Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества



Содержание и основные черты госбюджета как эк.категории.

В соответствии с БК РФ бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования Государственного Централизованного Фонда Денежных Средств (ГЦФДС).

Бюджетные отношения возникают между:

1. государством и его субъектами – юридическими и физическими лицами;

2. государством и другими государствами;

3. государством и Международными Экономическими Организациями (МЭО).

Бюджетные отношения между государством и юридическими и физическими лицами осуществляются при образовании ЦФ с помощью налогов, пошлин и сборов, а также при использовании Централизованного Бюджетного Фонда. Средства бюджета направляются на:

1. финансовое обеспечение задач и функций государства;

2. на решение социально-культурных задач.

Государственный бюджет – это закон, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства. Государственный бюджет как основной финансовый план образования, распределения и использования Центрального Денежного Фонда государства и административно-территориальных образований утверждается соответствующими законодательными органами государственной власти (представительные органы). Государственный бюджет как основа финансовой системы предназначен с помощью финансовых ресурсов создавать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепление обороноспособности, развитие и внедрение новейших достижений науки и техники, повышение уровня благосостояния населения страны. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении ВВП и национального богатства.

Формирование и использование бюджета РФ имеет ряд отличительных черт:

1. составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер (анализ складывающего баланса бюджета позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов);

2. развитие местного самоуправления (экономическая основа реализации принципа развития демократического общества; формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал, но с инициативой органов местного самоуправления);

3. с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между секторами экономики, субъектами РФ и иными сферами;

4. бюджет страны связан со всеми отраслями экономики (отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития).

Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в своё распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (НДС, Акцизы и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.

 

 

2.Функции госбюджета. Госбюджету как и всех финансовой системе присуще 2 функции:

1. распределительная (перераспределительная);

2. контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на:

- производственную и непроизводственную сферы;

- межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов;

- формируются фонды специального назначения;

- происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета выделяются средства на:

- з/п работникам;

- техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы – здравоохранение, просвещение и др.

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения, регулирования и стимулирования:

экономики; инвестиций; повышение эффективности производства.

Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности, инновациям и нано технологиям. В частности, введено новое понятие «инновационный пояс». Такая поддержка в основном связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектах. Для регулирования экономики применяются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет, важное значение, особенно в последние годы, имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются:

1. поддержка наименее защищённых слоём населения (малообеспеченных семей, студентов, пенсионеров);

2. поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры;

3. решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей экономики. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Бюджетный контроль преследует 3 цели:

1. мобилизация государством денежных средств;

2. соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

3. повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция государственного бюджета показывает ход процессов и возникающие тенденции. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций

Таким образом, основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана страны, являются распределение ВВП и национального дохода, которые влияют на государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. Через бюджет распределяется ≈ 50% ВВП.

 

Бюджетная классификация РФ и ее состав.

Бюджетная классификация РФ – группировка доходов и расходов бюджетов, бюджетной системы РФ, источников финансирования дефицитов бюджета. Они обеспечивают сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов структуры кодов бюджетной классификации, присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ являются едиными и осуществляются Минфином.

Бюджетная классификация включает:

1.классификацию доходов бюджета

2.классификацию расходов бюджета

3.классификацию источников финансирования дефицитов бюджета

4.классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления)

Доходы сгруппированы по видам, подвидам, статьям, элементам.

Расходы группируются по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов. Предусматривается также по перечням, утверждаемым законом о соответствующем бюджете закрепления доходов за главными администраторами, а расходов – за главными распорядителями бюджетных средств (в составе ведомственной структуры расходов).

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ является:

1.налоговые и неналоговые доходы

2.безвозмездные поступления

Для детализации поступления доходов выделяется подвид доходов и его код. Перечень подвидов также утверждается Минфином.

 

 

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ.

РФ состоит из республик(21), краев(9), областей(46), городов федерального значения(2), автономных областей(1), автономных округов (4)– равноправных субъектов РФ.

Республика (государства) имеет свою Конституцию и Законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство.

Федеративное устройство РФ основано:

- на ее государственной целостности

- единстве государственной власти

- разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ).

Субъекты РФ имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетное систему страны. Согласно БК РФ к бюджетам бюджетной системы относятся:

1 уровень – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3 – местные бюджеты.

1+2=государственные финансы. 3 –муниципальные финансы.

Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов

 

Расходы бюджетов субъектов.

Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на: 1) текущие расходы 2) капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации.

Также к расходам относят: обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

· проведение выборов и референдумов субъектов Федерации; реализацию региональных целевых программ; формирование государственной собственности субъектов;

· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов;

· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов.

13.Доходы федерального бюджета.

Доходы федерального бюджета

В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В них направляются также доходы субъектов РФ, централизуемые в федеральном бюджете для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

- таможенные пошлины, таможенные платежи;

- доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, в порядке и по нормативам, которые установлены правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

- части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

- прибыль Банка России -- по нормативам, установленным федеральными законами;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

Виды:В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;

сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;

 

водного налога - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

 

Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета

 

1. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

 

доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой - десятой статьи 62 настоящего Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;

 

таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

(платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;

платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

 

платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

консульских сборов - по нормативу 100 процентов;

патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;

платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, - по нормативу 100 процентов.

 

2. В доходах федерального бюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:

прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;

 

доходы от внешнеэкономической деятельности;

 

 

Консолидированный бюджет.

Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников взаимосвязанных юридических прав и обязанностей. В этой связи необходимо выделить понятия – консолидированный бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ (республики, края, области, автономного округа, муниципального образования) представляет собой свод бюджетов бюджетной системы территориальных образований (без учета межбюджетных трансфертов), находящихся на территории субъекта федерации.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов бюджетной системы всех субъектов РФ (за исключением государственных внебюджетных фондов.)

Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти и составляются для аналитических целей.

Законодательством РФ принято правовая форма бюджетов РФ в зависимости от бюджетного уровня.

БК РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня (ст.11).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных ВБФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (утверждаются местные бюджеты в форме решений местных представительных органов, который называются Совет депутатов муниципальных образований.

 

23. Эк-кое содержание гос долга. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы финансовые средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы финансовых средств.
Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и тот самый срок должен заемщиком соблюдаться.
Принцип платности содержится в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что страна является заемщиком, а не кредитором.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на:

внешний;

внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:выплата доходов кредиторам и погашение займов;изменение условий выпущенных займов;определение условий эмиссии;выпуск новых займов.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

 

24. Формы долговых обязательств. Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:

-Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

-Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

-Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

-договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

-Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

 

 

25.Бюджетны ерасходы на обслуживание и погашение гос долга. Статья 111. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга
При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Ст.113. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 

Управление Гос. долгом.

К Гос. Долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед юр. Физ. Лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, ин. гос-ми, международными финн. орг-ми, возникшие в результате гос. заимствований РФ, долговые обязательства по гос. Гарантиям, предоставленным РФ

Под управлением Гос. Долгом понимается сознательное и целенаправленное воздействие с помощью и совокупности приемов и методов на состояние гос. Д. Управление гос. Долгом в РФ осуществляется правительством РФ. Предельный объем гос. Внешних заимствований не должен привышать годовой объем платежей по обслуживанию гос. Внешнего долга.

Правительство РФ имеет право осуществлять заимствования с превышением предельного объема гос. Долга, если это снижает расходы на обслуживание гос. Долга в рамках объема гос. Долга.. важное значение в управлении гос долгом имеет реструктуризация долга, т.е консолидация внешнего долга с согласия кредитора.

Рестру-я долга- принятие других долговых обязательств. В V-ах, погашаемых долговых обязательств.. Традиционные меры погашения долга- выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Переговоры о реструктуризации правительство РФ ведет с различными зарубежными партнерами + МВФ, ЕБРР.

Так же, в целях управления гос. Долгом и его снижении, в России разрабатывается программа гос. Внешних заимтсвований, кот представляет собой перечень внешних заимствований фед. Бюджета на очередной финансовый год и плановый перио, с указанием цели, источников заимствований, сроков возврата заимствований, V использованных средств по заму до начала финн. года и V заимствований в финн. Году.

Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

-Обслуживание и погашение государственного долга;

-Выпуск и размещение новых облигационных займов:

-Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

-Регулирование рынка государственного кредита;

-Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

 

Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня

В соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
- Президент Российской Федерации;
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральное казначейство;
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Банк России;
- Счетная палата Российской Федерации;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями:
- составляет проекты федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
- получает от федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
- осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
- составляет отчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
- представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации;
- и ряд других полномочий.

 

 

Бюдж. система заруб. стран.

БС – сов-ть бюджетов всех уровней, основанная на эк. отношениях, правовых нормах и гос. устройстве. По форме гос. устройства страны подразделяются на 2 группы: унитарные и федеративные. В унитарных гос-вах БС сост. из 2 звеньев – ГБ и мест. бюджетов, в федеративных - из 3 звеньев – ФБ, бюджетов субъектов федерации и мест. бюджетов.

США – федератив. гос-во, 3 уровня БС: ФБ, 50 бюджетов штатов, 12,7 тыс. мест. бюджетов. В БС входят спец. фонды: фонды соц. страх-я, эк. фонды, науч. фонды. Структура бюджета зависит от политич. ситуации. Расходы ФБ дел. на 2 категории: обязательные расходы (планир. автоматически на основе законов, к ним отн. пенс. обеспеч-е, мед. страх-е престарелых и инвалидов, мед. страх-е малообесп-х) и расходы, вкл. в бюджет по усмотрению Конгресса и президента (расходы на оборону, космос, м/д отношения, охрана правопорядка). Бюджеты штатов самостоятельны и не соглас-ся с фед. правительством. Штаты имеют право самостоятельно вводить и отменять налоги. Расходы бюджетов штатов идут на просвещение, соц. обеспеч-е, здравоохр-е, экологию, ЖКХ и т.д. Расходы мест. бюджетов – содерж-е полиции, пожар. службы. Существуют фед. налоги, налоги штатов и мест. налоги. Осн. бюджетообразующие налоги – подоходные. На фед. уровне преобладают прямые налоги, в бюджетах штатов – косвенные. Основа мест. бюджетов – налоги на собственность. Мест. налоги сост. 60% гос. ресурсов.

Франция – унитар. гос-во, 2 уровня БС: ФБ и мест. бюджеты. ФБ сост. из 2 частей: операции окончательного характера (90%): расходы на содержание гос-ва, соц., военные расходы и операции врем. характера (10%): гос. кредит. Расходы ФБ: среднее и высшее образование, оборона, ЖКХ, наука, с/х, промыш-ть, соц. программы. Доходы формир. за счет нал., ненал. доходов, безвозм. перечислений. Мест. бюджеты, как правило, дефицитные. Получают субсидии от ФБ (20% доходов). Спец. фонды: фонд эк. и соц. развития страны, соц. фонды (пенс. фонд, фонд страх-я, фонд помощи семьям, нац. фонд помощи безработным). Ср-ва этих фондов склад. из взносов предпринимателей (60%), физлиц (18%), из бюджета (22%). Налоги дел. на 3 группы: подоходные, косвенные (преобладают), на капитал. Глав. элемент – НДС (в доходной части 42%), 4 ставки: 18,6%, 22%, 7%, 5,5%. Косв. налоги: тамож. пошлины, акцизы. Подоходные налоги – 20% в доходной части, налог на прибыль – 12%, соц. налог на з/п – 10%. Мест. налоги: земельный налог на застроенные участки, на незастроенные участки, на жилье, проф. налог (=ЕНВД в РФ).


 

 

Принципы бюджетной системы

1)Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
3) Принцип самостоятельности бюджетов.
4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
5) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
6) Принцип сбалансированности бюджета.  
7)Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.
8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
9) Принцип прозрачности (открытости).
10) Принцип достоверности бюджета.
11)Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
12) Принцип подведомственности расходов бюджетов.
13) Принцип единства кассы.

 

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.105 (0.146 с.)