Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Государственный бюджет

Поиск

 

Цель занятия – глубокое изучение государственного бюджета.

План лекции:

Сущность и значение государственного бюджета

Принципы построения бюджетной системы

Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Дефицит бюджета и способы его покрытия

Организация бюджетной системы РК

 

Ключевые слова: государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетная система, бюджетное устройство.

 

1. Сущность значение государственного бюджета

Государственный бюджет – это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направленный на выполнение общегосударственных задач и функций.

Через государственный бюджет образуются и используются общественный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами отраслей хозяйствующих субъектов, между регионам и т.д.

Государственный бюджет - финансовые отношения, складываю­щиеся у государства предприятиями, организациями, учреждениями и населением.

Государственный бюджет - совокупность финансовых отноше­нии, связанных с формированием и использованием централизованно­го фонда денежных средств государства, предназначенного для удов­летворения общественных потребностей.

Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории финансов в целом – распределительную и контрольную.

Контрольная функция выполняет важную роль в своевременном и полном поступлении финансовых ресурсов в виде налогов и сборов, а также других платежей в распоряжение государства, как распределяются денежные средства, и как они экономно и эффективно расходуются.

Эти функции государственного бюджета действуют в единстве, отражая неразрывно связанные стороны бюджетных отношений.

Распределительная функция определяется путем перераспределения финансовых ресурсов между отраслями хозяйствующих субъектов, регионами страны, производственными и непроизводственными сферами экономики.

Наиболее важной функцией государственного бюджета являетсяконтрольная. Контроль осуществляется за полнотой и своевременностью поступления доходов и за целевым использованием расходов бюджета.

Контрольная функция бюджета усиливается с постепенным внедрением рыночных отношений, изменением взаимоотношений хозяйствующих субъектов с государственным бюджетом, куда на место встречных потоков денежных средств из отраслей субъектов хозяйствования в бюджет и обратно приходят сальдированные результаты. Степень воздействия бюджета на экономику страны определяется не столько количественными пропорциями проходящих через бюджет денежных средств, сколько их влиянием на процесс воспроизводства, на рост финансовых ресурсов страны. В связи с этим распределительная функция бюджета шире используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и региональных пропорций, усиления интеграционных процессов, экспорт-импорт товаров,

В дальнейшем роль контрольной функции бюджета будет усиливаться и меняться, получая значительные возможности для реализации использования информации финансовых расчетов путем полного использования компьютеров и другой техники и технологии, для создания возможности предварительного контроля, чтобы принять своевременные меры по предупреждению возникающих тех или иных неблагоприятных и негативных факторов.

Контроль бюджета в процессе его составления, рассмотрения, утверждения и исполнения призван способствовать выявлению резервов при составлении хозяйствующими субъектами бизнесменов, своевременному и полному выполнению этих планов, наиболее эффективному и экономному использованию материальных и денежных средств. Такие платежи в бюджет, как налог на добавленную стоимость, отчисления от чистого дохода (прибыли), акцизы и другие, как правило, вносятся непосредственно хозяйствующими субъектами с учетом выполнения ими бизнес-планов. Благодаря расширению прав местных органов власти и финансовых органов, функция контроля также приближена непосредственно на низовые органы, в связи с чем повышается роль местных органов власти в ее осуществлении.

Бюджетные отношения имеет распределительный характер, осуществляются в денежной форме, сопровождаются формированием и использование целевых денежных фондов.

Характеризуется государственный бюджет следующим:

Ø является особой экономической формой распределительных от­ношений, связанной с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и её использованием на удовлетворение общественных потребностей;

Ø предназначен для распределения стоимости между отраслями народного хозяйства территориями, секторами экономики, сфе­рами общественной деятельности в отличии от финансов матери­ального производства, опосредствующих процесс создания и про­изводительного потребления стоимости, и финансов непроизвод­ственной сферы обслуживающих потребление стоимости;

Ø выражают такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продук­та в его товарной формой и осуществляется в известном отрыве от нее.

2. Принципы построения бюджетной системы

Государственный бюджет основывается на следующих принципах:

1. Полнота бюджета

2. Единство бюджета

3. Реальность (правдивость) бюджета

4. Гласность бюджета.

Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех доходов и расходов, обеспечение полного поступления в доходную часть бюджета в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

Единство бюджета заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе, где отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того, единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировки доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Правдивость бюджета т.е. его реальность, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.

Гласность бюджета означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления обществен­ности с составом и структурой бюджета, размерами дефицита и спо­собами его покрытия.

3. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Функционирование бюджета, связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета.

Доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов государственного бюджета РК опреде­ляются действующей системой налоговых платежей и поступлений неналоговых средств относительно нестабильного характера.

Структура доходов государственного бюджета состоит из 3 частей:

Ø Доходы;

Ø Полученные официально трансферты (гранты);

Ø Погашение кредитов, выданных из бюджета.

В свою очередь доходы подразделяются на:

Ø налоговые поступления;

Ø неналоговые поступления;

Ø доходы от операций с капиталом.

Расходы государственного бюджета отражаются по основным функциональным группам: государственные услуги общего характе­ра; оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение; социальное обеспечение и социальная помощь; жи­лищно-коммунальное хозяйство; культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики; прочие расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.

Структура расходов государственного бюджета состоит из 4 частей:

Ø расходы;

Ø кредитование;

Ø дефицит (профицит) бюджета;

Ø финансирование.

Подобный перечень и группировка доходов и расходов опреде­ляются бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:

1) доходы:

§ налоговые поступления;

§ неналоговые поступления;

§ поступления от продажи основного капитала;

§ поступления официальных трансфертов;

2) затраты;

3) операционное сальдо;

4) чистое бюджетное кредитование:

§ бюджетные кредиты;

§ погашение бюджетных кредитов;

5) сальдо по операциям с финансовыми активами:

§ приобретение финансовых активов;

§ поступления от продажи финансовых активов государства;

6) дефицит (профицит) бюджета;

7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

§ поступление займов;

§ погашение займов;

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной дея­тельности.

В Казахстане применяется единая бюджетная классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

4. Дефицит бюджета и способы его покрытия

Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положи­тельная разница между этими величинами означает профицит бюдже­та.

Дефицит - превышение расходов над доходами.

Допусти­мым уровнем дефицита считается 2-3% от величины внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмис­сии бумажных денег.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:

Ø общим спадом производства в экономике страны;

Ø ростом издержек общественного производства;

Ø чрезмерным выпуском в обращение денег, не покрываемых то­варными массами;

Ø преобладанием в расходах бюджета значительных социальных расходов, несоответствующих уровню развития экономики;

Ø большими объемами финансирования военных расходов на со­держание военно-промышленного комплекса;

Ø крупномасштабным оборотом «теневой» экономики;

Ø непроизводительными расходами и потерями в национальном хозяйстве.

 

Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:

Ø государственные займы;

Ø увеличение налогообложения;

Ø эмиссия денег.

5. Организация бюджетной системы РК

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казахстан бюджетная система трактуется с включением Национального фонда.

Состав бюджетной системы определяется национально - государственным устройством страны.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

Ø Республиканский бюджет;

Ø Местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов.

 

Схема Бюджетная система Республики Казахстан

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ
БЮДЖЕТЫ ОБЛАСТИ
Бюджет столицы (г. Астана)
Бюджеты города республиканского значения (г. Алматы)
Бюджет города областного подчинения
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД
Бюджет района
Областной бюджет

С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс – единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее существовавшие принципы бюджетного планирования, подходы по формировании доходной и расходной частей бюджетов всех уровней.

Бюджетная система основывается на принципах единства. Полноты, реальности и гласности. В Бюджетном кодексе РК к этим общепринятым принципам добавлены принципы:

Ø Транспарентности;

Ø Опоследовательности;

Ø Эффективности;

Ø Результативности;

Ø Приоритетности;

Ø Ответственности;

Ø Самостоятельности.

Контроль за исполнением Республиканского бюджета осущест­вляется Счетным комитетом по контролю за исполнением республи­канского бюджета, а контроль местных бюджетов осуществляется - ревизионными комиссиями представительных органов соответствующего уровня, а также Мини­стерством финансов РК и его территориальными органами и обяза­тельным информированием соответствующих местных исполнитель­ных и представительных органов.

 

Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.

1. В чем состоит социально-экономическая сущность внебюджетных фондов?

2. Как классифицируются внебюджетные фонды?

3. Какие перераспределительные процессы вызывает функционирование внебюджетных фондов?

Литература:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Елубаева Ж.М. Государственное финансовое обеспечение производства общественных товаров и услуг. Алматы, Каржы-Каражат.1999.

3. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования.Алматы,Каржы-каражат.1995.

 

 

10. Материалы для самостоятельной работы обучающегося

СРС №1

Тема 2. Организация финансовой системы
Цель занятия: Характеризовать, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы, структуру государственных финансов и их роль в финансовой системе.
Основные вопросы: 1. Финансовая система и ее организация 2. Понятие «финансово — кредитная система». 3. Основные принципы организации финансовой системы. 4. Роль и значение, этих принципов в целостном восприятии финансов. 5. Направления совершенствования финансовой системы. 6. Влияние рыночных преобразований на структуру финансовой системы.

Методические рекомендации:

1. Рассмотреть элементы системы финансов, отражающие качественные подходы к характеру функционирования категории.

2. Рассмотреть Части, звенья финансовой системы, совокупно определяющие сущность объектов финансовых отношений.

3. Ознакомится с признаками классификации финансовой системы.

4. Изучить основные принципы организации финансовой системы.

5. Рассмотреть влияние рыночных преобразований на структуру финансовой системы.

 

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС №2

Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
Цель занятия: Определить методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии и тактики. Современная роль Казахстана в реализации финансовой политики.
Основные вопросы: 1. Финансовая политика и механизм ее реализацию 2. Управление финансами. 3. Основы финансового планирования и прогнозирования. 4. Правовое обеспечение финансовых отношений.  

Методические рекомендации:

1. Изучите задачи, цели и принципы финансовой политики.

2. Рассмотрите этапы в финансовой политике Республики Казахстан.

3. Рассмотрите финансовую стратегию и финансовую тактику.

4. Определите экономическую сущность фискальной политики.

5. Определите влияние финансовой политики и финансового механизма на воспроизводство.

6. Рассмотрите содержание финансового планирования, его особенности и связь с социально-экономическим планированием рычаги как формы и методы проявления финансовых отношений.

7. Изучите принципы и элементы управления.

8. Рассмотрите методы финансово-правового регулирования.

9. Ознакомьтесь с понятием финансового контроля.

10. Рассмотрите его объективную обусловленность, предпосылки проведения финансового контроля.

11. Изучите принципы и задачи финансового контроля и его классификацию.

12. Рассмотрите аудит, его особенности, задачи, организация, эффективность.

13. Ознакомьтесь с функциями органов финансового контроля с их правами и обязанностями.

14. Рассмотрите сущность ведомственного финансового контроля.

 

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 3

  Тема 4. Финансы хозяйствующих субъектов
Цель занятия: Определить основные принципы организации финансов хозяйствующих субъектов.  
Основные вопросы: 1. Финансы хозяйствующих субъектов, действующих на коммерческих началах. 2. Финансы некоммерческих организаций и учреждений  
         

Методические рекомендации:

1. Изучите функции и основные черты финансов хозяйствующих субъектов.

2. Рассмотрите классификацию хозяйствующих субъектов по равным признакам.

3. Рассмотрите принципы организации финансов хозяйствующих субъектов, действующих на коммерческих началах.

4. Рассмотрите принципы финансирования некоммерческой сферы деятельности в современных условиях.

 

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 4

  Тема 5. Общая характеристика государственных финансов. Государственные доходы и расходы
Цель занятия: Определить состав государственных финансов и в чем состоит экономическая сущность государственных финансов.  
Основные вопросы: 1. Общая характеристика государственных финансов. 2. Сущность и классификация государственных доходов 3. Принципы организации государственных расходов  
         

Методические рекомендации:

1. Рассмотрите экономическую и социальную деятельность государства.

2. Изучите понятие государственных финансов, их место и роль в системе финансовых отношений.

3. Рассмотрите роль государственных финансов в рыночном хозяйстве.

4. Изучите понятие государственных доходов. Диалектику доходов.

5. Рассмотрите первичные и конечные государственные доходы. Состав и структура госдоходов. Классификация госдоходов.

6. Изучите понятие государственных расходов.

7. Рассмотрите соотношение государственных расходов, государственных доходов и финансовых ресурсов.

8. Рассмотрите систему госрасходов, принципы их организации.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

СРС № 5

Тема 6. Налоги и организация налоговой системы
Цель занятия: Рассмотреть стратегические цели налоговой политики РК, какие мероприятия намечено привести в ходе налоговой реформы.
Основные вопросы: 1. Организация налоговой системы и ее элементы. 2. Налоговая система РК. 3. Прямые налоги и их характеристика. 4. Косвенные налоги и их характеристика

Методические рекомендации:

1. Изучить понятие о налогах, их сущность. Функции налогов.

2. Рассмотреть налоговую систему Казахстана. Налоговую службу. Классификацию налогов по разным признакам. Виды налогов в РК.

3. Рассмотрите работу налоговой службы по обеспечению налоговых поступлений. Налоговые санкции.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 6

Тема 7. Государственный бюджет
Цель занятия: Рассмотреть, в чем заключается экономическая природа государственного бюджета и как осуществляется бюджетные процедуры по республиканскому бюджету Казахстана.
Основные вопросы: 1. Государственный бюджет, как основной финансовый план государства. 2. Состав и структура доходов, расходов госбюджета РК. 3. Способы покрытия бюджетного дефицита. 4. Финансы СЭЗ

Методические рекомендации:

1. Изучите сущность государственного бюджета, его специфические признаки.

2. Рассмотрите государственный бюджет как основное звено финансовой системы, его функции.

3. Рассмотрите бюджетная классификация.

4. Определите роль СЭЗв социально - экономическом развитии территорий.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 7

Тема 8. Государственные внебюджетные фонды
Цель занятия: Рассмотреть роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества. Классификацию внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды местных органов управления. Проблемы формирования средств фондов. Противоречие функционирования внебюджетных фондов в Казахстане в период кризисного развития.
Основные вопросы: 1. Государственные внебюджетные фонды 2. Особенности пенсионного обеспечения в Казахстане 3. Национальный фонд РК: формирование и миссия фонда.

Методические рекомендации:

1. Рассмотрите необходимость и сущность государственных внебюджетных фондов.

2. Определите роль внебюджетных фондов в экономическом и социальном развитии общества.

3. Рассмотрите классификацию внебюджетных фондов.

4. Рассмотрите стратегию индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

 

СРС № 8

Тема 9. Государственный кредит и государственный долг  
  Цель занятия: Проанализировать чем отличается государственный кредит от других форм публичных финансов. Назовите отличия государственного кредита от других форм кредита.
  Основные вопросы: 1. Необходимость международного государственного кредита, его формы. 2. Классификация государственного кредита 3. Проблемы внутреннего и внешнего государственного долга
         

Методические рекомендации:

1. Изучить сущность и значение государственного кредита. Функции государственного кредита.

2. Рассмотрите виды, формы и методы государственного кредита. Займы, их классификация и эффективность в финансировании потребностей государства.

3. Рассмотрите международный государственный кредит, его формы.

4. Дайте определение государственного долга.

5. Рассмотрите особенности структуры государственного долга РК.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 9

Тема 10. Финансы домашних хозяйств
Цель занятия: Рассмотреть роль домашних хозяйств в обеспечении кругообороте экономических ресурсов в воспроизводственном процессе. Рассмотреть рынок факторов производства и участия в нем домашних хозяйств. Сущность финансов домашних хозяйств, содержание их функций.
Основные вопросы: 1. Финансовые ресурсы домашних хозяйств: состав и структура. 2. Предпринимательская деятельность граждан

 

Методические рекомендации:

1. Определить роль домашних хозяйств в обеспечении кругооборота экономических ресурсов в воспроизводственном процессе.

2. Изучить понятие финансовых ресурсов домашних хозяйств, их состав и структура.

3. Рассмотреть прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины, способы их определения.

4. Рассмотреть расходы домашних хозяйств, их классификацию и структуру.

5. Проанализировать распределение дохода от предпринимательской деятельности.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

СРС № 10

 

Тема 11. Страхование
Цель занятия: Рассмотреть экономическую сущность страхования, сферы его действия. Общие черты категорий страхования и финансов. Группировка отношений страхования по их целевой направленности, их характеристика. Страховые фонды, методы их образования и направления использования. Развитие страховых отношений в условиях рыночной экономике, коммерциализация страхового дела. Сущность и объективную необходимость социального страхования. Социальную защиту населения.
Основные вопросы: 1. Формы организации страховых компаний 2. Деятельность страховых компаний Казахстана

 

Методические рекомендации:

1. Рассмотрите экономическую сущность страхования и сферы его действия.

2. Рассмотрите общие черты категорий страхования и финансов.

3. Проанализируйте развитие страховых отношений в условиях рыночной экономике в РК

4. Рассмотрите особенности имущественного и личного страхования и его экономическую сущность и функции.

5. Рассмотрите развитие страхового рынка в Казахстане.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 11

Тема 12 Государственное финансовое регулирование экономики
Цель занятия: Рассмотреть экономическую сущность Государственного финансового регулирования
Основные вопросы: 1.Макроэкономическое равновесие и финансы. 2.Влияние налогов на рыночное равновесие  

Методические рекомендации:

1. Изучите понятие государственного финансового регулирования экономики, его необходимость.

2. Рассмотрите классификацию финансового регулирования экономики.

3. Рассмотрите налогово-бюджетное регулирование доходов социальных групп населения.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 

СРС № 12

 

Тема 13. Финансовый рынок
Цель занятия: Определить состояния финансового рынка на данный момент и возможности развития финансового рынка.
Основные вопросы: 1. Значение финансового рынка в экономике 2. Финансовые рынки и их структура, особенности классификации финансовых рынков 3. Посредники и участники рынка 4. Факторы развития финансового рынка

Методические рекомендации:

1. Дайте определение финансовому рынку.

2. Определите роль финансового рынка в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

3. Изучите сущность рынка ценных бумаг.

4. Рассмотрите инфраструктура финансового рынка.

5. Рассмотрите первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

СРС № 13

 

Тема 14. Финансы в системе внешнеэкономических связей
Цель занятия: Определить вероятные направления развития внешнеэкономической деятельности в Казахстане.
Основные вопросы: 1. Проблемы привлечения иностранного капитала. 2. Формы, методы регулирования внешнеэкономической деятельности. 3. Прямые и косвенные методы. 4. Валютный курс

Методические рекомендации:

1. Изучите виды внешнеэкономической деятельности.

2. Дайте краткую характеристику внешнеэкономической деятельности.

3. Рассмотрите налоговое и таможенное регулирование.

4. Рассмотрите структуру платежного баланса Казахстана, его особенности и динамику.

Форма контроля: устный опрос.

Оценочный балл выполнения задания: 1 балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3. Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4. Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.011 с.)