Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды военно-политического руководства США и РФ на характер и способы применения высокоточного оружия17

Поиск

Сегодня изменяются взгляды на характер и способы ведения вооруженной борьбы. Военно-политическое руководство Российской Федерации считает, что веро- ятный противник для достижения политических целей будет применять новые формы и способы ведения вооруженной борьбы:

начало военных действий группировками войск (сил) мирного времени; высокоманевренные бесконтактные боевые действия межвидовых группировок


войск;


снижение военно-экономического потенциала государства поражением критиче-


ски важных объектов его военной и гражданской инфраструктуры в короткие сроки;

массированное применение ВТО, широкомасштабное использование сил спе- циальных операций, а также роботизированных комплексов и оружия на новых физи- ческих принципах, участие в боевых действиях военно-гражданского компонента;

одновременное воздействие на войска и объекты противника на всю глубину его территории;

вооруженная борьба одновременно во всех физических сферах и информаци- онном пространстве;

применение ассиметричных и непрямых действий;

управление силами и средствами в едином информационном пространстве.

Политика руководства США свидетельствует, что взят курс на сокращение ядерного фактора в мировом балансе сил и массовое оснащение войск и сил высоко- точными средствами поражения, о которых Президент США заявляет, как ответ на

 

 

17 Кубиков Н.Н. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»


нападение, в том числе и на их союзников «разрушительным ударом обычными во- оружениями».

В 2003 году Президентом США подписана директива о концепции «Быстрого (молниеносного) глобального удара» (БГУ). Суть концепции БГУ заключается во внезапном нанесении удара несколькими тысячами крылатых ракет по объектам СЯС противника, важнейшим элементам систем управления, объектам экономики и ин- фраструктуры, после чего предъявляется ультиматум о капитуляции. Если страна – объект удара не соглашается, нанесение удара повторяется.

Концепция БГУ концепция, предполагающая возможность нанесения США удара высокоточными наступательными вооружениями в неядерном оснащении в срок до 60 минут по целям в любой точке земного шара. Реализация концепции БГУ направлена на достижение Вашингтоном глобального военного доминирования не- ядерными средствами.

В современных программных документах министерства обороны США разви- тию ВТО, соответствующих обеспечивающих информационных технологий и инфра- структуры отводится ключевая роль. Для обоснования эффективности концепции БГУ была проведена компьютерная игра в виде учения, на котором просчитывалось

 

количество авиационных ударов и боеприпасов ВТО для достижения победы. Разбор учений по отработке концепции так называемого быстрого глобального удара показал, что в результате поражение важнейших военных, политических и эко- номических объектов противника с использованием существующих и перспективных образцов высокоточного оружия. удара по достаточно крупной и высокоразвитой стране с расходом 3500–4000 единиц обычного ВТО в течение шести часов она понесет неприемлемое разрушение всей инфраструктуры и лишится способности сопротив- ляться. В соответствии с этой концепцией в случае возникновения угрозы нападения на Соединенные Штаты или американские объекты и граждан за рубежом вооруженные силы США должны быть способны в течение 60 минут нанести удар высокой мощно- сти и точности по любой точке земного шара с целью нейтрализации таких действий.

Уже в августе 2009 года в США было сформировано и приступило к работе Гло-

бальное ударное командование Военно-воздушных сил США, выделены силы и сред- ства, начаты разработки новейших, прежде всего высокоточных средств поражения.

Было выделено и з состава морских ядерных сил четыре атомные подводных лодок типа «Огайо», на каждой из которых вместо 24 БРПЛ установлены по 158 кры- латых ракет «Томагавк». Также была переоснащена АПЛ класса «Вирджиния». Пере- оснащаются и закладываются несколько надводных кораблей – носителей сотен кры-

 

латых ракет. Состоящие на вооружении американских ВМС КРМБ, имея дальность стрель- бы 1600–2400 километров, обеспечивают поражение цели боевой частью 340–450 ки- лограммов при точности попадания, характеризуемой КВО пять – десять метров. Эти ракеты могут применяться со всех современных кораблей и подводных лодок США. Всего потенциально на кораблях ВМС США может быть размещено до 4000 и на подводных лодках – до 1000 КРМБ Однако реально, учитывая степень оперативной готовности, максимально с ко- раблей и подводных лодок ВМС США в состоянии применить не более 3000 КРМБ. Помимо этого, крылатыми ракетами большой дальности оснащены американ- ские стратегические бомбардировщики. В настоящее время в боевом составе ВВС


 

США насчитывается около 130 подобных самолетов, в том числе порядка 60 Б-52Н, 50 В-1В и 16 В-2А. На хранении имеется еще около 80 самолетов. Из них носителями крылатых ракет воздушного базирования являются самолеты В-52Н, способные нести до 20 КРВБ при максимальной загрузке. Всего группировка стратегической авиации США может использовать за вылет около 1200 КРВБ. Итого все носители крылатых ракет способны применить в одном ударе до 4200 ракет. Это достаточно внушительные силы и при отсутствии эффективного противо- действия они способны уничтожить или вывести из строя уже в первом ударе до 1000 важных объектов на российской или китайской территории.

Сегодня Соединенные Штаты осуществляют переоборудование ряда ПЛАРБ в

носители крылатых ракет и продолжают совершенствовать состоящие на вооружении, и создание новые образцы высокоточного оружия различных классов. Превосходство Соединенных Штатов в этой сфере вооружения неоспоримо. Так, например, крылатые ракеты «Томагавк» модифицируются расширяя свои возможности по перенацеливанию в полете. Причем ракета способна в ожидании приказа на атаку барражировать в ука- занном районе, что резко повышает возможности этой системы вооружения.

Осуществляется объединение возможностей перспективных систем ВТО и но- вейших средств информационно-разведывательного обеспечения его применения, что повысит эффективность применения ВТО за счет обеспечения высокой точности це- леуказания и оперативности доведения данных до носителей высокоточного оружия.

В качестве основных направлений развития ВТО определены девять следующих: существенное улучшение точности стрельбы (КВО – не хуже 1-3 м) благодаря совершенствованию систем управления, применению перспективных устройств са- монаведения, в том числе многоканальных, а также обеспечению сетевого взаимодей- ствия средств поражения с носителями, внешними разведывательными системами

различного базирования и командными пунктами;

оборудование управляемого оружия, главным образом крылатых и управляе- мых ракет различной дальности и автономных боеприпасов, бортовой аппаратурой перспективных систем обмена информацией и связи, обеспечивающей одновремен- ное применение до 1000 единиц управляемого оружия;

сокращение времени реакции применения средств поражения за счет увеличе- ния скорости их полета (до сверх- или гиперзвуковой), а также уменьшения времени подготовки полетных заданий;

повышение боевой устойчивости средств поражения благодаря расширению диапазонов высот и скоростей их боевого применения, значительно превышающих области поражения современных средств перехвата, а также обеспечению возможно- сти маневрирования по высоте, скорости и направлению полета;

радикальное повышение помехоустойчивости бортовой аппаратуры систем управления и наведения, надежности обнаружения, достоверности распознавания и классификации целей в сложной помеховой обстановке и метеоусловиях;

обеспечение возможности перенацелевания, изменения полетного задания и веде- ния разведки по маршруту полета, а также оценки нанесенного противнику ущерба;

обеспечение избирательного воздействия поражающих факторов оружия на наиболее уязвимые или важные области цели;

значительное повышение скрытности применения средств поражения путем снижения уровня демаскирующих признаков;


существенное снижение закупочной стоимости перспективных образцов ору- жия благодаря широкому применению современных технологий автоматизации про- изводственных процессов.

Для обеспечения избирательного поражения малоразмерных стационарных и мобильных целей, в том числе расположенных в населенных пунктах, американские фирмы разрабатывают новые малогабаритные высокоточные управляемые авиацион- ные бомбы серии «Сдб».

Уже отработанным образцом малогабаритных УАБ серии «Сдб» является УАБ

GBU-39/В (разработана фирмой «Боинг» в рамках первого этапа программы «Сдб» –

«Инкремент 1»). Эта УАБ калибра 285 фунтов (общая масса – 120 кг, масса взрывного вещества – 25 кг) предназначена для поражения стационарных наземных целей на дальности до 100 км. Она выполнена как унитарный боеприпас, оснащенный крылом и аэродинамическими рулями. Основу ее бортовой аппаратуры составляет инерци- альная система управления с коррекцией по данным КРНС «Навстар», что обеспечи- вает точность наведения (КВО) не хуже 3 м.

Еще одним направлением в области создания принципиально новых дальнобой- ных ударных систем является разработка стратегического ударного авиационно- космического комплекса по программе FALCON (Force Application and Launch from the Continental US). Данный комплекс, в состав которого войдут гиперзвуковой летатель- ный аппарат и универсальное средство доставки перспективного управляемого воору- жения класса «воздух-земля», предназначен для уничтожения при действии с конти- нентальной части США наземных и надводных целей в любой точке Земного шара.

Этот ГЛА выполнен по схеме «волнолет», его расчетная крейсерская скорость полета соответствует числам М>10 на высоте 40 км, боевой радиус действия – 16600 км, масса боевой нагрузки – до 5400 кг, время реакции (от взлета до нанесения удара по цели) – менее 2 часов. Базирование ГЛА предполагается на аэродромах с взлетно- посадочной полосой длиной не менее 3000 м.

По сравнению с существующими стратегическими бомбардировщиками показа- тели боевой эффективности такого ударного ГЛА оценивается в 10 раз выше, несмотря на двукратное увеличение затрат на эксплуатацию и обслуживание, что вызвано техни- ческими трудностями производства, хранения и заправки водородного топлива.

Разрабатывается проект создания неядерной ракеты на основе двухступенчато- го варианта БРПЛ «Трайдент-2». Конструкция двухступенчатого варианта БРПЛ

«Трайдент-2» позволяет использовать пространство, высвобождаемое под обтекате- лем ракеты вследствие удаления третьей ступени и двигательной установки системы разведения ядерных боевых блоков, для размещения одного из трех возможных типов обычного боевого оснащения:

управляемой проникающей боеголовки массой 750 кг (расчетная дальность стрельбы до 9000 км);

управляемой боеголовки с тяжелым проникателем массой 1500 кг (расчетная дальность стрельбы до 7500 км);

четырех управляемых боеголовок, каждая из которых в корпусе баллистиче- ской ядерной боеголовки Мк4 с хвостовой юбкой (расчетная дальность стрельбы до 9000 км).

Вместе с тем Министерство ВМС США проявляет повышенную заинтересован- ность в создании неядерной баллистической ракеты морского базирования средней дальности. В соответствии с требованиями ВМС такая ракета должна быть двух- или


трехступенчатой, иметь дальность стрельбы около 4500 км, оснащаться отделяемой управляемой головной частью или несколькими управляемыми боеголовками и обес- печивать поражение критичных по времени целей через 15 минут после пуска. Диаметр корпуса не должен превышать 1 м, а длина ракеты в целом – 11 м. (Эти требования по габаритам обусловлены тем, чтобы создаваемая ракета могла размещаться в пусковых установках существующих подводных лодок.) Созданный конструктивно- технологический задел позволяет ускоренно разработать ракету с дальностью 4500 км.

В отношении создания МБР в неядерном оснащении следует указать, что эти работы находятся в начальной стадии.

Проведенный анализ планов и практических мероприятий по развитию амери- канских высокоточных ударных систем свидетельствует о том, что наращивание коли- чественного и качественного состава ВТО рассматривается Вашингтоном как важней- ший фактор обеспечения реализации своих военно-политических интересов в любом регионе мира и достижения превосходства в военных действиях различного масштаба.

Наиболее вероятными целями для ВТО, судя по опыту войн и данным зару- бежной печати, могут являться в первую очередь следующие объекты экономики и инфраструктуры:

пункты управления высшего государственного и регионального звеньев, узлы связи и отдельные наиболее важные радио- и радиорелейные станции, коммутацион- ные центры;

электростанции (АЭС, ГЭС, ГРЭС) и узловые подстанции, обеспечивающие элек- троэнергией промышленные узлы, химические центры, промышленные предприятия;

узлы транспортных коммуникации (крупные железнодорожные узлы, мосты, аэропорты, морские порты);

предприятия по переработке нефти, газа, производству нефтепродуктов, газо- и нефтепроводы, газо- и нефтеперекачивающие станции, газо- и нефтехранилища;

предприятия по производству вооружения, военной техники, радиоэлектронной аппаратуры;

машиностроительные предприятия;

предприятия черной и цветной металлургии по производству чугуна, стали, проката, алюминия, меди, свинца, цинка, титана, магния и др.

В связи с этим силы и средства гражданской обороны должны готовиться к надежной защите населения, объектов экономики и территории страны от поражения обычным ВТО.

Американские ВВС и ВМС перевооружились на ВТО второго поколения, кото- рое возможно применять без вхождения носителей в зону поражения средств ПВО обороняющейся стороны. Это также подтверждает то, что США и Великобритания продолжают испытывать в боевых условиях новые виды управляемого оружия.

Организуя защиту объектов экономики и инфраструктуры от воздействия обычного ВТО следует учитывать его боевые возможности, особенности и уязвимые элементы. К основным относятся:

наличие систем наведения на цели, чувствительных к воздействию средств ра- диоэлектронного подавления;

повышенная по сравнению с традиционным оружием потребность в информа- ции о целях, своем местонахождении, местности и состоянии атмосферы;

малая заметность;


способность совершать полеты на малых высотах с огибанием рельефа местно- сти и в обход зон поражения огневых средств систем ПВО, высокая точность пораже- ния объектов.

В системе ГО защита объектов экономики и инфраструктуры от ВТО может быть достигнута проведением комплекса мер по предупреждению, предотвращению и ослаблению его поражающих воздействий при нанесении ударов по жизненно важным (критическим) элементам защищаемых объектов с целью снизить ущерб, сохранить способность предприятий производить продукцию в запланированном объеме и но- менклатуре, уменьшить вероятность возникновения вторичных поражающих факторов. Необходимо отметить, что доставка высокоточного оружия к объектам эконо-

мики будет осуществляться самолетами как стратегической, так и тактической авиа- ции, а также стратегическими крылатыми ракетами наземного и морского базирова- ния. Высокоточные боеприпасы будут оборудоваться несколькими различными си- стемами наведения, основными из которых будут являться:

полуактивные лазерные системы наведения (прицеливания); телевизионные (тепловизионные) системы наведения (прицеливания);

телевизионные (тепловизионные) командные системы наведения (прицеливания); радиолокационные полуактивные и активные.

Высокоточные боеприпасы, оборудованные всеми вышеназванными системами прицеливания являются в равной степени опасными для объектов экономики.

Воздействие на производственные объекты и персонал боевыми частями ВТО может оцениваться по нескольким показателям. Наиболее важными из них являются: степень поражения объектов, персонала и населения ударной волной взрыва боевой части, а также вторичные последствия (пожары, огневые штормы, загрязнение, зара- жение местности, воздушной среды, акватории).

Эффективную защиту объектов экономики от разведки и поражения ВТО мож- но обеспечить проведением комплекса мероприятий с привлечением разнородных сил и средств объединений ПВО, частей и подразделений РЭБ, инженерных войск, войск РХБЗ Министерства обороны, Гражданской обороны и противопожарной службы МЧС России.

Таким образом, сохранение важнейших объектов может быть достигнуто с привлечением основных структур и ведомств различных форм собственности, кото- рым принадлежат эти объекты. В пределах защищаемой зоны могут находиться объ- екты различных ведомств. Для обеспечения эффективной их защиты нужны согласо- ванные, увязанные по месту и времени защитные мероприятия, проводимые этими ведомствами. Либо должен быть назначен ответственный орган, организующий эту задачу своим решением. Поэтому для разрешения этой проблемы необходимо, чтобы разрабатываемые меры и действия регламентировались соответствующими законами и нормативами, обеспечивающими заблаговременную подготовку объектов экономи- ки к защите от обычного ВТО.

Как показывает опыт ведения боевых действий в Афганистане, Чечне, опера- ций «Буря в пустыне», «Лиса в пустыне», «Решительная сила» противник будет вся- чески стремиться воздействовать на экономику и инфраструктуру обороняющихся с целью лишить их своевременного и качественного обеспечения вооруженных сил и, соответственно, разрешить конфликт военными средствами уже на начальном этапе.

При возможном развязывании военных действий агрессором и с учетом вероят- ного воздействия его высокоточного оружия по объектам экономики страны в глубо-


ком тылу в условиях недостаточной эффективности прикрытия их средствами ПВО существенное значение будут иметь не только активные, но и другие способы защиты от ВТО, а также своевременные организационные меры по защите объектов. В частно- сти, частично эта задача может быть выполнена силами Гражданской обороны России. Основной целью защиты объектов экономики от поражения противником явля-

ется обеспечение их функциональной устойчивости при подготовке и в ходе военных действий за счет повышения живучести как отдельных структурных элементов, так и объектов экономики в целом. Задачи защиты объектов экономики должны решаться путем проведения комплекса согласованных мероприятий и действий по дезоргани- зации и дезориентации систем разведки и управления оружием разнородными силами и средствами с учетом особенностей защищаемых объектов.

 

2.3. Возможная обстановка при применении противником современных средств поражения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.28.79 (0.009 с.)