Межбюджетные отношения и их роль в региональном развитии России. Новые подходы к бюджетному регулированию на региональном уровне.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюджетные отношения и их роль в региональном развитии России. Новые подходы к бюджетному регулированию на региональном уровне.



Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федер органами власти, органами власти субъектов Федер и МО по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

· распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав МО;

· выравнивания уровней минимальной бюджетн обеспеченности субъектов РФ, МО;

· равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а из бюджетов субъектов РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть:

· выравнивание бюджетной обеспеченности,

· стимулирование роста налогового потенциала,

· финансовое управление территориальным развитием,

· снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетн услуг на местн уровне.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации — в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федер бюджетом и местных бюджетов с регион бюджетами. Этот принцип предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление гос и муницип услуг, нормативов расчета финансовой помощи территор бюджетам, а также единый порядок уплаты федер и регион налогов.

Бюджет субъекта РФ или региональный бюджет это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующ субъекта РФ. В современных усл увел значение регион бюджетов в эк и соц развитии страны. Так, в настоящее время, через региональные бюджеты гос-во активно проводит эк политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, с/х, охрану окружающей среды, соц.сферы. при этом круг финансируемых предприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов гос-во осуществляет выравнивание уровня экономического и соц развития территорий, кот в результате истор, геогр, военных и иных условий отстали в своем эк и соц развитии от др регионов страны.

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальными образованиями основываются на законодательных началах Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), постановлений и распоряжений Правительства, а также на нормативно—правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований.

Ежегодно подвергаются совершенствованию методы укрепления бюджетного федерализма. Основаниями этого являются подведение итогов за пройденный финансовый год, прогноз социально—экономического развития России на среднесрочную перспективу, ежегодное Послание Президента РФ Федеральному мб—ранию РФ, программы развития бюджетного федерализма в РФ.

Основная задача, стоящая перед исполнит органами, – приведение федер законодат-ва в соответствие с законодат-вом о разграничении полномочий между органами гос власти РФ, органами гос власти субъектов РФ и органами МСУ.

Изменения налогового законодательства касаются централизации в федеральном бюджете 6,5 % налоговой ставки налога на прибыль организаций, остальная часть, т. е. 17,5 %, должна зачисляться в региональные бюджеты. При этом региональные власти могут самостоятельно принимать решение по понижению ставки налога на прибыль (но не ниже 13,5 %). В распоряжении центрального бюджета остается зачисление в полном объеме земельного налога и поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых и нефти (95 % от поступлений).

Произошло существенное расширение бюджетных полномочий органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующ бюджетов. В соответствии с законодат-вом объем и порядок осуществления выплат определяются регионами и МО.

Кроме этого, произошли изменения в сторону улучшения финансового положения предприятий жилищно—коммунальной сферы и транспортных организаций, повысилась прозрачность финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В итоге произошел рост ресурсного потенциала регионов, увеличились поступления доходов в бюджетную систему РФ.

Закон № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставил возможность органам государственной власти субъектов и органам власти местного самоуправления самостоятельно решать вопросы по определению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы различных отраслей. Местные власти получили полную независимость от Федерального центра по установлению сроков и темпов повышения данной статьи расходов.

Важный момент в увеличении доходной части бюджета – монетизация льгот.

В денежную форму переведены льготы для федеральных государственных служащих и сотрудников силовых ведомств по бесплатному проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения.

 


 

2.25 Специфика определения ВРП, конечного продукта, произведенного и распределенного национального дохода региона.

Одним из основных индикаторов состояния экономики региона является валовой региональный продукт (ВРП), который помогает охватить все особенности региональной структуры производства.

В рамках региона осуществляется весь процесс воспроизводства совокупного общественного продукта. Поэтому ВРП является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг.

Валовой региональный продукт-представляет собой сумму вновь созданных стоимостей отраслей экономики региона.

ВРП рассчитывается как в текущих основных и рыночных ценах (номинальный ВРП), так и в сопоставимых ценах (реальный ВРП). Расчеты ВРП проводятся территориальными комитетами государственной статистики по методикам, централизованно разработанным и утвержденным Госкомстатом России.

По своему экономическому содержанию ВРП является весьма близким Валовому внутреннему продукту (ВВП), но они не тождественны.

ВРП определяется как разница между выпуском продукции и промежуточным потреблением плюс чистые налоги на продукты. Данный показатель рассчитывается по всем отраслям экономики, присутствующим в конкретном регионе.

Валовая добавленная стоимость на уровне отраслей исчисляется как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин "валовая" указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала, т. е. уменьшения стоимости основных фондов в результате их физического износа и нормального устаревания.

Выпуск товаров и услуг представляет собой стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности отраслей экономики в отчетном периоде. При этом нерыночные услуги оцениваются по фактическим текущим затратам на оказание этих услуг (оплата труда, материальные затраты, оплата услуг, потребленных в процессе производства) с учетом потребления основного капитала.

Промежуточное потребление состоит из стоимости товаров и услуг, потребленных в течение отчетного периода с целью производства других товаров и услуг.

При расчете ВРП также учитывают налоги на продукты, субсидии на продукты, чистые налоги на продукты.

ВРП – это центральный экономический показатель на региональном уровне, применяемый для определения темпов развития производства, циклических колебаний деловой активности. Он разрабатывается в рамках системы национальных счетов, что ведет к использованию ВРП в сочетании с другими показателями и расширяет возможности анализа.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.2.4 (0.01 с.)