Раздел «Экологическая безопасность экономики и экология человека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел «Экологическая безопасность экономики и экология человека»



Динамика основных экологических показателей развития России показывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки). Снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики. Цель экологической политики - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Выделяются следующие основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека.

Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.

Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха.

Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного экологического сектора экономики.

Четвертое направление - экология природной среды - сохранение и защита природной среды.

30 апреля 2012 года утверждены президентом РФ «ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА» Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года основывается в т.ч. на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


 

2.18. Стратегическое планирование в микроэкономике. Стратегическое и оперативное планирование.

Планирование – это способ осуществления действий, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.Субъекты микроэкономики не только подчиняются законам рынка, но и стремятся к самостоятельному принятию решений.

Можно выделить две формы планирования в микроэкономике:

1)Планирование деятельности фирмы основано на том, что во внутренней среде каждой фирмы механизм цен почти полностью вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Работники как участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

2)Планирование деловых отношений. Предполагает сознательное согласование, координацию деятельности хозяйственных субъектов.Планирование становится возможным лишь тогда, когда отношения между фирмами перерастают характер случайных, одноразовых рыночных сделок и приобретают более устойчивый и долговременный характер.

Факторы, ограничивающие планирование на микроуровне:

1) Неопределенность рыночной среды. Любая экономическая организация неизбежно сталкивается с неопределенностью. Фирмы не обладают достаточными данными о своем настоящем и будущем, они не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти в рыночной среде. 2) Издержки планирования. Предел планирования определен величиной издержек, затрачиваемых на организацию и осуществление планирования. 3) Масштабы деятельности фирмы. Масштабы деятельности фирмы ограничивают или, наоборот, расширяют возможности планирования в организации.

Весь процесс планирования в экономической организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное).

Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей организации.

Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Смысл создания системы стратегического планирования состоит не в устранении случайностей в развитии внешней среде (они будут всегда), а в создании такой гибкой системы менеджмента, которая позволяет быстро среагировать на все проявления неопределенностей и случайностей.

Основная роль стратегического планирования состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы фирмы. Цель в стратегическом планировании – это результат, который должен осуществиться к намеченному сроку. Задача в стратегическом планировании – это управленческое решение, направленное на достижение целей фирмы.

В современной теории планирования принято выделять восемь основных сфер деятельности, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели. Это – положение организации на рынке, инновационная деятельность, уровень производительности, наличие производственных ресурсов, степень стабильности, система управления, профессионализм персонала и социальная ответственность.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:

1. Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры – управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы. 2. Адаптация к внешней среде. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности – альтернативы и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. 3. Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. 4. Стратегическая организационная культура предполагает систематическое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Выделяют следующие этапы стратегического планирования на уровне фирмы (микроэкономическом уровне):

1) Миссия организации — общая основная цель организации, четко выраженная причина ее существования. 2) Цели — вырабатываются на основе миссии и служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений. 3) Оценка и анализ внешней среды. Необходимо оценить воздействующие изменения на организацию, угрозы и конкуренцию, возможности. Здесь действуют факторы: экономические, рыночные, политические. 4) Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Полезно сконцентрировать внимание на пяти функциях для обследования: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ корпорации. 5) Изучение стратегических альтернатив. Следует подчеркнуть, что схема стратегического планирования компании является замкнутой. Миссия и процедуры других этапов следует постоянно изменять в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой. 6) Выбор стратегии. Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. 7) Реализация стратегии -в случае успешного осуществления приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии.

Завершающей стадией внутрифирм. планирования является разработка оперативных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия на текущий период. Опер. планирование призвано обеспечить своевременное и качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия или фирмы. Под опер. планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных бюджетов. В зависимости от содержания и сроков действия оперативное планирование подразделяется на два вида: календарное и текущее. Календ. планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведения установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями. Текущее планирование или диспетчирование производства предусматривает оперативный контроль и регулирование хода производственных процессов, учет выпуска продукции и расходования различных ресурсов.

2.19. Стратегическое планирование на макроуровне. Федеральные органы исполнительной власти в государственной системе планирования. Разработка целевых федеральных программ стратегического развития госсектора экономики.

СП на макроуровне является необходимым инструментом рыночного хозяйствования. П носит взаимовыгодный характер, с точки зрения экономического и социального развития, так и средств достижения конечных результатов деятельности предприятия.

Инструменты макрорегулирования – фискальная политика, социальная политика ит.д

СП– важная часть гос. регулирования, призванная выявить важнейшие проблемы и определить перспективные направления развития страны.

Непременным условием стратегического планирования соц-экономического развития РФ на макроуровне является наличие четко функционирующей системы органов, которая включает в себя законодательные и исполнительные ветви власти.

Законодательные органы власти РФ, представленные ГД и СФ, обеспечивают правовую базу гос. регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет — ядро общегосударственной системы планирования.

Исполнит. орган властиПравительство РФ в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулир. и СП всех аспектов жизнедеятельности общества. К системе рабочих органов Правительства РФ, принимающих участие в регулир. экономики и плановой работе, относятся, прежде всего:

а) министерства экономики, финансов, науки и технологий, природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия, топлива и энергетики, труда и социального развития, общего и профессионального образования, транспорта; б) государственные комитеты РФ по связи и информатизации, жилищной и строительной политике, по государственным резервам, по охране окружающей среды, стандартизации, метрологии и сертификации. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономики РФ.

Центральное место в системе функций, выполняемых Министерством экономики РФ, занимает разработка прогнозов, стратегических программ и планов.

Функции Минэкономики РФ: разрабатывает совместно с другими рабочими органами исполнительной власти комплексный прогноз социально-экономического развития, используя данные системы национальных счетов; составляет сводный финансовый баланс государства; обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета; формирует федеральные целевые комплексные программы решения важнейших стратегических проблем; организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках и составляет прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции, прогнозирует развитие ресурсной базы страны, участвует в составлении отдельных статей платежного баланса.

Планирование на макроуровне происходит в виде целевых, социальных, экономических, научно-технических программ, создания объектов общегосударственного назначения, реализации международных проектов, разработки и производства основных видов оборонной техники.

По временному диапазону программы делятся на:

Краткосрочные программы, до 2-х лет. Краткосрочные программы выполняют посредническую роль между текущим и перспективным регулированием (бюджетные программы); Среднесрочные программы, от 2-х до 5 лет. Среднесрочные программы опережают краткосрочные и служат для них ориентировочной базой. Необходимы для структурного преобразования в экономике; Долгосрочные программы, свыше 5 лет. Они используются для глубоких преобразований производства, социально-экономической сферы. Служат основой для разработки концепции социально-экономического развития это набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны.

Разработка концепции включает: 1. анализ положения дел в экономике: болевые точки в экономике страны (отрасли, регионы); оценивается срочность решения проблем; альтернативные последствия устранения или не устранения явления; 2. выработка и обоснованность целей; 3. упорядочение целей, построение дерева целей; 4. разработка средств для достижения целей.

В соответствии с решаемыми задачами: Целевые программы представляют собой систему различных мероприятий для достижения определенной цели. Направления: - выбирается оптимальное решение программы; - определяются все затраты по реализации программы; - определяются участники (субъекты и объекты) реализации программы; - согласуются направления и показатели программы с исполнителями; - определяются доли затрат между участниками исполнения программы.

Многоцелевые программы представляют собой систему мер, разработанных для достижения ряда крупных целей. Многоцелевые программы содержат качественные характеристики, как правило, это характеристики интервального порядка, при минимуме количественных показателей.

По субъектам и масштабам разработки программы делятся на:

Межгосударственные, государственные, региональные. По субъектам и масштабам использования программы делятся на научно-производственные, частные, смешанные и корпоративные.

Одним из методов стратегического планирования является программно-целевой метод, связанный с осуществлением определенных комплексных или целевых программ - это директивный адресный документ, который содержит анализ состояния, решаемый с помощью программы, проблемы, комплекс плановых заданий и организационных, методических, социально-экономических и иных мероприятий по их достижению. Структура ЦКП: содержание проблем;цели, задачи и этапы реализации программы;ресурсное обеспечение программ (кадровое, финансовое, научное);механизм реализации программ;организация управления программ и контроль за ее реализацией;социально-экономическая эффективность реализации программ. При разработке ЦКП необходимо учитывать: возможность обеспечения программы финансовыми средствами, кадрами, материально-технической базой;международный опыт решения подобных задач и оценку возможности его отечественного использования;проведение профессиональной экспертизы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.118.192 (0.02 с.)