Тема №2. Управление здравоохранением на основе экономических методов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №2. Управление здравоохранением на основе экономических методов



Менеджер (англ. manage — управлять) — лицо, организующее конкретную работу определенного числа сотрудников в условиях рыночного хозяйства на основе современных методов управления. В XIX веке собственник-предприниматель, как правило, сам за­нимался управлением. В современной рыночной экономике менед­жер в основном является наемным управляющим. Продвижение по служебной лестнице современного менеджера, в отличие от клас­сического собственника-предпринимателя, зависит не от доли капитала, вложенного в акции, а от личной предприимчивости и компетенции. Под словом «менеджмент» понимают несколько раз­личающихся понятий:

· это и когорта современных управляющих (совокупность менеджеров);

· это и наука управления;

· это и деятельность по управлению.

Представляется целесообразным рассматривать менеджмент с позиции экономики, в соответствии с определени­ем, данным в словаре «Рыночная экономика» (1993).

Менеджмент — система управления предприятием (учреждени­ем, организацией), ориентированная на удовлетворение обществен­ных потребностей посредством производства товаров и услуг в ус­ловиях рыночного хозяйствования.

Цель менеджмента — достижение высокой эффективности про­изводства, качества продукции и услуг при постоянном расшире­нии и обновлении их номенклатуры.

В широком смысле слова менеджмент означает стиль хозяйствен­ной деятельности, поведение с использованием материальных и ду­ховных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере маркетинга. Усложнение экономики ставит перед менеджерами все более слож­ные задачи, предъявляет высокие требования не только к их квали­фикации, но и к личности. Авторы книги «Раскрепощенный менед­жер» английские консультанты по управлению Майкл Вудкок и Девис Френсис считают, что управление в настоящем и ближайшем буду­щем потребует от менеджера следующих навыков и личных качеств:

· способность управлять собой;

· разумные личные ценности;

· четкие личные цели;

· постоянное личное самоусовершенствование;

· навык решать проблемы;

· изобретательность и способность к инновациям;

· высокая способность влиять на окружающих;

· знание современных управленческих подходов;

· способность руководить;

· умение обучать и развивать подчиненных;

· способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Отсутствие перечисленных качеств, а тем более наличие проти­воположных рассматриваются как 11 потенциальных ограничений для успешной деятельности в качестве менеджера. Такими ограни­чениями являются:

· неумение управлять собой;

· размытые личные ценности;

· смутные личные цели;

· остановленное саморазвитие;

· недостаточность навыка решать проблемы;

· недостаток творческого подхода;

· неумение влиять на людей;

· недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

· слабые навыки руководства;

· неумение обучать;

· низкая способность к формированию коллектива.

Обучение менеджеров позволяет преодолевать перечисленные ограничения и развивать эффективное управление.

Управление— это наука, искусство, профессия и деятельность. Управление как вид деятельности в той или иной мере осуществ­ляется каждым человеком, принимающим решения и реализующим их в отношении себя лично, своей семьи, образования, работы, от­дыха и т.д. Для менеджера управление является профессиональной деятельностью. Существуют различные определения управления как вида деятельности. Представляется наиболее удачным, по мнению Ю.П.Лисицына (2007), опреде­ление управления с позиций системного и ситуационного подхода.

Управление — это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование системы и ее развитие в определенных условиях при имеющихся ресурсах.

Исходя из этого определения, научное управление на основе си­стемного и ситуационного анализа начинается с определения цели и критериев, позволяющих оценить ее достижение — результат уп­равления, эффективность функционирования системы, являющей­ся объектом управления (например, системы здравоохранения) и эффективность самого процесса управления.

Управление включа­ет анализ объекта управления как системы: составляющих ее под­системы, элементов их связей и взаимодействия, а также результа­тов этого взаимодействия — системных качеств, которыми обладает только система в целом и которых нет у отдельно взятых подсис­тем и их элементов.

Ситуационный подход позволяет проанализи­ровать ситуацию, в которой функционирует и развивается объект управления (система): выявить приоритетные проблемы, ранжи­ровать их по важности для достижения цели, оценить внутренние и внешние ресурсы.

Процесс управления имеет определенную технологию современ­ного менеджмента, основанную на определении целей. В современ­ном менеджменте цели выражают в виде моделей, конечных резуль­татов, допускают и идеальные представления, мечту достижения результатов и т.п. Система или механизм управления основывается также на определении отправных принципов, методов и функций.

В народном хозяйстве, в том числе и в здравоохранении, в нашей стране до перехода на рыночные отношения ведущим методом уп­равления был организационно (административно)-распорядительный, приказной. Гораздо меньшее значение имел социально-психологический и экономико-математический механизмы. Современное управление (ме­неджмент) требует обратных соотношений акцента на экономичес­ки-математические и социально-психологические методы.


 

               
   
 
 
Принципы:
 
Методы:
 
Функции:
 
 
организационные
 
экономико- математические
 
прогноз
 
 
развития
 
социально- психологические
 
планирование
 
   
проектирование
   
организационно (административно)- распорядительные
 
     
организация
 
 
   
регулирование
 
   
учет
 
   
контроль
 
   
анализ

 


Объектом управления является система здравоохранения.

Сис­тема — единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристи­ки целого. Система здравоохранения считается открытой системой, потому что она динамично взаимодействует с внешней средой. Здравоохранение представляет собой социотехническую систему, является организацией, которая состоит из людей и технологичес­ких компонентов.

Управление здравоохранением — это менеджмент, объектом которого является сложная социотехническая открытая динамичес­кая система. Специфика объекта делает управление им чрезвычай­но сложным. К основным особенностям управления здравоохра­нением относят:

· особую ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей;

· трудность, а иногда и невозможность предсказания отдален­ных последствий принимаемых решений;

· трудность, а иногда и невозможность исправления неверных ре­шений.

Управление здравоохранением в современной России особенно сложно, так как осуществляется в переходный период, в условиях, когда старая система преобразуется постепенно, со сбоями. Для ре­шения этих проблем здравоохранения необходимы ресурсы. В свя­зи с этим особое значение в управлении здравоохранением приоб­ретают экономические методы, экономический анализ ресурсов, затрат, результатов деятельности, прогнозирование и оценка экономической эффективности решения, чтобы сосредоточить силы и средства на решении наиболее важных, перспективных проблем наименее затратным путем.

Экономические методы управления — необходимое условие для обеспечения доступности и высокого качества медицинской по­мощи, услуг и товаров здравоохранения.

Важнейшим элементом использования экономических методов в управлении является материальное стимулирование производи­тельного и высококачественного труда. Решение этой задачи осо­бенно сложно в связи с дефицитом финансовых ресурсов в систе­ме здравоохранения.

В основе деятельности профессиональных управляющих — менед­жеров лежит:

· разработка;

· принятие;

· реализация принятых управ­ленческих решений;

· оценка их эффективности.

Эта работа осу­ществляется менеджерами непрерывно. Авторы учебных пособий по менеджменту в здравоохранении, в частности А.А.Модестов и др., обобщая данные литературы, выделяют следующие функции управления:

· планирование;

· распорядительство;

· мотивация;

· руководство;

· координация;

· контроль;

· коммуникация;

· исследование;

· оценка;

· принятие решений;

· подбор персонала;

· представительство и ведение переговоров;

· заключение сделок.

Менеджмент включает 6 основных комплексов мероприятий:

· постановка целей и задач;

· определение способов достижения це­лей;

· обучение и подготовка кадров;

· реализация управленческих решений;

· проверка результатов их выполнения;

· корректировка управляющих воздействий.

Основные функции управления связывают с 3 уровнями управ­ления в здравоохранении.

Стратегический уровень— основные функции управления: про­гноз, планирование.

Тактический уровень— проектирование, организация.

Оперативный уровень— регулирование, учет, контроль, анализ.

 

Указанные уровни управления имеют место в деятельности ме­неджеров любого уровня (отрасли, службы, учреждения), вместе с тем возможно дифференцировать эти условия в зависимости от мас­штаба объектов управления.

В здравоохранении России, где вопросы охраны здоровья отно­сятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов, можно считать, что стратегический уровень управления соот­ветствует управлению здравоохранением Российской Федерации и субъектов РФ, тактический — территориальному и муниципально­му уровню, оперативный — уровню учреждений и предприятий здравоохранения и их подразделений, отдельных специалистов.

Руководителями (менеджерами) высшего звена называют руко­водителей, отвечающих за решения для организации в целом или для значительной части этой организации (например, здравоохранения РФ или субъекта РФ).

Руководители деятельностью персонала, не являющегося менед­жерами, называются линейными руководителями или руководите­лями (менеджерами) низшего звена (например, заведующие каби­нетами или отделениями в медицинских учреждениях).

Для современного менеджмента характерны децентрализация, сосредоточение большей ответственности на низших уровнях уп­равления и прежде всего на рабочих местах. В связи с этим знание основ технологии управления становится необходимым не только профессиональным менеджерам, но и рядовым сотрудникам.

Технология управления представляет собой систему операций и процедур, выполняемых в определенной последовательности.

Пос­ледовательность действий, приводящих к цели, называют алгорит­мом (программой) управления. Эту последовательность можно связать с главными функциями управления — планированием, организацией, руководством и контролем.

Цикл управления име­ет 3 основные части:

· информационное обеспечение;

· разработку и принятие управленческого решения;

· реализацию управленческого решения.

Цикл завершается обратной связью, в результате кото­рой получается информация о реализации принятого решения и новом состоянии объекта управления, после чего начинается новый цикл управления с использованием системного и ситуацион­ного анализа «нового» объекта в новой ситуации. Смысл управ­ления заключается в достижении целей через преодоление про­блем. Проблема рассматривается как препятствие в достижении цели, противоречие желаемого и действительного. Выявление, ранжирование проблем, выделение среди них приоритетных по­зволяет сформулировать важнейшие задачи, от решения которых зависит достижение поставленной цели, и правильно распределить ограниченные ресурсы здравоохранения. Объектом управления является система здравоохранения (или ее подсистемы, отдельные подразделения и учреждения). Субъект управления— менеджер (за­ведующий кабинетом, отделением, главный врач, руководитель управления или министерства) в процессе управления выполняет 4 основные функции:

· планирование;

· организацию;

· руководст­во;

· контроль.

Планирование включает:

· сбор, хранение, обработку, анализ ин­формации (первая часть управленческого цикла);

· разработку аль­тернативных решений, выбор и принятие оптимального решения (вторая часть управленческого цикла).

Методы планирования:

· аналитический;

· нормативный;

· бюджетный;

· метод соотношений и пропорций;

· эксперимента и моделирования.

Особое внимание при планировании уделяется системному и ситуационному под­ходу и экономическому анализу. Современное планирование на­зывают программно-целевым, так как в его основе должны быть целевая программа, конкретные обоснованные мероприятия, обеспечивающие достижение поставленной цели с минимальны­ми издержками.

Организация — это создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение необходимых финансовых, материально-технических, ин­формационных и других ресурсов.

Руководство — это создание у выполняющих управленческие решения персонала мотивов для реализации этих решений, т.е. целей и задач организации. На этом этапе применяются организационно (административно)-распорядительные методы (приказы, рекомендации, указания, раз­решения, санкционирование), экономические методы (премирование, экономическое стимулирование), социально-психологические методы, поощрение, наказание и т.д.).

Контроль позволяет осуществлять обратную связь, завершает цикл управления. Текущий контроль позволяет корректировать решения и их реализацию в соответствии с ситуацией.

Планирование и контроль связаны с информацией, ее сбором, хранением, обработкой, анализом. Эту работу можно и целесооб­разно автоматизировать.

В 70-е годы XX века в здравоохранении России начали внедряться автоматизированные системы управления (АСУ), в настоящее время чаще используются термины «информационные» и «информационно-советующие, экспертные системы», «автоматизированные рабочие места» (АРМ). АРМ руководителей учреждений создаются на базе персональных ЭВМ, объединенных в компьютерные сети. Разработаны АРМ на основе персональных компьютеров для большинства специалистов системы здравоохранения.

Ответственность за принятие и реализацию управленческих решений несет руководитель. Возможно авторитарное и демократическое руководство, единоличное или опирающееся на мнение большинства; последнее в современном обществе считается пред­почтительным. Основные ошибки в управлении связаны с недо­статочностью информации, опыта, знаний или личностными осо­бенностями субъектов управления, определяющими недостаточ­ность суждения. Большая часть ошибочных решений (около 70%) связана с информационным обеспечением. Информация счита­ется важнейшим ресурсом управления, а в условиях рыночной экономики она становится дорогим товаром. В управлении инфор­мация используется для системного и ситуационного анализа, раз­работки и принятия управленческих решений, текущего и заклю­чительного контроля и обратной связи.

К информации предъявля­ются определенные требования:

· адекватность;

· достоверность;

· своевременность;

· достаточность;

· целенаправленность.

Автомати­зация информационной деятельности уменьшает риск принятия необоснованных управленческих решений, связанных с дефекта­ми информации, а также увеличивает возможности своевременной коррекции процесса управления.

Управлению отводится особая роль в реформировании здраво­охранения России. Разработан и опубликован проект «Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения Рос­сийской Федерации» (Стародубов В.И. и др.). В соответствии с глав­ными положениями этой Концепции следует отказаться от чрезмерной децентрализации управления и финансирования здравоохранения и строить единую систему здравоохранения, повысить роль феде­ральных органов. В системе управления и финансирования здра­воохранения должен утвердиться принцип «нового федерализма», т.е. разделения функций федеральных органов и органов управле­ния субъектов Федерации. Предлагается формировать фонд под­держки здравоохранения субъектов Федерации из средств федераль­ного бюджета и централизуемой части взносов ОМС. Необходимо обеспечить минимум социальных гарантий в здравоохранении для жителей разных территорий путем выравнивания условий их финансирования. Для обеспечения эффективного управления сетью ЛПУ в центр деятельности органов управления в соответствии с проектом необходимо предусмотреть:

· постановку целей для управляемых объектов;

· создание механизмов и условий для достижения поставлен­ных целей;

· мониторинг достижения поставленных целей;

· оценку деятельности ЛПУ, корректировку механизмов и ус­ловий, а в некоторых случаях и поставленных ранее целей.

Не имея возможности развивать в равной мере все направле­ния охраны здоровья и виды медицинской помощи, органы уп­равления здравоохранением и структуры ОМС должны обеспечить преимущественное развитие тех, которые способны обеспечить наибольшее улучшение показателей здоровья населения на еди­ницу ресурсов. Это предполагает четкое определение объема и структуры потребностей населения в медицинской помощи, а так­же формирование приоритетов развития отрасли. Предполагает­ся ввести меры, обеспечивающие экономное использование ог­раниченных ресурсов здравоохранения и контроль за их использова­нием.

На долю стационарной помощи приходится примерно 65% об­щих расходов, выделяемых на здравоохранение, против 35—50% в западных странах. Это означает, что при общем недофинансирова­нии здравоохранения больше страдают поликлиники.

Врачи, оказывающие первичную медицинскую помощь, состав­ляют 20-25% всех врачей, а в странах с передовыми системами — это больше половины врачей, а в Канаде — 60% (в России это учас­тковые врачи-терапевты, педиатры, акушеры-гинекологи, в запад­ных странах — врачи общей практики).

Уровень госпитализации в России составляет примерно 21—23 на 100 жителей против 12—17 в западных странах, средняя продол­жительность стационарного лечения — 14 дней против 8—13 дней в западных странах.

Частота направления пациентов участковыми врачами к специ­алистам составляет как минимум 30% первичных посещений, в то время как в западных странах — 4—10%.

Из-за высоких цен на лекарства в аптеках неоправданно высока потребность в дорогостоящей стационарной помощи.

Чрезмерно большое число учреждений и больничных коек се­годня практически невозможно содержать.

Предлагаются экономические и организационно-управленчес­кие механизмы повышения структурной эффективности здравоох­ранения:

· повышение роли амбулаторно-поликлинической помощи;

· оптимизация объемов стационарной помощи;

· интеграция отдельных звеньев и уровней оказания медицин­ской помощи и подушевое финансирование интегрированной се­ти ЛПУ.

Для всех направлений предусмотрены экономические рычаги из­менений, экономические методы реформирования здравоохране­ния с целью повышения его эффективности. Большое внимание уделяется использованию экономических рычагов повышения роли амбулаторно-поликлинической помощи, выбору адекватных мето­дов оплаты стационарной помощи, подушевому финансированию интегрированной сети ЛПУ, совершенствованию их хозяйственной практики, организационно-управленческим механизмам повыше­ния качества медицинской помощи и эффективности использова­ния ресурсов здравоохранения. Как важнейший компонент рефор­мы здравоохранения рассматриваются преобразование первичной медико-санитарной помощи, формирование и развитие института врача общей практики. По мнению специалистов, на реализацию этой стратегии потребуется 10—15 лет. При реформировании стацио­нарной помощи предусмотрено развитие новых форм стационар­ного обслуживания, механизмов реализации многоуровневой сис­темы медицинской помощи, развитие дифференцированной по профилям нормативной базы стационарной помощи, по возраст­ным группам и интенсивности лечебно-диагностического процес­са (койки интенсивного лечения, долечивания, реабилитации, для длительного лечения хронически больных, сестринского ухода, медико-социального назначения); уделяется внимание разделению медицинской и социальной госпитализации, реализации прав па­циента на выбор больничного учреждения. В связи с новыми фор­мами стационарной помощи предполагается изменение хозяй­ственно-правового статуса больниц. Специалисты считают перспективным применение больницами статуса некоммерческих организаций или больничного траста с целью расширения прав и повышения ответственности больниц за результаты своей деятель­ности, развития конкуренции между ними за получение заказа на оказание стационарной помощи.

Основные направления концепции и эксперименты по ее реали­зации в отдельных регионах позволяют сделать вывод о приоритет­ном значении экономических методов управления на различном уровне, об использовании экономического анализа для определения наименее затратных и наиболее экономически эффективных направ­лений развития здравоохранения.

Коррективы к управлению здравоохранением внес приказ №122 Минздравсоцразвития России (2004), направленный на повыше­ние качества услуг в здравоохранении, лекарственного обеспече­ния, полицевой учет врачебных кадров, единые стандарты медпо­мощи.


Тема №3. Медицинские кадры: дипломное и последипломное образование, кадровое обеспечение. Системы и формы здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения и другие международные медицинские организации

Система высшего медицинского и фармацевтического образо­вания России включает (по данным 2006 г.) 57 государственных медицинских и фармацевтических вузов, только 5 из них пока называются ин­ститутами, остальные — медицинские академии и медицинские университеты, кроме того, действуют медицинские факультеты университетов Министерства образования и науки России.

 

Дипломное и последипломное образование

В начале века врачебное образование в России занимало 5 лет и включало около 30 учебных дисциплин. К 60-м годам, когда число изучаемых дисциплин достигло 45, перешли на 6-летнее обучение. В настоящее время в медицинском вузе только на дипломном эта­пе изучается 60 учебных дисциплин и курсов. Новые дисциплины и элективные курсы будут, очевидно, появляться в учебных планах и дальше.

Без ущерба для профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием обуче­ние разделено на два этапа: дипломную (общеврачебную) подго­товку — 6 лет и последипломную (профессиональную) подготовку от 1 до 4 лет в зависимости от избранной специальности.

На дипломном этапеобучения в медицинских вузах России подготовка проводится в соответствии с Государственными обра­зовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фарма­ция, сестринское дело.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования содержат требова­ния к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по всем медицинским специальностям.

В медицинские вузы РФ ежегодно по конкурсу поступают 20 000—25 000 абитуриентов, а всего обучается в медицинских ву­зах 200 000 студентов, интернов, ординаторов и аспирантов.

Студенты медицинских вузов составляют более 7% всех студен­тов в системе высшего образования, а вузы — более 10% всех госу­дарственных высших образовательных учреждений.

В медицинских вузах работает более 32 000 преподавателей, сре­ди которых 4600 докторов и 20 000 кандидатов наук, более 260 чле­нов РАН и РАМН.

В настоящее время в медицинских и фармацевтических вузах России обучается более 10 000 иностранных студентов из более чем 90 стран мира.

С 1991 г. в медицинских вузах начали функционировать факуль­теты и отделения высшего сестринского образования со сроком обу­чения 4 года при дневной и 4,5 года при вечерней форме обучения. В настоящее время они открыты в 15 медицинских вузах России.

В ряде медицинских вузов России созданы и функционируют факультеты и отделения медицинской психологии, социальной работы и реабилитации, управления и экономики здравоохране­ния, спортивной медицины, подготовки научно- педагогических кадров и др.

Осуществляется переход к подготовке врачей общей практики (семейных врачей), специалистов в области менеджмента и марке­тинга в здравоохранении и др.

Дипломный этап обучения студентов медицинских и фарма­цевтических вузов завершается Итоговой Государственной междис­циплинарной аттестацией выпускников, включающей следующие этапы:

1. Аттестационное тестирование, проводимое по типовым зада­ниям, утвержденным Минздравсоцразвития России.

2. Итоговый Государственный экзамен по общественному здоровью и здравоохранению.

3. Проверка практических навыков.

4. Итоговое собеседование.

Медицинские и фармацевтические вузы страны ежегодно вы­пускают около 25 000 специалистов. Молодые врачи ежегодно со­ставляют около 4% всех врачей, занятых в отрасли.

В стране функционируют 450 средних медицинских (фармацев­тических) учебных заведений, из которых 30 федерального и 420 муниципального подчинения, из них более 80 колледжей.

Общий контингент учащихся медицинских училищ и коллед­жей составляет 230 000, а преподавателей — более 28 000. Ежегод­ный план приема более 70 000 человек.

Подготовка сестринского персонала осуществляется по 10 ос­новным специальностям: лечебное дело; акушерское дело; гигие­на; санитария и эпидемиология; стоматология; фармация; лабора­торная диагностика; стоматология ортопедическая; сестринское дело; медицинская оптика; монтаж и техническое обслуживание медицинской техники.

Любой специалист с высшим медицинским образованием обя­зан в течение всей профессиональной деятельности постоянно по­вышать свою квалификацию.

В стране существует всеобъемлющая плановая система усовершенствования врачей, включающая 20 государственных институ­тов и более 40 факультетов усовершенствования врачей при меди­цинских вузах, множество курсов и циклов на базе профильных научно-исследовательских институтов и крупных учреждений здра­воохранения.

К практической профессиональной деятельности допускаются лица, имеющие диплом и сертификат специалиста. Выпускник ме­дицинского вуза сразу после его окончания направляется в систе­му последипломного образования, которая предусматривает сле­дующие формы обучения:

· интернатура (1 год);

· ординатура для углубленного изучения специальности (2—3 года);

· различные по продолжительности и формам обучения циклы переподготовки для врачей всех специальностей с целью повыше­ния квалификации и сдачи экзамена на квалификационную кате­горию (2-ю, 1-ю или высшую);

· аспирантура или докторантура, в которых в течение 3 лет готовят специалистов высшей квалификации для медицинской науки и образования.

Всего в вузах Минздравсоцразвития России обучается более 23 000 специалистов.

Последипломное профессиональное образование специалистов здравоохранения осуществляется в 4 академиях и 3 институтах усовершенствования врачей, на 48 факультетах усовершенствования вра­чей при вузах и научно-исследовательских институтах Минздравсоцразвития РФ.

Ежегодно в этой системе повышают свою квалификацию около 150 000 врачей различных специальностей.

Последипломное обучение сестринского персонала осуществ­ляется в 40 училищах и 50 отделениях усовершенствования и по­вышения квалификации. Ежегодно такое обучение проходит бо­лее 130 000 специалистов.

В настоящее время существуют следующие виды последиплом­ной подготовки врачей:

· специализация — приобретение врачом одной из выбранных специальностей путем обучения в интернатуре по базовым (тера­пия, хирургия, педиатрия, акушерство и гинекология) и другим спе­циальностям (первичная специализация), затем в институтах, на факультетах последипломного профессионального образования по перечню врачебных специальностей, утвержденных Приказом Минздрава РФ №33 и дополнениями к нему;

· усовершенствование общее, предусматривающее повышение квалификации по всем разделам избранной специальности; тема­тическое, предусматривающее повышение квалификации по отдель­ным разделам или актуальным вопросам профессиональной деятель­ности специалиста; сертификационные (аттестационные) циклы для получения (или подтверждения) сертификата специалиста.

В процессе последипломного обучения используются различные формы очной и заочной подготовки специалистов:

· циклы очного обучения с полным отрывом специалистов от работы;

· заочно-очные циклы с заочным выполнением определенных заданий и последующим очным обучением в образовательном уч­реждении;

· прерывистые циклы с периодическим частичным отрывом специалистов от основной работы;

· выездные циклы, проводимые сотрудниками учебного заве­дения или учреждения, осуществляющего обучение по заявке ор­ганов здравоохранения по месту работы специалистов.

 

Кадровое обеспечение

Кадровое обеспечение должно соответствовать расчетным нор­мам планирования числа должностей, которые рассчитывают­ся по численности населения, показателям его здоровья и, в пер­вую очередь, по заболеваемости, а также по числу и мощности учреждений здравоохранения на расчетный год или планируе­мый период.

При планировании развития здравоохранения в СССР на каж­дый планируемый период утверждался норматив потребности в ме­дицинских кадрах.

Так, на 1986-1990 гг. Минздравом СССР были утверждены нор­мативы обеспеченности на 10 000 населения врачами — 43,9; мед­сестрами — 152,7; провизорами — 4,7 и фармацевтами — 5,2.

Соотношение врачей и медсестер планировалось довести до 1:3,5. В РФ на 10 000 населения в послевоенные годы было 38-45 врачей, 95-100 медсестер.

Численность работающих в здравоохранении по отношению ко всем занятым в народном хозяйстве России продолжает уве­личиваться и составляет в настоящее время около 6%, так как постоянно растущее обеспечение населения медицинской помо­щью, повышение качества диагностики и лечения требуют все больших трудовых затрат. Оснащение лечебно-профилактичес­ких учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой требует привлечения специалистов смежных от­раслей — инженеров, техников, физиков, химиков, программис­тов и др.

Возрастает потребность и в специалистах экономического про­филя — менеджерах, в связи с развитием медицинского страхова­ния и рынка медицинских услуг.

По обеспеченности населения врачами наша страна несколько десятилетий опережает развитые зарубежные страны.

В два последних десятилетия отмечается тенденция некоторого роста врачей (557,7 тыс. в системе Минздрава в 1985 г., или 12,7 на 10 000 человек населения в 2005 г.).

Необходимым условием эффективного функционирования си­стемы здравоохранения и соответствующего качества медицинской помощи является достаточное число квалифицированного сестрин­ского персонала.

Аттестация, как правило, проводится по месту нахождения ко­миссии.

Квалификационная категория, присвоенная специалисту, дей­ствительна в течение 5 лет со дня издания приказа органа (учрежде­ния) здравоохранения о присвоении квалификационной категории.

Введение всеобъемлющей Государственной системы лицензирования и аккредитации медицинских вузов и факультетов является важ­нейшей задачей на ближайшие годы.

Специальность «врач общей практики (семейный врач)»внесена в номенклатуру врачебных специальностей, а соответствующая долж­ность — в номенклатуру врачебных должностей учреждений здраво­охранения. До сих пор, однако, подготовка таких врачей идет недо­статочно интенсивно.

В 2005 г. всего было зарегистрировано 4001 врача ОВП. На 2007 г. Было намечено увеличить их число на 3000 человек.

Обилие социальных проблем, влияющих на формирование здо­ровья населения, особенно незащищенных социальных групп (ин­валиды, одинокие престарелые, длительно и часто болеющие, со­циально дезадаптированные лица и др.), выдвинуло новые задачи перед подготовкой специалистов по социальной работе; создают­ся условия для подготовки медико-социальных работников.

Назрела необходимость в подготовке врачей и медсестер-менед­жеров, экономистов, медицинских психологов, программистов и др.

В соответствии с решениями Коллегии Минздрава РФ (март 2001 г.), посвященной ходу реализации «Концепции развития здра­воохранения и медицинской науки и задачам на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г.», в ближайшей перспективе необходим пересмотр номенклатуры (классификатора) специальностей в ЛПУ с целью расширения подготовки специалистов по основным специальнос­тям (врач общего профиля, терапия, педиатрия, акушерство и ги­некология, хирургия и пр.) для обеспечения первичного звена здравоохранения и подготовки узких специалистов только после соответствующей подготовки по основным специальностям и в строгом соответствии с запросами практического здравоохране­ния, гарантирующими их трудоустройство.


Готовность средних медицинских работников к внедрению накопительной системы повышения квалификации, как фактор, улучшающий качество организации оказания медико-санитарной помощи населению (на примере Самарской области)

Актуальность проблемы

Система дополнительного профессионального образования средних медицинских работников является одной из основополагающих систем, обеспечивающих практическое здравоохранение высоко­профессиональными кадрами. В настоящее время подготовка высокопрофессиональных кадров средних медицинских работников приобретает еще большую актуальность в связи с реформой российского здравоохранения в рамках «Концепции развития здравоохранения и социальной защиты населения Самарской области до 2020 года», направленной на совершенствование качества оказания медико-санитарной помощи населению. Однако, действующая система профессионального последипломного образования средних медицинских работников, в соответствии с которой они должны проходить последипломное обучение 1 раз в 5 лет, этим требованиям уже не отвечает. Такая система обучения не успевает за потреб



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.197.23 (0.016 с.)