Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическое Право Российской Федерации

Поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

специальности 02.11.00 «Юриспруденция».

г. Самара

Издательство «Универс групп»

2010 г.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

 

Работа над учебно-методическим пособием осуществлялась

при поддержке Справочной правовой системы «Консультант-Плюс»

 

Составитель: ст. преп. кафедры государственного и административного права Р.Г. Мязина

Рецензент: доц., к.ю.н. Н.П. Варфоломеева

 

 

Мязина Р.Г.

составление, 2010

 

Введение

«С тех пор, как мир возник во мгле,

Еще никто на всей земле

Не предавался сожаленью

О том, что отдал жизнь ученью».

Рудаки.

 

Современный этап развития экологического законодательства продолжается с 1991 г. С этого времени начались экономические реформы, приватизация, процессы демократизации общества. Перемены в жизни общества, в экономике и праве определили перспективы развития экологического законодательства.

Учебно-методическое пособие курса «Экологическое право Российской Федерации» предназначено для практического изучения одной из юридических дисциплин, составляющих систему профилированной подготовки специалистов в сфере правоведения.

Изучение учебного курса «Экологическое право Российской Федерации» основывается на ознакомлении с его особенностями, основными понятиями, принципами, категориями, институтами и отраслями. Оно предполагает получение навыков работы с нормативно-правовой и специальной литературой, решение конкретных ситуаций в области охраны окружающей среды.

Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для тех студентов, которые хотят учиться и знать «Экологическое право».

Пособие включает в себя программу курса по «Экологическому праву», перечень примеров, темы курсовых и дипломных работ, экзаменационные вопросы, списки использованной литературы, задания для контрольных работ для студентов заочной формы обучения, практикум по курсу «Экологическое право РФ».

Учебно-методическое пособие составлено с учетом условий преподавания:

а) названная дисциплина преподается после изучения дисциплин: “Конституционное право”, “Гражданское право”, “Административное право”, “Уголовное право”;

б) на ее изучение отводится общий курс лекций, практические занятия (решение задач);

в) студентами заочного отделения выполняется контрольная работа;

г) по итогам изучения дисциплины сдается экзамен.

Пособие подготовлено с учетом рассмотрения отдельных аспектов развития экологического законодательства в научных статьях: Г.С. Башмакова, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Л.К. Голиченкова, И.А. Иконицкой, О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. О.И. Крассова, В.В. Петрова, Т.В. Петрова, А.А. Транина, Ю.С. Шемшученко.

Программа включает в себя 9 тем, в которых раскрываются понятия и источники экологического права, право собственности на природные ресурсы, право природопользования, правовые основы нормирования и стандартизации в области охраны окружающей среды, экологическая экспертиза и экологический контроль, правовые формы возмещения вреда, юридическая ответственность за нарушение законодательства, правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, правовой режим экологически неблагополучных территорий, правовая охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса, в сельском хозяйстве, в энергетике, военной деятельности, в городских и иных поселениях, международно-правовая охрана окружающей среды.

Работа с опорным лекционным конспектом, нормативно-правовой и специальной литературой, ознакомление с новыми ключевыми понятиями, выполнение ситуационных задач по теме занятий дает возможность успешной сдачи экзамена по дисциплине.

Результатами учебного курса «Экологическое право Российской Федерации» являются:

- приобретение, систематизация, расширение, углубление и закрепление теоретических и практических знаний;

- формирование умений, позволяющих применять нормативно-правовые акты и использовать специальную литературу;

- формирование самостоятельного мышления, творческой инициативы, способности к самосовершенствованию;

- правильное классифицирование общественно-экологических деяний и применение основанных на законе решений;

- умение грамотно выражать и обосновывать свою позицию по основным глобальным проблемам современного состояния окружающей среды в России и на международном уровне.

Важно иметь в виду, что при изложении всех разделов учебно-методического пособия

«Экологического права РФ» требуется критическая оценка и корректировка традиционных теоретических подходов с позиций практики рыночной экономики и современной ситуации в развитии юридической науки и новых законотворческих процессов в современном обществе.

Всестороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и высокой нравственностью, законопослушного, интеллигентного в общении, стремящегося к истине, добру и гармонии – это и есть общие цели воспитания студентов в СамГУ.

В сети «Интернет» имеется каталог ссылок на научную и учебную литературу и нормативно-правовые акты по экологическому праву, с содержанием части которых можно непосредственно ознакомиться по адресу:

 

 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика экологических проблем в мире и России. Причины экологического кризиса. Направление решения экологических проблем в России. Состояние окружающей среды в Самарской области. Наблюдение за состоянием окружающей среды на предприятиях. Основополагающие понятия курса - «природная среда», «окружающая среда», «среда обитания», «природный объект», «природные ресурсы», «компоненты природной среды», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект», «природный комплекс», «природный ландшафт» и др.

Правовое содержание понятий «охрана окружающей среды», «негативное воздействие на окружающую среду», «загрязнение окружающей среды», «использование природных ресурсов», «экологическая безопасность» и др.

Понятия «природа», «биоресурсы», «биосфера», «ноосфера», «экосистема», «экология» и др.

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1: Экологическое право как отрасль права. Л-1

Предмет экологического права – общественные экологические отношения. Особенности. Система экологического права. Экологические правовые нормы. Формы взаимодействия общества и природы. Экологическая функция государства. Экологические права и обязанности граждан и юридических лиц. Экологические концепции. Становление и основные этапы развития экологического права как отрасли права.

 

Экологическое законодательство: современное состояние, тенденции развития. Л-2

Экологическое законодательство в узком и широком смысле слова. Цели и задачи. Система экологического законодательства. Конституционные основы экологического права. Основные недостатки в действующем законодательстве. Понятие общественных экологических отношений. Их особенности. Объекты и субъекты экологических правоотношений. Содержание экологических правоотношений. Понятие экологических правовых норм в узком и широком смысле слова. Виды экологических правовых норм. Нормы-правила. Нормы-принципы. Нормы-приоритеты. Нормы-дефиниции. Соотношение экологических правовых норм с иными социальными нормами, регулирующими поведение людей в сфере «общество-природа»: моральными, педагогическими, этическими, религиозными, экономическими и пр.

 

Тема 2: Право собственности на землю и другие природные ресурсы. Л-3

Понятие права собственности на землю и др. природные ресурсы. Формы собственности. Механизм приобретения и прекращения права собственности на землю и другие природные ресурсы. Юридическая защита права собственности на природные ресурсы.

 

Экологический аудит.

Понятие и место экологического аудита в системе экономических гарантий охраны окружающей среды. Виды экологического аудита (внешний, внутренний, добровольный и обязательный). Принципы, цели, объекты экологического аудита. Порядок проведения экологического аудита. Требования о проведении экологического аудита при заключении договоров экологического страхования, при предоставлении кредитов, при приватизации предприятий, являющихся источниками повышенной экологической опасности и др. Порядок и условия лицензирования деятельности по проведению экологического аудита. Юридические требования к аудиторам. Профессиональная этика аудиторов.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Общая часть.

Семинар №1 (2 часа)

Введение и тема 1.

1. Общая характеристика экологических проблем в мире и России.

2. Состояние окружающей среды в Самарской области.

3. Предмет экологического права.

4. Формы взаимодействия общества и природы.

5. Экологические концепции.

6. Природоохранительное законодательство.

 

 

Семинар №2 (2 часа)

Тема 2 и 3

  1. Право собственности на землю и другие природные ресурсы.
  2. Основания приобретения права собственности на землю.
  3. Основания прекращения права собственности на землю.
  4. Юридическая защита права собственности на природные ресурсы.
  5. Право природопользования. Общее и специальное.
  6. Права и обязанности природопользователей.
  7. Кадастры природных ресурсов.

 

Семинар №3 (2 часа)

Тема 4

  1. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды.
  2. Система нормативов качества.
  3. Система и компетенция государственных органов в регулировании природопользования и охраны окружающей среды.

 

Семинар №4 (2 часа)

Тема 5

  1. Понятие экологической экспертизы. Виды. Принципы. Объекты. Субъекты.
  2. Порядок проведения экологической экспертизы. Экспертная комиссия.
  3. Заключение и его юридическая сила.
  4. Экологический контроль и надзор.
  5. Экологический аудит. Экологическая сертификация

 

Семинар №5 (2 часа)

Тема 6

  1. Понятие юридической ответственности за экологические правонарушения.
  2. Виды экологических правонарушений.
  3. Дисциплинарная ответственность.
  4. Административная ответственность.
  5. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность.
  6. Уголовная ответственность.
  7. Вред экологический и вред экономический.
  8. Механизм возмещения вреда окружающей среде, здоровью человека, имуществу.
  9. Экскурс в историю развития человека с миром природы.
  10. Становление принципа природосообразности в качестве педагогической закономерности в XX-XXI вв. Экологическое образование в целях устойчивого развития.

 

Особенная часть

Семинар №6 (2 часа)

Тема 7

 

  1. Земля как объект правовой охраны. Категории земель.
  2. Основные земельные правонарушения.
  3. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.
  4. Законодательство о недрах.
  5. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах.
  6. Законодательство об охране животного мира.
  7. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о животном мире.

 

Семинар №7 (2 часа)

Тема 7

  1. Воды как объект использования и охраны.
  2. Водное законодательство.
  3. Юридическая ответственность за нарушение водного законодательства.
  4. Объект правовой охраны – атмосферный воздух.
  5. Законодательство об охране атмосферного воздуха.
  6. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об атмосферном воздухе.
  7. Земли лесного фонда.
  8. Лесоустройство.
  9. Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства.

 

Семинар №8 (2 часа)

Тема 8

  1. Охрана окружающей среды на стадиях хозяйственного процесса.
  2. Экологические требования в сельском хозяйстве.
  3. Экологические требования при эксплуатации энергетических объектов.
  4. Правовой режим и охрана окружающей среды в военной деятельности.
  5. Земли поселений как одна из категорий земли.
  6. Юридическая ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территорий и объектов.
  7. Лечебно-оздоровительные местности и курорты.
  8. Виды экологически неблагополучных территорий. Признаки.
  9. Зоны чрезвычайной экологической опасности и экологического бедствия.

 

Специальная часть

Семинар №9 (2 часа)

Тема 9

  1. Международное экологическое право.
  2. Объекты, субъекты, источники.
  3. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
  4. Международные природоохранительные организации.
  5. Международные конференции по охране окружающей среды
  6. Охрана озонового слоя.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

С «А» по «Е»

  1. Задание: Правовое регулирование использования и охраны недр.
  2. Задание: Референдумы по вопросам охраны окружающей среды.
  3. Задача: Перечислите важнейшие события в международных экологических отношениях за последние годы.

 

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.
  2. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.01г. СЗ РФ. 14.01.02. Ст.133
  3. ФЗ РФ «О недрах» от 21.02.92г. / в ред. закона от 03.03.1995 № 27-ФЗ Ст. 879; 2001. №21. Ст.2061; № 33 (ч.1). Ст. 3429

 

 

- Вариант №2

С «Ж» по «И»

  1. Задание: Правовое регулирование использования и охраны лесов.
  2. Задание: Проблемы формирования экологической культуры населения.
  3. Задача: Строительство высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва в свое время было согласовано с Минэкологии РФ, позже подпись министра была отозвана.

Поясните, как быть со строительством?

 

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.
  2. Лесной кодекс РФ от 08.11.06г. №200-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ 2006 №50 Ст.5278
  3. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.01г. // СЗ РФ 14.01.02 ст.133
  4. ФЗ РФ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95г.
  5. ФЗ РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13.07.01г.

 

 

- Вариант №3

С «К» по «О»

  1. Задание: Правовое регулирование использования и охраны вод.
  2. Задание: Право граждан на экологическую информацию.
  3. Задача: Власти г. Сочи установили дополнительный сбор с водителей автомобильных транспортных средств, зарегистрированных за пределами г. Сочи, объясняя это необходимостью борьбы с загрязнением воздуха.

Законно ли это?

 

Нормативно-правовая литература:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.

2. Водный кодекс РФ от 12.04.06г. №74-ФЗ // СЗ РФ 2006 №23 ст.2381

3. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 №60-ФЗ // РГ №59-60, 26.03.97

4. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.01г. СЗ РФ. 14.01.02. Ст.133

5. ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных ресурсах и защите информации» // СЗ РФ. 2006. №31. Ст. 3448.

6. Положение о прибрежных и водоохранных зонах (Постановление Правительства РФ от 23.11.96г. №1404).

 

 

- Вариант №4

С «П» по «Т»

  1. Задание: Правовое регулирование охраны, использования объектов животного мира.
  2. Задание: Эколого-правовые требования при использовании земель поселений.
  3. Задача: С территории сопредельного государства на территорию Российской Федерации ветром занесены вредные насекомые, причинившие вред природной среде.

Каковы, на ваш взгляд, законные действия с нашей стороны?

 

Нормативно-правовая литература:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.

2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.04г. №190-ФЗ // СЗ РФ, 03.01.05 №1ст.16

3. ФЗ РФ «О животном мире» от 22.03.95г. №52-ФЗ // СЗ РФ 1995 №17 ст. 1462

4. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.01г. СЗ РФ. 14.01.02. Ст.133

 

 

- Вариант №5

С «У» по «Я»

  1. Задание: Пути решения современных природоохранных проблем.
  2. Задание: Органы управления природопользования и охраны окружающей среды.
  3. Задача: Кто несет ответственность за шумовое и иное загрязнение воздуха в районе международного аэропорта?

 

Нормативно-правовая литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21 января – № 7.
  2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97г. (с доп. от 30.12.06г.) №60-ФЗ // РГ №59-60, 26.03.97
  3. ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.01г. СЗ РФ. 14.01.02. Ст.133
  4. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99г. №52-ФЗ (с дополнениями и изменениями) СЗ РФ. 1999. №14. Ст. 1650; 2002. №1 (ч.1). Ст.2.

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

  1. Концепция устойчивого развития.
  2. Регионы, наиболее серьезно подверженные экологическим промблемам.
  3. Историческая периодизация генезиса правового регулирования экологических отношений в России.
  4. Перспективы развития и совершенствования экологического законодательства.
  5. Сервитуты: назначение, основания возникновения и прекращения.
  6. Основания и порядок предоставления лицензий и иных разрешений на природопользование.
  7. Способы защиты экологических прав: судебные и несудебные.
  8. Ведение Красной книги на федеральном и региональном уровнях.
  9. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде.
  10. Понятие экологической культуры населения и необходимость ее формирования. Элементы формирования экологической культуры: воспитание, образование, просвещение.
  11. Принудительное изъятие земель в связи с ее нерациональным и нецелевым использованием.
  12. Требования по охране недр.
  13. Разрешение споров о водопользовании.
  14. Защита лесов.
  15. Порядок создания особо охраняемых природных территорий.
  16. Курортные зоны местного значения.
  17. Мероприятия по сохранению озонового слоя Земли.
  18. Ядерная и радиационная безопасность.
  19. Обеспечение населения и объектов городской инфраструктуры водой для питьевых и коммунально-бытовых целей.
  20. Работа МЧС.
  21. Право окружающей среды в государствах Центральной и Восточной Европы, США.
  22. Природоохранная деятельность органов прокуратуры.
  23. Споры в сфере экологии.
  24. Решении вопросов о приостановлении деятельности хозяйственных и иных объектов по экологическим причинам.
  25. Экологическая служба города.
  26. Актуальные направления для международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

 

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА САМГУ.

 

 

- Конституция РФ и экологические конфликты.

- Правовые основы федерализма в системе природно-ресурсного и экологического законодательства.

- Проблемы разграничения нормотворческих полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов в сфере охраны окружающей среды, использования природных ресурсов.

- Конституционные основы права собственности на природные ресурсы.

- Информация о состоянии окружающей среды как объект конституционного права граждан.

- Конституция РФ 1993г. и развитие законодательства об особо охраняемых природных территориях.

- Условия застройки земельного участка.

- Конституция РФ и проблемы регулирования экологической безопасности в системе экологического законодательства.

- Современное состояние окружающей среды.

- Экологическое право как отрасль российского права.

- Экологические права граждан.

- Зачем нужна экологическая экспертиза.

- Понятие экологического правонарушения и его виды.

- Земельные реформы в России.

- Порядок и режим природопользования вокруг водных объектов.

- Становление государственной лесной политики.

- Собственники и пользователи животного мира.

- Виды загрязнения атмосферного воздуха и борьба с ними.

- Характеристика правового режима заповедников.

- Экологическое воспитание и образование.

- Возрождение принципа природосообразности в современной педагогической науке.

- Кадастры на природные ресурсы.

- Общие и особенные черты экологической политики зарубежных стран.

- Государственный мониторинг окружающей среды, его задачи, правовые основы.

- Правовые основы экологического нормирования.

- Правовой режим разделяемых природных ресурсов и объектов.

- Вред экономический и вред экологический.

- Природные объекты как объекты экологических правоотношений.

- Правовые основы экологической экспертизы проектов в РФ.

- Землеустройство и землеустроительный процесс.

- Лесной кодекс РФ в системе российского законодательства.

- Водный кодекс РФ в системе российского законодательства.

- Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

- Правовой режим земель транспорта и энергетики.

- Понятие, правовой режим земель запаса.

 

ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

- Конституция РФ – основа прогрессивного развития экологического права.

- Конституционные основы охраны окружающей среды в РФ.

- Развитие природоохранительного законодательства РФ.

- Поводы, основания и порядок обращения граждан в суды за защитой экологических прав.

- Проблемы взаимоотношений экономики и экологии.

- Соотношение и перспективы развития различных видов юридической ответственности в области охраны окружающей среды.

- Право собственности на природные ресурсы.

- Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду.

- Экологические требования к хозяйственной деятельности.

- Административная ответственность в сфере природопользования.

- Экологические обязанности государства.

- Развитие права собственности на землю – от национализации земель до их приватизации.

- Уголовная ответственность за экологические преступления.

- Правовая охрана окружающей среды городов и иных населенных пунктов.

- Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве.

- Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

- Правовые основы охраны земель.

- Правовая охрана лесов.

- Правовая охрана вод.

- Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа РФ.

- Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.

- Международно-правовые принципы охраны окружающей среды.

- Зарубежный опыт развития экологического законодательства.

- Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды.

- Появление и развитие принципа природосообразности в истории педагогической науки со времен античности и до настоящего времени.

 

Примерная тематика курсовых и дипломных работ по «Экологическому праву Российской Федерации» не исключает возможности выбора с научным руководителем иной темы в пределах курса либо на стыке с другими смежными юридическими науками.

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Задача 1

Новоселы одного из микрорайонов решили озеленить территорию. Для этого они выкопали часть деревьев для пересадки в лесу, а часть кустарников приобрели в питомнике.

Возникло ли право собственности на растительность у граждан? Объектом какого права собственности являются высаженные на территории микрорайона зелёные насаждения?

 

- Задача 2

Гражданин А. на отведенном участке вырыл колодец. Соседи обратились к А. с просьбой брать воду из указанного колодца. А. дал согласие на пользование колодцем за отдельную плату. Граждане обратились в сельскую администрацию за разъяснением.

Какой ответ должны дать гражданам в администрации?

 

- Задача 3

Астраханский газоконденсатный завод своими выбросами наносит существенный вред осетровым рыбам Волги. Рыбоохранные органы области неоднократно требовали закрытия предприятия, однако администрация завода не выполняла их требования, ссылаясь на то, при нормальной эксплуатации вред рыбным запасам незначителен, а избежать аварий нельзя.

Кто прав?

 

- Задача 4

Городская администрация взыскала с предприятия сумму в счёт погашения ущерба от вредных выбросов. Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском об отмене взыскания, так как оно регулярно вносит в экологический фонд платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы. Решите это дело.

 

- Задача 5

Постановлением главы местной администрации установлена полоса суши (бечевник) шириной 5 м для общего пользования вдоль берега озера напротив земельного участка З., находящегося в водоохранной зоне и прибрежной защитой полосе особо ценного водоёма рыбохозяйственного значения.

Нарушены ли нормы природоохранного законодательства?

В каком порядке и какими органами устанавливаются водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы?

 

- Задача 6

В 1998 г. Правительство РФ приняло постановление «Вопросы строительства АЭС на территории РФ», которое предусматривало развитие атомной энергетики. Члены общественного объединения обратились в суд с иском об отмене данного решения. Суд не принял иск к рассмотрению, ссылаясь на неподсудность решений правительства.

Правильно ли поступил суд?

 

- Задача 7

Завод «Динамо» произвёл залповый выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Были отмечены случаи обострения лёгочных заболеваний. Представитель завода потребовал доказательств вины предприятия в случившемся и от предъявленного обвинения отказался.

Какова Ваша точка зрения по данному вопросу?

 

- Задача 8

Приведите примеры экологических правонарушений (близких составов) и укажите критерии отнесения их к экологическим проступкам или к экологическим преступлениям.

 

- Задача 9

Какие расходы и за чей счёт, по Вашему мнению, подлежат компенсации для зверосовхоза при катастрофическом наводнении из-за прорыва дамбы гидротехнического сооружения?

 

- Задача 10

Участковый инспектор милиции отказался рассматривать заявление граждан о привлечении к ответственности работников коммунального хозяйства за сжигание во дворе дома бытовых отходов, мотивируя это дефицитом специализированного автотранспорта.

Прав ли участковый инспектор?

 

Задача 11

В областное УВД из больницы поступила телефонограмма о массовом отравлении питьевой водой. Как пояснили пострадавшие, незадолго до госпитализации все они использовали воду взятую из колодца. Было установлено, что около колодца находились несовершеннолетние 11, 12 и 16 лет, которые играли в снежки и бросили в колодец какой-то свёрток.

Кто и какую ответственность должен нести за загрязнение водного источника? Подлежат ли возмещению расходы и за чей счёт на лечение и содержание пострадавших в больнице?

 

Задача 12

В дежурную часть ОВД сообщили об утечке вредных газов из биохимического цеха расположенного в жилом микрорайоне по соседству с рекой, железной дорогой и автотрассой.

Составьте план действий сотрудников милиции в связи с происшедшими событиями.

 

Задача 13

Общество с ограниченной ответственностью в арендованном помещении жилого дома наладило переливание ртути из приборов. Жители дома неоднократно жаловались в санитарно-эпидемиологическую службу и в администрацию округа.

Какова компетенция органов внутренних дел в данном деле?

 

Задача 14

Гражданин N был уличён в продаже своего земельного участка иностранному гражданину, однако предъявленные ему обвинения не признал, мотивируя свои действия Конституцией РФ, по которой владение, пользование и распоряжение землёй осуществляется собственником свободно (ст. 36 ЗК РФ).

Объясните ситуацию с точки зрения существующего законодательства.

 

Задача 15

Некто Иванцов И.А. получил по наследству земельный участок в Солнечногорском районе. Пользователь прилегающих земель – кооператив «Крюковский» - запретил Иванцову обрабатывать участок, т.к. он не является членом кооператива.

Подготовьте ответ на жалобу Иванцова в прокуратуру.

 

Задача 16

Члены садоводческого товарищества обратилось с запросом в администрацию района о необходимости строительства моста для подъезда к садовым участкам, т.к. старый мост разрушен наводнением. Администрация района в просьбе отказала, мотивируя это отсутствием своих интересов за рекой и дефицитом денежных средств.

Что бы Вы порекомендовали членам товарищества?

 

Задача 17

Гражданин Новиков пригнал экскаватор на свой приусадебный участок, снял почвенный слой передал его соседям и стал продавать песок.

Перечислите нарушения, если таковые имеются, или аргументировано оправдайте действия Новикова.

 

Задача 18

Перечислите виды загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах России.

Оцените роль внешних (зарубежных) источников загрязнения.

 

Задача 19

В известном фантастическом произведении А. Беляева «Продавец воздуха» некто А. Бейли где-то в Сибири решил выкачать воздух из атмосферы с целью его последующей продажи.

Дайте правовую оценку таких действий, если бы они происходили в реальности в наше время?

 

Задача 20

Владелец земельного участка построил двухъярусный подземный гараж-погреб общей глубиной 6м. На требования местных властей о получении специального разрешения не реагировал и был оштрафован.

Объясните, правильно ли наказан владелец земельного участка, и что он нарушил?

 

Задача 21

Кооператор, скупивший несколько гектаров земли по обоим берегам реки, объявил соответствующий участок реки своей собственностью.

Законно ли это?

 

Задача 22

В чьей собственности может находиться пещера со сталактитами, случайно обнаруженная в горах группой туристов?

 

Задача 23

Арендатор земельного участка обнаружил клад.

Что необходимо предпринять нашедшему клад гражданину в соответствии с действующим законодательством?

 

Задача 24

Охотник вырастил медвежат, оставшихся по его вине без матери, и продал их на рынке.

Нарушено ли при этом природоохранное законодательство?

 

Задача 25

Приведите примеры лесных массивов, не являющихся предметом экологического права, поясните почему?

 

Задача 26

Госкомэкология РФ принимает широкое участие в работе по использованию высвобождаемых при сокращении Вооруженных сил России материальных и людских ресурсов в рамках создаваемой единой республиканской службы занятости.

Каковы перспективные направления экологической деятельности граждан России, в том числе для сотрудников правоохранительных органов?

 

Задача 27

Во время учений танковое подразделение заметно повредило часть леса. Управление лесхоза потребовало возмещения нанесённого ущерба, однако командование воинской части не признало требований, ссылаясь на необходимость выполнения приказа.

Кто прав?

 

Задача 28

В экологическую прокуратуру обратилось несколько фермеров с жалобой на обилие волков в ближайшей округе, которые нападают на домашний скот.

Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять работникам прокуратуры в данной ситуации?

 

Задача 29

В районе черноморского побережья России под Новороссийском осуществляется строительство крупнейшего в стране нефтяного порта. От порта Туапсе по дну Черного моря прокладывается газопровод в Турцию.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы действий местных «зелёных» против строительства?

Задача 30

На горе Машук в районе Кавказских Минеральных Вод имеется несколько естественных выходов минеральных вод, практически не используемых в настоящее время. Группа предпринимателей соорудила над одним из источников павильон и стала отпускать воду за плату. Часть полученных доходов предприниматели вносили в благотворительный фонд.

Дайте правовую оценку их действий?

 

Задача 31

В различные контролирующие органы обратились представители Северо-западной рекреационной зоны «Корпорация Ост».

В заявлении сообщается о создании ООО «Балтика за экологию» летнего палаточного лагеря для школьников и преподавателей на оз. Вуокса. Организация палаточного лагеря не согласовывалась ни с органами местного самоуправления, ни с другими контролирующими органами. При этом эксплуатация территории лагеря происходит с нарушением экологических и санитарно-гигиенических норм: не производится утилизация отходов жизнедеятельности, постоянно поддерживается огонь в необорудованном костре, производится вырубка древесно-кустарниковой растительности, захламляется территория и акватория оз. Вуокса.

В компетенцию каких органов входит разрешение сложившейся ситуации? Разъясните установленный законом порядок организации подобного вида отдыха.

 

Задача 32

На дачный участок гражданина Никитина упал метеорит. За осмотр космического пришельца Никитин назначил определённую плату, мотивируя её материальным ущербом насаждениям, необходимостью охраны метеорита и правом своей собственности.

Охарактеризуйте действия Никитина по действующему законодательству.

 

Задача 33

Милицейский патруль обнаружил на территории государственного заповедника вооружённого местного жителя, который объяснил наличие оружия целями личной защиты от н



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.019 с.)