Тема 5. Общая характеристика государственные финансы. Государственные доходы и расходы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Общая характеристика государственные финансы. Государственные доходы и расходы.



Цель занятия – развитие государственных финансов.

План лекции:

1. Понятие государственные финансы.

2. Развитие доходов.

3. Развитие расходов.

 

Ключевые слова: государственные финансы, государственные доходы, государственные расходы.

 

Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от ряда факторов: от выбранной модели развития общества, политического устройства, сложившихся традиций, внешних факторов.

Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих функциях:

1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;

2)ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;

3)перераспределение доходов и богатства;

4)стабилизация экономики;

5)перераспределение ресурсов.

Действие названных функций непосредственно или опосредовано (косвенно) связано с использованием категории «финансы»; в большей мере эта связь проявляется для третьей, четвертой и пятой функций государства.

Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).

Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых, колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.

Перераспределение экономических ресурсов вызывают несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:

1) в отклонениях равновесного объема производства некоторь
товаров от их оптимального объема;

2)в отказе рынка от выделения ресурсов или их недостаточно
выделение для производства общественных товаров, благ и услу

В первой ситуации производство или потребление ряд товаров и услуг вызывает издержки или выгоды у субъектов, н являющихся непосредственными производителями ил! потребителями данных товаров. Эти явления называются «побочными эффектами» или «переливами» и представляю! собой выгоды или издержки лиц или групп, не являющихся участниками данных хозяйственных процессов.

К издержкам перелива относятся те, которые связаны с загрязнением окружающей среды, наличием шума, вибраций, различных неудобств. В этих случаях производители перекладывают часть своих издержек на население, и затраты производителей становятся заниженными. В результате производители могут иметь больший объем производства, следовательно, для производства данных товаров ресурсы поступают в увеличенных объемах.

Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:

1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;

2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.

Под государственными доходами понимается система экономических отношений,в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Доход – сложная экономическая категория, которая действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход – это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств.

распределения и перераспределения, в которых важную роль играют финансы. В результате этих процессов образуются фонды денежных средств, и прежде всего государственный бюджет.

Посредством финансов изымается часть доходов населения для удовлетворения общегосударственных потребностей; подвергается распределению доход (прибыль) предприятий -одна часть его поступает в бюджет, другая остается на предприятиях и используется на внутрихозяйственные потребности.

Первичные доходы населения перераспределяются также путем оплаты услуг, оказываемых учреждениями непроизводственной сферы деятельности. Эти поступления составляют доходы предприятий непроизводственной сферы (например, бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Таким образом, доходы выступают в качестве самостоятельной экономической категории, выражающей отношения людей по поводу распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования.

Материально-вещественной стороной понятия доходов является определение денежные средства, сосредоточиваемые у государства, хозяйствующих субъектов и населения.

Экономическая природа государственных доходов и их организация обусловлены системой хозяйствования, политической и экономической ролью государства. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

Формирование государственных доходов осуществляется при самом активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода общества, централизуемую в бюджете и оставляемую хозяйствующим субъектам, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства общества.

Государство является собственником части средств производства и, соответственно, прибавочного продукта. В этих условиях значительным источником государственных доходов является доход от государственной собственности. Часть Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Диалектика расходов аналогична рассмотренной в понятии «доходы» Кроме того, она состоит и в том, что понятие «расходы» имеет двойной смысл:

1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет
конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.

2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении
фондов предприятий по их целевому назначению; денежные
расходы служат основой формирования конечных доходов всех
субъектов хозяйствования.

Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»:если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.

В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.

В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

1) затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;

2)на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);

3)платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

4)в поощрительные и стимулирующие фонды.

 

Вопросы и задания для обсуждения самопроверки.

1. Что представляет собой понятие «общественный товар»?

2. Сформулируйте понятие «государственные доходы» как экономической категории?

3. Как финансируются расходы на социальное обеспечение и социальную помощь?

Литература:

1. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. Алматы, 2001.

2.Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. – М. Финансы и статистика, 1985.

3.Родионова В.М. Вопросы сущности и функции финансов. – М.: Финансы и статистика, 1987.

4.Мельников В.Д. Закономерности и противоречия содержания сущности финансов в экономической науке. В сб. научных трудов КазЭУ «Реформирование Казахстанской экономики: уроки, теория и практика». Вып. 4.-Алматы, Экономика, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.009 с.)