Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место гражданской обороны в системе оборонных мероприятий27

Поиск

Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты. Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций.

Меняются подходы к решению международных и других проблем, в том числе с применением военной силы. Меняются и способы ведения вооруженной борьбы. Современные войны имеют преимущественно региональный масштаб, они отличаются высокой интенсивностью и скоротечностью. В качестве целей для поражения, как правило, выбираются важнейшие объекты экономики, элементы систем жизнеобеспечения промышленных и административных центров, транспортных коммуникаций, информации и др. Примеры тому - военные акции НАТО в Югославии и Ираке.

В вооруженных конфликтах все большая роль отводится высокоточному обычному оружию. Ведутся разработки новых средств вооруженной борьбы, основанных на новых физических принципах. Вместе с тем, несмотря на достигнутые в предыдущие годы договоренности о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уни- чтожении химического и биологического оружия, все же нельзя исключать вероят- ность применения этих видов в современных войнах.

В условиях, когда средства вооруженной борьбы обладают неограниченной дальностью действия, высокой точностью, колоссальной разрушительной силой и другими мощными факторами поражения, грань между фронтом и тылом стирается, существует реальная угроза поражения противником объектов экономики и населения независимо от того, где они размещены. В то же время зависимость вооруженных сил и всей военной организации от экономических и социальных условий общества непрерывно возрастает. Изменяется и структура военного потребления, растет доля вооружения и боевой техники, увеличивается количество людей, привлекаемых для обеспечения вооруженных сил. В условиях современных войн потребность в людях для обеспечения армии увеличится еще более. Следовательно, судьбы государств будут решаться не только усилиями армий на полях сражений, но и усилиями людей, работающих в глубоком тылу.

В нынешних условиях ГО как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой выполнять свои задачи при любых вариантах развязывания военных действий, а также крупномасштабных террористических актов. Основное внимание уделяется обеспечению готовности ее органов управления и сил к действиям в условиях локальных и региональных войне применением различных видов оружия.

Гражданская оборона совместно с вооруженными силами осуществляет защиту тыла страны, который в широком понимании представляет собой всю территорию государства с людскими и материальными ресурсами, промышленностью и сельским хозяйством, транспортными коммуникациями, научными и культурными учреждени-

 

 

27 Осипов Д.М. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»


ями. Тыл страны является материальной и духовной основой вооруженных сил. Его прочность - необходимое условие победы над противником.

Экономические возможности государства оказывают прямое влияние на его военную мощь. Вот почему подготовка страны к войне наряду с решением чисто военных проблем включает и создание высокоразвитой экономики, способной производить все необходимое для вооруженных сил страны и обеспечения жизнедеятельности народа, т. е. для успешного ведения войны. При этом речь идет не просто о высокоразвитой экономике, а об устойчивом функционировании экономики страны в сложных условиях военного времени, иначе говоря, о способности экономики страны удовлетворять в военное время оборонные и важнейшие экономические потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.

Тыл страны, обеспечивающий боеспособность армий и флота, в современной войне становится сам уязвимым и требует надежной защиты. Основную роль в защите тыла страны будут играть Российская армия и флот, оснащенные самым современным оружием и боевой техникой, способные надежно защитить страну от ударов противника, вместе с тем невозможно дать полную гарантию в том, что какая-то часть высокоточных средств нападения противника не достигнет целей, находящихся в тылу страны. В этой связи возникает ряд проблем, которые не могут быть решены только вооруженной борьбой. Например, защита населения от оружия массового и обычных средств поражения, обеспечение устойчивости функционирования экономики в военное время, ликвидация последствий нападения противника на города и объекты экономики, восстановление нарушенного управления и производства важнейших видов военной продукции и товаров народного потребления, восстановление работы транспорта, связи и других элементов экономики страны.

Защита населения, обеспечение устойчивости функционирования экономики и сохранение материально-технических ресурсов во время войны имеют первостепенное значение в обеспечении обороноспособности страны и в определенной степени предопределяют жизнестойкость государства. Поэтому в современных условиях гражданская оборона выступает как фактор стратегического сдерживания в обеспечении обороноспособности государства. Ее роль и место в системе оборонных мероприятий страны определяются возрастающим значением тыла в современной войне и его надежной защиты с целью обеспечения Вооруженных Сил всем необходимым для отражения вооружённого нападения и обеспечения жизнедеятельности населения в условиях войны.

В 21 веке гражданская оборона должна строиться по принципу стратегической мобильности. Суть его состоит в поэтапном наращивании мероприятий ГО по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, в концентрации сил и средств в нужное время и в нужном месте. Реализация этого принципа предполагает наличие мобильных, технически оснащенных сил, резервов средств защиты и средств для жизнеобеспечения населения.

 

4.2. Задачи гражданской обороны28

Роль гражданской обороны в системе оборонных мероприятий определяется характером войны, и, прежде всего уровнем развития средств вооруженной борьбы, которые могут применяться в ходе военных конфликтов.

 

 

28 Кузьмин А.И. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»


Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чем выше боевые возможности этих средств, а, следовательно, и опаснее последствия их применения, тем более важной становится роль гражданской обороны в обеспечении защиты населения и тыла страны.

Эта роль с предельной полнотой раскрывается в задачах гражданской обороны, объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения.

Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения в области гражданской обороны;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей

для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Выполнение задач ГО достигается проведением сложного комплекса организа-

ционных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противохимических, противопожарных и других мероприятий, а также действиями сил ГО, осо-


бенно при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обучением населения в области гражданской обороны, являются:

развитие нормативно-методического обеспечения функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

планирование и осуществление обучения населения в области гражданской обороны;

создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций в субъектах Рос- сийской Федерации, других образовательных учреждений дополнительного профес- сионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно- консультационных пунктов по гражданской обороне;

создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально- технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;

пропаганда знаний в области гражданской обороны.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы центра- лизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе техни-

ческих средств нового поколения;

создание локальных систем оповещения;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также дру- гих технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею.


Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, являются:

организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;

подготовка районов размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты, являются:

строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;

приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного про- странства для укрытия населения;

подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;

обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств

индивидуальной защиты населения;

обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;

приспособление в мирное время метрополитенов для укрытия населения с уче- том опасностей мирного и военного времени, наличия защитных сооружений граж- данской обороны и планируемых мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной с обеспечением световой и других видов маскировки, являются:

определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отне- сенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также органи- заций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств по- ражения;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для про- ведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;

проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскиру- ющих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вслед-


ствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенно- го характера, являются:

создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также разработка планов их действий;

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицин- ских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;

разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ;

организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Си- лами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и орга- нами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением населения, постра- давшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения; создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предна-

значению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродоволь- ственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения; определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося, и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палат- ках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь со- хранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це-

лях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами, возникшими при ведении во- енных действий или вследствие этих действий, являются:

создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально- техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неот- ложных работ в военное время;

тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к катего- риям по гражданской обороне, в военное время.


Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, являются:

создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля на базе организаций, расположенных на территории Российской Федерации, имею- щих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовлен- ных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных ви- дов заражения и загрязнения;

введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радио- активному загрязнению;

совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния ра- диационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени за- раженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоак- тивными, химическими и биологическими веществами.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий, являются:

заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезин- фицирующих веществ и растворов;

создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения и обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;

организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка в районах, по- страдавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально- техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;

восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуа- ции населения и выдвижения сил гражданской обороны;

охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, и имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договором), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования не- обходимых коммунальных служб в военное время, являются:

обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;

создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реакти- вов, консервантов и дезинфицирующих средств;


создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого обо- рудования и технических средств.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов в военное время, являются:

заблаговременное определение мест возможных захоронений;

создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том чис- ле на базе специализированных ритуальных организаций;

организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учету и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил;

организация санитарно-эпидемиологического надзора.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной с разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономи- ки и выживания населения в военное время, являются:

создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопро- сам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфра- структуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строитель- ных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий граждан- ской обороны;

разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежно- сти функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;

разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических ме- роприятий гражданской обороны;

планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неот- ложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

заблаговременное создание запасов материально-технических, продоволь- ственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восста- новления производственного процесса;

создание страхового фонда документации;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в це- лях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, являются:

создание и оснащение современными техническими средствами сил граждан- ской обороны;

обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по граж- данской обороне;

разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны; разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-

спасательных и других неотложных работ;

определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств граждан- ской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.


Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Некоторые направления деятельности гражданской обороны носят особый ха- рактер и, хотя в силу своей специфики, не включены в какую-либо задачу, но имеют отношение к каждой из них и обеспечивают их успешное решение. Речь идет о созда- нии и поддержании в высокой степени готовности системы управления гражданской обороной, и в частности пунктов управления, систем связи и оповещения, организа- ции наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением.

Задачи гражданской обороны взаимосвязаны и решаются с учетом конкретных условий обстановки, и прежде всего с учетом прогнозируемой и реальной опасности для населения и экономики, в соответствии с действующим законодательством Рос- сийской Федерации по вопросам гражданской обороны.

Поскольку задачи гражданской обороны весьма многообразны и имеют свои особенности для различных регионов страны, при их решении необходимо тщательно учитывать местные условия.

Характер, объемы и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выпол- нение задач гражданской обороны и создание материально-технической базы для это- го, определяются Правительством Российской Федерации с учетом политического, экономического и оборонного значения городов и других населенных пунктов и ор- ганизаций. Наиболее полно эти мероприятия осуществляются в городах, отнесенных к группам по ГО и на категорированных по ГО предприятиях.

При этом важнейшее значение имеют инженерно-технические мероприятия, осуществляемые в соответствие с Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий ГО, т.е. мероприятия, осуществляемые инженерно-техническими мето- дами и средствами и направленные на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений в условиях применения противником современных средств по- ражения, на повышение устойчивости функционирования предприятий, а также на успешное проведение АСДНР.

Мероприятия гражданской обороны, требующие капитальных вложений, затрат материально-технических средств и трудовых ресурсов, предусматриваются в пер- спективных планах экономического и социального развития.

Успешное решение многообразных и сложных задач гражданской обороны может быть достигнуто только объединенными и согласованными по цели, месту, времени и способам действий усилиям всех привлекаемых сил и средств при макси- мально полном использовании имеющихся возможностей для защиты населения и экономики, а также при тщательной организации и согласовании этих усилий под ру- ководством соответствующих органов управления ГО.

 

4.3. Структура гражданской обороны29

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях соверше- ния крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание долж- но уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением

 

 

 

29 Притыченко И.Т. Каф. 11 «Оперативного управления мероприятиями РСЧС и ГО»


различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать уча- стие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тех- ногенного характера.

В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения поло- женных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств; в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов существенно необхо- димых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в во- енное время.

В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обес- печивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том чис- ле и оружия массового поражения.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы управления, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных админи- стративно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обо- роной МЧС России, которое создает территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.

Силы гражданской обороны включают в себя спасательные воинские формиро- вания МЧС России, территориальные аварийно-спасательные службы и формирова- ния, объектовые нештатные аварийно-спасательные формирования, нештатные фор- мирования по обеспечению выполнения мероприятий ГО, спасательные службы, под- разделения ГПС, создаваемые на военное время специальные формирования. Для ре- шения задач гражданской обороны привлекаются также Вооруженные Силы Россий- ской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Организационная структура гражданской обороны приведена на рис. 4.1.

Таким образом, руководителями гражданской обороны в Российской Федера- ции являются руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само- управления и организаций, которые в соответствии с Федеральным законом «О граж- данской обороне» № 28 – ФЗ, 1998 г. и изменениями к нему (№ 123 –ФЗ, 2002 г. и № 122 – ФЗ, 2004 г.) несут полную ответственность за организацию и проведение меро- приятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на со- ответствующих территориях и в организациях. Непосредственное повседневное управление гражданской обороной они осуществляют через органы управления, спе- циально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Органами, через которые руководители гражданской обороной осуществляют руководство гражданской обороной, являются:

на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;


в федеральных округах Российской Федерации — региональные центры по де- лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти- хийных бедствий;

в субъектах Российской Федерации — главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - штатные струк- турные подразделения (отделы, сектора, группы) или назначаются отдельные работ- ники (в зависимости от объема работы), уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС.


Находятся в опера- тивном подчинении Глав администраций. Осуществляют управ- ление ГО
Эвако- органы ГО
Главные управления МЧС России
Организации и учреждения субъектов РФ
Комиссии по устойчивости
АСФ и службы
Организуют мероприятия ГО в орга- низациях, находящихся в их ведении. Выполняют особые мероприятия ГО в соответствии с решением глав администраций
Входят в состав сил ГО
Аварийно-спасательные службы и формирования
Центр
ЦУКС
УЭК
Определяет основы госполитики в области ГО.
Президент Российской Федерации
Утверждает и вводит в действие план ГО РФ
Правительство РФ
Осуществляет руководство ГО
ФОИВ
МЧС
Осуществляет управление ГО РФ Осуществляет госполитику в области ГО Осуществляет нормативное регули- рование, а также специальные разре- шительные, надзорные и контрольные функции в области ГО
Ведомственные
Организуют мероприятия ГО в орг. находящихся в их ведении. Выполняют мероприятия в со- ответствии с планом ГО
Авиация МЧС России
Спасательные воин- ские формирования
Учреждения центрального подчинения
Спасательные фор- мирования централь- ного подчинения
Координируют деятельность в обл. ГО
Региональные центры
Спасательные центры

 

 

Главы органов исполнитель- ной власти субъектов РФ      
Осуществляют руковод- ство и организуют мероприятия ГО  
   
     

 

 

  Организуют и проводят меро- приятия ГО
Руководители объектов  
 
 

 

Организуют и про- водят мероприятия ГО
Главы муниципальных
Выполняют зада- чи ГО в соответ- ствии с решением
Органы управления, уполномоченные на решение задач ГО (отделения, отделы) по решению глав му- ниципальных образований
Планируют и осуществляют управление ГО
главы
местной
администрации
Организации и учреждения
Комиссии по устойчивости Входят в состав сил ГО
Эвакоорганы ГО
ЕДДС
АСФ
Органы управления, уполномо- ченные на решение задач ГО (структурные подразделения, работники) по решению руко- водителей объектов
Планируют и осуществляют управление ГО
Штатные объекто- вые АСФ
Комиссии по устойчи- вости
Эвакоорганы ГО
Нештатные АСФ
Рис.4.1. Организационная структура гражданской обороны

 

 

Задачи, функции и полномочия МЧС России определены указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868.

Региональные центры и главные управления МЧС России по субъектам Рос- сийской Федерации <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.016 с.)