Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное регулирование миграционных процессов

Поиск

 

1. Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного, и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью более широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией - въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации - возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну (В России проживает 12,2 млн мигрантов, что составляет 8,6% от всего населения страны.)

- работники-мигранты по контракту (По данным ФТС, в 2010 г. в секторе коммунальных услуг задействовано только 38,3 тыс. иностранцев, то есть при грубых подсчетах — менее 10% от общего числа занятых в этой сфере. ЖКХ — редкий случай, когда официальные данные близки к реальному положению вещей. По подсчетам Зайончковской, в ЖКХ мигранты занимают 7% рабочих мест.)

- нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии; (Квота эмигрантов в России на 2010г.= 1,9 млн., а легально трудится только 1,4 млн рабочих и 1,1 млн из них — выходцы из СНГ. Это официальные цифры, они далеки от реальных, которые должны включать нелегалов. В 2010 г. в страну прибыло 11,3 млн иностранных граждан, из которых почти 8 млн человек — из стран СНГ. Лидируют граждане Украины, Узбекистана и Казахстана.)

- лица, просящие убежища. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

- беженцы. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада. (ЕВРОСТАТ. Две трети просьб о предоставлении статуса беженца, поданные в странах Европейского союза в 2009 году, не были удовлетворены. В 2009 году было подано 299 500 просьб о предоставлении статуса беженца, в 166.900 (73%) из которых было отказано. Только 12% от общего числа перемещенных лиц получили этот статус. 260.000 прошений о предоставлении беженского статуса были поданы выходцами из Афганистана, России, Сомали и Косова.)

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

Существует несколько теорий, объясняющих причины и направленность международных миграционных процессов. Наиболее распространенный концептуальный подход исходит из классической теории и, в частности, из представления о соотношении факторов «выталкивания» и «притяжения» населения и рабочей силы как главных движущих силах данного процесса. Согласно классической (Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис) и неоклассической теории (Дж. Харрис, М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы мигрируют из преимущественно сельских районов с низкой предельной производительностью в более развитые урбанизированые районы. Часто решения о миграции объясняются индивидуальными представлениями о более благополучных районах и странах, а не фактическим положением вещей. Этим, например, экономисты-неоклассики объясняли миграционные потоки в урбанизированные районы с высокой безработицей.

В отличие от классических теорий приверженцы исторических и структуралистских концепций объясняют миграцию экономическим и политическим неравенством различных субъектов (стран, регионов, предприятий, индивидов), когда более сильные субъекты определяют направленность миграционных потоков в выгодном им направлении. Эти же теории признают важность таких факторов, как этнические и семейные связи среди мигрантов, роль государственного регулирования в данной области.

В реальной жизни все перечисленные подходы и объяснения дополняют друг друга и взаимопереплетены.

Говоря о сопоставимости человеческих ресурсов с другими экономическими ресурсами на международных рынках, важно отметить и их особенности. Они отражают специфику товара «рабочая сила», который является не только объектом, но и субъектом международных экономических отношений в данной сфере. Кроме того, процесс международной миграции оказывает не только экономическое, но и многоплановое социальное, демографическое и социально-психологическое влияние как на страны-доноры, так и на принимающие страны.

2. Международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) - это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает, новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не толь|ко позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам, иммиграции.

Во-первых, вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны.

Во-вторых, существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов.

В-третьих, иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.

В-четвертых, велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

В-пятых, иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны.

В-шестых, иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми.

В-седьмых, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке труда;

- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами (Доля русскоговорящих мигрантов еще несколько лет назад составляла 90 %, но поток славянских, русскоязычных приезжих стремительно снижается, и в 2010 году уже 30% гастарбайтеров и беженцев не говорят по-русски. Определенную угрозу представляет и тот факт, что подавляющее большинство мигрантов исповедуют ислам, и уровень ассимиляции их на новом месте жительства остается мизерным.)

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

(«По данным того же Всемирного банка Россия уже сегодня после США второй импортер рабочей силы. Третий по объему канал миграции в мире – это поток Украина – Россия (на первом месте Мексика – США, на втором – Россия – Украина). Обмен гражданами между Россией и Украиной к 2010 году стал, по утверждению Всемирного банка, уже масштабнее, чем эмиграция из Бангладеш в Индию и из Турции в Германию», - подчеркнул академик Примаков, отметив, что при этом «с каждым годом между странами-донорами и реципиентом-Россией становится все меньше общего в плане культуры, языка и менталитета».).

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается.

3. На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

· Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы);

· Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);

· Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);

· национальными миграционными службами;

· посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы:

Административно-правовые:

· меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

· действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране…)

· меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

Экономические:

· осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;

· привлечение к вербовке иммигрантов частный посредников;

· выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции.

Заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

· работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

· специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

· представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Основные черты иммиграционного законодательства:

Профессиональная квалификация. Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

Ограничения личного характера. Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет).

Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов, в рамках отдельных отраслей, отдельных предприятий, либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года. (Квота эмигрантов в России на 2010г.= 1,9 млн.)

Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в гос. бюджет, либо иммигранты должны инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность этих денег и создать определенное количество рабочих мест, либо иммигрант должен заплатить за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие… (С 1 января 2011 года, вопреки недавним заявлениям о крайней нужде в мигрантах, вводится почти полный запрет на их работу в сфере торговли.)

Временные ограничения. Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Географические приоритеты. Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. (27 ноября 2010г. правительство РФ издало постановление, в соответствии с которым запрещается в 2011 году использовать иностранных работников в розничной торговле алкоголем, лекарствами, торговле на рынках и в палатках, а также в розничной торговле вне магазинов.)

Запрет на профессии: Администратор суда, Атташе, Аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Бортмеханик, Бортоператор (первый, второй), Бортоператор грузовых самолетов, Бортпроводник, Бортрадист, Бортштурман, Ведущий инспектор в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, Ведущий специалист в Администрации Президента Российской Федерации, Ведущий специалист в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания и т.д.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции, которые могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает на работу.

Стимулирование реэмиграции.

Традиционные государственные меры реэмиграции заключаются в следующем:

Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов. Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов (например, Германия и Турция).

4. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме 2-х или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 году согласно Версальскому договору. Местонахождение – Женева (Швейцария). На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. Генеральным директора МОТ с марта 1999 по настоящее время является чилиец Хуан Сомавия.

В качестве специализированного учреждения с 1946 г. входит в систему ООН. Основными целями МОТ являются:

· обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;

· поощрение экономических и социальных программ;

· соблюдение основных прав человека;

· охрана жизни и здоровья трудящихся;

· регулирование миграции населения

· поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися.

Членами МОТ могут быть:

· правительства стран участниц;

· профсоюзы;

· организации предпринимателей.

В 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках международной организации труда (МОТ) была принята Программа Действий, согласно которой организация набора рабочей силы должна производиться на основе 2-х или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

Для организации профессионально-технического обучения под эгидой МОТ действуют Международный институт трудовых проблем (Женева) и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа (г.Турин, Италия).

Структура МОТ:

· Международная конференция труда – высший законодательный орган;

· Административный совет – для руководства над комитетами и комиссиями при МОТ;

· Международное бюро труда – информационный и консультативный орган.

Основная функция МОТ – принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты (продолжительность рабочего дня, условия труда, оплата труда, Социальное обеспечение и т.д.). Всего было принято 172 конвенции и 181 рекомендация.

Многие документы и конвенции МОТ были направлены на ликвидацию различных форм дискриминации иностранной рабочей силы: «Об инспекции режима перевозок эмигрантов» (1926г.), «О социальной политике на территориях вне метрополий»(1955), «Против умаления прав в области труда и занятий» (1958-1960), «О трудящихся на плантациях» (1960), «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962), «О сохранении прав мигрантов в области социального обеспечения (1981-1982)»...

Международная организация миграции (МОМ) образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев, позже ее полномочия были расширены и в 1989 г. она была переименована в МОМ. Членами МОМ являются 127 государств, 17 государств имеют статус наблюдателя (Россия и Украина являются наблюдателями). МОМ не входит в систему ООН, но тесно с ним сотрудничает.

Основными функциями МОМ согласно уставу являются:

· разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков;

· оказание помощи в вопросах организации миграции (оказание помощи людям, пострадавшим от конфликтов и их последствий, беженцам и репатриантам, перемещенным лицам, как в пределах своей страны, так и за рубежом, лицам, желающим воссоединиться со своей семьей);

· развитие технического сотрудничества в области миграции;

· предотвращение утечки умов и реэмиграция; (налоговые льготы, возможность повышения квалификации)

· предоставление экспертных услуг в связи с международной миграцией рабочей силы.

· организация передвижения беженцев;

· предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь репатриации.

Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, касающиеся физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

В Европе обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

На интеграционном уровне регулирование международной миграции рабочей силы осуществляется путем выполнения соглашений, договоров, правил, контрактов, заключенных между государствами интеграционных объединений. Основные задачи:

· предоставление безвизового передвижения населению в рамках интеграционного объединения;

· создание общих информационных систем по миграции рабочей силы в рамках интеграционного объединения;

· принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;

· принятие совместных технических мер для осуществления контроля над эмигрантам

Приложение №2

к рабочей программе по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» для студентов направления 080100.62 «Экономика»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.012 с.)