Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемные аспекты реализации отдельных культурных прав граждан в РФ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Российская культура располагает огромным наследием и не менее значительным потенциалом развития. Она объединяет деятельность по сохранению объектов культурного наследия, развитию библиотечного, музейного, архивного дел, поддержке и развитию исполнительских искусств (в том числе театрального, циркового, музыкального), кинематографии, современного изобразительного искусства, сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации и развитию традиционной народной культуры, укреплению межрегиональных и международных связей в сфере культуры. Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса [9]. Из теории права известно, что норма права не самоценна, то есть не имеет смысла, если она не реализована в конкретных правоотношениях, если «право не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется». Культурные права в настоящее время широко реализуются огромнейшим кругом лиц, что, в частности, имеет большое значение для нашей страны, где не так много лет назад данные права систематически ограничивались (к примеру, запрещались к публикации многие произведения литературы, не были допущены в прокат по причинам политической цензуры многие фильмы). С одной стороны взятый в 90 – е годы курс на построение правового государства является неоспоримым благом, с другой стороны в молодом российском праве имеют место некоторые проблемы в сфере реализации прав человека, в том числе и духовно – культурных прав граждан. В большинстве случаев причинами проблем реализации культурных прав являются факторы социально – экономического характера. Это выражается в нескольких аспектах. После начала политических реформ в России в начале 90 – х годов, в сфере культуры произошли принципиальные и фундаментальные перемены в направлениях, методах, целях и способов регулирования данной сферы. Был устранен партийный диктат, к потребителю хлынуло большое количество произведений культуры, доступа к которым не было ранее. Наука, в особенности гуманитарные ее отрасли, перестали рассматриваться и преподаваться сквозь призму идеологических постулатов. Иначе говоря, была достигнута культурная свобода, о важности которой говорить не приходится. С другой стороны, данный процесс имел, в том числе, и негативные последствия. В частности, ранее, не смотря на идеологическое давление Коммунистической партии, существовала система стимулирования творческой и культурной деятельности. К примеру, литераторы могли вступить в Союз Писателей, членство в котором давало возможность заниматься творчеством, не заботясь о материальном достатке, поскольку членам Союза выплачивалась фиксированная заработная плата. Существовал ряд премий, которые также были эффективными стимуляторами творческой деятельности. Так же в качестве положительного момента можно выделить значительное финансирование фундаментальных наук, в особенности технических отраслей. Материальное положение деятелей науки было на достойном уровне, и граждане охотно посвящали себя научной, творческой и иной культурной деятельностью. В ходе политических и экономических реформ 90 – х годов, регулирование многих сфер общественной жизни претерпело значительные изменения. Основным регулятором стало не государственное планирование, а рынок. В том числе и в сферу культуры проникли многие элементы рыночных отношений, а финансирование науки и культуры происходило «по остаточному принципу», целое поколение писателей оказалось лишено возможности выйти к широкому кругу читателей. В силу этого большое количество научных разработок не могло найти применения, что спровоцировало массовую эмиграцию научной интеллигенции в страны Европы и Северной Америки. Также, уровень жизни рядовых деятелей культуры долгое время держался на крайне низком уровне, что привело к массовому уходу творческой интеллигенции в экономическую деятельность либо в массовую культуру [12, с. 97]. В то же время большое распространение получила массовая культура, которая отличалась, по мнению многих деятелей культуры, весьма низким художественным уровнем, но была более ликвидна с точки зрения получения дохода. Стоит отметить, что в начале 2000 – х годов ситуация несколько изменилась к лучшему, к примеру был проведен ряд программ по поддержке молодых ученых, основано несколько литературных премий, кинопремий, ежегодных музыкальных фестивалей. Таким образом, имеет место проблема реализации права на свободу творчества в связи с недостаточным финансированием важных для государства научных и культурных программ, в силу чего значительно снижается продуктивность культурной деятельностью. Исследователи считают целесообразным создание и развитие целостной и комплексной концепции адекватной политики государства в сфере регулирования культурных правоотношений. Следующий проблемный момент реализации также связан с социально – экономическими факторами, однако в данном случае речь пойдет о проблемах, связанных с реализацией права на доступ к культурным ценностям. Не смотря на то, что государством установлены доступные цены на пользование ценностями культуры, тем не менее, далеко не для всех граждан Российской Федерации представляется возможным посещение с культурными целями иностранных государств, а также городов – культурных центров России, как, к примеру, Москва или Санкт – Петербург в силу ограниченности финансовых возможностей. И хотя, имущественная дифференциация граждан не является предметом нашего исследования, по мнению некоторых исследователей, имущественное неравенство препятствует реализации, в том числе, и культурных прав. С другой стороны, можно справедливо заметить, что «Юридическое равенство представляет собой равную правоспособность граждан (равную возможность приобрести те или иные права на соответствующие блага или объекты). Однако это отнюдь не означает раздачи всех этих благ поровну каждому». В этой связи необходимо различать понятия юридического и фактического равенства. С другой стороны, в настоящий момент в связи с распространением сети интернет многие существовавшие ранее проблемы доступа к произведениям культуры утратили свою актуальность, поскольку на сегодня практически каждый гражданин Российской Федерации имеет возможность получения практически любой информации, в последние годы многие учреждения культуры стали предлагать электронные услуги, к примеру, многие российские музеи предлагают услугу электронной экскурсии. Считаем целесообразным дальнейшее развитие такого рода программ и сервисов для обеспечения равного доступа граждан к культурным ценностям. Опять – таки использование сети интернет также порождает проблемы, в особенности распространение материалов в сети интернет на сегодняшний день часто вступает в противоречие с авторскими правами, что противоречит принципу, закрепленному в ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которому, «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Как отмечает в своей научной статье на тему «Конституционные культурные права человека и гражданина: понятие, содержание и проблемы реализации» Ю.С. Кабанова Российская Федерация обладает огромным культурным потенциалом, но этот потенциал до сих пор используется не в полной мере. Реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре [8, с. 22]. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев общества, а также противоправные посягательства на объекты культуры. В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке культуры, благодаря поддержке со стороны Президента и Правительства Российской Федерации. Проведенный год культуры наметил множество направлений в сфере культурного развития страны в рамках, которых необходимо заниматься дальнейшим развитием культурной отрасли и вместе с тем культурных прав граждан, как основополагающих начал, по средствам которых человек и гражданин могут приобщиться к культуре российского общества [13]. Таким образом, в качестве основных проблем реализации культурных прав российские исследователи рассматривают затрудненность доступа граждан к культурным ценностям, проблематичность реализации права на свободу творчества в условиях рыночной экономики. В связи с чем целесообразно создание и осуществление ряда программ по поддержке и стимулированию культуры.
Выводы по главе
Под культурными правами понимается закрепленная в законе возможность совершать определенные действия в сфере культуры. При этом разграничение прав человека по сферам общественной жизни является условным, и в ряде случаев одно и то же право можно причислить к разным категориям одновременно (например, право на образование различными авторами причисляется как к социальным, так и культурным). К культурным правам относятся: 1. Право на образование, закреплено в ст. 43 Конституции РФ 1993 г., где каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 2. Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (академическая свобода), регламентирована ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, подразумевающие, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту этих свобод граждан, а с другой – государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости. 3. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям, получили закрепление в ч. 2 ст. 44 действующей Конституции РФ. Такое право принадлежит каждому, и его реализация связана главным образом с доступностью учреждений культуры. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О библиотечном деле» закрепляет право каждого гражданина независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, отношения к религии на библиотечное обслуживание. Правовое регулирование сферы культуры и культурных прав граждан на данном этапе развития национального права осуществлено достаточно полно и на достаточно высоком уровне. Основные проблемы реализации духовно – культурных прав имеют социально – экономический характер. В этой связи, представляется необходимым развитие стимулирующих мер экономического характера в сфере культуры в виде премий, финансирование сфер культуры и науки средствами федерального, регионального либо муниципального бюджета. Таким образом, в Российской Федерации культурные права человека и гражданина играют основную роль в рамках развития полноценной личности, поэтому они получили закрепление в Конституции 1993 г., в связи с этим органы государственной власти и местного самоуправления обязаны поддерживать развитие культуры в обществе всеми силами и средствами, находящимися в их распоряжении, а гражданам в свою очередь необходимо уделять большее внимание данной категории прав посредством участие в культурной жизни общества, доступа к культурным ценностям и развитию собственных сил в рамках свободы творчества, литературы и науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.222 (0.013 с.) |