Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
КП как основа стратегии социокультурного управления.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КП как основа стратегии социокультурного управления. КП в исторической ретроспективе. 3.Культура в организационно-управленческом контексте (содержание понятия). 1. Культура как процесс (и качество) человеческой деятельности. На этом уровне культура предстает в формах индивидуальной и общественной активности – в деятельности личностей, социальных групп, институтов, общества в целом в различных сферах бытия и сознания. Эта деятельность включает в себя производство (или создание) ценностей, традиций, норм, идей, их освоение (или потребление), хранение, защиту, трансляцию. Она осуществляется как в институциональных, так и неинституциональных формах. Сущность культурной деятельности заключается в ее “улуч-шающем” характере всех составляющих человеческого бытия. В процессе культурной деятельности человек стремится к совершен-ному качеству всего того, что становится предметом его созерцания, переживания, мышления, общения или поведения. В этом смысле можно говорить о культуре производства, культуре управления, землепользования, культуре межличностных отноше-ний и т.д. Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и “планку” культурной деятельности в целом. 2. Материальный уровень культуры позволяет увидеть ее как совокупность предметов (продуктов) культурной деятельности – материальных носителей и выразителей духовной сущности – ценностей, идей, символов и т.д. Продукты культурной деятельности – это опредмеченное воплощение (видение) идеала, овеществленный процесс человеческого стремления к совершенству, его результат. В организационно-управленческом контексте феномен куль-туры включает: 1) Культурно-историческое наследие, которое включает тра-диции, обычаи, обряды, праздники, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, личные архивы; историко-культурные памятники; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью; 2) Культурную деятельность различных социально-профессиональных групп по созданию, сохранению, распространению и потреблению духовных ценностей (профессиональное искусство и любительское творчество, тради-ционная народная культура, культурно-досуговая деятельность и т.д.). Специфика и законодательная база КП в РФ. В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы. Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ. Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов. Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне. Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии. Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках”. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также: "Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры"; "Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры"; "Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства". Конституционные основы законодател-ва РФ в сфере КП. Основные принципы культурной политики нашего государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Так, статья 44 гарантирует каждому право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство гарантирует свободу творчества и охраняет интеллектуальную собственность, обязывает каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Федеральное законодательство РФ в сфере КП. В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы. Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ. Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов. Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне. Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ. Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии. Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках”. Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также: "Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры"; "Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры"; "Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства". Модели культурной политики. В основе классификации моделей КП Гарри Х. Шартрана и Клэр Мак-Кафи лежит критерий финансирования. Анализируя опыт разных стран, они выделили 4 концептуальные «установки» гос-ва по отношению к культуре: Государство — «вдохновитель» или «помощник»: характерно финансирование культуры, осуществляющееся в форме встречи субсидий, стимулирующих частные или коллективные вложения в данную сферу. Яркий представитель - США. Отличительная черта - гос-во использует не только экономич. методы, посредством налог. льгот, но и создает в общ-ве соответствующ. атмосферу, стимулирующую вклады в духовную сферу, а учр-ия культуры — на поиск новых фондов, частных лиц. Такая политика нестабильна, зависит от финансирования, настроений и вкусов вкладчиков. Государство — «патрон» или «меценат». Отличительная черта - наличие советов искусств, которые распоряжаются фондами, распределяющими гос. субсидии, и не позволяют бюрократии вмешиваться в творческий процесс, в деят-ть орг-ий, получающих помощь (работа по принципу «длинной руки»). Примеры - Скандинавские страны, Великобритания. Государство — «архитектор». Особенность - финансирование культуры гос-вом через каналы мин-ва или др. гос. органа. КП выступает частью соц. политики, а ее цель — общее улучшение благосостояния народа. Характерна для Франции стран Зап. Европы. Для гос-в такого типа характерен плавный переход к политике государства — «патрона». Государство — «инженер» характеризуется тем, что гос-во является собственником материальной базы кул-ры и принимает решение о распределении финансовых ресурсов, их получателей, таким образом, гос-во выступает в роли заказчика, отчасти ограничивая творческое разнообразие. Классификация Г.X. Шартрана и К. Мак-Кафи воспроизводит различные этапы развития культуры в истории России. Культурная политика типа «государство — «вдохновитель» была распространена в царской России в виде меценатства. На современном этапе, очевидно, также существует практика финансирования учреждений культуры частными лицами и корпорациями. Недостаток такой модели это не только изменчивость вкусов, узкий характер, когда внимание уделяется отдельным элементам культуры, а не становлению общей национальной культуры страны, общества. Культурная политика типа «государство — «архитектор», по мнению канадских авторов, характерна для СССР раннего периода. А культурная политика «государство — «инженер» представляет собой тип культурной политики СССР, которая формировалась по государственной модели, в соответствии с государственной идеологией. При этом модель «государство- «патрон» рассматривается Г.X. Шартран и К. Мак-Кафи как один из самых совершенных методов. Милена Драгичевич-Шешич. В качестве критериев она выделяет характер политического устройства государства и место государства и других акторов в реализации КП. выделяет четыре модели культурной политики: Модель либеральной культурной политики, обязательной характеристикой которой является рынок культурных товаров и услуг. Модель государственной бюрократической, или просветительской культурной политики, неотъемлемой чертой которой является доминирование государства, контролирующего с помощью аппарата (законодательного, политического, идеологического) и финансов сферу культуры. Такая модель стала типичной для СССР и его союзников, а также для Франции и социалистических стран типа Швеции. Позитивной стороной такой политики является финансовая защита государством сферы культуры. Модель национально-освободительной культурной политики, ее основной чертой является развитие или утверждение оригинальных культурных традиций. Это нередко ведет к таким последствиям, как «закрытая культура», национализм, шовинизм. Такая модель типична для бывших колоний и государств Восточной Европы. Часто сопровождается отрицанием культуры национальных меньшинств, альтернативного и экспериментального искусства. Модель культурной политики переходного периода, отличительной ее чертой является то, что она даже демократические ориентиры реализует через структуры государства, не способные в одночасье отказаться от командно-бюрократических методов Содержание и ресурсное обеспечение региональной КП. КП как основа стратегии социокультурного управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.007 с.) |