Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4: особенности государственного бюджета РБ в условиях суверенитета и переходной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Характеристика первых самостоятельных бюджетов РБ (1991 г., 1992 г.) 2. Особенности развития доходной части бюджета в переходной экономике РБ 3. Тенденции развития расходной части бюджета в условиях формирования рыночных отношений ~1~ Характеристика первых самостоятельных бюджетов РБ (1991 г., 1992 г.) В начале 90-х гг. в РБ происходил процесс формирования рыночных отношений. В этих условиях государственный бюджет приобрел особенности, свойственные переходной экономике. Происходила трансформация его качественных и количественных параметров, выявлялись особенности, специфика бюджета того периода, тенденции его развития. Все это сказывалось не корректировке бюджетной политики и выработке основных направлений реформирования бюджетного процесса. До 1991 г. бюджетный процесс (включая все его этапы) регламентировался законодательством СССР. Организация бюджетного процесса осуществлялась в строгом соответствии с бюджетными правами органов государственной власти и управления. Верховные советы союзных республик утверждали государственные бюджеты и отчеты об их исполнении. Первый самостоятельный бюджет РБ был составлен на 1991 г. Его особенностью стало то, что в бюджет полностью зачислялся налог с оборота и подоходный налог с населения. Это явилось результатом уменьшения передаваемых центру функций и принятия Правительством мер по укреплению доходной базы государственного бюджета БССР. Курс на рыночное преобразование способствовал появлению в бюджете доходов от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности. Они планировались 3,8% от объема доходов консолидированного бюджета БССР. В доходной части бюджета планировались и целевые поступления, в частности, в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ за счет привлечения в этот фонд до 40% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий и организаций. Был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В бюджете отражалось поступление средств государственного социального страхования. В бюджете отражались средства республиканских и местных дорожных фондов, которые были образованы в целях аккумуляции средств на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общественного пользования. Законом «О государственном бюджете» БССР на 1991 г. предусматривались отчисления в местные бюджеты областей и г. Минска от общегосударственных налогов и доходов: от налога с оборота, прибыли предприятия союзного и республиканского подчинения и т. д. В расходной части бюджета происходила переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало уменьшение расходов на народное хозяйство. Например, в 1989 г. они составляли 62,7% расходов, а в 1991 г. – 58, 4%. Значительная часть расходов – на возмещение разницы в ценах, государственные дотации, надбавки к закупочным ценам сельскохозяйственной продукции. Государство не могло реально поддерживать все отрасли народного хозяйства, в связи с этим не могло увеличивать расходы на социально-культурные мероприятия (на 1991 г. они уменьшились на 6% по сравнению с 1990 г.). Для поддержания уровня жизни населения в бюджете предусматривались расходы на индексацию доходов образовывался резервный фонд. В течение 1991 г. производились перерасчеты плановых показателей по доходам и расходам бюджета. Четко определялись расходы, зачисляемые в бюджеты различных уровней. При недостаточности собственных средств предусматривались дотации из вышестоящего бюджета. Впервые в 1991 г. был определен статус местных бюджетов как самостоятельных единиц в бюджетной системе республики. В 1991 г. Министерство финансов утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов. Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической самостоятельностью республики, реформами выразились в специфике бюджета 1992 г. Формирование его доходной части стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 01.01.1992 г. Особенности бюджета 1992 г.: – появление и развитие новых видов платежей, например, за пользование природными ресурсами, налог на недвижимость и др.; Элементом рыночных отношений явился налог на недвижимость, который устанавливается как для юридических, так и для физических лиц. Исходя из принципов государственного суверенитета, республика самостоятельно стала регулировать вопросы ВЭД. В этой связи в доходы бюджета Беларуси поступали налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины и другие доходы, взимаемые таможенной службой. Специфика бюджета проявлялась и при формировании некоторых других доходов. В частности, с 1992 г. был изменен порядок взимания налогов с транспортных средств. Увеличились поступления лесного дохода в связи с увеличением тарифов на отпускаемую древесину. Введение новых, более прогрессивных налогов, отвечающих требованиям рыночной экономики, предполагало отмену ряда действующих налогов и отчислений в бюджет. В частности, отменялся налог с оборота, налог с продаж. При разработке расходной части бюджета на 1992 г. Министерство финансов исходило из проектируемых доходов, а также необходимости увеличения расходов, в связи с приобретением республикой независимости, а также комплексов мер по социальной защите населения. Объем консолидированного бюджета по расходам был определен в сумме 97,3 млрд. руб. и увеличился в 3 раза против 1991 г. Дефицит консолидированного бюджета был принят в размере 5,8 млрд. руб. или 6% от расходов. Особенностью бюджета стало усиление социальной направленности. С этой целью из бюджета финансировались расходы, связанные с поддержанием жизненного уровня населения и увеличением его благосостояния. Республика взяла курс на развитие наукоемких отраслей, в связи с чем в бюджете 1992 г. увеличились затраты на науку. В условиях суверенитета по-новому стали строиться отношения между бюджетами различных уровней, что отразилось на особенностях формирования местных бюджетов, развитие межбюджетных отношений. Объемы местных бюджетов определились исходя из нормативов бюджетного обеспеченности и числа жителей региона. Таким образом, в 1991-1992 гг. было положено начало формированию самостоятельного бюджета РБ, национальной бюджетной системы, определялся статус местных бюджетов и прядок формирования их доходной части, упорядочились межбюджетные отношения, апробирована новая налоговая система. ~2~ Особенности развития доходной части бюджета в переходной экономике РБ Важным документом в развитии бюджетной системы и организации бюджетного процесса в РБ стал закон «О бюджетной системе РБ», принятый в июне 1993 г. Дальнейшее развитие государственного бюджета происходило в условиях формирования рыночных отношений в республике и усилению роли бюджета в государственном регулировании воспроизводственных процессов. Увеличение роли бюджета в регулировании воспроизводственных процессов сопровождалось усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживалась при анализе динамики доходов бюджета в ВВП. В течение нескольких последних лет соотношение государственных доходов в ВВП оставалось высоким. Это объясняется тем, что сохранялся контроль государства над экономикой. Так, если в период с 1992 г. по 1996 г. наблюдалось уменьшение доли централизуемого в бюджете ВВП, то в последние годы уровень концентрации финансовых ресурсов в составе государственных доходов значительно увеличился. К моменту приобретения РБ суверенитета, доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4%. В 1995 г. удельный вес доходов государственного бюджета в ВВП уменьшилась до 30%. Но в дальнейшем, в связи с изменением в бюджетно-налоговой политики, вновь наблюдался процесс централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете. К 1997 г. он составлял 31% ВВП. В последние годы была обеспечена экономическая стабилизации и произошли некоторые уменьшения доли налогов в ВВП. В 2001 г. по сравнению с 1991 г. оно составило 27,9%. В дальнейшем процесс снижения доли доходов бюджета в ВВП уменьшился. Уже к 2008 г. – 25%. Начиная с 1998 г. в доходы республиканского бюджета стали включать средства пяти внебюджетных фондов, которые получили название государственных целевых бюджетных фондов: 1.Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 2. Государственный фонд содействия занятости (отменен) 3. Республиканский дорожный фонд 4. Республиканский фонд охраны природы 5. Республиканский фонд энергосбережения (отменен) По этой причине объем консолидированного бюджета увеличился в 1998 г. на 18,7% к уровню текущих и капитальных доходов. Доходы целевых бюджетов составляли 15,7% в общем объеме доходов консолидированного бюджета. В настоящее время в составе бюджета аккумулируются почти все средства государственных небюджетных и целевых бюджетных фондов, которые формируют часть доходов бюджета. Одной из особенностей бюджета стало включение в его состав с 1998 г. доходов и расходов свободных экономических зон (СЭЗ). Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал еще одной особенности бюджета – резкое увеличение размеров бюджетного фонда страны. Характерной для бюджета 90-х гг. было то, что значительно медленно росли налоги на собственность (они увеличились с 1995-1997 гг. лишь в 15 раз, в то время как рост доходов бюджета был выше в 24 раза). И только в 2000-2001 гг. темпы их роста были выше ростов темпов доходов бюджета. Особенно возросли поступления налога на недвижимость. Ниже средних оказались темпы роста платежей за использование природных ресурсов, государственных пошлин, налога с населения, чрезвычайного налога. В связи с отсутствием сдвигов в плане рыночных реформ поступления от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности в 2001 г. увеличилось только в 27 раз по сравнению с 1997 г. Чрезвычайно низкими по сравнению с косвенными налогами были темпы роста поступлений налога на прибыль и доходы. Вместе с тем значительно увеличилось в доходах бюджета роль поступлений от ВЭД. Характерной особенностью развития доходной части бюджета в условиях рыночных преобразований стало более широкая дифференциация категорий плательщиков. Таким образом, такое положение объясняется в основном нестабильностью налогового законодательства, отсутствием обоснования оптимизации структуры государственного бюджета, частыми изменениями бюджетной политики. ~3~ Тенденции развития расходной части бюджета в условиях формирования рыночных отношений Значительные изменения, связанные с переориентацией бюджетной политики в условиях переходной экономики произошли и в расходной части бюджета. Основной особенностью бюджета явилось изменение состава его расходов. В расходной части бюджета в переходный период сохранялись основные направления затрат, на вместе с тем развивались и внедрялись новые, которые отражали происходящие на данном этапе изменения в экономике и социальной сфере: индексация доходов населения, расходы, связанные с ВЭД, расходы по обслуживанию республиканского долга, финансирование медицинских программ. Наряду с этими были упразднены некоторые статьи, связанные со взаимоотношениями с союзным бюджетом, ассигнованием на социальное обеспечение, которое стало финансироваться за счет средств специальных внебюджетных фондов. Объем фондов государственного бюджета за период 1995-2001 гг. увеличился почти в 130 раз, а с 1992 г. по 2001 г. почти в 16000 раз. Быстрый рост расходов был вызван не только инфляционными процессами, но и переориентацией направления ресурсов на новые приоритеты и потребности в связи с рыночными преобразованиями, а также необходимостью самостоятельного обеспечения внутренней и внешней безопасности. Особенностью бюджета того периода были более низкие темпы роста расходов на отрасли народного хозяйства, которые увеличились в 107 раз по сравнению с темпами роста расходов в целом – 130 раз. Вместе с тем увеличились расходы на международную деятельность, пополнение государственных запасов и резервов, обслуживание государственного долга. В тот период важной частью бюджета было увеличение расходов на пополнение государственных резервов и запасов. В тот период наблюдался большой дефицит бюджета. Темпы роста дефицита были больше темпов роста расходов бюджета. Особенности переходного периода потребовали резервирования ресурсов в специальных фондах. Спецификой государственных расходов явилось включение в их состав расходов СЭЗ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.008 с.) |