения); уделяется внимание разделению медицинской и социальной госпитализации, реализации прав пациента на выбор больничного учреждения. В связи с новыми формами стационарной помощи предполагается изменение хозяйственно-правового статуса больниц. Специалисты считают перспективным применение больницами статуса некоммерческих организаций или больничного траста с целью расширения прав и повышения ответственности больниц за результаты своей деятельности, развития конкуренции между ними за получение заказа на оказание стационарной помощи. Основные направления концепции и эксперименты по ее реализации в отдельных регионах позволяют сделать вывод о приоритетном значении экономических методов управления на различном уровне, об использовании экономического анализа для определения наименее затратных и наиболее экономически эффективных направлений развития здравоохранения. Коррективы к управлению здравоохранением внес приказ №122 Минздравсоцразвития России (2004), направленный на повышение качества услуг в здравоохранении, лекарственного обеспечения, полицевой учет врачебных кадров, единые стандарты медпомощи. Тема №3. Медицинские кадры: дипломное и последипломное образование, кадровое обеспечение. Системы и формы здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения и другие международные медицинские организации Система высшего медицинского и фармацевтического образования России включает (по данным 2006 г.) 57 государственных медицинских и фармацевтических вузов, только 5 из них пока называются институтами, остальные — медицинские академии и медицинские университеты, кроме того, действуют медицинские факультеты университетов Министерства образования и науки России.
Дипломное и последипломное образование В начале века врачебное образование в России занимало 5 лет и включало около 30 учебных дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин достигло 45, перешли на 6-летнее обучение. В настоящее время в медицинском вузе только на дипломном этапе изучается 60 учебных дисциплин и курсов. Новые дисциплины и элективные курсы будут, очевидно, появляться в учебных планах и дальше. Без ущерба для профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием обучение разделено на два этапа: дипломную (общеврачебную) подготовку — 6 лет и последипломную (профессиональную) подготовку от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специальности. На дипломном этапе обучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям. В медицинские вузы РФ ежегодно по конкурсу поступают 20 000—25 000 абитуриентов, а всего обучается в медицинских вузах 200 000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов. Студенты медицинских вузов составляют более 7% всех студентов в системе высшего образования, а вузы — более 10% всех государственных высших образовательных учреждений. В медицинских вузах работает более 32 000 преподавателей, среди которых 4600 докторов и 20 000 кандидатов наук, более 260 членов РАН и РАМН. В настоящее время в медицинских и фармацевтических вузах России обучается более 10 000 иностранных студентов из более чем 90 стран мира. С 1991 г. в медицинских вузах начали функционировать факультеты и отделения высшего сестринского образования со сроком обучения 4 года при дневной и 4,5 года при вечерней форме обучения. В настоящее время они открыты в 15 медицинских вузах России. В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики здравоохранения, спортивной медицины, подготовки научно- педагогических кадров и др. Осуществляется переход к подготовке врачей общей практики (семейных врачей), специалистов в области менеджмента и маркетинга в здравоохранении и др. Дипломный этап обучения студентов медицинских и фармацевтических вузов завершается Итоговой Государственной междисциплинарной аттестацией выпускников, включающей следующие этапы: 1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым заданиям, утвержденным Минздравсоцразвития России. 2. Итоговый Государственный экзамен по общественному здоровью и здравоохранению. 3. Проверка практических навыков. 4. Итоговое собеседование. Медицинские и фармацевтические вузы страны ежегодно выпускают около 25 000 специалистов. Молодые врачи ежегодно составляют около 4% всех врачей, занятых в отрасли. В стране функционируют 450 средних медицинских (фармацевтических) учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, из них более 80 колледжей. Общий контингент учащихся медицинских училищ и колледжей составляет 230 000, а преподавателей — более 28 000. Ежегодный план приема более 70 000 человек. Подготовка сестринского персонала осуществляется по 10 основным специальностям: лечебное дело; акушерское дело; гигиена; санитария и эпидемиология; стоматология; фармация; лабораторная диагностика; стоматология ортопедическая; сестринское дело; медицинская оптика; монтаж и техническое обслуживание медицинской техники. Любой специалист с высшим медицинским образованием обязан в течение всей профессиональной деятельности постоянно повышать свою квалификацию. В стране существует всеобъемлющая плановая система усовершенствования врачей, включающая 20 государственных институтов и более 40 факультетов усовершенствования врачей при медицинских вузах, множество курсов и циклов на базе профильных научно-исследовательских институтов и крупных учреждений здравоохранения. К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник медицинского вуза сразу после его окончания направляется в систему последипломного образования, которая предусматривает следующие формы обучения: · интернатура (1 год); · ординатура для углубленного изучения специальности (2—3 года); · различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повышения квалификации и сдачи экзамена на квалификационную категорию (2-ю, 1-ю или высшую); · аспирантура или докторантура, в которых в течение 3 лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования. Всего в вузах Минздравсоцразвития России обучается более 23 000 специалистов. Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтах усовершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования врачей при вузах и научно-исследовательских институтах Минздравсоцразвития РФ. Ежегодно в этой системе повышают свою квалификацию около 150 000 врачей различных специальностей. Последипломное обучение сестринского персонала осуществляется в 40 училищах и 50 отделениях усовершенствования и повышения квалификации. Ежегодно такое обучение проходит более 130 000 специалистов. В настоящее время существуют следующие виды последипломной подготовки врачей: · специализация — приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения в интернатуре по базовым (терапия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим специальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ №33 и дополнениями к нему; · усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тематическое, предусматривающее повышение квалификации по отдельным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятельности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста. В процессе последипломного обучения используются различные формы очной и заочной подготовки специалистов: · циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы; · заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном учреждении; · прерывистые циклы с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы; · выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заведения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке органов здравоохранения по месту работы специалистов.
Кадровое обеспечение Кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нормам планирования числа должностей, которые рассчитываются по численности населения, показателям его здоровья и, в первую очередь, по заболеваемости, а также по числу и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируемый период. При планировании развития здравоохранения в СССР на каждый планируемый период утверждался норматив потребности в медицинских кадрах. Так, на 1986-1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нормативы обеспеченности на 10 000 населения врачами — 43,9; медсестрами — 152,7; провизорами — 4,7 и фармацевтами — 5,2. Соотношение врачей и медсестер планировалось довести до 1:3,5. В РФ на 10 000 населения в послевоенные годы было 38-45 врачей, 95-100 медсестер. Численность работающих в здравоохранении по отношению ко всем занятым в народном хозяйстве России продолжает увеличиваться и составляет в настоящее время около 6%, так как постоянно растущее обеспечение населения медицинской помощью, повышение качества диагностики и лечения требуют все больших трудовых затрат. Оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных отраслей — инженеров, техников, физиков, химиков, программистов и др. Возрастает потребность и в специалистах экономического профиля — менеджерах, в связи с развитием медицинского страхования и рынка медицинских услуг. По обеспеченности населения врачами наша страна несколько десятилетий опережает развитые зарубежные страны. В два последних десятилетия отмечается тенденция некоторого роста врачей (557,7 тыс. в системе Минздрава в 1985 г., или 12,7 на 10 000 человек населения в 2005 г.). Необходимым условием эффективного функционирования системы здравоохранения и соответствующего качества медицинской помощи является достаточное число квалифицированного сестринского персонала. Аттестация, как правило, проводится по месту нахождения комиссии. Квалификационная категория, присвоенная специалисту, действительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учреждения) здравоохранения о присвоении квалификационной категории. Введение всеобъемлющей Государственной системы лицензирования и аккредитации медицинских вузов и факультетов является важнейшей задачей на ближайшие годы. Специальность «врач общей практики (семейный врач)» внесена в номенклатуру врачебных специальностей, а соответствующая должность — в номенклатуру врачебных должностей учреждений здравоохранения. До сих пор, однако, подготовка таких врачей идет недостаточно интенсивно. В 2005 г. всего было зарегистрировано 4001 врача ОВП. На 2007 г. Было намечено увеличить их число на 3000 человек. Обилие социальных проблем, влияющих на формирование здоровья населения, особенно незащищенных социальных групп (инвалиды, одинокие престарелые, длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные лица и др.), выдвинуло новые задачи перед подготовкой специалистов по социальной работе; создаются условия для подготовки медико-социальных работников. Назрела необходимость в подготовке врачей и медсестер-менеджеров, экономистов, медицинских психологов, программистов и др. В соответствии с решениями Коллегии Минздрава РФ (март 2001 г.), посвященной ходу реализации «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки и задачам на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.», в ближайшей перспективе необходим пересмотр номенклатуры (классификатора) специальностей в ЛПУ с целью расширения подготовки специалистов по основным специальностям (врач общего профиля, терапия, педиатрия, акушерство и гинекология, хирургия и пр.) для обеспечения первичного звена здравоохранения и подготовки узких специалистов только после соответствующей подготовки по основным специальностям и в строгом соответствии с запросами практического здравоохранения, гарантирующими их трудоустройство. Готовность средних медицинских работников к внедрению накопительной системы повышения квалификации, как фактор, улучшающий качество организации оказания медико-санитарной помощи населению (на примере Самарской области) Актуальность проблемы Система дополнительного профессионального образования средних медицинских работников является одной из основополагающих систем, обеспечивающих практическое здравоохранение высокопрофессиональными кадрами. В настоящее время подготовка высокопрофессиональных кадров средних медицинских работников приобретает еще большую актуальность в связи с реформой российского здравоохранения в рамках «Концепции развития здравоохранения и социальной защиты населения Самарской области до 2020 года», направленной на совершенствование качества оказания медико-санитарной помощи населению. Однако, действующая система профессионального последипломного образования средних медицинских работников, в соответствии с которой они должны проходить последипломное обучение 1 раз в 5 лет, этим требованиям уже не отвечает. Такая система обучения не успевает за потреб
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.016 с.) |