Последствия трудовой миграции. Миграционная политика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия трудовой миграции. Миграционная политика.



Как свидетельствует мировая практика, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества, как странам-донорам, так и странам-реципиентам. Но возможно и проявление острых противоречий.

^ Таблица №1 Последствия трудовой миграции

Последствия трудовой миграции Страны-доноры Страны-реципиенты
Положительные ^ 1.Смягчение условий безработицы 2.Дополнительные источники валютных поступлений в виде денежных переводов, налогов от фирм-посредников по трудоустройству, в виде личного инвестирования эмигрантов в экономику ^ 3.Приобретение иммигрантами знаний и опыта за рубежом 4. Сокращение расходов на образование, здравоохранение, социальные выплаты вследствие отъезда работ-киков ^ 1.Рост налоговых поступлений от высококвалифицированных работников 2.Экономия государственных расходов на обучение квалифицированных рабочих- иммигрантов 3. Обеспечение занятости на неквалифицированных работах
Отрицательные ^ 1.Снижение среднего уровня зарплаты в стране 1.Утечка «умов» из страны 2. Снижение квалификации эмигрантов 3.Несение огромных расходов на обучение уехавших квалифицированных работников
  ^ 2.Рост безработицы среди местного населения 3. Рост государственных расходов на проведение миграционной политики (пособия, переобучение)  
  ^ 4. Усиление социальных конфликтов между местным населением и иммигрантами  
  5. Криминализация среды вследствие образования анклавов иммигрантов  
     


^ Миграционная политика - это совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Цели международной миграционной политики - определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционных процессах.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляется на основе национального законодательства. Согласно Программе действий, принятой в 1976г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- и многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы. В настоящее время в национальных законодательствах стран обязательно учитываются требования международных конвенций.

Так, одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.д. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
-организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;
-принятием мер против недостоверной информации в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;
-организацией соответствующих медицинских служб;
-разрешением перевозить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

 

В Конвенции содержатся положения, касающиеся найма, размещения и условий труда мигранта. В Конвенции подчеркивается необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения прав трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Конвенция МОТ провозглашает равенство мигрантов и граждан страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы. Предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Конвенция МОТ (1962г.) гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев в области социального обеспечения, участия в профсоюзах и соблюдения прочих гражданских прав. Национальная миграционная политика в настоящее время проводится государствами с соблюдением условий международных конвенций.

При проведении миграционной политики каждой страной используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, социально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников.

^ Миграционная политика страны-импортера.

Страна-импортер (реципиент) проводит селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для страны рабочей силы. В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно расчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по определенным категориям привлекаемого населения ( половозрастной состав, образование, состояние здоровья, национальность, личностные и психологические характеристики, профессиональные требования и т.д.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в принимающей стране.

Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Так, в США в 1995г. было принято следующее распределение миграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США; 9% прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США 1996г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов и ужесточил требования к их качественным характеристикам [2, 232]

На иммиграцию в страну имеют преимущество

-высококвалифицированные специалисты, связанные с наукоемким производством и другими видами интеллектуальной деятельности, спрос на которых не удовлетворен;

-специалисты с мировым именем в почти любом виде деятельности;

-работники, согласные на тяжелый и вредный неквалифицированный труд по оплате его по минимальной для страны ставке;

-бизнесмены, инвестирующие свой капитал в страну.

Количество требуемых в стране иностранных работников соответствует вполне определенному количеству вакансий. Превышение этого уровня грозит ростом безработицы, снижением оплаты труда на национальном рынке, ростом оппозиции со стороны профсоюзов. Снять подобные негативные процессы в стране позволяет установление, как уже было отмечено выше, иммигрантской квоты, а также временных интервалов пребывания и работы для мигрантов в данной стране.

В некоторых странах практикуется использование программ по стимулированию реиммиграции: выплата материальной компенсации отъезжающим, обучение их новым специальностям, оказание материальной помощи странам-донорам массовой эмиграции.

Инструментом миграционной политики является и выстраивание географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков. Принимая мигрантов, страна-реципиент не должна превышать их оптимального количества. Только в этом случае иммигранты могут безболезненно включаться в экономическую и социальную жизнь принимающей страны.[2, 233]

^ Миграционная политика страны-экспортера.

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров:

-эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций;
-эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий уровень жизни;
-требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением ими в зарубежных странах профессий и образования.

Страна-экспортер рабочей силы решает с помощью эмиграции следующие задачи:

· ослабление давления безработицы и дефицита валютных ресурсов (от эмигрантов поступают валютные денежные переводы своим родственникам);

· формирование национальных квалифицированных кадров за счет обучения за границей.

В соответствии с поставленными задачами страны-доноры используют инструменты миграционной политики:
-определение режима миграционной политики (либерального или протекционистского);
-выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере приобретения ими зарубежного образования;
-стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.[6, 98-99]

^ Согласование миграционных политик между странами.

Направления миграционной политики, как в стране-реципиенте, так и в стране-доноре, должны взаимно корректироваться, так как их действия взаимосвязаны. Например, когда страна-реципиент отправляет мигрантов на родину по истечении срока их законного пребывания в стране, для страны-донора этот процесс обернется ростом предложения рабочей силы на ее рынке. Однако, если страна-донор не создает новых рабочих мест для «возвращенцев», в стране-реципиенте будет расти нежелательная нелегальная миграция.

· Взаимосвязь миграционных политик стала причиной международного регулирования. Оно осуществляется как на двусторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Страны, ратифицируя международные конвенции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами - реципиентами и донорами в контроле миграционных потоков. Страна-реципиент отвечает за пребывание и использование мигрантов, а страна-донор - за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов граждан за рубежом.

· Международные организации, регулирующие международную миграцию, следующие: ООН, МОТ (отрабатывает режим использования труда мигрантов), Международная организация по миграции (МОМ), которая балансирует международную миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.

Рынок труда как система общественных отношений: его понятие, элементы, субъекты, объекты, особенности, функции. Спрос и предложение на рынке труда и факторы, влияющие на их величину на макро- и микроуровне

Рынок труда – это система общественных отношений, связанных с куплей-продажей рабочей силы.

– это система экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке.

– место пересечения различных экономических и социальных интересов и функций.

Элементы рынка труда:

1) субъекты;

2) правовые акты;

3) конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения, которые определяют ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости;

4) инфраструктура рынка труда;

5) система социальных выплат и гарантий;

6) альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и т.д.).

Спорным является вопрос относительно того, что же все-таки продается и покупается на рынке труда: рабочая сила или труд.

1. Сторонники марксизма утверждают, что продается рабочая сила, то есть способность к труду, которую эксплуатирует работодатель;

2. Сторонника теории факторов производства утверждают, что продается все-таки труд, а заработная плата есть плата за труд.

3. Сторонники третьего подхода рассматривают рынок труда как ресурсный рынок. Специфика труда как ресурса производства состоит в том, что он физически неотделим от его собственника. Поэтому объектом купли-продажи является право использования единицы ресурса труда определенного качества при определенных условиях в определенный отрезок времени. Продавец ресурса труда является носителем и собственником своей рабочей силы, то есть всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности.

Субъекты рынка труда:

- работодатель – покупатель ресурса труда, рабочей силы или труда;

- юридически свободный и защищенный собственник (человек) - продавец ресурса труда, рабочей силы или труда.

Цена ресурса труда, рабочей силы или труда на рынке труда выступает в форме ставки заработной платы (часовой ставки заработной платы), которая указывается в договоре. Она устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Особенности рынка труда:

1. неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца;

2. большая продолжительность контакта продавца и покупателя, то есть отношения не завершаются актом купли-продажи, а только начинаются;

3. наличие и действие неденежных аспектов сделки (условия труда, микроклимат, перспективы профессионального роста);

4. наличие большого числа институциональных структур (законодательство, учреждения и службы занятости, государственные программы и т.д.);

5. высокая степень индивидуализации сделок (большое их разнообразие, вызванное уникальностью каждого работника, разнообразием рабочих мест, профессий и т.д.).

Главные составные части рынка труда:

- совокупное предложение (трудоспособная часть населения);

- совокупный спрос (потребность экономики в рабочей силе);

- удовлетворенный спрос на труд.

Функции рынка труда:

· организация встречи субъектов;

· обеспечение конкуренции как между продавцами, так и между покупателями;

· установление равновесных ставок заработной платы;

· решение вопросов занятости;

· осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве и обеспечения работой незанятого населения.

Существует два толкования сущности и содержания рынка труда:

1. Расширенное толкование: субъектом рынка труда является все экономически активное население. Спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Работники, занятые в настоящий момент не могут считаться таковыми раз и навсегда и вышедшими из рынка, в любой момент они могут пополнить ряды безработных.

2. Рынок труда, как и всякий рынок, относится к сфере обращения. На этом рынке покупается и продается предстоящий труд, и будучи купленным он реализуется в сфере производства. Поэтому рынок труда составляют со стороны предложения:

- те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу;

- те, кто не удовлетворен нынешней работой и подыскивает новую;

- те, кто занят, но рискует потерять работу и поэтому ищет новую работу;

со стороны спроса:

- вакансии на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях;

- рабочие места, занятые работниками, не удовлетворяющими работодателя.

В зависимости от соотношения спроса и предложения складывается конъюнктура рынка труда, которая может быть трех типов:

1) трудодефицитный;

2) трудоизбыточный;

3) равновесный.

Данная типология может быть отнесена к тому или иному региону, отрасли или сфере экономики.

В зависимости от характера взаимодействия продавцов и покупателей и в зависимости от степени конкуренции выделяют:

1) чисто конкурентный рынок труда, когда ни фирмы, ни работники не могут контролировать ставки заработной платы;

2) монопсонический рынок – рынок с монополией одного покупателя, когда

- работники, занятые одним видом труда, сосредоточены на одной фирме;

- данный вид труда не имеет альтернатив, то есть при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другого места работы, не сменив их;

- заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников.

Это малые города или отдаленные районы, где одно предприятие обеспечивает занятость.

3) олигопсонический рынок – наличие небольшого количества фирм.

В зависимости от проводимой государством политики занятости населения выделяют следующие модели рынка труда:

1. латиноамериканская модель предполагает создание достаточного числа рабочих мест, не требующих высокой квалификации, для значительной части трудоспособных граждан. Занятые на них работники имеют, естественно, и низкие доходы. Формально безработица уменьшается, но при этом появляется обширный класс работающей бедноты.

2. скандинавская модель позволяет повысить занятость экономически активного населения путем создания дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики со средними условиями труда и оплаты. Она применялась в течение ряда лет в арктической зоне Норвегии, куда государство привлекало население из южных районов страны для обеспечения равномерного его расселения по территории страны. Но в качестве стратегического направления в политике занятости на долгие годы такая модель не годится.

3. европейская модель ориентирована на экономический рост и основана на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Однако такие меры при прочих равных условиях сопровождаются увеличением количества безработных и требуют для них дорогостоящей системы пособий.

4. китайская модель характеризуется использованием широкого спектра социально-экономических механизмов поддержания занятости, включая формирование мотивов достижения более высоких доходов у всего экономически активного населения. К числу таких механизмов относится либерализация правил найма и увольнения работников, повышение гибкости использования рабочей силы путем поощрения частичной, временной и вторичной занятости, развития общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость (включая, например, школьников и студентов в период каникул). Государство активно содействует повышению эффективности занятости населения, субсидирует переподготовку кадров на предприятиях, частично оплачивает обучение работников, претендующих на рабочие места, требующие более высокой квалификации, выдает целевые беспроцентные ссуды для создания безработными собственного дела и т.д.

Типы рынка труда:

1. внешний (профессиональный);

2. внутренний (внутрифирменный).

Формы рынка труда:

1. гибкий;

2. традиционный.

Разновидности рынка труда:

1. открытый;

2. скрытый.

Сегменты рынка труда:

1. женский;

2. молодежный;

3. инвалидов;

4. военнослужащих и т.д.

 

Наиболее значимые проблемы, присущие российскому рынку труда в современных условиях:

– существование значительного количества вакансий при дефиците рабочей силы по ряду профессий, преимущественно рабочих;

– большая доля занятых на неквалифицированных работах;

– неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

– существование значительной теневой занятости;

– обесценение труда;

– большой разрыв между средней зарплатой в высокооплачиваемых отраслях (в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, в также в кредитно-страховой сфере) и средней по стране (тем более минимальной). Значительная часть специалистов, занятых в науке и научном обслуживании, здравоохранении, культуре и образовании, а также работники оборонной промышленности, машиностроения, легкой промышленности и труженики села, образуют многочисленную категорию «новых бедных».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.02 с.)