Система органов управления трудом и трудовыми ресурсами на макро- и микроуровнях: цель, уровни, инструменты и методы управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система органов управления трудом и трудовыми ресурсами на макро- и микроуровнях: цель, уровни, инструменты и методы управления.



Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни и некоторых других.

22.Баланс трудовых ресурсов как основа управления трудом и трудовыми ресурсами: понятие, структура.
Балансом трудовых ресурсов (БТР) называется система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов, и их распределение на занятых по отраслям экономики и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.
Баланс трудовых ресурсов может быть составлен:
1) по стране в целом;
2) по отдельным субъектам РФ;
3) краям и областям с распределением на городскую и сельскую местность.
Баланс трудовых ресурсов состоит из двух разделов. В первом разделе показываются ресурсы, во втором – их распределение.
Схема баланса трудовых ресурсов:
1. Источники формирования трудовых ресурсов.
Всего трудовых ресурсов, в том числе:
а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
б) лица старших возрастов и подростки, занятые в экономике, из них:
в) подростки;
г) лица старше трудоспособного возраста, занятые в экономике или признанные безработными.
2. Распределение трудовых ресурсов.
а) всего занято в экономике (без лиц в личном подсобном хозяйстве), в том числе:
• в отраслях экономики;
• по найму ведением частного домашнего хозяйства;
• служителей религиозных культов и др.;
б) учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства;
в) трудоспособное население в трудоспособном возрасте, не занятое экономической деятельностью или учебой.
С помощью баланса трудовых ресурсов в статистике решаются следующие задачи:
1) анализируется структура распределения трудовых ресурсов;
2) прослеживается динамика перераспределения трудовых ресурсов между различными отраслями и сферами деятельности;
3) добываются сведения о численности и структуре незанятого населения;
4) определяется уровень занятости населения;
5) характеризуются сложившиеся пропорции в распределении трудовых ресурсов.
Баланс трудовых ресурсов является международным статистическим стандартом. Этот стандарт был рекомендован для стран с плановой экономикой, однако, балансовые расчеты трудовых ресурсов не утратили своего значения и для стран с рыночной экономикой. В этом случае схема баланса трудовых ресурсов должна быть адаптирована к категориям статистики занятости, используемым странами с рыночной экономикой.
Аналитические возможности баланса трудовых ресурсов можно расширить путем распределения работающих на предприятиях различных форм собственности и занятых в сфере частного предпринимательства по отраслям экономики.

23. Социально-трудовая политика государства, ее направления, приоритеты в условиях современной России. Модели социально-трудовой политики государства на примере зарубежных стран.

Социальная политика - совокупность мер государственного воздействия, направленных на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми.

Основополагающим документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». В ней отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния населения, а также на поощрение его стремлениях социальному прогрессу.

Конституция Российской Федерации опирается на основные положения Конвенции МОТ № 117. В статье 7 Конституции РФ сказано: «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Существует три основных направления социальной политики:

1. Создание условий для трудовой активности, регулирование занятости и зарплаты, совершенствование трудовых качеств работника

Функция - Активная

Объект - Экономически активное население

2. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения

Функция - Защитная

Объект - Наиболее нуждающиеся, экономически не защищенные слои населения

3. Развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры

Функция - Конструктивная

Объект - Все слои населения

С началом радикальных рыночных реформ в Российской Федерации в начале 1990-х годов возникла проблема разработки соответствующей социальной политики, которая бы обеспечила смягчение негативных последствий радикальных рыночных реформ и реализацию принципов социального государства.

К сожалению, реализовать полностью эти замыслы не удалось. Рыночные реформы привели к существенному падению реальных доходов населения, усилению дифференциации доходов, что объясняется многими причинами, такими как

1. политика приватизации государственной собственности, которая способствовала глубокому расколу общества на богатых и бедных

2. глубокий спад производства, который продолжался все 1990-е годы. Экономический рост в России начался только во второй половине 1999 г. Очевидно, что такая продолжительность и глубина спада привели к резкому падению реальных доходов населения нашей страны;

3. возникновение дефляционного разрыва, т.е. ситуации недостаточного внутреннего совокупного спроса. Она была обусловлена жесткой монетаристской политикой, которая предполагала ограничение денежной массы в обращении. В российской экономике удельный вес денежного агрегата М2 и ВВП не превышает 15%, тогда как в странах Западной Европы он находится в пределах 60-80%, в США - более 100% ВВП. Возникшая ситуация привела к резкому падению совокупного спроса.

4. сохраняющиеся высокие темпы роста потребительских цен.

5. нерешенность многих проблем развития бюджетного федерализма в России, т.е. до сих пор не найдены оптимальные пропорции распределения доходов и расходов по трем уровням бюджетной системы:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов федерации;

в) бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Выделены три основные модели социальных государств: либеральная, консервативная (корпоративная) и социал-демократическая.

Формирование либеральной модели,присущей таким странам, как США,Канада, Австралия, Великобритания,происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет
развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета
финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий. Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.

В сфере производственных отношений созданы максимальные условия для развития предпринимательской активности. Владельцы предприятий ничем не ограничены в принятии самостоятельных решений относительно развития и реструктуризации производства, включая увольнения оказавшихся не нужными работников. В наиболее жесткой форме такое положение характерно для США, где с 1948 года действует закон о трудовых соглашениях, или «закон Вагнера», согласно которому администрация предприятия в случае сокращения
или модернизации производства вправе производить увольнения без предупреждения или с уведомлением за два-три дня, без учета трудового стажа и квалификации работников. Удел профсоюзов — отстаивание интересов работников с наибольшим стажем в случае угрозы массовых увольнений, что, впрочем, им не всегда удается.

Данная модель вполне удовлетворяет своему основному назначению в условиях экономической стабильности или подъема, но при спаде и вынужденном сокращении производства, сопровождаемом неизбежным урезанием социальных программ, в уязвимом положении оказываются многие социальные группы, прежде всего женщины, молодежь, пожилые люди.

Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социальноориентированной рыночной экономикой.
В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится
уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных
профсоюзов, представляющих интересы наемных работников. Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника. Во многих странах период
выплат пособия по безработице увеличен для лиц старше 50 лет.

Социал-демократическая модель (ее иногда называют солидарной) подразумевает ведущую роль государства в защите населения. Причем приоритетными задачами государственной социальной политики считаются выравнивание уровня доходов населения и всеобщая занятость. Данная модель нашла практическое воплощение в странах северной Европы — Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании,
а также в Нидерландах и Швейцарии. Основой финансирования социальной сферы служит развитый государственный сектор экономики, упрочению которого не в последнюю очередь способствует очень высокий уровень налогообложения. Доля государственных расходов
в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Другими отличительными чертами данной модели являются развитая система производственной демократии, регулирование трудовых отношений на общенациональном уровне, а не на уровне отдельных предприятий или отраслей, использование действенных средств, позволяющих минимизировать уровень безработицы.

В рамках современной рыночной модели можно выделить несколько основных подходов к регулированию социально-трудовых отношений. Либеральный подход рассматривает занятость и оплату труда как внутреннее дело работодателя (компании) и работника, которые регулируются преимущественно индивидуальными контрактами. При этом существенно ограничиваются права профсоюзов на предприятиях, отсутствует национальная система социального партнерства. Такой подход в наибольшей степени характерен для США. Европейский подход предполагает высокие институциональные барьеры для увольнения работника, широкое участие государства и профсоюзов в регулировании оплаты труда. Тарифные соглашения всех уровней существенно ограничивают свободу предпринимателей, что приводит к относительно более низкой дифференциации в оплате труда по сравнению с США. Японская трудовая модель характеризуется пожизненным наймом, зависимостью оплаты и должностного оклада продвижения от стажа, господством патерналистских отношений в рамках фирмы. Сами компании, заинтересованные в высококвалифицированной рабочей силе, осуществляют политику закрепления кадров и стимулирования длительного стажа работы путем повышения заработной платы за выслугу лет и, главное, предоставления социальных выплат и льгот за счет компании (дополнительные пенсии, медицинское страхование от предприятий, дополнительное страхование по безработице и др.).

Идеология государственного регулирования должна быть развернута в сторону решения социальных задач, прежде всего, защиты интересов работников как более слабого субъекта социально-трудовых отношений.

В качестве приоритетных направлений выделяются обеспечение справедливых соотношений доли труда и бизнеса в валовом национальном продукте; изменение характера дифференциации оплаты труда; сведение к минимуму неформального сектора социально-трудовых отношений.

Целями социальной политики (социальными приоритетами) являются:

– достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

– обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

– гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

– переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

– нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.

Среди первоочередных целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения; пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.

 

24. Минимальные государственные социальные гарантии в сфере социально-трудовых отношений: понятие, функции, принципы предоставления, виды. Анализ ситуации с предоставлением минимальных государственных социальных гарантий в современной России.

ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

1) при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу в данной организации – за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение 1 месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, – до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника;

2) при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности. Размеры и условия его выплаты устанавливаются федеральным законом;

3) при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в этих случаях определяются федеральным законом;

4) на время проведения медицинского обследования за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такое обследование, сохраняется средний заработок по месту работы;

5) в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха;

6) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки;

7) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, ему принадлежащих, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.


В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

24. Система социального страхования как основа социальной защиты трудоспособного населения и способ минимизации социальных рисков. Виды социального страхования в России, источники их финансирования.

 

Система социального страхования в России: основные понятия

Страховщиком в системе соцстрахования выступает ФСС, который представляет собой финансово-кредитное учреждение, функционирующее при Правительстве РФ. Именно страховщик управляет средствами социального страхования.

Страхователем могут быть как юридические лица, имеющие любую организационно-правовую форму, так и физические лица, привлекающие к труду граждан, подлежащих в обязательном порядке социальному страхованию.

Застрахованными могут быть граждане РФ, граждане других государств и даже лица без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность согласно трудовому договору на территории РФ и имеют отношения по соцстрахованию, согласно действующему ФЗ об обязательном соцстраховании.

Система социального страхования включает следующие виды страхования:

· пенсионное (по старости, в случае потери кормильца, инвалидности) – страховщиком является Пенсионный фонд РФ;

· страхование утраты временной трудоспособности – страховщик ФСС;

· страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых обязанностей и профзаболеваний на производстве – страховщик ФСС;

· медицинское страхование – страховщиком выступает Фонд ОМС.

Современная система социального страхования России финансируется за счет средств государственных внебюджетных страховых фондов, основную долю доходов которых составляют страховые взносы. Деятельность фондов регулирует государство.

Но главной особенностью системы соцстрахования, можно назвать массовый характер возникающих страховых рисков, которые, к сожалению, выражаются в больших масштабах и несут серьезные последствия.

К основным социальным рискам относятся:

· случай временной нетрудоспособности работника;

· потеря кормильца;

· инвалидность;

· профзаболевание;

· трудовое увечье;

· материнство;

· наступление старости;

· безработица.

Система обязательного социального страхования – часть программы государственной соцзащиты населения, которая осуществляется в форме страхования экономически активных граждан от возможного изменения их благополучия материального и социального характера.

Выплаты гражданам по социальному страхованию не зависят от величины уплачиваемых налогов работником и страховых взносов, они распределяются по принципу солидарности, то есть определяющим фактором выступает степень нуждаемости.

Конечно, право на получение любых видов выплат и пособий, согласно программе социального страхования, необходимо подтвердить документально.

И предоставить установленный перечень документов в соответствующие инстанции в сроки, соответствующие правилам, предусмотренным действующим законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.047 с.)