Государственное регулирование и механизмы реализации экономической политики государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование и механизмы реализации экономической политики государства.



 

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государственное регулирование – целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на всех уровнях экономики, создание и совершенствование условий экономического развития.

Отношения к экономической роли государства в рыночной системе претерпевает постоянные изменения:

Этатизм – признание необходимости активного использования рычагов государственного воздействия на экономику (кейнсианская модель, социал-демокр.модели Скандинавии…)

Либерализм – крайне ограниченная роль государства при рыночном саморегулировании, эк.свободе, конкуренции и частной собственности (Смит, Кларк, Фридман..)

Реализация государственной экономической политики - это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором участвуют различные органы государственной власти и институты гражданского общества.

Механизма - совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение мероприятий, которые планируются в соответствии с поставленными задачами.

Экономические функции государства:

§ Обеспечение правовой базы функционирования рыночной экономики

§ Защита конкуренции

§ Перераспределение доходов и богатства

§ Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста

§ Корректировка распределения ресурсов

Основные направления государственного воздействия на экономику:

1) Регулирование через факторы производства (занятость, з/плата, инвестиции);

2) Текущее регулирование (антимонопольная политика, бюджетное регулирование, налоговая политика, соц.политика…)

3) Стратегическое долговременное регулирование (прогнозирование, отраслевые программы, концепции соц.-эк. развития…)

Методы гос. регулирования:

1. Экономические (бюджет, налоги, гос.закупки, дотации)

2. Административные (контроль, нормативы, стандарты, принуждение)

3. Добровольные соглашения, моральное воздействие

4. Прогнозы, целевые программы.

Меры воздействия для реализации экономической политики:

1. Меры прямого воздействия. субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

2. Меры косвенного воздействия. государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

 

Основные показатели участия государства в экономике:

1. Соотношение доходов и расходов гос.бюджета к ВВП (бюджетная нагрузка);

2. Соотношение налоговых поступлений в бюджет к ВВП (налоговая нагрузка);

3. Доля государственного потребления в ВВП;

4. Доля работников гос.сектора.

 

Система органов государственной власти

1. Законодательный орган (парламент) обеспечивает правовое оформление экономич. и соц.процессов, определяет границы и формы вмешательства государства в экономику. Основной рычаг влияния - рассмотрение и принятие государственного бюджета.

2. Исполнительная власть (правительство) осуществляет оперативное регулирование народного хозяйства, разрабатывает долгосрочные планы соц.-эк. развития.

3. Судебная система обеспечивает охрану экономических прав и разрешение хозяйственных споров.

4. Относительно самостоятельный субъект рыночной экономики - Центральный Банк. Его функции: эмиссия денег и регулирование денежного рынка.

 

* Провалы государства (фиаско) – объективные пороки государственного регулирования, возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые не оптимальны или не желательны, с точки зрения интересов общества.


 

Понятие бюджета и бюджетного процесса. Структура доходов и расходов Государственного бюджета России.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ;

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов госуд.внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

Бюджетная система РФ - основанная на экономич.отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов МСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Участниками бюджетного процесса являются:

§ Президент РФ;

§ высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниц.образования;

§ законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы МСУ;

§ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

§ Центральный банк РФ;

§ органы государственного (муниципального) финансового контроля;

§ органы управления государственными внебюджетными фондами;

§ главные распорядители бюджетных средств;

§ главные администраторы доходов бюджета;

§ главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;

§ получатели бюджетных средств.

СТАДИИ

а) составление проектов бюджетов; б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете; в) исполнение законов (решений) о бюджете; г) составление и утверждение бюджетной отчетности.

Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов: налоги на прибыль, доход, прирост капитала, налоги на совокупный доход; налоги на имущество;· платежи за пользование природными ресурсами и др.

Из неналоговых доходов основными являются следующие виды: доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; административные платежи и сборы; доходы от внешнеэкономической деятельности и др.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; оплата по государственным (муниципальным) контрактам; бюджетные кредиты юридическим лицам; субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам; средства на обслуживание и погашение долговых обязательств и др.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный:

1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) культура, кинематография;

9) здравоохранение; 10) социальная политика; 11) физическая культура и спорт; 12) средства массовой информации; 13) обслуживание государственного и муниципального долга; 14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и МО.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.

2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат: заработная плата; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных средств; приобретение оборудования и инвентаря; капитальный ремонт и др.

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Ставка НДС (Налога на добавленную стоимость) в 2014 году.

1. Ставка НДС - 18%. Применяется чаще всего

2. Ставка НДС на отдельные группы товаров - 10%

3. Ставка НДС - 0%, в основном экспорт, торговля драгметаллами, космос.

Ставка ндфл в 2013 году.

3. Ставкой НДФЛ 30% облагаются доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися резидентами РФ

4. Ставка НДФЛ 15% действует в отношении: доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций

5. Ставка НДФЛ 9% применяется для:

А) доходов от долевого участия в деят-ти организаций, полученных в виде дивид., физ. лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ

Ставка налога на прибыль в 2013 году.

1. С 01 января 2009 действует основная ставка налога на прибыль - 20%

Из которых 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

2. Ставки налога на прибыль на отдельные виды долговых обязательств: 0%, 9%, 15%

3. Размер налоговой ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов - 0%, 9%, 15%

4. Размер ставки налога на прибыль для иностранных организаций, на доходы не связанные с деятельностью в РФ через постоянные представительства - 10%, 20%

5. Ставка налога на прибыль для ЦБ РФ 0%

Ставки налогов в 2013 году при применении специальных налоговых режимов:

1. Ставка ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) - 6%

2. Ставка ЕНВД (единый налог на вмененный доход) - 15% от вмененного дохода

3. Ставка УСНО с объектом обложения доходы (упрощенная система налогообложения) - 6%

4. Ставка УСНО с объектом обложения доходы минус расходы - 15%

5. Ставка по патентной системе налогообложения - 6%

Однако законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки по УСНО (доходы минус расходы), в размерах от 5 до 15%



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.19.189 (0.031 с.)