Силы и средства единой государственной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Силы и средства единой государственной системы



Предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 

Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства. Их состав определяется постановлением Правительства РФ № 1113. Одна часть сил и средств предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, санитарно-эпидемиологической обстановкой и другими сферами жизнедеятельности. Вторая часть сил и средств предназначена для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Этим же постановлением утвержден перечень сил постоянной готовности – их формирования укомплектованы с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

– соединения и части Войск гражданской обороны;

– Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

– Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС;

– Центр по проведению спасательных операций особого риска;

– авиация МЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

Срок прибытия сил первого эшелона в район бедствия – не более 30 минут. Их основные задачи: локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, оказание медицинской помощи пострадавшим, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ.

Если сил первого эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства второго эшелона. Срок их прибытия в район бедствия – не более трех часов.

Если и сил второго эшелона недостаточно для ликвидации ЧС, привлекаются силы и средства третьего эшелона. Срок их прибытия в район бедствия – от трех часов до нескольких суток.

Силы и средства РСЧС задействуются в следующем порядке. Ликвидация ЧС осуществляется, как правило, силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация. Руководит работами соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая может взять на себя и руководство ликвидацией ЧС.

 

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

 

Задачи гражданской обороны

 

Важнейшим элементом системы защиты населения от чрезвычайных ситуаций является гражданская оборона (ГО). Войска ГО – составная часть сил и средств РСЧС, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Краткая историческая справка. Гражданская оборона как система обеспечения защиты населения от опасностей военного времени начинает свой отсчет с создания в 1915 – 1916 гг. противовоздушной обороны и противохимической защиты. Эти структуры также отвечали за осуществление противопожарных мероприятий и оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Таким образом, с самого начала формируется триединая задача: оповещение населения – защита – оказание помощи, решение которой будет лежать и в дальнейшем в основе деятельности гражданской обороны.

В течение ряда лет основной в гражданской обороне оставалась защита населения от внезапного воздушного нападения противника. Результатом воплощения в жизнь оборонной политики государства явилось создание к началу Великой Отечественной войны местной противовоздушной обороны (МПВО), решавшей задачи защиты населения, объектов народного хозяйства и территорий в зоне досягаемости авиации вероятного противника. В ходе войны личный состав частей и подразделений МПВО, а также гражданских невоенизированных формирований строили оборонительные укрепления, бомбоубежища, дороги, тушили пожары и разбирали завалы, восстанавливали линии связи, оказывали медицинскую помощь пострадавшим.

С появлением в 50-е годы ракетно-ядерного оружия МПВО стала организовываться не только в приграничных областях, но и на всей территории страны. Это потребовало коренной реорганизации МПВО, создания новой системы общегосударственных оборонных мероприятий. Поэтому в 1960 г. органы управления и войска МПВО были переданы в подчинение Министерству обороны СССР, а в 1961 г. МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР. На гражданскую оборону были возложены следующие задачи: всеобщее обучение населения способам защиты от оружия массового поражения (ОМП); подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты населения; создание условий, обеспечивающих работу объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики в военное время; своевременное оповещение населения об опасности нападения противника; обеспечение защиты животных, продовольствия и воды от ОМП; организация и ведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Система гражданской обороны отличалась от МПВО тем, что, во-первых, ее мероприятия планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина; во-вторых, защита от ОМП населения, промышленности, территории потребовала значительного расширения круга решаемых задач; в-третьих, последствия применения ОМП привели к необходимости проведения крупномасштабных спасательных работ в многочисленных очагах поражения. В системе ГО наряду с развитием территориальной составляющей значительно усилилась ведомственная составляющая – соответствующие структуры были созданы во всех министерствах и ведомствах, что позволило оперативно решать задачи защиты экономики от ОМП.

С 80-х годов началась перестройка гражданской обороны. В предшествующий период структура, состав сил и средств ГО, система обучения населения были ориентированы на выполнение только военных задач. Вместе с тем, изменение внешнеполитической обстановки и снижение вероятности глобального ядерного конфликта, внутренние факторы развития страны и переход на рыночную экономику и такие события, как авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.) и землетрясение в Спитаке (Армения 1988 г.), повлекшие огромные человеческие жертвы и ущерб, заставили переосмыслить предназначение гражданской обороны в современных условиях. Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничиваться действиями только в военное время. Ее потенциал, силы и средства должны активно использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий крупных аварий и стихийных бедствий.

Выявившиеся при ликвидации последствий указанных катастроф недостатки гражданской обороны привели к пониманию необходимости создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому в июле 1991 г. образуется Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре того же года он объединяется со Штабом гражданской обороны, которая выводится из Минобороны. На их основе создается Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР).

В 1992 г. Правительством РСФСР было принято решение о создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 году после принятия Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Войска гражданской обороны были включены в состав сил этой системы с возложением на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

В 1994 г. ГКЧС России преобразуется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В начале 1998 г. вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне», в котором вместе с дополнениями 2002 г. и 2004 г. была сформирована основная нормативная правовая база гражданской обороны. Тем самым, впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательными актами. В соответствии с этими документами: “Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера”.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства и обеспечения безопасности государства.

Основными задачами гражданской обороны являются:

– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

– обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера;

– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

– срочное захоронение трупов в военное время;

– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Комплекс задач может быть разделен на задачи: мирного времени, в угрожаемый период, военного времени.

В мирное время осуществляется подготовка и накопление сил и средств гражданской обороны, обучение населения. В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В угрожаемый период производится перевод органов управления и сил гражданской обороны на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская оборона решает ту же главную задачу, что и Вооруженные Силы – з ащиту тыла страны. Для этого она применяет имеющиеся в ее распоряжении пассивные методы и средства.

Статья 10 закона «О гражданской обороне» определяет права и обязанности граждан России в области ГО.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

– проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

– оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.015 с.)