Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-трудовые отношения: понятие, субъекты, объект, предмет, модели (виды).

Поиск

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивиды и социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами являются:

1) наемный работник

2) работодатель

3) профсоюз – это добровольное объединение наемных работников для представления и защиты экономических и социальных интересов и прав работников отдельного предприятия, отрасли, региона, профессии или страны в целом.

4) объединения работодателей – создаются для объединения их усилий во взаимодействии с профсоюзами, а также для реализации совместных проектов, требующих значительных материальных, финансовых, людских ресурсов.

5) государство – как выразитель интересов общества в условиях современной рыночной экономики призвано обеспечивать его стабильное развитие и баланс интересов всех его членов, а также регулировать взаимоотношения между наемными работниками и работодателями. С одной стороны, оно должно поддерживать наемных работников, которые составляют значительную часть населения, и обеспечивать им достойный уровень жизни через гарантирование им минимального размера оплаты труда. С другой стороны, государство должно поддерживать и работодателей, которые являются производителями товаров и услуг и от которых зависит уровень экономического развития страны, а также конкурентоспособность отечественной экономики на мировом рынке.

Предмет социально-трудовых отношений определяется целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их жизнедеятельности или жизненного цикла.

Обобщенно можно сказать, что социально-трудовые отношения обусловлены решением двух основных проблем:

1) проблема занятости, которая является основой материальной обеспеченности людей, а также позволяет человеку реализовать свои потенциальные индивидуальные возможности и способности.

2) проблема организации и оплаты труда, которая включает в себя условия и охрану труда, характер взаимоотношений в коллективе, возможность профессионального и личностного развития, возмещение затрат рабочей силы.

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений:

1. Патернализм. Характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Эта регламентация осуществляется под видом “отеческой заботы” государства о нуждах населения или администрации предприятия о своих сотрудниках.

Примером государственного патернализма является бывший СССР, а патернализм на уровне предприятия ярко выражен в Японии и некоторых других странах Юго-Восточной Азии.

2. Партнерство предполагает, что наемные работники, предприниматели и государство выступают как равноправные партнеры в решении экономических и социальных проблем. Причем профсоюзы выступают не просто с позиций защиты интересов работников, но и эффективности производства на конкретном предприятии и экономики в целом. Отношения партнерства таким образом обеспечивают достижение так называемого синергетического эффекта от согласованной деятельности людей и социальных групп.

Примером реализации партнерских отношений является Германия.

3) Конкуренция – это отношения соперничества, соревнования между отдельными людьми или коллективами, которые также могут привести к достижению синергетического эффекта. Практика показывает, что подобного рода отношения способны привести к качественно новым решениям.

Примером конкурентных отношений можно назвать так называемые “кружки качества” в Японии и “соцсоревнования” в бывшем СССР.

4) Солидарность предполагает общую ответственность и взаимопомощь, основанную на общности интересов той или иной группы людей. Чаще всего говорят о солидарности членов профсоюзов, но солидарность проявляют и члены союзов работодателей.

Воплощением солидарности в социально-трудовых отношениях является Швеция, где наиболее ярко проявляется солидарность в оплате труда.

5) Субсидиарность – стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Ее можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в какое-либо сообщество, то субсидиарность может реализовываться и в форме солидарности, но при этом человек четко осознает свои личные цели и личную ответственность, не поддаваясь влиянию “толпы”.

Примером субсидиарности в социально-трудовых отношениях являются США.

6) Дискриминация – это основанное на произволе, незаконное ограничение прав одних субъектов социально-трудовых отношений другими субъектами. Здесь нарушаются все принципы равенства возможностей на рынке труда. Может быть дискриминация по полу, возрасту, расе, национальности, вере и другим признакам. Дискриминация проявляется при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, оплате труда, увольнении и приеме на работу, доступности к различных социальных услуг и т.д.

Дискриминация в том или ином виде встречается в любом обществе, в любой стране.

7) Конфликт – крайняя степень выражения противоречий в социально-трудовых отношениях неизбежны и при определенных условиях необходимы для развития экономических систем.

Само по себе различие интересов необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Существует множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием подобного сотрудничества является наличие объединяющей ситуации или идеи, перед которой индивидуальные и групповые различия становятся несущественными. Вообще эффективная система управления персоналом должна учитывать различия характеристик и интересов сотрудников при разработке режимов труда и отдыха, систем мотивации и оплаты труда.

8) Принуждение – это такой тип отношений, когда один из субъектов, обладая большим объемом власти, навязывает тот или иной тип поведения другому субъекту. Различают физическое, административное, экономическое и социальное принуждение.

 

6. Социальное партнерство: понятие, подходы к определению сущности и содержания, предпосылки возникновения и развития. Профсоюзы как субъект регулирования социально-трудовых отношений, их роль и место в России. Коллективные договора и соглашения как инструменты реализации социально-партнерских отношений: понятие, виды, структура и содержание.

Социальное партнерство – это особая система отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, когда возникающие разногласия и конфликты между ними разрешаются мирно, путем ведения равноправных переговоров, согласования их экономических, социальных и политических интересов и потребностей, взаимных уступок и достижения компромисса.

Социальное партнерство – это специфический тип общественных отношений, присущих современному цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Ему присущи следующие основные черты:

1. эти отношения складываются между субъектами (сторонами), которые имеют наряду с общими, тождественными интересами и принципиально противоположные социальные, экономические и политические интересы;

2. эти отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, на обеспечение оптимального баланса в реализации различных интересов субъектов социально-трудовых отношений, когда собственник, работодатель получает желаемую прибыль, а наемный работник – обеспечивает себе достойный уровень и качество жизни;

3. это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы и государство в целом, поскольку при нем достигается социальная стабильность общества, его прогрессивное социально-экономическое развитие.

Согласование интересов наемных работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений осуществляется путем ведения переговоров и завершается заключением коллективных договоров и соглашений. Это бесспорно для сторонников и того, и другого подходов. Однако, существенным образом различаются их представления о содержании коллективных договоров.

Любой коллективный договор фиксирует договоренность сторон по следующим вопросам:

1) размер заработной платы и других денежных выплат;

2) индексация заработной платы и доходов исходя из инфляции;

3) система денежных компенсаций за работу в вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни;

4) занятость и переквалификация;

5) продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

6) длительность и оплата отпусков;

7) условия и охрана труда;

8) основные обязанности сторон;

9) контроль за выполнением.

Профсоюз – это добровольное объединение наемных работников для представления и защиты экономических и социальных интересов и прав работников отдельного предприятия, отрасли, региона, профессии или страны в целом. Важнейшими направлениями деятельности профсоюзов являются вопросы занятости, условий и охраны труда, вопросы оплаты труда. Однако, профсоюзы должны не просто отстаивать сегодняшние интересы наемных работников, но и содействовать прибыльности, стабильности и устойчивости предприятия в целом, поскольку от этого зависит занятость работников завтра, их заработная плата, комфортность труда.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет.

В коллективном договоре фиксируются взаимные обязательства сторон по основным вопросам условий и оплаты труда, найма, переобучения, увольнения, обеспечения безопасности и охраны здоровья, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, формам, системам и размерам оплаты труда, условиям функционирования профсоюзов, формам разрешения трудовых споров. Кроме этого, в нем указываются формы предоставления услуг предприятия своим сотрудникам (питание, транспорт, лечение и т.д.), социальные гарантии при ухудшении экономической конъюнктуры, компенсации при несчастных случаях и другие пункты.

Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

В зависимости от уровня охвата и специфики тарифного соглашения подразделяются на следующие виды:

· генеральное тарифное соглашение (заключается между представителями работников, работодателей и Правительством РФ сроком на 1 год);

· региональное (территориальное) тарифное соглашение (аналогично Генеральному тарифному соглашению, но заключатся на уровне субъектов РФ);

· отраслевое тарифное соглашение (трехсторонний правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения на федеральном уровне между соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями, соответствующими объединениями работодателей, Министерством здравоохранения и социального развития по поводу условий и оплаты труда и других гарантий для работников данной отрасли (или группы отраслей);

· профессиональное тарифное соглашение (регулирует взаимоотношения в рамках определенной профессиональной группы);

 

 

Правовые основы регулирования труда и социально-трудовых отношений в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Права, свободы и гарантии работников в сфере труда и трудовых отношений. Конституция Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации и их роль в регулировании трудовых отношений.

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

- установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

- создание благоприятных условий труда;

- защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

 

Население как источник формирования трудовых ресурсов общества, его количественные и качественные характеристики. Процессы воспроизводства населения и ресурсов для труда. Демографическая ситуация и демографическая политика современного российского государства.

 

Население – совокупность людей, проживающих на вполне опреде-ленной территории (в районе, городе, стране, регионе).

 

Количественным характеристиками населения являются такие показатели, как:

1. численность;

2. состав;

3. показатели естественного движения (рождаемость, смертность);

4. показатели миграционного движения.

К числу качественных показателей можно отнести:

1) уровень образования;

2) профессионально-квалификационная структура;

3) культурный уровень;

4) показатели здоровья населения;

5) половозрастная структура населения;

6) средняя продолжительность жизни;

7) соотношение занятых преимущественно умственным и преимущественно физическим трудом;

8) структура занятых по отраслям и сферам экономики;

9) национально-этническая структура и т.д.

Воспроизводство населения — исторически, экономически и социально обусловленный процесс постоянного возобновления населения в результате естественного движения, миграции и перехода людей из одного социального слоя в другой.

Рассмотрим подробнее каждый из трех составляющих элементов процесса воспроизводства населения, каждый из которых представляет собой определенный вид движения населения, а именно естественное, миграционное и социальное. Все эти виды движения населения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и в совокупности определяют численность и состав населения региона, страны.

I. Естественное движение населения — это непрерывное изменение численности и структуры населения в результате рождений и смертей. Иными словами, естественное движение населения – это непрерывный процесс смены поколений людей.

На естественное движение населения влияют такие процессы, как:

– брачностъ, характеризуемая образованием супружеских пар путем регистрации или без нее (в случае устойчивого во времени союза супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих детей без юридического оформления);

– разводимость, означающая распад супружеских пар вследствие расторжения брака или прекращения супружеских отношений.

Вторым составным элементом процесса воспроизводства населения является социальное движение населения, под которым понимается переход индивидов из одних социальных групп и слоев в другие, изменение места, занимаемого ими в социальной структуре общества. Социальное движение проявляется в изменении социальных характеристик населения (образовательной, профессиональной, национальной, семейной, брачной и др.) и социальной структуры общества. Причиной социального движения может выступать повышение общеобразовательного и профессионального уровня, изменение социально-демографических параметров, поступление на работу и уход с нее, перемена работы, уход на пенсию и др. При этом социальное движение связано как с общими тенденциями изменения социальной структуры, так и с личной активностью индивидов.

Различают вертикальное социальное движение— перемещение «вверх» или «вниз» в системе социальных позиций и горизонтальное социальное движение — передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. Выделяются также главные и второстепенные, типичные и случайные, массовые и единичные его направления и каналы. Социальное движение выражает изменения социальных позиций в рамках не только одного поколения, но и двух (отцы и дети), трех (деды, отцы и дети) поколений.

Миграция населения (от лат. – переселение) — это совокупность передвижений населения относительно места жительства, а для трудовых ресурсов — и места приложения труда.

Основные критерии выделения миграции населения следующие:

1. перемена постоянного места жительства;

2. пересечение административных границ территории;

3. продолжительность пребывания мигранта на новом месте жительства (или продолжительность его отсутствия на старом месте жительства).

Тесная связь миграции с территорией различного уровня (государством, республикой, областью, городом и т.д.) и временем пребывания на определенной территории обусловливает многообразие пространственно-временных характеристик, которые служат основой для изучения миграционных потоков и когорт.

Под миграционным потоком понимается совокупное число мигрантов, имеющих общие территории выбытия и прибытия.

Совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции, называется миграционной когортой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 3273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.011 с.)