ТОП 10:

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов



Бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона. Региональные бюджеты – составная часть финансовой системы РФ. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Питера; бюджеты 10 автономных округов. В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти. Их роль заключ-ся в следующем:

1.сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов РФ позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

3. с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий

4. концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

 

 

19. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.

Бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим: 1. Создание финансовой базы. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития муниципальных образований по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников. 2 Финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов. 3. Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

 

Доходы бюджетов субъектов РФ

Налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций - 100 %;налога на игорный бизнес 100 %;транспортного налога - 100%.

Налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов: налога на прибыль организаций -100 процентов; налога на доходы физических лиц - 70 %; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по 50%; акцизов на спиртосодержащую продукцию – 50%; налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов- 80 процентов; сбор за пользование объектами животного мира; единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;единый сельскохозяйственный налог.

Неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в гос.собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий - 100 %; доходы от продажи имущества; доходы от передачи в аренду земельных участков; плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом.

 

Формирование доходов местных бюджетов.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам бюджетов относятся:налоговыедоходы;неналоговыедоходы.безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты.

Налоговые доходы: земельный налог (100%), налог на имущество физ. Лиц (100%); НДФЛ (10%), единый сельскохоз. Налог (35%), гос. Пошлины.

Неналоговые: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления; различные ассигнования.

 

 

21. Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФисключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

-содержание органов местного самоуправления;

-формирование муниципальной собственности и управление ею;

-организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

-содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

-муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

-благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

-организация утилизации и переработки бытовых отходов;

-содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

-организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

-обеспечение противопожарной безопасности;

-охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

-реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

-обслуживание и погашение муниципального долга;

-целевое дотирование населения;

-содержание муниципальных архивов;

-проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др. Наряду с понятием местного бюджета используется понятиеконсолидированного бюджета муниципального района, который включает бюджет муниципального образования и бюджет поселений.

За рубежом также используется местный бюджет для решения задач социально-экономического развития территорий.

 

 

Консолидированный бюджет.

Главной особенностью правовых отношений является наличие у их участников взаимосвязанных юридических прав и обязанностей. В этой связи необходимо выделить понятия – консолидированный бюджет субъекта РФ и консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ (республики, края, области, автономного округа, муниципального образования) представляет собой свод бюджетов бюджетной системы территориальных образований (без учета межбюджетных трансфертов), находящихся на территории субъекта федерации.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов бюджетной системы всех субъектов РФ (за исключением государственных внебюджетных фондов.)

Консолидированные бюджеты не утверждаются органами представительной власти и составляются для аналитических целей.

Законодательством РФ принято правовая форма бюджетов РФ в зависимости от бюджетного уровня.

БК РФ закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня (ст.11).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных ВБФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований ( утверждаются местные бюджеты в форме решений местных представительных органов, который называются Совет депутатов муниципальных образований.

 

23. Эк-кое содержание гос долга. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы финансовые средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования. Принцип возвратности подразумевает возврат выданных взаймы финансовых средств.
Принцип срочности означает, что в кредитном договоре должен устанавливаться срок кредитования и тот самый срок должен заемщиком соблюдаться.
Принцип платности содержится в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору ссудный процент.
Особенностями государственного кредита является отсутствие обеспеченности, отсутствие целевого характера, а также верховенствующая роль государства, несмотря на то, что страна является заемщиком, а не кредитором.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на:

внешний;

внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:выплата доходов кредиторам и погашение займов;изменение условий выпущенных займов;определение условий эмиссии;выпуск новых займов.

Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

 

24. Формы долговых обязательств. Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории "государственный кредит" могут существовать в следующей форме:

-Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;

-Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;

-Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;

-договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;

-Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

 

 

25.Бюджетны ерасходы на обслуживание и погашение гос долга. Статья 111. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга
При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Ст.113. Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Банк России осуществляет функции генерального агента (агента) по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 

Управление Гос. долгом.

К Гос. Долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед юр. Физ. Лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, ин. гос-ми, международными финн. орг-ми, возникшие в результате гос. заимствований РФ, долговые обязательства по гос. Гарантиям, предоставленным РФ

Под управлением Гос. Долгом понимается сознательное и целенаправленное воздействие с помощью и совокупности приемов и методов на состояние гос. Д. Управление гос. Долгом в РФ осуществляется правительством РФ. Предельный объем гос. Внешних заимствований не должен привышать годовой объем платежей по обслуживанию гос. Внешнего долга.

Правительство РФ имеет право осуществлять заимствования с превышением предельного объема гос. Долга , если это снижает расходы на обслуживание гос. Долга в рамках объема гос. Долга.. важное значение в управлении гос долгом имеет реструктуризация долга, т.е консолидация внешнего долга с согласия кредитора.

Рестру-я долга- принятие других долговых обязательств. В V-ах, погашаемых долговых обязательств.. Традиционные меры погашения долга- выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Переговоры о реструктуризации правительство РФ ведет с различными зарубежными партнерами + МВФ, ЕБРР.

Так же, в целях управления гос. Долгом и его снижении, в России разрабатывается программа гос. Внешних заимтсвований, кот представляет собой перечень внешних заимствований фед. Бюджета на очередной финансовый год и плановый перио, с указанием цели, источников заимствований, сроков возврата заимствований, V использованных средств по заму до начала финн. года и V заимствований в финн. Году.

Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

-Обслуживание и погашение государственного долга;

-Выпуск и размещение новых облигационных займов:

-Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;

-Регулирование рынка государственного кредита;

-Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.008 с.)