Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовые основы гражданской обороны Российской Федерации40Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На разных этапах своего развития гражданская оборона регулировалась соот- ветствующей этим этапам нормативно-правовой базой. В период нахождения в веде- нии МЧС России сложилось современное правовое регулирование гражданской обо- роны, ее качественное преобразование и совершенствование. Организация и ведение гражданской обороны являются одной из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства. К сожалению, все чаще дают о себе знать крупномасштабные чрезвычайные ситуации как природного, так и техногенного характера – авария на Саяно- Шушенской ГЭС, шахте Распадской, лесные и торфяные пожары на Европейской ча- сти России, ситуация с АЭС в Японии, события в Краснодарском крае. Появляются новые виды эпидемий и болезней. Не становится более благоприятной военно-политическая обстановка, о чем свидетельствуют недавние события в Ливии, Ираке, Южной Осетии, Турции, Сирии. Таким образом, в современных условиях мероприятия гражданской обороны и защиты населения от различных угроз и вызовов становятся все более востребован- ными для нашего государства и общества. Одно из главных условий успешного функционирования систем – наличие ка- чественной и полной нормативно-правовой базы. «Любая деятельность по защите населения и территорий, как показывает опыт, если она не регламентирована закона- ми государства, обречена на низкую эффективность, либо даже на угасание. Более то- го, признавая полезность такой деятельности и ее необходимость, органы государ- ственной власти и управления, общественные организации, отдельные граждане не станут, как правило, относиться к ней по-настоящему ответственно и заинтересован- но, если отсутствуют соответствующие законы и другие нормативные правовые ак- ты»41. Правовыми основами в любой сфере общественных отношений выступают со- ответствующие нормативные правовые акты, их самостоятельные части (главы, пара- графы, статьи, пункты и т.д.) и отдельные нормы. Нормативные правовые акты под- разделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Все действующие законы группируются следующим образом: основные законы (Конституция Российской Федерации, Конституции респуб- лик в составе Российской Федерации, Уставы иных субъектов Российской Федера- ции); федеральные конституционные законы (их наличие предусмотрено непосред- ственно Конституцией Российской Федерации); федеральные законы;
40 Василишин И.И. Каф. 43 «Правового обеспечения деятельности РСЧС» 41 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты - Защита населе- ния и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: МГФ “Знание“, 1999. - С.112-113. ции. законы, принятые законодательными органами субъектов Российской Федера-
Видами подзаконных нормативных правовых актов являются: Указы Президента Российской Федерации; постановления правительства Российской Федерации и постановления прави- тельств субъектов Российской Федерации; приказы и другие виды актов, издаваемых в министерствах и ведомствах (ди- рективы, инструкции, наставления и т.п.); локальные акты (издаются различными организациями для регламентации сво- их внутренних вопросов и распространяются на членов этой организации). Рассмотрим наиболее важные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере гражданской обороны. Согласно пункту 1 статьи 15 Конституции РФ, основной закон страны имеет высшую юридическую силу, прямое действие, и применяется на всей территории Рос- сийской Федерации, т.е. «ставит заслон» на пути принятия в России законов и иных правовых актов, которые ей противоречат. Согласно пункту «м» статьи 71 в ведении Российской Федерации находится оборона и безопасность. В соответствии с Федераль- ным законом от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» гражданская оборона является ее со- ставной частью (статья 21). Таким образом, гражданская оборона находится в феде- ральном ведении, что означает возможность нормотворчества исключительно феде- ральными органами государственной власти. В соответствии с положениями Консти- туции статья 3 Федерального закона от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обо- роне»: правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в со- ответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Среди федеральных конституционных законов, имеющих отношение к граж- данской обороне, следует выделить, прежде всего, Федеральный конституционный закон от 30.01.2002г. №1-ФКЗ «О военном положении», регламентирующий комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направлен- ных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Рос- сийской Федерации. Не менее актуален и Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который определяет особый пра- вовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного само- управления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм соб- ственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возло- жение на них дополнительных обязанностей. Ключевое значение в рассматриваемой сфере занимает уже упомянутый Феде- ральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – закон о гражданской обороне), в котором определены задачи, правовые основы их осуществ- ления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само- управления и организаций в области гражданской обороны. Важно обратить внимание на редакцию определения гражданской обороны, за- крепленную Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ в ст.1 закона о граждан- ской обороне – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населе- ния, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих дей- ствий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенно- го характера. В результате данного изменения гражданская оборона стала ориентиро- ваться не только на военные действия (как это было ранее), но и на чрезвычайные си- туации природного и техногенного характера в условиях мирного времени. Дальнейшие изменения в законе заключались в следующем. Федеральный за- кон от 19 июня 2007г. №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне» и ст.21 Федерального закона «Об обороне» был направлен на совершенствование деятельности в области гражданской обороны и защиты населе- ния с учетом разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях расширения понятийного аппарата в сфере граж- данской обороны определены понятия «мероприятия в области гражданской оборо- ны» и «требования в области гражданской обороны». Уточнены некоторые задачи в области гражданской обороны, такие как обучение населения в области гражданской обороны, оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий, а также принципы организации и ведения гражданской обороны. В соответствии с изменившимися задачами скорректированы полномочия органов государственной власти, местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Предусмотрено, что персональную ответственность за организацию и проведение ме- роприятий по гражданской обороне и защите населения несут не только руководите- ли федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, но и руководители органов местного самоуправления. Установлено, что обеспечение мероприятий по гражданской обо- роне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств этих организаций. Федеральным законом от 25 ноября 2009г. №267-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и от- дельные законодательные акты Российской Федерации» понятие «скорая медицин- ская помощь» разделено на скорую медицинскую помощь, которая будет оказываться медицинскими работниками, и первую помощь, которая будет оказываться, в том числе сотрудниками пожарной охраны и спасателями аварийно-спасательных форми- рований и аварийно-спасательных служб. Кроме того, указанным Федеральным зако- ном внесены изменения в федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной без- опасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О граж- данской обороне» в части замены понятия «первая медицинская помощь» на понятие «первая помощь». Цель изменений, внесенных Федеральным законом от 27 июля 2010г. №223- ФЗ, была заключена в повышении эффективности мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих дей- ствий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенно- го характера. Закон предусматривает создание сил и средств, способных эффективно и в полном объеме выполнять возложенные на них задачи мирного и военного време- ни, путем реорганизации войск гражданской обороны в спасательные воинские фор- мирования МЧС России. Изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2013 №158-ФЗ, косну- лись, в первую очередь, разграничения полномочий органов власти различных уров- ней в части создания и поддержания в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасно- стях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера. Наконец, Федеральным законом от 28.12.2013 № 404-ФЗ введено в оборот по- нятие «нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по граж- данской обороне», внесены изменения в полномочия органов власти в части создания и поддержания в состоянии готовности сил и средств гражданской обороны, уточне- ны виды и полномочия организаций, принимающих участие в реализации мероприя- тий гражданской обороны, уточнен состав сил гражданской обороны. Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007г. №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» закреплен порядок под- готовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне. В частности, определен порядок планирования гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, по- рядок сбора информации и обмена ею. Конкретизированы основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задач, возложенных на гражданскую оборону. Постановление Правительства РФ от 03.10.1998г. №1149 «О Порядке отнесе- ния территорий к группам по гражданской обороне» определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне с целью заблаго- временной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в воен- ное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономиче- ского значения, численности населения, а также нахождения на территориях органи- заций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возмож- ностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления. Для территорий городов и иных населенных пунктов установлены осо- бая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определяет правила создания в мир- ное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федера- ции убежищ и иных объектов гражданской обороны: убежищ, противорадиационных укрытий, специализированных складских помещений для хранения имущества граж- данской обороны, санитарно - обмывочных пунктов, станций обеззараживания одеж- ды и транспорта, а также иных объектов, предназначенных для обеспечения проведе- ния мероприятий по гражданской обороне. Статья 15 Закона о гражданской обороне закрепляет состав сил гражданской обороны, к которым отнесены: спасательные воинские формирования МЧС России; подразделения Государственной противопожарной службы; аварийно-спасательные формирования и спасательные службы; нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне; создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские форми- рования, выполняющие задачи в области гражданской обороны в соответствии с за- конодательством Российской Федерации и в порядке, определенном Президентом Российской Федерации. Применение спасательных воинских формирований в мирное время осуществ- ляется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в военное время - на основании распоряжения Президента Российской Федерации в соответствии с Ука- зом Президента РФ от 30.09.2011г. №1265 «О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Подразделения Федеральной противопожарной службы действуют на основа- нии Положения о ней, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005г. №385. Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятель- ности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований опреде- лены Федеральным законом от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Привлечение войск для ликвидации чрезвычайных обстоятельств регламенти- рует глава 10 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007г. №1495. Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла- сти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организа- ций, а также формы обучения. Так, лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы: руководители федеральных органов исполнительной власти и органов испол- нительной власти субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образова- ний, главы местных администраций и руководители организаций; должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, преподаватели курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» учреждений общего и профессионального образования; личный состав формирований и служб; работающее население; обучающиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных об- разовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образо- вания детей; неработающее население. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000г. №379 «О накоплении, хране- нии и использовании в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств» определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов матери- ально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Указанные за- пасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно- спасательных формирований и спасательных служб при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ве- дении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом определено: запасы материально-технических средств включают в себя специальную и ав- тотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских фор- мирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты; запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирую- щие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские ин- струменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия меди- цинского назначения; запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, от- дельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999г. №782 «О создании (назначе- нии) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» определяет порядок создания (назна- чения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Создание (назначе- ние) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обо- роне осуществляется для обеспечения: планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения; обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникаю- щих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при воз- никновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств; проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования ор- ганизаций в военное время; создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных ава- рийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по граж- данской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный ра- ботник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 че- ловек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с коли- чеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник; в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количе- ством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и за- висимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, преду- смотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области граждан- ской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций. В Постановлении Правительства РФ от 16.03.2000г. №227 «О возмещении рас- ходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» установле- но, что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга- нами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга- нами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение меропри- ятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов испол- нительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заклю- ченных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств феде- рального бюджета и внебюджетных средств. Расходы на подготовку и проведение ме- роприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено выше, фи- нансируются: бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в уста- новленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений; организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующи- ми органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг). Постановление Правительства РФ от 21.05.2007г. №305 «Об утверждении По- ложения о государственном надзоре в области гражданской обороны» осуществление государственного надзора в области гражданской обороны (в соответствии с Феде- ральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима- телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») возложило на МЧС России и его территориальные органы. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в обла- сти гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами ис- полнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само- управления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области граждан- ской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральны- ми органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области граждан- ской обороны; выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само- управления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области граж- данской обороны; составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, опре- деленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны. В правовом регулировании гражданской обороны значительная роль принад- лежит приказам МЧС России. Приведем, в качестве примеров, некоторые из них. Приказом МЧС РФ от 15.12.2002г. №583 утверждены и введены в действие Пра- вила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, которые должны вы- полняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера. В Правилах определен порядок учета защитных сооружений, контроля за со- держанием, техническим обслуживанием, ремонтом, требования к их эксплуатации. Приказом МЧС РФ от 14.11.2008г. №687 утверждено Положение об организа- ции и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях. В последние годы проделана значительная работа по актуализации законода- тельных и нормативных правовых актов Российской Федерации, выработке новых под- ходов к защите населения и территорий от опасностей минного и военного времени. Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 2011 г. №Пр-2613 утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обо- роны на период до 2020 года», определившие основные направления развития и со- вершенствования гражданской обороны в Российской Федерации. В 2011 – 2012 годах проведена переработка 5 раннее действующих директив Начальника ГО и вместо них изданы ряд постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственные нормативные правовые акты. Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 № 437-13, которым утверждено Положение о порядке приведения в готовность граж- данской обороны в Российской Федерации, а также соответствующие перечни перво- очередных мероприятий по гражданской обороне. Положением определено, что при- ведение в готовность гражданской обороны осуществляется в общем комплексе ме- роприятий по переводу государства на работу в условиях военного времени по степе- ням готовности, вводимым для органов государственной власти и органов местного самоуправления. С 1 марта 2012 года введены в действие новые сигналы управления граждан- ской обороной и порядок оповещения по ним. Издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 434-рс «Об отнесении территорий к группам по гражданской обороне». В соответствии с данным распоряжением общее количество территорий, отне- сенных к группам по гражданской обороне, увеличилось на 10 и составило 369 терри- торий. При этом количество территорий, отнесенных к первой категории по граждан- ской обороне, увеличилось на 15 и составило 60 территорий, количество территорий, отнесенных ко второй группе по гражданской обороне увеличилось на 8 и составило 56 территорий, количество территорий, отнесенных к третьей группе по гражданской обороне уменьшилось на 13 и составило 251 территорию. В целях совершенствования требований в области гражданской обороны в со- ответствии с решением комиссии по административной реформе при Правительстве Российской Федерации издан Приказ МЧС России от 11.09.2012 № 536ДСП «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» (Зарегистрирован в Минюсте России от 21.11.2012 № 25873). Издан Приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70ДСП «О порядке разработки, со- гласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны)…» (зарегистрирован в Минюсте России 27.03.2012 № 23622), которым определены требования к организациям, разрабатывающим планы ГО, а также утверждены требования к структуре и порядку разработки планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова- ний и организаций. Приказом МЧС России от 04.06.2013 № 362ДСП в приказ МЧС России от 16.02.2012 № 70ДСП внесены ряд изменений. В настоящее время требования по раз- работке планов гражданской обороны предъявляются только к организациям, про- должающим работу в военное время. При этом организации, продолжающие работу в военное время, но не отнесенные к категории по гражданской обороне, должны иметь упрощенный типовой план гражданской обороны, разработанный согласно приложе- нию № 12 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны. Данное приложение по своей сути отражает только действия работников при возникновении опасностей по сигналам «Внимание всем!». Остальные организа- ции (организации, прекращающие свою деятельность в военное время), собственные планы гражданской обороны теперь не разрабатывают. Мероприятия по защите ра- ботников указанных организаций должны учитываться в планах соответствующих муниципальных образований. Изменение взглядов на ведение войн и вооружённых конфликтов, снижение вероятности массированного применения ядерного оружия, развитие систем воору- жения, и в первую очередь высокоточного, повлекло за собой необходимость измене- ния подходов к организации защиты населения. Рассматривая отдаленные риски во- енного характера необходимо отметить, что объектами воздействия перспективных видов оружия, будут являться пункты управления, информационные центры, личный состав, вооружение и военная техника, критически важные объекты и объекты жиз- необеспечения. При этом наиболее опасными для населения будут вторичные факто- ры поражения при разрушении потенциально опасных объектов (пожары, химиче- ское, радиоактивное заражения (загрязнение), катастрофическое затопление и др.). В соответствии с Приказом МЧС России от 02.07.2012 № 386 «О рабочей груп- пе по выработке новых подходов по вопросам ведения гражданской обороны» в 2012 - 2013 годах при участии ведущих учёных МЧС России, представителей Российской академии наук, 19 федеральных органов исполнительной власти подготовлены пред- ложения по актуализации задач в области гражданской обороны и способов защиты населения в современных социально-экономических условиях.
5.2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области гражданской обороны42 В законодательстве и правоприменительной практике каждое слово и даже знак препинания имеют важное значение, соответствующие последствия понимания, тол- кования, применения тех или иных понятий, поэтому кратко проанализируем смыс- ловое содержание рассматриваемого учебного вопроса. При характеристике понятия «полномочия» следует обратить внимание на сле- дующие обстоятельства: понятие «полномочия» в самостоятельном значении законодательством не ис- пользуется, оно закрепляется в нормативных правовых актах во взаимосвязи с каким- либо государственными органами, должностными лицами и т.п.; сущность понятия «полномочия» раскрывается в правовой науке по-разному, однако в самом простом виде их можно представить в виде совокупности предостав- ленных субъекту прав и возложенных на него обязанностей. В своей совокупности государственные органы Российской Федерации обра- зуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы госу- дарственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Кроме того, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе раз- деления на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ). Содержание главы II Федерального закона от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О граж- данской обороне»43 позволяет определить структуру органов государственной власти Российской Федерации, наделенных полномочиями в области гражданской обороны, а также перечень соответствующих полномочий. Что же касается полномочий орга- нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то они закреплены в главе III рассматриваемого закона и будут рассмотрены в следующем параграфе. Органы государственной власти Российской Федерации В число рассматриваемых государственных органов, обладающих полномочи- ями в области гражданской обороны, включены: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации;
42 Василишин И.И.. Каф. 43 «Правового обеспечения деятельности РСЧС» 43«Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, №7, ст.799. федеральные органы исполнительной власти. Президент России в соответствии с Конституцией Российской Федерации44 об- ладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государ- ства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельно- сти, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с: формированием федеральных органов государственной власти; участием в законотворчестве; функционированием исполнительных органов государственной власти; обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной вла- сти на всей территории Российской Федерации; внешней политикой и обороной; иными сферами государственной деятельности. Ст.5 Закона о ГО определяет следующие полномочия Президента Российской Федерации: определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны («Основы единой государственной политики Российской Фе- дерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» утверждены Прези- дентом РФ 03.09.2011 №Пр-2613); утверждает, а также вводит в действие (на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично) План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации. В соответствии с п.5 Положе- ния о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлени- ем Правительства РФ от 26.11.2007 №804, указанные Планы определяют объем, орга- низацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению граж- данской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. П.8 Положения о МЧС России, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 №868, возлагает на указанное министерство разработку и представление проектов плана гражданской обороны Российской Феде- рации, а также предложений о порядке введения в действие плана гражданской обо- роны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично; утверждает структуру, состав спасательных воинских формирований феде- рального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в обла- сти гражданской обороны, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала указанных воинских формирований и положение о спасательных воинских формированиях фе<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.163 (0.016 с.) |