Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реализации культурных прав граждан в РФ

Поиск

 

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным.

Сегодня на первый план выходит трудность гарантий осуществления культурных прав индивида, формирование правозащитных механизмов. Данное взаимосвязано, в первую очередь, с тем, что сами культурные права в случае их действительного обеспечения приобретают общественную ценность. И конкретно от государства зависит степень осуществления данных прав, и, следовательно, степень их общественной ценности. Государство ориентировано обеспечивать права и свободы в области культуры посредством их утверждения в отечественном законодательстве, а так же с помощью образования продуктивного механизма их осуществления и охраны.

Продуктивность осуществления прав и свобод в области культуры характеризуется системой факторов. Определяются отдельные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, присутствие кризисных проявлений в отдельных областях социальной жизни и другие), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные столкновения и другие), правовые (присутствие развитого комплекса правовых источников, в первую очередь, в области закрепления и охраны прав и свобод индивида, степень восприятия отечественными правовыми источниками общепризнанных предписаний международного права и другие).

В правовой науке отсутствует общность взглядов на трудность разновидностей гарантий прав и свобод в сфере культуры.

Можно определить следующие крупные группы данных гарантий:

1.международно – правовые (ратификация международно – правовых актов по правам человека, международно – правовая судебная охрана прав индивида, международно ‒ правовые санкции и другие);

2. внутригосударственные (политические, общественно – финансовые, правовые).

За последнее время существенно возросла роль международных форм и средств в осуществлении прав и свобод личности в целом и в сфере культуры конкретно.

Государство, присоединившись или подписав международно – правовой договор должно добросовестно обеспечить его реализацию. Международным организациям (ООН, Экономический и социальный совет) принадлежит право надзора за осуществлением принятых обязательств.

В последние годы значительно возросла роль международных судов в сфере охраны прав индивида. Примером данному выступает работа европейского суда по правам человека. По жалобам суд выносит вердикты, обязательные для стран – членов Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).

Международное право определяет общие права и свободы индивида, закрепляет их основу. Задача любой страны – не только их предусмотрение в отечественных правовых источниках, но и самое основное – их практическое исполнение [4, с. 30].

Безусловно, основополагающая роль в исполнении прав и свобод индивида принадлежит формированию продуктивного внутригосударственного механизма.

Он объединяет юридические, политические, общественно – финансовые, идеологические гарантии.

Под политическими гарантиями подразумевают такую конституционно предусмотренну. политическую организацию социума, которая не только формирует требуемые условия для широкого привлечения индивидов к управлению делами страны, но и возможность активного осуществления участниками социума любых прав и свобод, в том числе и в области культуры.

Общественно – финансовые гарантии прав и свобод индивида объединяют:

а) нормативное предусмотрение таких условий финансовой работы в государстве, при которых любой индивид действительно обладает всеми конституционными признанными правами и свободами;

б) закрепление гарантированного минимума величины оплаты деятельности, государственных пенсий, пособий и иные, безвозмездность образования, государственная помощь слабозащищенных слоев народа;

в) формирование финансовых, организационных условий для поддержки личной инициативы индивида;

г) реализация надзора за соблюдением правовых предписаний, обеспечивающих права и свободы индивида в общественно – финансовой области, продуктивная их охрана.

Общественно – финансовые гарантии подразумевают необходимое финансовое обеспечение всего комплекса мер по охране прав и свобод индивидов.

Применительно к культурным правам индивида общественно – финансовые гарантии имеют особенные формы проявления. Они проявляются, в первую очередь, в необходимом финансировании организаций культуры, обеспечении такого уровня жизни, который обеспечивал бы исполнение права индивидов на участие в культурной жизни, пользование организациями культуры, доступ к культурным ценностям.

Увеличение уровня финансового благосостояния индивидов формирует положительные предпосылки для их активного участия в культурной жизни. Более того, уровень финансового обеспечения народа конкретно воздействует на уровень самосознания индивидов, должный психологический климат, уверенность индивидов в незыблемости их прав и свобод, в том числе в области культуры.

Специфичное место в комплексе гарантий прав и свобод индивида принадлежит правовым гарантиям. Правовые гарантии выражают собой правовые предписания, предусматривающие права и свободы индивида в сфере культуры, и существующий в государстве правозащитный механизм их защиты и действительного обеспечения.

В юридической литературе определены отдельные классификации правовые гарантий.

Указываются отдельные разновидности правовых гарантий, в частности:

— по степени общности: гарантии, предусмотренные в конституции, законах и подзаконных источниках; общие гарантии, относящиеся к любым правам и свободам, и специальные, обеспечивающие предусмотрение и осуществление права в какой – нибудь области;

— по функциям: гарантии осуществления и гарантии охраны (защиты) прав и свобод; стимулирующие, правообеспечительные, превентивные охранительные;

— по отраслевому свойству: конституционные (государственно – правовые), административно – правовые, уголовно – процессуальные [5, с. 18].

Правовые гарантии тесно взаимосвязаны с иными разновидностями гарантий. К примеру, очевидно, что действительность правовых гарантий во многом определена политическим строем социума, конституционным строем, предусматривающим права, свободы индивида (политические гарантии), общественно – финансовым становлением государства, уровнем финансового благосостояния индивидов, степенью их общественной защищенности (общественно – финансовые гарантии). Каждая из разновидностей гарантий в существенной степени обеспечивается исполнением иных разновидностей гарантий.

Безусловно, выражена взаимосвязь внутригосударственных и международных гарантий. Отечественные правовые источники все больше руководствуются началами и предписаниями международного права. Данная тенденция явно выражается и в национальных правовых источниках. В соответствии со ст. 15 Основного Закона страны общепризнанные начала и положения международного права и международные договоры государства выступают составным компонентом его правовой системы.

Индивид в случае нарушения его прав и свобод, в том числе в сфере культуры имеет право применять имеющиеся не только внутригосударственные механизмы охраны, но и обращаться в международные учреждения.

В последнее время культурным правам индивидов уделяется все большее внимание. При этом, необходимо указать, что это все еще наименее обеспеченная группа прав и свобод. Особенно актуальным выступает наряду с дальнейшим расширением указанных прав, формирование действительного механизма их осуществления и охраны. Достаточно значимо добиться понимания важности прав и свобод не только конкретным индивидам, но и социумом в целом.

Правовые источники страны предусматривают широкую группу обязанностей государства в области культуры, которые должны обеспечивать исполнение культурных прав индивида.

Праву индивидов на участие в культурной жизни и пользование организациями культуры корреспондирует обязанность государства по обеспечению условий для общедоступной культурной работы (работа по сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей).

Для осуществления представленного права индивидов государство обязано реализовывать поддержку организаций культуры. При потребности оно принимает долевое участие в финансировании негосударственных учреждений культуры. Более того, государство с помощью налоговых льгот, кредитов и иными способами призвано стимулировать образование и работу учреждений культуры. Государство, кроме всего, исполняет протекционизм (покровительство) в сфере культуры в целях охраны наименее защищенных категорий людей.

Актуальные правовые источники закрепляют, что проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов не должны реализовываться без обеспечения их объектами культуры с учетом градостроительных предписаний и потребностей народа [6, с. 44].

Основной Закона страны и актуальные правовые источники не только предусматривают права индивидов в сфере культуры, но и налагают на них конкретные обязанности.

На основании ст. 44 Основного Закона страны каждый должен заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Под историческим и культурным наследием подразумевают финансовые и духовные ценности, образованные в прошлом, а также памятники и историко – культурные территории и объекты, значимые для сохранения самобытности страны и ее народов, их выхода, их вклада в мировую цивилизацию. Индивиды, в собственности которых находятся объекты культурного наследия, должны соблюдать предписания их защиты, применения, учета и реставрации, предусмотренные действующими правовыми источниками.

При установлении возможного применения объекта культурного наследия принимаются во внимание следующие требования:

а) соответствие функционального применения объекта культурного наследия исторически сформировавшемуся назначению;

б) сохранение планировочной структуры, инженерно – конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов объекта культурного наследия;

в) точное соблюдение технических условий использования и содержания объекта культурного наследия.

Индивиды, учреждения, организации, причинившие ущерб памятнику истории и культуры должны восстановить их в прежнем состоянии, а при невозможности – компенсировать причиненный ущерб. За нарушение индивидами или должностными субъектами предписаний защиты и применения памятников истории и культуры предусмотрена административная ответственность. Более того, за нелегальный вывоз и ввоз культурных ценностей в соответствии с нормативными актами определены меры уголовной и административной ответственности. Вместе с тем, правовая основа не определяет никакой ответственности государства в случае неосуществления данных обязанностей. Закрепляется, что последующее становление правовой основы должно реализовываться с учетом международно – правового опыта.

Нормативные акты в области культуры, координирующие права и свободы индивидов объединяют в себе международно – правовые источники и внутренние (отечественные) правовые акты.

В международно – правовой области функционирует широкая группа правовых документов и положений, координирующих самые разные стороны культурной работы, предусматривающие права и свободы индивида в данной сфере.

К числу данного рода актов относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская культурная конвенция (1954), Конвенция об охране всемирного и культурного наследия (1972), многие иные международные пакты, ориентированные на образование и сохранение общего культурного пространства, касающиеся отдельных вопросов культурного направления.

Национальные правовые источники в области культуры объединяют федеральное акты и нормативные источники субъектов государства. Кроме данного в структуру отечественных правовых актов о культуре входят и нормативные источники, принятые органами местного самоуправления [7, с. 122].

Законодательство (как федеральное, так и субъектов страны), в свою очередь, состоит из законов и подзаконных регуляторов.

Федеральное законодательство, координирующее права и свободы индивидов в сфере культуры, объединяют, в первую очередь, Основной Закон государства, Закон РФ от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

На базе Конституции и Основ было принято множество законодательных источников, координирующих отношения в указанной области, в том числе: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально – культурной автономии», Федеральный закон от 26 мая 1996 г. «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Закон РФ от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле».

Вопросы культуры нашли проявление в группе базисных правовых источников, таких как Гражданский кодекс государства (в части координирования интеллектуальной собственности, единых начал работы учреждений и организаций), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части закрепления ответственности за нарушение предписаний сохранения, применения и защиты объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий, зон защиты и другие), Уголовный кодекс страны (в части ответственности за порчу и разрушение памятников истории и культуры, нарушение авторских и смежных прав, контрабанды культурных ценностей), Налоговый кодекс государства (в части налоговых льгот для учреждений и организаций культуры, реализующих конкретные разновидности деятельности). Отдельные стороны работы в области культуры нашли проявление так же в Земельном, Градостроительном кодексе страны, федеральных законах «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности». Более того, в области культуры функционирует большое число подзаконных регуляторов: указов Президента РФ, актов министерств и ведомств.

Рассматривая федеральные правовые регуляторы в сфере предусмотрения и охраны прав и свобод индивидов в области культуры необходимо отметить, что назрела потребность в их расширении и углублении содержания, в связи с чем, необходимо изменение актуальных и принятие новых нормативных предписаний, выражающих современный период становления социальных отношений.

Многие нормативные положения декларативны и не подкреплены эффективным механизмом осуществления. Это касается льготных условий доступа творческих сотрудников к определенным организациям образования, библиотекам, музеям, представления льгот театрам, иным учреждениям культуры. Несмотря на существенное число правовых регуляторов по отдельным аспектам культуры специальный нормативный источник по вопросам культурной работы не принят. Это влечет значительные трудности, взаимосвязанные с государственной поддержкой концертных учреждений.

В современное время активно развивается правовая основа субъектов старны в сфере организации культурной работы.

Во многих субъектах приняты свои правовые регуляторы, ориентированные на сохранение и становление культурных ценностей, установление порядка их применения. К ним относятся законы о музеях и музейных ценностях, о библиотечном деле, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры).

Таким образом, для продуктивного осуществления и охраны культурных прав и свобод личности в нашей стране требуется как образование комплекса гарантий, предусмотренного в правовой основе, так и формирование механизма их действительного воплощения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 7794; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.013 с.)