Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная регистрация юридических лиц (Харченко)

Поиск

Действующее зак-во не допускает отказа в гос. регистрации юр. лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК РФ). Такой подход применяется в большинстве случаев. Он именуется нормативно-явочным порядком регистрации, т.е. для регистрации юр. лица не требуется согласия третьих лиц, в т.ч. и гос.органов. При регистрации учредительные док-ты юр. лица должны лишь проверяться на соответствие требованиям действующего зак-ва РФ. Но, к сожалению, сейчас регистрирующие органы фактически самоустранились от проверки док-ов на соответствие нормативным актам.

В ряде случаев гос. регистрация юр.лица проходит по усложненной процедуре. Например, в связи с тем, что создание унитарного предприятия непосредственно связано с наделением его гос. или муниципальным имущ-вом, требуется соответствующее распоряжение органа гос. власти или местного самоуправления. Поэтому унитарные предприятия создаются не в нормативно-явочном, а в распорядительном порядке. Для создания некоторых юр лиц необходимо (в противоположность нормативно-явочной регистрации) согласие гос. органов или третьих лиц. Так, кредитная организация регистрируется после решения ЦБ РФ о возможности выдачи ей лицензии (разрешения) на совершение банковских операций.

Чтобы не допустить ограничения конкуренции, установлен разрешительный порядок создания коммерческих организаций в результате слияния и присоединения, если суммарная балансовая стоимость активов учредителей превышает 30 млн МРОТ. В этом случае необходимо направить ходатайство в Федеральную антимонопольную службу о даче согласия на создание подобной организации.

Особым участником предпринимательских отношений являются некоммерческие организации, созданные для представления и защиты интересов предпринимателей, ― ТПП. Их создание происходит в разрешительном порядке, речь идет о получении согласия не только от органа гос. власти (Мин.юстиции РФ), но и от негосударственного объединения — ТПП РФ.

В начале 90-х гг XX в обсуждалась возможность установления уведомительного порядка создания коммерческих организаций, заимствованного из законодательства некоторых американских штатов, где юр. лицо считается созданным уже с момента представления документов на регистрацию путем отправки по почте или даже сообщения по телефону. Последующий отказ в регистрации влечет появление юридических лиц de facto, но их статус может быть впоследствии подтвержден судебным решением. Однако в качестве общего порядка в действующем законодательстве закреплена нормативно-явочная регистрация, а уведомительный порядок применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств и уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Срок гос. регистрации составляет 5 рабочих дней, полномочия по проведению регистрационных действий принадлежат налоговым органам. Для гос. регистрации юр. лица представляется заявление по унифицированной форме. В нем подтверждается, что представленные на регистрацию учред-е документы соответствуют требованиям, установленным зак-вом, достоверны, а также что соблюден порядок создания юр. лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и проч.). Заявителем при гос регистрации является физ лицо, подпись которого на заявлении д.б. нотариально удостоверена. Например, заявителем может быть один из учредителей, руководитель исполнительного органа организации-учредителя, полный товарищ, если создается хозяйственное товарищество.

К заявлению прилагаются решение о создании юр. лица в виде протокола или договора, учредительные документы, выписка из реестра иностранных юр лиц соответствующей страны происхождения, если одним из учредителей является иностранная организация. За регистрационные действия взимается гос пошлина в размере 2 тыс. руб., а если регистрируются изменения в учредительных документах или ликвидация юр лица ― в размере 400 руб.(ст. 33333 НК РФ).

Правовая основа деятельности юридического лица — его учредительные документы, состав которых различен для разных видов организаций. Организациями, функционирующими на основе одного учредительного документа — устава, являются АО, производственные кооперативы (артели), гос. и муниципальные унитарные предприятия (уставные организации). Организациями, действующими только на основании учредительного договора, являются хозяйственные товарищества ― полное товарищество и товарищество на вере (договорные организации). К юр лицам, имеющим и устав, и учредительный договор, относятся общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью (уставно-договорные организации).

 

17. Учредительные документы юридических лиц: виды, содержание (Ходоренко)

Статья 52 ГК РФ предусматривает обязательный состав учредительных документов юр лица, предъявляемые к ним требования, а также порядок их изменения.

1 Учредительными документами являются учредительный договор и устав для:

- общества с ограниченной ответственностью;

-общества с дополнительной ответственностью.

2Учредительным документом является только учредительный договор для:

- полного товарищества;

- объединения юридических лиц.

3 Учредительным документом является только устав для:

акционерного общества (как закрытого, так и открытого);

производственного кооператива;

унитарного предприятия;

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем. Сохранение учредительного договора ООО как учредительного документа на весь период деятельности общества, дает основание полагать, что в ООО нет членства его участников, так как их отношения строятся на основе договора. Иначе говоря, невозможно исключить участника из общества, потому как исключение представляет собой расторжение (прекращение) заключенного им договора без его согласия, что допустимо лишь в исключительных случаях (согласно ст450 ГК РФ). п. 5 Ст. 9 ФЗ «Об акционерных обществах» предусматривает заключение учредителями акционерного общества договора о создании общества. В момент государственной регистрации АО как юридического лица этот договор прекращает свое действие и не может определять статус юридического лица, созданного с его помощью. Уставы хозяйственных обществ являются локальными нормативными документами, обязательными как для всех участников данных обществ, так и для самих обществ как юридических лиц. Поскольку правоспособность юридического лица реализуется его органами (ст. 53 ГК РФ), устав хозяйственного общества обязателен к исполнению всеми органами общества (общим собранием участников (акционеров), советом директоров (наблюдательным советом), исполнительными органами, ревизионной комиссией). Требования к перечню сведений, который должен включать Устав ООО, содержатся в ГК РФ и ст. 12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Правовые нормы, устанавливающие требования к уставу АО, также содержатся в ГК РФ, а п. 3 ст. 11 ФЗ «Об акционерных обществах» их конкретизирует и содержит отсылку к иным положениям федерального закона. Обязательный перечень сведений, которые должны содержатся в уставах хозяйственных обществ, не является исчерпывающим. Действующее законодательство содержит многочисленные диспозитивные нормы, оставляя возможность участникам обществ урегулировать конкретное содержание той или иной нормы закона или порядка ее осуществления. По поводу информационных сведений в уставах хозяйственных обществ хотелось бы остановиться на следующих моментах. Наименование общества не должно вводить в заблуждение. То есть оно должно, по возможности, отражать предмет деятельности общества и быть понятным для третьих лиц. Место нахождением юридического лица считается место его регистрации, следовательно, в уставе достаточно указать: • «Место нахождение - РФ, Санкт-Петербург». Но сложность в том, что налоговая инспекция будет рассматривать место нахождение юридического лица, как юридический адрес. Поэтому, рекомендуем при регистрации уставов все-таки указывать раскрытое местонахождение, с указанием улицы и дома. Необходимо иметь в виду, что п. 4 «Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденного Указом Президента РФ 08.07.94. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ», не допускает требования гарантийных писем и иных документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах (уставе) предприятия. Почтовый адрес в уставе должен быть указан полностью, включая индекс. По общему правилу возможен любой вид деятельности, так как последующие лицензирование это личные проблемы юридического лица. Подводя итог сказанному об основополагающих учредительных документах хозяйственных обществ, в частности об уставе, целесообразно добавить, что право каждого юридического лица - регулировать деятельность своей компании в соответствии с поставленными целями и задачами, которые стоят перед ним. Чем подробнее и точнее будет описана деятельность юридического лица в Уставе, тем удобнее и рациональнее будет ему самому осуществлять свою деятельность

18. Государство и МО как S. (Чепрасов)

Возможность государства и муниципальных образований быть стороной гражд. отношений не обусловливается наличием у них статуса юр лица.

Сами территории — государство и муниципальные образования вступать в гражданские правоотношения не могут.

Российская Федерация, любой ее субъект представлены многими структурными звеньями, начиная с президентов, глав администрации и др.

Законодательством предусмотрены два варианта возможного участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. Во-первых, от имениРФ и ее субъектов, а также МО могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы гос власти и ОМС в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Например, Президент РФ и палаты Федерального Собрания РФ могут действовать в гражданско-правовой сферена основе соответствующих положений КРФ.

Все названные органы вступают в двух разных ипостасях: как властные органы гос власти, субъекты административного права и как субъекты гражданского права — юридические лица, наделенные собственником имуществом на праве оперативного управления. По своим обязательствам они отвечают находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при недостаточности последних субсидиарную ответственность несет собственник, т. е. государство.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Никаких ограничений государственным органам и органам местного самоуправления для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, не установлено. Важно лишь одно: они могут и должны действовать только в пределах предоставленной им компетенции.

Эти органы обладают специальной правоспособностью. Сделки, заключенные ими с отступлением от установленной компетенции, могут быть признаны недействительными.

Государство и муниципальные образования могут быть наследниками по закону и по завещанию. Обширны договорные и внедоговорные отношения с участием государства и муниципальных образований.

Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны СРФ или казны МО.

Иначе регулируется участие государства и муниципальных образований в предпринимательстве. Постановлением Правительства установлен четкий перечень субъектов государственного сектора экономики. Ими являются государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более50% акций (долей) находится в государственной собственности; хозяйственные общества, относящиеся к государственному сектору экономики.

У государства и муниципальных образований выделяются три направления предпринимательской деятельности. Первоеучастие в предпринимательской деятельности через посредство создаваемых коммерческих и некоммерческих организаций. Различают три вида таких организаций. Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения. Два других видаказенные предприятия и учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления. Собственники имущества вправе изъять у них излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество ираспорядиться изъятым по своему усмотрению. Собственникже определяет порядок распределения доходов казенного предприятия. Если учреждению в соответствии с учредительнымидокументами предоставлено право осуществлять приносящуюдоходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Второе направление предпринимательской деятельности — участие в управлении приватизированным государственным и муниципальным имуществом, когда акции созданных на его основеоткрытых акционерных обществ закреплены в государственнойили муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, атакже иные лица, которые осуществляют свою деятельность наосновании положения, утвержденного Правительством РФ.

Третье направлениезанятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и органов местного самоуправления. Они осуществляют предпринимательство наряду с выполнением других функций. По общему правилу такого рода деятельность им запрещена. Согласно ГК РФ государственные органы и органы местного самоуправления не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчикамитовариществ на вере.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как субъекты гражданского права и предпринимательской деятельности никаких преимуществ друг перед другом не имеют.

Каждый из них в отдельности, несут ответственность по своим обязательствам. РФ не отвечает по обязательствам СРФ и МО.

Юридические лица, созданные РФ, ее субъектами, МО, не отвечают по их обязательствам.

Взаимодействие

Взаимодействие объединяет формы и методы, где властная сущность государственных органов и органов местного самоуправления не носит административно-обязательного характера или не проявляется вовсе. Опираясь на них, властные органы оказывают помощьпредпринимателям в их работе, создают стимулы для развертывания предпринимательства вглубь и вширь. Предприниматели,в свою очередь, содействуют властным органам в реализацииих функций.

Два правовых фактора играют главенствующую роль в определении взаимодействия. Во-первых, стороны, представляющие игосударство, и предпринимательство, вступают в такие связистрого на добровольных началах как равноправные партнеры.

Государство лишено возможности склонять предпринимателей к взаимодействию с собой путем их принуждения. Единственная основа и побудительный мотив взаимодействия — общие интересы государства и предпринимательства. Во-вторых, сам ход взаимодействия далеко не всегда регулируется нормами права, но фактически складывающиеся при этом отношения не должны противоречить им.

Взаимодействие позволяет выявить и поставить наслужбу интересам общества и государства скрытые резервы государственной и хозяйственной практики и тем самым способствовать, в частности, максимальной активизации предпринимательской деятельности, добиться быстрого роста всех отраслей народного хозяйства и повышения на этой основе благосостояния народа, снижения бедности.

Поскольку взаимодействию свойственно согласие, то любая его форма должна быть выражением добровольно достигнутого соглашения сторон. Соглашения могут касаться самых различныхвопросов, иметь неодинаковую связь с правом.

Универсальной формой взаимодействия является договор, заключаемый между представителями государства и хозяйствующими субъектами по правилам ГК РФ. В ГК РФ, других законах содержатся положения о ряде договоров, служащих установлению взаимодействия между государством и предпринимательством.

Наиболее обстоятельно регулируются отношения по поставкам для государственных нужд, осуществляемым на основе государственного контракта, так называемого государственного заказа.

 

19. Право государственной и муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность выделена из государственной Многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов и объектов определены в ст. 71, 72 Конституции РФ и в гражданском законодательстве (ст. 212, 214 ГК РФ). Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит.

Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые стали оборотоспособными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах", Водный кодекс РФ, Закон "О федеральных природных ресурсах" и ряд других. Законодателями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам.

В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество, примерный перечень которого дан в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с исключением, связанным с правовым режимом предприятия. Правовой режим предприятия как объекта гражданских прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ, где особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет значение при определении содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Общее определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности, а его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.42.41 (0.015 с.)