Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КП как основа стратегии социокультурного управления.

Поиск

КП как основа стратегии социокультурного управления.

КП в исторической ретроспективе.

3.Культура в организационно-управленческом контексте (содержание понятия).

1. Культура как процесс (и качество) человеческой деятельности. На этом уровне культура предстает в формах индивидуальной и общественной активности – в деятельности личностей, социальных групп, институтов, общества в целом в различных сферах бытия и сознания. Эта деятельность включает в себя производство (или создание) ценностей, традиций, норм, идей, их освоение (или потребление), хранение, защиту, трансляцию. Она осуществляется как в институциональных, так и неинституциональных формах.

Сущность культурной деятельности заключается в ее “улуч-шающем” характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершен-ному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В этом смысле можно говорить о культуре производства, культуре управления, землепользования, культуре межличностных отноше-ний и т.д.

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом.

2. Материальный уровень культуры позволяет увидеть ее как совокупность предметов (продуктов) культурной деятельности – материальных носителей и выразителей духовной сущности – ценностей, идей, символов и т.д. Продукты культурной деятельности – это опредмеченное воплощение (видение) идеала, овеществленный процесс человеческого стремления к совершенству, его результат.

В организационно-управленческом контексте феномен куль-туры включает:

1) Культурно-историческое наследие, которое включает тра-диции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, личные архивы; историко-культурные памятники; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью;

2) Культурную деятельность различных социально-профессиональных групп по созданию, сохранению, распространению и потреблению духовных ценностей (профессиональное искусство и любительское творчество, тради-ционная народная культура, культурно-досуговая деятельность и т.д.).

Специфика и законодательная база КП в РФ.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов.

Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы.

Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках”.

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства".

Конституционные основы законодател-ва РФ в сфере КП.

Основные принципы культурной политики нашего государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, статья 44 гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует свободу творчества и охраняет интеллектуальную собственность, обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральное законодательство РФ в сфере КП.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов.

Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы.

Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках”.

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства".

Модели культурной политики.

В основе классификации моделей КП Гарри Х. Шартрана и Клэр Мак-Кафи лежит критерий финансирования. Анализируя опыт разных стран, они выделили 4 концептуальные «установки» гос-ва по отношению к культуре:

Государство — «вдохновитель» или «помощник»: характерно финансирование культуры, осуществляющееся в форме встречи субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в данную сферу. Яркий представитель - США. Отличительная черта - гос-во использует не только экономич. методы, посредством налог. льгот, но и создает в общ-ве соответствующ. атмосферу, стимулирующую вклады в духовную сферу, а учр-ия культуры — на поиск новых фондов, частных лиц. Такая политика нестабильна, зависит от финансирования, настроений и вкусов вкладчиков.

Государство — «патрон» или «меценат». Отличительная черта - наличие советов искусств, которые распоряжаются фондами, распределяющими гос. субсидии, и не позволяют бюрократии вмешиваться в творческий процесс, в деят-ть орг-ий, получающих помощь (работа по принципу «длинной руки»). Примеры - Скандинавские страны, Великобритания.

Государство — «архитектор». Особенность - финансирование культуры гос-вом через каналы мин-ва или др. гос. органа. КП выступает частью соц. политики, а ее цель — общее улучшение благосостояния народа. Характерна для Франции стран Зап. Европы. Для гос-в такого типа характерен плавный переход к политике государства — «патрона».

Государство — «инженер» характеризуется тем, что гос-во является собственником материальной базы кул-ры и принимает решение о распределении финансовых ресурсов, их получателей, таким образом, гос-во выступает в роли заказчика, отчасти ограничивая творческое разнообразие.

Классификация Г.X. Шартрана и К. Мак-Кафи воспроизводит различные этапы развития культуры в истории России. Культурная политика типа «государство — «вдохновитель» была распространена в царской России в виде меценатства. На современном этапе, очевидно, также существует практика финансирования учреждений культуры частными лицами и корпорациями. Недостаток такой модели это не только изменчивость вкусов, узкий характер, когда внимание уделяется отдельным элементам культуры, а не становлению общей национальной культуры страны, общества. Культурная политика типа «государство — «архитектор», по мнению канадских авторов, характерна для СССР раннего периода. А культурная политика «государство — «инженер» представляет собой тип культурной политики СССР, которая формировалась по государственной модели, в соответствии с государственной идеологией. При этом модель «государство- «патрон» рассматривается Г.X. Шартран и К. Мак-Кафи как один из самых совершенных методов.

Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критериев она выделяет характер политического устройства государства и место государства и других акторов в реализации КП. выделяет четыре модели культурной политики:

 Модель либеральной культурной политики, обязательной характеристикой которой является рынок культурных товаров и услуг.

 Модель государственной бюрократической, или просветительской культурной политики, неотъемлемой чертой которой является доминирование государства, контролирующего с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов сферу культуры. Такая модель стала типичной для СССР и его союзников, а также для Франции и социалистических стран типа Швеции. Позитивной стороной такой политики является финансовая защита государством сферы культуры.

 Модель национально-освободительной культурной политики, ее основной чертой является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций.

Это нередко ведет к таким последствиям, как «закрытая культура», национализм, шовинизм. Такая модель типична для бывших колоний и государств Восточной Европы. Часто сопровождается отрицанием культуры

национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства.

 Модель культурной политики переходного периода, отличительной ее чертой является то, что она даже демократические ориентиры реализует через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов

Содержание и ресурсное обеспечение региональной КП.

КП как основа стратегии социокультурного управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.)