ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РФ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РФ



ВВЕДЕНИЕ

В целях проведения полного и всестороннего исследования была выбрана тема «Социально ‒ экономические и культурные права граждан РФ».

Права человека и гражданина в Российской Федерации конституционно подразделяются на несколько групп в зависимости от сферы жизни общества: личные, социальные, экономические, политические и культурные.

Произведем детальное исследование социальных, экономических и культурных прав граждан. При этом социальные и экономические права граждан объединим в одну группу.

Выбор данной темы связан с тем обстоятельством, что данные категории прав граждан наиболее активно используются и реализуются в повседневной жизнедеятельности, они приближены к жизни каждого человека.

Так, в частности, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ определяет право граждан, исследуемой нами категории, а именно «каждый имеет право на образование». Кроме того, ч. 3 ст. 43 указывает «каждый обладает правом на конкурсной базе безвозмездно приобрести высшее образование в государственной или муниципальной образовательной организации и на предприятии».

Отметим, что в Челябинской области в 2015 г. данным правом активно воспользовалось значительное количество абитуриентов. Студенты поступали в Российскую академию правосудия, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет и некоторые другие.

В данных образовательных учреждениях многие абитуриенты смогли выдержать конкурсные испытания и поступить на обучение по бюджетной основе. Данный факт свидетельствует о том, что конституционные положения «живут» и населением страны активно реализуются.

Исследованию прав граждан уделяли и уделяют в настоящее время внимание многие ученые. Укажем наиболее определяющие труды российских исследователей:

— Дзыбова Саида Гиссовна «В вопросу о понимании прав человека в современной теории государства и права»;

— Киреев Валерий Витальевич «Свободное развитие человека и государственное принуждение в контексте совершенствования Конституции РФ»;

— Ройзман Григорий Борисович «Понятие и юридическая природа конституционных ценностей»;

— Томилина Елена Николаевна «Особенности конституционно ‒ правового статуса личности в правовом государстве»;

— Шемятинкова Ольга Олеговна «Классификация прав человека» и некоторые другие.

Научная новизна работа заключается в том, что автор уделил внимание не только исследованию социально ‒ экономических и культурных прав граждан в РФ, но также рассмотрел особенности реализации социально ‒ экономических прав на территории отдельного субъекта РФ (на примере, Челябинской области), применительно к культурным правам ‒ осуществил анализ проблемных вопросов реализации.

Гипотеза исследования «Может ли государство считаться правовым, если в нем, несмотря на нормативное предусмотрение прав личности, не функционируют действительные практические способы осуществления представленных прав».

Объектом исследования являются конституционно ‒ правовые отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования ‒ отдельные статьи Конституции РФ, других нормативно ‒ правовых актов, разделы учебной литературы и соответствующие положения материалов периодической печати.

Проведение дипломного исследования осуществляется в достижении цели ‒ реализовать полный и детальный анализ социально ‒ экономических и культурных прав граждан в РФ, рассмотреть особенности реализации социально ‒ экономических прав граждан в РФ на примере отдельного субъекта ‒ Челябинской области.

Задачи дипломного исследования:

— рассмотреть социально – экономические права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности;

— изучить особенности реализации социально – экономических прав граждан в РФ;

— проанализировать особенности реализации социально – экономических прав граждан на территории отдельных субъектов РФ на примере Челябинской области;

— исследовать культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности;

— сформировать знания об особенностях реализации культурных прав граждан в РФ;

— рассмотреть проблемные аспекты реализации отдельных культурных прав граждан в РФ.

Методологическая основа исследования включает в себя: теоретический анализ, систематизацию полученных знаний по теме, обобщение обших результатов проведенного исследования (подведение итогов).

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ходе жизнедеятельности каждым человеком. Дипломное исследование носит направленный характер не только на сами конституционные разновидности социально ‒ экономических и культурных прав граждан, но также на основные практическое способы осуществления данных прав.

По итогам выполнения отдельных глав дипломной работы будут подводиться промежуточные итоги, по результатам дипломного исследования в целом, будут подведены обобщаюшие выводы и результаты.

Структурными элементами дипломной работы выступают: введение, основная часть, включающая в себя две главы по три параграфа в каждой, заключение, список использованных источников и приложение.

 


 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РФ

 

Выводы по главе

Подводя итог данной главы остановимся более детально на следующих обобщающих выводах.

Прежде всего, отметим, что Российская Федерации ‒ это государство, в котором человек с его правами и свободами признается конституционно высшей ценностью.

Права и свободы человека и гражданина находят свое законодательное отражение в основном Законе страны в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

Права и свободы человека и гражданина подразделяются на виды в зависимости от сферы жизни общества и сферы их практической реализации на: личные, социальные, экономические, культурные и политические.

Социальные и экономические права многие российские исследователи объединяют в одну классификационную группу.

Экономическая права представляют собой совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. В Конституции Российской Федерации законодательно закреплены следующие виды экономических прав: право на свободу экономической деятельности, предпринимательской деятельности, право частной собственности и некоторые другие.

Социальные права представляют собой совокупность конституционных прав человек, дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. К социальным правам относятся: право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и некоторые другие.

Реализация социально ‒ экономических прав ‒ это фактическое претворение конституционных предписаний в жизнь. Реализовать социальные и экономические права в полной мере человек самостоятельно не может.

В механизм реализации непосредственно включены также уполномоченные государственные органы. При нарушении социальных и экономических прав, человек может осуществить их защиту, путем установленных законом способов. На территории отдельных субъектов РФ в целях реализации социальных и экономических прав граждан, а также государственной политики в данной сфере, принимаются правовые источники уровня соответствующих субъектов РФ, в том числе и ведомственного уровня.

 

 

ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РФ

Выводы по главе

 

Под культурными правами понимается закрепленная в законе возможность совершать определенные действия в сфере культуры. При этом разграничение прав человека по сферам общественной жизни является условным, и в ряде случаев одно и то же право можно причислить к разным категориям одновременно (например, право на образование различными авторами причисляется как к социальным, так и культурным).

К культурным правам относятся:

1. Право на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ 1993 г., где каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

2. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (академическая свобода), регламентирована ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, подразумевающие, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту этих свобод граждан, а с другой – государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости.

3. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям, получили закрепление в ч. 2 ст. 44 действующей Конституции РФ. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры.

Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле» закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание.

Правовое регулирование сферы культуры и культурных прав граждан на данном этапе развития национального права осуществлено достаточно полно и на достаточно высоком уровне.

Основные проблемы реализации духовно – культурных прав имеют социально – экономический характер. В этой связи, представляется необходимым развитие стимулирующих мер экономического характера в сфере культуры в виде премий, финансирование сфер культуры и науки средствами федерального, регионального либо муниципального бюджета.

Таким образом, в Российской Федерации культурные права человека и гражданина играют основную роль в рамках развития полноценной личности, поэтому они получили закрепление в Конституции 1993 г., в связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления обязаны поддерживать развитие культуры в обществе всеми силами и средствами, находящимися в их распоряжении, а гражданам в свою очередь необходимо уделять большее внимание данной категории прав посредством участие в культурной жизни общества, доступа к культурным ценностям и развитию собственных сил в рамках свободы творчества, литературы и науки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проведенного исследования, подведем обобщающие итоги и сформулируем выводы по теме.

Социально – экономические и культурные права – это конституционные права человека в социально – экономической и духовной сферах, призванные гарантировать свободу развития личности и достойный уровень жизни. Их можно объединить общим названием «социальные права».

В более узком, или специальном, значении выделяются три относительно обособленные группы прав – экономические, социальные и культурные права. Это соответствует классификации, принятой в международно – правовых документах (например, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и ратифицированном СССР в 1973 году).

В такой же последовательности данные права расположены и в действующей Конституции РФ.

К числу экономических прав Конституция относит: свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности или право на экономическую деятельность (ст. 34); право частной собственности (ст. 35), в том числе право частной собственности на землю (ст. 36); трудовые права: свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых (ст. 37).

В числе социальных прав Конституция называет охрану семьи, материнства и детства (ст. 38); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на жилище (ст. 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

К культурным правам Конституция отнесла право на образование (ст. 43), на свободу творчества на участие в культурной жизни.

В рамках работы над представленной темой было рассмотрено понятие социально – экономические права граждан в РФ, их разновидности.

Большое внимание было уделено основам правового регулирования социально – экономических прав граждан в нашей стране.

Кроме того, отметим, что в рамках исследования первой главой дипломной работы были изучены особенности реализации социально – экономических прав граждан в РФ.

В качестве условий реализации социально ‒ экономических прав и свобод в России следует указать:

— провозглашение нашего государства социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

— развивающуюся экономику;

— материальную основу, без которой реализация социально ‒ экономических прав через созданный сколько угодно удобный и доступный каждому аппарат практически не возможна.

Необходимо указать, что практика реализации социально – экономических прав граждан была рассмотрена как на федеральном уровне, так и на примере отдельно взятого субъекта Российской Федерации – Челябинской области.

На территории Челябинской области реализация социально ‒ экономических прав граждан осуществляется правовыми источниками как федерального уровня, так и уровня субъекта РФ. На территории данного субъекта принимаются ведомственные целевые программы по развитию государственной политики в социально ‒ экономической сфере. По результатам реализации мероприятий данных программ подводятся итоги, выводы. В сфере образования, здравооохранения, защиты материнства, семьи и детства и других на уровне областных законов осуществляется предметное регулирование вопросов реализации.

В рамках работы над второй главой автор рассмотрел культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности. Было установлено, что комплекс правовых регуляторов культурных прав граждан в Российской Федерации охватывает как международные правовые акты, так и национальные. Систему источников правового регулирования культурных прав граждан в России можно признать полной.

В пределах исследования культурных прав граждан в России, автор уделил внимание практике реализации указанных правомочий в нашей стране. Были обнаружены определенные проблемные аспекты.

Многие правовые нормы декларативны и не подкреплены действенным механизмом реализации. Это касается льготных условий доступа творческих работников к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, представления льгот театрам, другим организациям культуры.

Несмотря на большое количество нормативных актов по различным аспектам культуры специальный нормативный акт по вопросам культурной деятельности отсутствует. Это влечет серьезные проблемы, связанные с государственной поддержкой концертных организаций.

Следующий проблемный момент реализации также связан с социально – экономическими факторами.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры.

В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры, благодаря поддержке со стороны Президента и Правительства Российской Федерации.

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что органы государственной власти и местного самоуправления обязаны поддерживать развитие культуры в обществе всеми силами и средствами, находящимися в их распоряжении, а гражданам в свою очередь необходимо уделять большее внимание данной категории прав посредством участие в культурной жизни общества, доступа к культурным ценностям и развитию собственных сил в рамах свободы творчества, литературы и науки.

Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены. Выбранная методологическая основа исследования эффективна.

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В целях проведения полного и всестороннего исследования была выбрана тема «Социально ‒ экономические и культурные права граждан РФ».

Права человека и гражданина в Российской Федерации конституционно подразделяются на несколько групп в зависимости от сферы жизни общества: личные, социальные, экономические, политические и культурные.

Произведем детальное исследование социальных, экономических и культурных прав граждан. При этом социальные и экономические права граждан объединим в одну группу.

Выбор данной темы связан с тем обстоятельством, что данные категории прав граждан наиболее активно используются и реализуются в повседневной жизнедеятельности, они приближены к жизни каждого человека.

Так, в частности, ч. 1 ст. 43 Конституции РФ определяет право граждан, исследуемой нами категории, а именно «каждый имеет право на образование». Кроме того, ч. 3 ст. 43 указывает «каждый обладает правом на конкурсной базе безвозмездно приобрести высшее образование в государственной или муниципальной образовательной организации и на предприятии».

Отметим, что в Челябинской области в 2015 г. данным правом активно воспользовалось значительное количество абитуриентов. Студенты поступали в Российскую академию правосудия, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет и некоторые другие.

В данных образовательных учреждениях многие абитуриенты смогли выдержать конкурсные испытания и поступить на обучение по бюджетной основе. Данный факт свидетельствует о том, что конституционные положения «живут» и населением страны активно реализуются.

Исследованию прав граждан уделяли и уделяют в настоящее время внимание многие ученые. Укажем наиболее определяющие труды российских исследователей:

— Дзыбова Саида Гиссовна «В вопросу о понимании прав человека в современной теории государства и права»;

— Киреев Валерий Витальевич «Свободное развитие человека и государственное принуждение в контексте совершенствования Конституции РФ»;

— Ройзман Григорий Борисович «Понятие и юридическая природа конституционных ценностей»;

— Томилина Елена Николаевна «Особенности конституционно ‒ правового статуса личности в правовом государстве»;

— Шемятинкова Ольга Олеговна «Классификация прав человека» и некоторые другие.

Научная новизна работа заключается в том, что автор уделил внимание не только исследованию социально ‒ экономических и культурных прав граждан в РФ, но также рассмотрел особенности реализации социально ‒ экономических прав на территории отдельного субъекта РФ (на примере, Челябинской области), применительно к культурным правам ‒ осуществил анализ проблемных вопросов реализации.

Гипотеза исследования «Может ли государство считаться правовым, если в нем, несмотря на нормативное предусмотрение прав личности, не функционируют действительные практические способы осуществления представленных прав».

Объектом исследования являются конституционно ‒ правовые отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования ‒ отдельные статьи Конституции РФ, других нормативно ‒ правовых актов, разделы учебной литературы и соответствующие положения материалов периодической печати.

Проведение дипломного исследования осуществляется в достижении цели ‒ реализовать полный и детальный анализ социально ‒ экономических и культурных прав граждан в РФ, рассмотреть особенности реализации социально ‒ экономических прав граждан в РФ на примере отдельного субъекта ‒ Челябинской области.

Задачи дипломного исследования:

— рассмотреть социально – экономические права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности;

— изучить особенности реализации социально – экономических прав граждан в РФ;

— проанализировать особенности реализации социально – экономических прав граждан на территории отдельных субъектов РФ на примере Челябинской области;

— исследовать культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности;

— сформировать знания об особенностях реализации культурных прав граждан в РФ;

— рассмотреть проблемные аспекты реализации отдельных культурных прав граждан в РФ.

Методологическая основа исследования включает в себя: теоретический анализ, систематизацию полученных знаний по теме, обобщение обших результатов проведенного исследования (подведение итогов).

Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ходе жизнедеятельности каждым человеком. Дипломное исследование носит направленный характер не только на сами конституционные разновидности социально ‒ экономических и культурных прав граждан, но также на основные практическое способы осуществления данных прав.

По итогам выполнения отдельных глав дипломной работы будут подводиться промежуточные итоги, по результатам дипломного исследования в целом, будут подведены обобщаюшие выводы и результаты.

Структурными элементами дипломной работы выступают: введение, основная часть, включающая в себя две главы по три параграфа в каждой, заключение, список использованных источников и приложение.

 


 

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН В РФ

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.018 с.)