Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Общая характеристика государственные финансы. Государственные доходы и расходы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Цель занятия – развитие государственных финансов. План лекции: 1. Понятие государственные финансы. 2. Развитие доходов. 3. Развитие расходов.
Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы.
Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов. Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях: 1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития; 2)ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции; 3)перераспределение доходов и богатства; 4)стабилизация экономики; 5)перераспределение ресурсов. Действие названных функций непосредственно или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства. Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств). Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых, колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста. Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях: 1) в отклонениях равновесного объема производства некоторь 2)в отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточно В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, н являющихся непосредственными производителями ил! потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляю! собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов. К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах. Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение: 1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства; 2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия. Под государственными доходами понимается система экономических отношений,в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. Доход – сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств. распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет. Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий -одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности. Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования. Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения. Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества. Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества. Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы» Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл: 1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет 2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли. В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер. В состав расходов предприятий государственного сектора входят: 1) затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью; 2)на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды); 3)платежи в бюджет и внебюджетные фонды; 4)в поощрительные и стимулирующие фонды.
Вопросы и задания для обсуждения самопроверки. 1. Что представляет собой понятие «общественный товар»? 2. Сформулируйте понятие «государственные доходы» как экономической категории? 3. Как финансируются расходы на социальное обеспечение и социальную помощь? Литература: 1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001. 2.Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985. 3.Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987. 4.Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |