Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально – экономические права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности

Поиск

 

Специфичную группу ключевых правомочий и свобод личности образуют социально ‒ экономические правомочия и свободы.

Данная категория охватывает комплекс правомочий: экономических, социальных и культурных. Данные группы правомочий касаются таких значимых областей жизни личности, как предпринимательская и другая финансовая направленность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить финансовые, культурные и иные общественно важные потребности личности [1, с. 78].

Основным источником правового регулирования сущности и видов социально ‒ экономических правомочий граждан выступает Основной Закон государства ‒ Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ 1993 г., относительно основных законов советского периода, исходит из принципиально другой идеологии при утверждении общественно ‒ финансовых правомочий и свобод.

В раннем подходе значительно проявлялась направленность на основополагающую роль государства в реализации общественно ‒ финансовых благ индивиду, которого оно, в определенной степени, окружало со всех сторон защитой. Индивид являлся только пользователем данных преимуществ, пассивным их потребителем по представлениям государства. Указанного плана интерпретация, заложенная в основополагающих началах, закономерно вытекала из того, что государство, по существу, являлось как единственный собственник всех общественных благ, средств производства, объектов духовного развития, общественной области, формально провозглашаемых общенародными. Оно объединяло в своих руках все функции по производству и распределению финансовых преимуществ, планировало становление экономики и духовной сферы, устанавливало фонды, штаты, планы любой организации, ориентир сумм в ту или другую область. Данные условия не могли не базироваться на финансово пассивном индивиде, не поощрять иждивенчество. Конкретно данная личность ‒ наемный труженик ‒ был необходим для страны ‒ собственника, и он за годы советской власти в достаточно больших масштабах образовался.

Финансовые правомочия индивидов советские конституции не закрепляли. Отказ от кардинального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, базирующаяся на финансовой заинтересованности, активности и ответственности индивида, не могли не привести к изменению роли страны в гарантированности общественно ‒ финансовых правомочий и свобод индивида. Оно уже не может быть единственным субъектом, который в полной мере отвечает за их исполнение и охрану. Ответственность переходит на всех представителей финансовой и общественной работы при повышающейся активности и индивидуальной ответственности самого лица.

Подобный современный комплекс гарантий общественно ‒ финансовых прав и свобод еще в необходимой мере не сформировался. Переход на рельсы рыночной экономики в настоящее время не обеспечивает исполнения тех социальных функций, которые характерны ее совершенным формам. А действовавшие прежде гарантии общественно ‒ финансовых правомочий и свобод уже существенно уменьшились. В связи с представленной насущной задачей является реальным переход к социально ориентированной финансовой реформе, курс на которую установлен как очередная задача страны. Государство из патерналистского обязано являться субсидиарным, то есть гарантируя условия для независимой, активной работы самого лица, осуществлять заботу о тех индивидах, которые в данном нуждаются по определенным причинам. Современная финансовая и социальная роль страны изменила характер государственных гарантий правомочий и свобод индивида в представленной сфере, но не снизила его ответственность за формирование комплекса данных гарантий [2, с. 93].

Общественная роль страны установлена в ст. 7 Основного Закона государства как одна из главнейших основ конституционного строя России.
Государственные гарантии общественно ‒ финансовых правомочий и свобод индивида объединяют в себя емкий комплекс форм влияния на их осуществление.

Укажем их:

1) нормативное утверждение данных условий финансовой работы всех ее субъектов, при которых индивид действительно обладает всеми конституционно гарантированными общественно ‒ финансовыми правомочиями и свободами;

2) предусмотрение гарантированной минимальной величины оплаты деятельности, государственных пенсий и пособий и других гарантии социальной; безвозмездность образования на основаниях, предусмотренных правовыми источниками; государственная помощь семьи, материнству, отцовству и детству, инвалидам, пенсионерам и пожилым индивидам, становление общественных служб;

3) реализация надзора за соблюдением правовых источников, обеспечивающего общественно ‒ финансовые правомочия и свободы;

4) формирование нормативных, политических, финансовых, организационных условий для помощи личной инициативе субъекта в экономической области;

5) продуктивная охрана социально ‒ экономических правомочий и свобод личности в закрепленных нормативными источниками формах, в том числе и судебная охрана [3, с. 99].

Применительно к каждой из разновидностей общественно ‒ финансовых правомочий и свобод роль страны как их гаранта имеет и особенные формы выражения.

К общественно ‒ финансовым правомочиям и свободам, предусмотренным в Основном Законе страны, относятся свобода предпринимательской работы, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и правомочие на труд в надлежащих условиях, правомочие на отдых, охрана семьи, правомочие социального обеспечения, правомочие на жилище, правомочие на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, правомочие на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания, правомочие пользования учреждениями культуры [4, ст. 34 ‒ 44].

Многие из этих правомочий и свобод предусматривались и в прежних конституциях.

Особенность действующего Основного Закона страны заключается не только в расширении перечня рассматриваемых правомочий и свобод, но и в иной трактовке их сущности.

Инициируя экономическую и общественную активность каждого индивида как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция предусматривает правомочие каждого на независимое применение своих способностей и имущества для предпринимательской и другой не запрещенной правовыми источниками финансовой работы (ст. 34).

В советские годы предпринимательская деятельность личности подавлялась, признавалась несовместимой с началом коллективного труда на предприятиях социалистического сектора. При этом ее область с течением времени постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное искоренение. Соответственно экономические правомочия сводились к праву труда на государственных предприятиях и в колхозах.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности ‒ правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах.

Пределы данной свободы детализированы в Гражданском кодексе РФ.

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Основной Закон страны закрепляет запрет на экономическую деятельность, ориентированную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Значимое место в системе социально ‒ экономических правомочий и свобод занимает правомочие частной собственности (ст. 35). Его конституционное установление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Включение данного предписания в ранее действовавшую Конституцию осуществлялось в жестком противоборстве реформаторских и антирыночных сил, представленных в составе бывшего Съезда народных депутатов государства.

Предусмотрение правомочия частной собственности подразумевало переход от ключевого постулата социалистической идеологии ‒ о концентрации всей собственности в руках страны. Документально она определялась общенародной, при этом индивид был отчужден от собственности [5, с. 9].

Финансовой базой социализма существовала и конституционно предусматривалась социальная, социалистическая собственность в формах государственной (общенародной) и кооперативно ‒ колхозной. Отметим, что формулировалась задача поднять последнюю до уровня общенародной. Частная собственность рассматривалась как база использования индивида индивидом.

За индивидом закреплялось исключительно правомочие личной собственности, объектом которой могли быть трудовые средства и сбережения, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего обихода и личного потребления и удобства.

Существовавшее в ранних конституциях положение, в соответствии с которым правовым источником допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, базирующееся на личном труде и исключающее использование чужого труда, носила, по сути, только документальный характер и не приобретала практической реализации. Таким образом, собственность личности, по сути, была полностью выведена из области социального производства.

Конституция 1978 г. в первоначальной редакции оставила в силе данные основные предписания о правомочии собственности личности, только незначительно расширив область индивидуальной трудовой работы, базирующейся, как и ранее, только на личном труде субъектов и участников их семей и применяемой в интересах социума.

Начавшаяся в 90 ‒ х годах перестройка финансовых отношений должна была приобрести конституционное утверждение, что касалось и форм собственности личности.

Изначально из Конституции 1978 г. была выведена статья о социалистической собственности и предусмотрена норма о том, что государство формирует условия, требуемые для становления разнообразных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту. Подчеркивалась также роль государства в формировании условий и поощрении хозяйственной инициативы, в развитии рыночного механизма[6, с. 112].

Последующими изменениями и дополнениями в Конституцию 1978 г. были предусмотрены предписания, конкретно говорящие о частной собственности (организаций и индивидов), о правомочии каждого быть собственником, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и иными объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими субъектами.

Конституция РФ 1993 г. признание и охрану частной собственности, равно как и иных форм, определила к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

В ч. 3 ст. 35 Основного Закона государства предусмотрено, что принудительное отчуждение предметов для государственных потребностей может быть реализовано только при условии предварительной и равнозначной компенсации.

Актуальный Основной Закон в отличие от предыдущего без каких ‒ нибудь оговорок и ограничений предусмотрел правомочие субъектов и их объединений иметь в частной собственности землю, независимо реализовывать владение, пользование и распоряжение землей и иными природными благами, не нанося вреда окружающей среде и не нарушая прав и легальных интересов других индивидов (ч. 1, 2 ст. 36). Укажем, что до сих пор трудность частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения не разрешена.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и основа правомочий индивида в сфере труда (ст. 37).

Первоначально в нашей стране правомочие на труд было предусмотрено в Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его сущность рассматривалась как правомочие на приобретение гарантированной деятельности с оплатой работы в соответствии с ее количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к указанной норме дополнительно правомочие на выбор специальности.

После детального изменения основы раздела «Государство и личность» в Конституции 1978 г. в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина основа правомочия на труд получила иное представление. Оно рассматривалось как правомочие независимо осуществлять выбор или соглашаться на род деятельности, распоряжаться своими способностями к труду и осуществлять выбор специальности и направленность деятельности.

Конституция 1993 г. более строго определила правомочия личности в области труда, применительно к рыночной экономике. Главный упор осуществлен на предусмотрение независимости деятельности, ее необходимых условий и правомочия личности независимо распоряжаться своим трудом. Данное содержание правомочий в области труда объективно определено изменением роли страны, переставшей быть единственным собственником всех средств производства и на основании данного, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым деятельности [7, с. 381].

При этом данное не подразумевает устранения страны от обеспечения правомочий индивидов в сфере труда. Ее значение в данном случае многоаспектно.

Государство:

1) не допускает принудительную деятельность;

2) утверждает правомочие на труд в условиях, отвечающих предписаниям безопасности и гигиены, правомочие на оплату за деятельность без какой ‒ либо дискриминации и не меньше закрепленной федеральным источником минимальной величины оплаты деятельности;

3) закрепляет правомочие на охрану от безработицы;

4) признает правомочие на индивидуальные и коллективные трудовые конфликты с использованием закрепленных федеральным актом способов их разрешения, в том числе правомочие на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» конкретно определил формы и способы осуществления данного правомочия.

Государство своей политикой направлено образовывать и иные условия, способствующие экономическому становлению страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров сотрудников и управляющих; защите правомочий личности в области труда.

Функционируют многочисленные нормативные правовые акты (федеральные, межотраслевые, отраслевые), которые устанавливают государственные нормативные предписания защиты труда. При этом закреплено, что соответствующие нормативные правовые акты органов субъектов государства не могут содержать требования ниже государственных стандартов по охране труда.

Конституционная трактовка содержания правомочий в области труда полностью соответствует предписаниям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правомочиями неразрывно взаимосвязано правомочие на отдых (ч. 5 ст. 37). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных формировать для осуществления данного правомочия требуемые условия.

Значимую роль играет и деятельность самого индивида, который должен рационально и грамотно применять время отдыха.

Функции государства в данной области выражаются в закреплении посредством федерального закона разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска [8].

Общественное становление социума в существенной степени зависит от статуса его основной ячейки ‒ семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Основного Закона государства предусмотрено общее предписание о том, что они находятся под охраной страны.

Развернутый комплекс финансовых гарантий материнства и детства закрепляется в федеральных актах. Он устанавливает группу разного характера пособий, материальных и иных средств, взаимосвязанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью.

Ст. 38 Основного Закона государства закрепляет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание ‒ равнозначное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К группе общественно ‒ финансовых правомочий и свобод относится и правомочие на общественное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных правовыми источниками (ч. 1 ст. 39).

Сущностью указанного права выступает, в первую очередь, гарантированная возможность приобретать государственные пенсии и общественные пособия. При этом федеральный источник закрепляет минимальную величину пенсий и пособий. Кроме них поощряются добровольное общественное страхование, формирование дополнительных форм общественного обеспечения и благотворительность, которые приобретают в последнее время конкретное становление (ч. 3 ст. 39).

Конституционно предусматривается право на жилище (ст. 40). Оно объединяет:

1) охрану жилища, в силу которой никто не может быть самовольно лишен жилища;

2) поощрение государственными структурами и местными органами жилищного строительства и формирование условий для реализации права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, другим предусмотренным в правовых источниках индивидам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, совершенствуется комплекс ссуд на данное, не облагаемых налогом.
Право на защиту здоровья и медицинскую поддержку (ст. 41) подразумевает безвозмездность последней в государственных и муниципальных организациях здравоохранения за счет сумм определенного бюджета, страховых взносов и иных средств.

В современных финансовых условиях к делу защиты здоровья подключается, в том числе, и частный комплекс здравоохранения, совершенствованию которого содействует государство. При этом отставание становления и финансирования всей общественной области в современное время существенно отразилось и на осуществлении права индивидов на защиту здоровья. Медицинские орагнизации не в состоянии предоставлять необходимую помощь больным из ‒ за отсутствия в ряде случаев требуемого оборудования, медикаментов и иных средств. Высокая стоимость медикаментов ограничивает возможность многих пациентов ими пользоваться [9].

Принимая во внимание практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо предусматривает, что сокрытие должностными субъектами фактов и обстоятельств, формирующих угрозу для жизни и здоровья индивидов, влечет за собой ответственность на основании правовых источников страны.

Каждый обладает правом на благоприятную окружающую среду, достоверные сведения о ее состоянии и на компенсацию вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Определение «окружающая среда» объединяет все элементы природной области, потребителем которых выступает индивид (вода, воздух и прочие), а также те, которые оказывают на него влияние (шумы, вибрация и иные). Право на благоприятную окружающую среду, то есть такую, которая не приносит вред индивиду, тесно взаимосвязано с правами индивида на жизнь, на защиту здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду выражается, в первую очередь, в нормативном предусмотрении комплекса нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъектами, деятельность которых воздействует на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства выступает не исключительно индивид, но и сама природная среда, строгое нормирование максимально допустимых норм ее применения, нагрузки на нее. Ключевой нормативный правовой источник, координирующий отношения в указанной области ‒ Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7 ‒ ФЗ [10].

К числу общественно ‒ финансовых прав и свобод относится право на образование (ст. 43).

Каждому гарантируется общедоступность и безвозмездность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной базе безвозмездность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных организациях в границах государственных образовательных стандартов, если образование указанного уровня индивид приобретает в первый раз.

Осуществление данного права предоставляет возможность приобрести общеобразовательную и профессиональную подготовку, требуемую для реализации трудовой работы, для содержательной духовной жизни.
В данном заинтересованы не только сам индивид, но и государство, социум в целом в связи с потребностями развивающегося производства и иных областей в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными актуальными профессиями.
Поэтому Основной Закон страны предусмотрел обязательность основного общего образования. Родители или субъекты, их заменяющие, обязаны обеспечить приобретение детьми данного образования (ч. 4 ст. 43).

Учащимся и студентам в определенных случаях предоставляются государственные стипендии и разного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и другие).

Наряду с государственными развивается и комплекс частных платных образовательных организаций разного характера. Они выступают дополнением государственной системы и ориентированы способствовать применению разных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в приобретении желательного им комплекса знаний.

Поддерживая разные формы образования и самообразования, государство предусматривает федеральные государственные образовательные стандарты.

Согласно ст. 44 Основного Закона государства каждому обеспечивается независимость литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Государство обеспечивает доступность всех достижений культуры для индивидов, где бы они ни проживали. Данное гарантируется общедоступностью ценностей национальной и мировой культуры, находящихся в государственных и социальных фондах, становлением и равномерным размещением культурно ‒ просветительных учреждений на территории страны, становлением телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, комплекса библиотек, расширением культурного обмена с иностранными государствами.

Существенным условием обеспечения независимости научного, технического и художественного творчества выступает снятие действовавших ранее идеологических ограничений, затрагивающих не исключительно науку, и, в первую очередь, социальную, но и искусство, художественные направления. При этом благоприятное значение указанного фактора снижается слабой поддержкой науки и искусства страной, по ‒ прежнему остаточным началом финансирования организаций указанного рода.

Вопросу исследования общественно ‒ финансовых прав индивидов в нашей стране уделяли внимание многие российские исследователи.

Так, в частности, Р. В. Енгибарян и Э. В. Тадевосян разбивают социально ‒ экономические права на две группы: 1) экономические права и свободы, 2) социальные и культурные права. К числу важнейших экономических прав и свобод человека и гражданина, по их мнению, относится право частной собственности и ее наследования, свобода экономической (в том числе и предпринимательской) деятельности, право на труд и свободу труда, право на забастовку и другие [11, с. 32]. Что касается второй группы прав по данной классификации, то это права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на отдых и жилище, на образование и свободу образования, на социальное обеспечение, свободу совести, религии и культа, свободу творчества и право на свободный доступ к культурным ценностям, информации и другие.

В. Н. Скобелкин, В. Д. Перевалов в отдельные группы выделяют экономические (ст. ст. 34 ‒ 37 Конституции), социальные (ст. ст. 38 ‒ 41), экологические (ст. 42), культурные (ст. ст. 43 ‒ 44) права [12, с. 299]. Единообразного подхода к пониманию деления социально ‒ экономических прав на виды, в юридической науке нет.

Таким образом, система социально ‒ экономических прав граждан в Российской Федерации представлена в Основном Законе государства ‒ Конституции РФ. Конституция от 12 декабря 1993 года в истории Конституции нашей страны является наиболее совершенной, это касается и системы социальных и экономических прав. Конституционно в нашей стране гарантированы: право на экономическую деятельность, право частной собственности, право на социальное обеспечение, защита материнства, семьи и детства, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и некоторые другие виды прав анализируемой группы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.014 с.)