Особенности реализации социально – экономических прав граждан в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реализации социально – экономических прав граждан в РФ



 

Реализация как одна из ключевых форм выражения обеспечения прав и свобод личности подразумевает их претворение в жизнь, воплощение в реальную действительность на основе правомерного поведения субъектов.

Актуальность осуществления прав и свобод индивида в теоретическом и практическом аспекте заключается в том, что конкретно посредством своего осуществления права и свободы приобретают действенность и реальность, обеспечивая тем самым их обладателям возможность удовлетворения разных потребностей и интересов.

Осуществление прав и свобод индивида реализуется в ходе претворения субъектами поведения предписаний правовых источников.

Под осуществлением права в самом широком понимании подразумевается его претворение в жизнь, действительное воплощение сущности правовых предписаний в непосредственное поведение субъектов. Осуществление прав и свобод личности это есть ни что другое, как практическая работа индивидов по реализации прав. Обладатель права его применяет. При этом необходимо указать, что соблюдение и осуществление как формы реализации права относятся к иным субъектам правовых отношений, которые обеспечивают право на применение. Другими словами, это воплощение в поступках индивидов тех предписаний, которые в общей форме проявлены в положениях права. Осуществление прав и свобод индивида есть конкретный итог их обеспечения, непосредственное выражение. Соответственно индивиды осуществляют свои права в форме применения (выражается в реализации возможностей, вытекающих из дозволений). При этом енобходимо согласиться с мнением исследователей, утверждающих, что осуществление прав и свобод индивида взаимосвязано, в первую очередь, с управомочивающими положениями. Конкретно управомочивающие, но не обязывающие и запрещающие предписания предоставляют обладателю прав и свобод возможность независимого выбора в отношении их применения. Индивид независимо принимает решение о том, когда, как, какими конкретно способами и средствами из легально закрепленных осуществлить свое право или свободу, и необходимо ли осуществление в целом.

В качестве условий осуществления общественно ‒ финансовых прав и свобод в нашей стране необходимо указать следующие:

— провозглашение нашего государства общественным, политика которого ориентирована на формирование условий, обеспечивающих достойную жизнь и независимое становление индивида;

— развивающуюся экономику;

— финансовую базу, без которой осуществление общественно ‒ финансовых прав через сформированный сколько угодно удобный и доступный каждому аппарат практически не возможно.

Осуществление прав и свобод индивида возможен в том случае, если на государственном уровне будет определена продуктивная и действительно функционирующая система гарантий их охраны и осуществления.

Государственные гарантии общественно ‒ финансовых прав и свобод индивида объединяют в себя широкий комплекс форм воздействия на их исполнение. Е.И. Козлова указывает следующие:

1) нормативное утверждение таких условий финансовой работы всех ее субъектов, при которых индивид действительно обладает всеми конституционно признанными общественно ‒ финансовыми правами и свободами;

2) предусмотрение гарантированности минимальной величины оплаты деятельности, государственных пенсий и пособий и другие гарантии общественной охраны; безвозмездность образования на основаниях, закрепленных правовыми источниками; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых индивидов, становление общественных служб;

3) осуществление надзора за соблюдением правовых источников, обеспечивающих общественно ‒ финансовые права и свободы;

4) формирование нормативных, политических, финансовых, организационных условий для поддержки личной инициативы индивида в финансовой области;

5) продуктивная охрана общественно ‒ финансовых прав и свобод индивида в предусмотренных правовыми источниками формах [13, с. 22].

Безусловным фактом выступает то, что особое место в данном комплексе определено нормативным гарантиям. Они объединяют в себя не только меры по защите и охране прав и свобод индивида, но и правовую ответственность в случаях ущемления прав, а также невыполнения либо ненадлежащего осуществления возложенных законодателем обязанностей.

Охрана как форма обеспечения прав и свобод ‒ это реализуемая всеми правовыми способами работа компетентных субъектов по восстановлению нарушенных и (или) признанию оспариваемых (оспоренных) прав и свобод индивида.

При этом хотелось бы отметить одну существенную особенность охраны. Особенное назначение указанной формы обеспечения прав личности выражается в том, что она проявляется только в случае осуществления противоправного деяния и проявляется в конкретном применении правовых санкций к индивидам осуществившим правонарушения.

Восстановление прав и свобод индивидов необходимо анализировать как атрибут их охраны, так как в данном случае раскрывается гуманная сущность права, а также оказывается содействие в раскрытии правонарушений и ликвидации причин, способствующих их осуществлению.

Исходя из того, что Основным Законом страны определен широкий спектр способов охраны прав и свобод индивида «признание данных прав; восстановление положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право; принуждение к реализации обязанности в натуре; прекращение или изменение правового отношения; взыскание с индивида, нарушающего право, причиненных убытков», речь, в первую очередь, идет о мерах по восстановлению нарушенного права.

В.В. Копейчиков справедливо указывает, что восстановление нарушенных субъективных прав, действия по их охране могут проявляться в разных вариантах: «компенсация потерпевшему вреда в тех или других формах, пресечение и запрет осуществлять впредь действия, нарушающие права индивидов и другие». При этом необходимо дополнительно обратить внимание на то, что материальная форма компенсации вреда должна сочетаться с моральной (принесение извинения, выступление в средствах массовой информации с опровержением неправомерных данных, послуживших причиной нарушений прав и свобод личности и другие) [14, с. 34].

Национальная Конституция предусмотрела комплекс гарантий, закрепив в ч. 1 ст. 45 гарантированность охраны прав и свобод личности на государственном уровне.

При этом группу субъектов охраны прав и свобод образуют: государство, общественные объединения, индивиды, международные правозащитные учреждения. При нарушении общественно ‒ финансовых, равно как и иных прав, каждый обладает правом охранять их всеми способами, не запрещенными правовыми источниками. Данное предполагает возможность каждого обращаться в государственные структуры, местные органы, а также в суд.

Наиболее продуктивным механизмом охраны нарушенных либо оспариваемых прав индивида, ведь правосудие, охрана конституционных прав и свобод личности ‒ главная функция у судебной власти.

В нашей стране функция судебного конституционного нормоконтроля возложена на Конституционный Суд государства, а также конституционные (уставные) суды субъектов страны возложена функция судебного конституционного нормоконтроля.

Одной из отличительных черт осуществления общественно ‒ финансовых прав индивидов является присутствие комплекса социальной охраны.

Социальная охрана выражает собой политику страны, ориентированную на обеспечение общественных, финансовых, политических и иных прав и гарантий индивида вне зависимости от его пола, национальности, возраста, места жительства и иных фактов.

Следовательно, социальной охране подлежат все конституционные права и свободы индивида. В актуальном общественном законодательстве РФ определение «социальная защита» применяется в сравнительно узком понимании: оно выражает политику страны, ориентированную на обеспечение прав и свобод индивида в области уровня жизни. Вместе с тем, комплекс социальной охраны народа объединяет в себя правовое предусмотрение минимальных гарантий, предоставляемых государством (или под его надзором) любому индивиду, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от его трудового периода, величины страховых взносов и иных.

Таким образом, социальная охрана народа ‒ это комплекс мер нормативного, общественно ‒ финансового и организационного плана, гарантированный и осуществляемый государством, для обеспечения достойной жизни индивида, то есть его финансовой обеспеченности на уровне стандартов актуального становления социума и доступа к ценностям культуры. Осуществление общественных прав и свобод индивида ‒ одна из наиболее острых трудностей в стране. Документально Основной Закон страны предусмотрел ключевые общественные права индивидов, но в нем не указываются предписания относительно механизма исполнения общественных гарантий. Продуктивность деятельности общественной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Средства по общественному страхованию осуществляются из страховых фондов, в которых объединяются собранные в виде налогов суммы. А государственные вложения реализуются за счет ассигнований из бюджетных сумм (федеральных и местных бюджетов). В результате, суммы на общественное обеспечение объединяются, в первую очередь, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Таким образом, осуществление общественно ‒ финансовых прав индивидов выражает собой ни что другое, как практическую работу лиц по исполнению представленных прав. Одной из ключевых отличительных особенностей осуществления общественно ‒ финансовых прав индивидов является присутствие в государстве действительного механизма охраны нарушенных прав. Конституция РФ как Основной Закон государства предусмотрела теоретические основы общественных и финансовых прав индивидов, но на практике, в ходе осуществления указанных прав, образуются существенные сложности. Государство не всегда в полной мере может осуществить конституционные предписания, во многом из ‒ за недостаточности материальных сумм.

 

 

1.3 Особенности реализации социально – экономических прав граждан на территории отдельных субъектов РФ на примере Челябинской области

 

На территории Челябинской области осуществляют деятельность органы законодательной, исполнительной и судебной власти уровня субъекта РФ.

Законодательная власть в Челябинской области представлена Законодательным Собранием Челябинской области.

Структурным элементом Законодательного Собрания выступает Комитет по социальной и молодежной политике, культуре и спорту.

Комитет Законодательного Собрания по социальной и молодежной политике, культуре и спорту осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

— реализация прав и свобод человека и гражданина в социально ‒ экономической сфере, в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, признаваемых и гарантируемых Конституцией Российской Федерации и соответствующих общепризнанным принципам и нормам международного права;

— социальная поддержка и социальное обслуживание населения;

— охрана здоровья населения;

— наука, образование, здравоохранение, культура, спорт;

— материнство, отцовство, детство, молодежь;

— защита прав детей, опека и попечительство;

— миграционная политика;

— защита трудовых, социально ‒ экономических прав граждан, труд и занятость населения;

— по поручению Законодательного Собрания решение иных вопросов, относящихся к ведению комитета.

На территории Челябинской области механизм реализации социально ‒ экономических прав определен нормативно ‒ правовыми источниками как федерального, так и регионального уровня.

Отметим, что на протяжении трех предшествующих лет, на территории субъекта была реализована Ведомственная целевая программа «Реализация единой государственной политики в области социально ‒ экономического развития Челябинской области» на 2012 ‒ 2014 годы, утвержденная приказом Министерства экономического развития Челябинской области от 31.08.2011 г. № 109.

Целью данной программы выступает обеспечение осуществления общей государственной политики общественно ‒ финансового становления Челябинской области в 2012 ‒ 2014 годах.

Задачи программы:

1)формирование концептуальных, стратегических и прогнозных материалов;
2) содействие увеличению инвестиционной привлекательности и привлечению средств в экономику представленного субъекта страны;

3) участие в образовании и осуществлении областного заказа на статистические сведения для органов исполнительной власти представленного субъекта страны;

4) осуществление оценки продуктивности работы органов исполнительной власти (местных органов) и внедрение механизмов бюджетирования, направленного на итог (в пределах административной реформы в представленном субъекте страны);

5) становление общественного партнерства на базе трехстороннего регионального соглашения на 2011 ‒ 2013 годы между Объединением организаций профессиональных союзов «Федерация профсоюзов субъекта РФ», Челябинскими региональными объединениями работодателей «ПРОМАСС», «Союз промышленников и предпринимателей» и Правительством анализируемого субъекта страны;

6) формирование условий для продуктивного осуществления полномочий Минэкономразвития.

Обеспечение осуществления общей государственной политики общественно ‒ финансового становления представленного субъекта РФ выступает одним из стратегических приоритетов образования сбалансированной экономики субъекта РФ.

Практика свидетельствует, что стабильность общественно ‒ финансового становления субъекта страны возможна исключительна в случае комплексного и последовательного подхода к осуществлению мер государственной политики, в том числе с применением программно ‒ целевого метода.

В связи с этим особенно существенное значение получает стратегическое планирование и прогнозирование общественно ‒ финансовых процессов, обоснование ключевых ориентиров инвестиционной политики и предвидение итогов принимаемых решений.

Продуктивное функционирование системы стратегического планирования и прогнозирования общественно ‒ финансовых процессов особенно актуально в время восстановления экономики.

Ключевыми мероприятиями Программы выступают:

— формирование концептуальных, стратегических и прогнозных материалов анализируемого субъекта страны;

— содействие увеличению инвестиционной привлекательности и привлечению капитала в экономику представленного субъекта РФ:

— участие в образовании и осуществлении областного заказа на статистические данные для органов исполнительной власти субъекта РФ:

— осуществление оценки продуктивности работы органов исполнительной власти (местных органов) и внедрение механизмов бюджетирования, направленного на итог (в пределах административной реформы в представленном субъекте страны):

Практика реализации ведомственной программы следующая.

1.Увеличение объема валового регионального продукта с 757 млрд. рублей до 979, 2 млрд. рублей.

2.Увеличение объема валового регионального продукта на душу населения с 217 млрд. рублей до 280 млрд. рублей.

3.Увеличение размера реальной среднемесячной заработной платы с 101,7% до 105, 5%.

4.Доля населения с доходами ниже уровня прожиточного минимума с 10,4 до 10,2%.

Отметим, что на территории Челябинской области в сфере реализации охраны и защиты прав детей действует Закон Челябинской области «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» от 29 ноября 2001 г. № 54 ‒ ЗО.

Данный закон имеет целью обеспечение гарантий прав детей в Челябинской области.

Задачами анализируемого закона являются;

— создание механизма охраны прав детей и защиты их от любых форм дискриминации в обществе, семье, детских учреждениях;

— создание благоприятных правовых, социальных, экономических и экологических условий жизни детей в Челябинской области, необходимых для их физического, умственного, духовного, нравственного развития;

— определение источников средств, направляемых на социальную поддержку детей, и определение форм участия государственных органов, юридических и физических лиц в их распределении.

В качестве одного из нормативно ‒ правовых регуляторов обеспечения реализации прав граждан в анализируемой сфере, отметим Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» от 30 ноября 2004 года № 1527 ‒ ЗО.

Ч. 2 ст. 5 данного закона области указывает перечень основных видов образовательных учреждений на территории субъекта.

Данным Законом области закрепляется виды образовательных учреждений, находящиеся в ведении области, полномочия органов государственной власти в сфере образования, меры социальной поддержки работников, обучающихся, воспитанников областных государственных образовательных учреждений.

Таким образом, на территории Челябинской области реализация социально ‒ экономических прав граждан осуществляется правовыми источниками как федерального уровня, так и уровня субъекта РФ. На территории анализируемого субъекта принимаются ведомственные целевые программы по развитию государственной политики в социально ‒ экономической сфере. По результатам реализации мероприятий данных программ подводятся итоги, выводы. В сфере образования, здравоохранения, защиты материнства, семьи и детства и других на уровне областных законов осуществляется предметное регулирование вопросов реализации.

 

Выводы по главе

Подводя итог данной главы остановимся более детально на следующих обобщающих выводах.

Прежде всего, отметим, что Российская Федерации ‒ это государство, в котором человек с его правами и свободами признается конституционно высшей ценностью.

Права и свободы человека и гражданина находят свое законодательное отражение в основном Законе страны в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Права и свободы человека и гражданина подразделяются на виды в зависимости от сферы жизни общества и сферы их практической реализации на: личные, социальные, экономические, культурные и политические.

Социальные и экономические права многие российские исследователи объединяют в одну классификационную группу.

Экономическая права представляют собой совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. В Конституции Российской Федерации законодательно закреплены следующие виды экономических прав: право на свободу экономической деятельности, предпринимательской деятельности, право частной собственности и некоторые другие.

Социальные права представляют собой совокупность конституционных прав человек, дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и некоторые другие.

Реализация социально ‒ экономических прав ‒ это фактическое претворение конституционных предписаний в жизнь. Реализовать социальные и экономические права в полной мере человек самостоятельно не может.

В механизм реализации непосредственно включены также уполномоченные государственные органы. При нарушении социальных и экономических прав, человек может осуществить их защиту, путем установленных законом способов. На территории отдельных субъектов РФ в целях реализации социальных и экономических прав граждан, а также государственной политики в данной сфере, принимаются правовые источники уровня соответствующих субъектов РФ, в том числе и ведомственного уровня.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.162 (0.033 с.)