Международная трудовая миграция и мировые рынки труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная трудовая миграция и мировые рынки труда



Часть населения мира в силу различных причин находится в движении, меняя место жительства или работы. Перемещение физического лица с географического места происхождения (или точки отправления) к месту назначения (конечной точке следо­вания) называется миграцией. В преддверии XXI в. мир пережи­вает небывалый рост миграции населения. Международная ми­грация стала глобальным процессом, затронувшим все страны и континенты, различные слои населения. В зависимости от сро­ков миграции ее делят на окончательную или временную. Ми­грацию, приводящую к изменению места жительства, называют окончательной, постоянной или безвозвратной. Миграцию, озна­чающую перемещение населения на короткий срок, предпола­гающую возвращение населения к прежнему месту постоянного жительства, называют временной или возвратной.

Окончательную миграцию подразделяют на внешнюю – ме­ждународную и внутреннюю – миграцию внутри страны.

По причинам перемещения населения миграцию называют добровольной или вынужденной.

Миграцию называют добровольной, если перемещение за гра­ницу осуществляется по причинам, зависящим от мигранта. Вы­нужденная миграция порождается причинами, не зависящими от мигрантов.

По характеру перемещения населения миграцию подразде­ляют на периодическую, сезонную и маятниковую.

Периодическая миграция – это перемещение населения, вы­зываемое периодически возникающими причинами, с возвра­щением к постоянному месту жительства.

Сезонная миграция – перемещение мигрантов, связанное с сезонным характером работы.

Маятниковая миграция носит местный характер и связана с ежедневным перемещением части населения к месту работы, учебы и обратно.

Совокупное перемещение населения за пределы националь­ных границ, происходящее в данное время, образует миграцион­ные потоки. Согласно классификации МОТ, выделяют пять ти­пов потоков международной миграции.

1. Переселенцы. К этой категории относятся лица, переез­жающие в другую страну на постоянное местожительство. Ос­новной поток переселенцев направляется в развитые страны - США, Канаду, Австралию. Чаще всего этот поток основывается на воссоединении семей.

2. Работающие по контракту. Срок пребывания в принимаю­щей стране данной категории лиц строго ограничен. К ним от­носятся сезонные рабочие, а также лица, занимающиеся неква­лифицированным и малоквалифицированным трудом, занятые на тяжелых и вредных для здоровья работах, не дающих воз­можности для профессионального роста.

3. Профессионалы. К ним относятся лица с высоким уровнем теоретической подготовки и соответствующим практическим опытом работы.

4. Нелегальные иммигранты, въезжающие в принимающую страну не на законных основаниях. К ним относят также ино­странцев с просроченной или туристической визой, занимаю­щихся трудовой деятельностью.

5. Поток вынужденных мигрантов. К массовым перемещени­ям за пределы национальных границ их вынуждают войны, на­силие, нарушение прав человека, стихийные бедствия, экологи­ческие катастрофы.

Выделяют несколько категорий вынужденных мигрантов. Это беженцы и фактически приравненные к ним в некоторых странах вынужденные переселенцы. Статус беженца имеют лю­ди, подвергающиеся непосредственной опасности преследова­ния по политическим, религиозным, расовым мотивам, а также лица, жизнь которых подвергается угрозе вследствие войны или агрессии. Другая категория – внутренние мигранты, не поки­нувшие своих стран беженцы. Есть еще экологические мигранты и жертвы стихийных бедствий.

Миграция обусловлена действиями выталкивающих факто­ров. Другие формы миграции порождаются притяжением раз­личных обстоятельств.

Среди мотивов миграции населения особое место занимают политические и экономические. Пик иммиграции по политиче­ским мотивам в развитые страны был пройден в 1992 г. Мигра­ция, обусловленная экономическими причинами, продолжает нарастать. Существенное влияние на состояние национальной экономики оказывает трудовая миграция.

Под международной трудовой миграцией понимается перемеще­ние трудовых ресурсов между странами и использование их за пре­делами национальных границ в течение определенного времени.

Поскольку труд неотделим от человека и является функцией его способности к труду, часто говорят о миграции рабочей силы.

Международная миграция рабочей силы – межстрановое пере­мещение трудоспособного населения по причинам, не предпо­лагающим окончательное местожительство.

Теория международной трудовой миграции разработана Е. Равенстейном, который исследовал экономические факторы тру­довой миграции, взаимосвязь между интенсивностью миграци­онных потоков и направлениями миграции, сформулировал за­коны миграции.

С конца 60-х годовXX в. проблемы трудовой миграции ис­следуются в рамках теории экономического роста.

Неоклассическая теория обосновывает благотворное влияние эмиграции из страны-донора в страну-реципиент. При этом считается, что в стране-доноре экономическая ситуация не ухудшается. Что касается неокейнсианцев, то они отмечают от­рицательные последствия для страны, экспортирующей высоко­квалифицированную рабочую силу.

В последние годы международная трудовая миграция иссле­дуется в рамках теории человеческого капитала. С перемещением его между странами связываются различия в темпах экономиче­ского роста.

Международная трудовая миграция включает в себя имми­грационные и эмиграционные потоки. Иммиграция – переме­щение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну. Эмиграция – перемещение трудоспособного населения из дан­ной страны за рубеж. Такое перемещение осуществляется с це­лью наиболее эффективного решения экономических и соци­альных проблем иммигрантов и эмигрантов. Реэмиграция (об­ратная эмиграция) – возвращение эмигрантов на постоянное местожительство. С точки зрения соблюдения норм действую­щего в стране законодательства различают легальную трудовую миграцию (без нарушения законодательных норм) и нелегальную (с нарушением законодательства).

Для оценки масштабов трудовой миграции используются различные показатели:

- масштабы выбытий – число эмигрантов, выбывших из страны за рубеж за определенный период с целью устрой­ства на работу;

- масштабы прибытии – число иммигрантов, прибывших за определенный период в страну в поисках работы;

- сальдо миграции или чистая миграция – разница между числом прибытии и числом выбытии в стране за опреде­ленный период. Сальдо может быть либо положительным,

либо отрицательным. Оно выражается в относительных показателях (на 100 или 1000 жителей), а также в абсо­лютных величинах;

- валовая миграция, или общая, миграция – сумма числа при­бытии и выбытии в стране, регионе за рассматриваемый промежуток времени.

Международная трудовая миграция порождает движение ог­ромных межстрановых потоков, ежегодные объемы которых дос­тигают сотен миллиардов долларов. В платежном балансе страны показатели, связанные с трудовой миграцией, отражаются как реальные и денежные потоки и классифицируются по статьям:

- трудовой доход иммигрантов в форме заработной платы, а также вознаграждение за труд в натуральной форме. Сюда включаются и выплаты резидентов в пенсионные, страхо­вые и другие фонды, связанные с наймом на работу им­мигрантов (нерезидентов);

- перемещения мигрантов – отражаются в платежном ба­лансе в размере денежной оценки имущества мигрантов, привезенного в страну. Вывоз имущества эмигрантов по­казывается как денежная оценка экспорта товаров;

- денежные переводы работников-мигрантов в страну, из которой они выбыли. При пересылке товаров учитывается их оценочный денежный эквивалент. В современных условиях международная трудовая миграция характеризуется как закономерное глобальное социально-экономическое явление, имеющее глубокие корни в экономиче­ской, социальной и политической сферах.

Международная трудовая миграция обусловлена прежде всего экономическими причинами, главными из которых являются:

- различный уровень экономического развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с более низ­ким уровнем валового внутреннего продукта (ВВП) на ду­шу населения в страны с более высоким уровнем жизни;

- различная степень обеспеченности стран трудовыми ре­сурсами. Она влияет на объем производства, на различие в уровнях заработной платы. Если в стране избыток трудо­вых ресурсов, то это создает стимул для эмиграции;

- зарубежная деятельность транснациональных корпораций (ТНК). В данном случае происходит перемещение рабочих к рабочим местам в зарубежные филиалы ТНК;

- наличие безработицы в стране (усиливает трудовую ми­грацию).

Международное движение трудовых ресурсов порождается и неэкономическими факторами: политическими, религиозными. экологическими, семейными, лучшими перспективами социаль­ного продвижения. Примерно 20% всех передвижений в рамках миграции представляет собой возвращение людей в то место. откуда они выехали, или на место своего рождения.

Направления международной миграции меняются с изменени­ем экономических условий в отдельных странах, регионах, в мировом хозяйстве в целом.

Центром притяжения иммиграции издавна являлись США, Канада и Австралия. Население этих стран полностью или час­тично состоит из потомков иммигрантов. Высокий уровень жизни в этих странах притягивает иммигрантов со всего света. Абсолютный уровень ВВП на душу населения продолжает ос­таваться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии. Потоки высококвалифицированной рабочей силы устремляют­ся в США изо всех стран мира. Иммигранты низкой трудовой квалификации перемещаются из стран Латинской Америки, стран Карибского бассейна. В начале 90-х годов в США нахо­дился 21 млн. иммигрантов, в Канаде и Австралии – по 4 млн. человек. В конце 90-х годов в США легально иммигрировали 700–800 тыс. человек в год.

В Западной Европе главным центром притяжения иммигра­ции является Германия. Основные страны-доноры – Турция, Югославия. За Германией идет Франция. Главные источники иммиграции в эту страну – бывшие французские колонии, прежде всего страны Магриба, а также ближайшие менее разви­тые соседи – Испания, Португалия, Мальта. В Великобританию иммигранты прибывают в основном из стран британского со­дружества наций. Другие страны Западной Европы также ис­пользуют иностранную рабочую силу. После того, как с 1 января 1993 года Европейский союз (ЕС) объявил себя еди­ным рыночным пространством (без внутренних границ), жители государств – членов ЕС свободно мигрируют в любую из этих стран с целью трудовой деятельности.

В связи с глобальным постарением населения в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работаю­щими и иждивенцами Европейский союз вынужден будет при­нять 159 млн. иммигрантов, иначе ему придется поступиться высоким уровнем и качеством жизни. Однако Европа полна ре­шимости остановить демографическое наступление Азии и Аф­рики. Прием иммигрантов – дорогостоящая операция. Их надо обеспечить жильем, обучить языку. Возникает опасение появле­ния безработицы среди европейцев.

Тем не менее численность иммигрантов в Европу продолжа­ет увеличиваться. Масштабы легальной иммиграции составляет около 2 млн. человек в год. Это превышает масштабы легальной миграции в США. Численность иностранцев в Западной Европе увеличилась с 5 млн. в 1950 г. до 17 млн. человек в 1990 г. Из них 13 млн. иностранцев неевропейского происхождения. Не случай­но эксперты отмечают, что через 50 лет средний европеец будет смуглокожим и раскосым.

Нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Объеди­ненные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Катар, Бах­рейн, Оман и др.), широко использующие с середины 70-х годов труд иностранных рабочих на постоянной основе, превратились в крупный центр трудовой иммиграции. Только в Саудовской Аравии в середине 90-х годов число иммигрантов составляло около 4 млн. человек. В качестве главного экспор­тера рабочей силы выступал Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов в указанном регионе достигла 75%. Иммигрируют сюда рабочие из Бангладеш, Индии, Пакиста­на, Филиппин.

Еще один центр притяжения иностранных иммигрантов – Латинская Америка, где в 90-х годах возобновился экономиче­ский рост до 1,5% в год. Аргентина, Бразилия, Венесуэла весьма привлекательны для зарубежных сезонных рабочих и на сбороч­ных предприятиях. Сюда направляются эмигранты из других стран Латинской Америки, Азии и Африки.

Южная Африка привлекает дешевую рабочую силу. На угольные шахты вербуются работники из соседних африканских стран для работы по контракту в течение определенного срока. На берег Слоновой Кости, Нигерию, ЮАР приходится более половины прибывающих иммигрантов. Азиатско-тихоокеанский регион (АТР), характеризующийся быстрым ростом экономики, стал одним из центров трудовой иммиграции в 80-х годах. Юж­ная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань превратились в «новые индустриальные страны», создавшие значительный экономиче­ский потенциал. Сюда возрос приток иммигрантов. Беспреце­дентно высокие темпы экономического роста в Азии с 3% в 70-е годы, до 3,2% в 80-е годы и 4,1% в 90-е годы привлекают в этот регион растущие потоки иммигрантов.

В центрах притяжения иностранной рабочей силы образова­лись мировые рынки труда.

Мировой рынок труда – это система экономических механиз­мов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спро­са на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем.

1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них -трудовые мигранты.

2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабо­чей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран: перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира, трудовая миграция между развивающимися странами;

миграция высококвалифицированных кадров из развитых в раз­вивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические про­блемы из одной страны в другую.

3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов дости­гает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди ко­ренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в стра­нах Западной Европы существенно выросла, что позволяет го­ворить о феминизации иммиграции.

4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжитель­ность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.

5. Снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к поли­тике ограничения этого процесса и ухудшением экономиче­ской ситуации.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специали­стов из различных регионов мира в развитые страны, а такжеиз этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных кад­ров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы утечки умов различны:

a) непосредственная эмиграция — выезд на постоянное ме­стожительство;

b) выезд за рубеж на контрактной основе;

c) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным уча­стием, находящимися на территории страны-донора;

d) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, уч­реждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зару­бежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных жаний и высоких технологий принадлежит США. С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развиваю­щихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов.

«Утечка умов» осуществляется и из России. Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50–60 млрд. долл.

7. Изменение этнической структуры иммиграции. Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общи­ны на территории принимающей страны. Общины живут в соот­ветствии со своими традициями и культурой. Формируются замкнутые сферы экономической активности, или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителя­ми и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, нередко проявляющиеся в кон­фликтах. На протяжении 80-х – 90-х годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских го­родах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной поли­тической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с без­работицей, другими социальными проблемами, порой негативно относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция спо­собствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.

8. Формирование «черного» рынка труда в современных цен­трах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда – это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, на­пример, от 2 до 13 млн. человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев – безработные.

9. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов стано­вится неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Фе­дерации. В 1997 г. численность иностранной рабочей силы здесь составила 240 тыс. человек. Общая численность трудовых им­мигрантов (легальных и нелегальных) в России оценивается в 400–500 тыс. человек.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия – это нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населения, нехватка трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей про­мышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основ­ной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Запад­ную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный районы, на Северный Кавказ, в Восточную Сибирь. Россия использует рабочую силу из стран дальнего Зарубежья – Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают иностранные рабочие и специали­сты из 78 стран мира.

В России можно выделить следующие миграционные пото­ки: вынужденная миграция, внешняя миграция, внешняя трудо­вая миграция, нелегальная миграция и внутренняя миграция.

Общеэкономические последствия международной трудовой ми­грации многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на на­логи и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.

Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостоя­ние отдельных групп общества уменьшается. При свободном пе­ремещении рабочих из страны с менее высокой заработной пла­той иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически актив­ного населения попадает в ряды безработных, живет на транс­фертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.

Существенное влияние оказывает иммиграция на региональ­ные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечи­вается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы имми­грантов родственникам в страну, которую они временно поки­нули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмигра­ции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую ква­лификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит воз­вращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигры­вают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых посту­плений, а также на государственные расходы. Налоговые поступ­ления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их об­разование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифициро­ванных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными посо­биями, благотворительными выплатами, поэтому государствен­ные расходы в связи с их пребыванием незначительны.

Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие ва­лютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, род­ственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, по­лучаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран – не менее 100 млн. долл.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает без­работицу, снижает социальное напряжение.

«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный по­тенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществ­лять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

 

Миграционная политика

Миграция населения – важный фактор социально-экономи­ческого развития мира. Это обусловливает необходимость про­ведения миграционной политики. Под миграционной политикой понимается совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.

Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, уча­ствующих в миграционном процессе.

Особое место в миграционной политике занимает регулирова­ние трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осущест­вляются на основе национального законодательства, а также дву­сторонних и многосторонних межгосударственных соглашений.

В проведении миграционной политики используются меры ограничительного характера: профессиональные, возрастные, со­циально-экономические. Для преодоления стихийного движения миграционных потоков осуществляется дифференцированный подход к различным категориям работников. Каждая страна ус­танавливает перечень иммигрантов определенных профессий, в приеме которых она заинтересована.

Принимающую страну могут интересовать мигранты опреде­ленного возраста, обладающие хорошим здоровьем, не привле­кавшиеся к уголовной ответственности. Поощряется прежде всего иммиграция работников высокой профессиональной ква­лификации и молодежи. Чем моложе человек, чем выше уро­вень его образования, тем выше потенциальная отдача от любой инвестиции в человеческий капитал. Практический интерес представляет привлечение контрактных (временных) рабочих, выполняющих тяжелую, монотонную работу, не представляю­щую интереса для местного населения.

Осуществляется количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных от­раслях. Ежегодно в стране-импортере рассчитывается и утвержда­ется показатель иммиграционной квоты. При этом учитывается состояние занятости трудовых ресурсов, рынка жилья, социаль­но-политическая ситуация в стране-импортере. Количественные ограничения могут касаться также приема иммигрантов из опре­деленных стран, приток иммигрантов из которых желательно уменьшить. Вводятся временные ограничения, связанные со сро­ком пребывания иммигрантов в стране-реципиенте.

Осуществляется экономическое регулирование миграции. В первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику принимающей страны. Например, в США 10 тыс. иммигрантских виз получают частные лица, инве­стировавшие в экономику США более 500 тыс. долл., при усло­вии соответствия другим критериям, определяемым иммиграци­онным законодательством.

В качестве средств, сдерживающих иммиграционные пото­ки, используются развитие международной торговли и пря­мые инвестиции в экономику соответствующих стран. К чис­лу экономических мер, воздействующих на масштабы имми­грации, относятся взимание с иммигрантов пошлин за трудо­устройство, уплата налогов предпринимателями, использую­щими труд иммигрантов.

Осуществляется дифференцированная поддержка террито­рий, предпочтительных для иммиграции, поощряется приток иммигрантов в развивающиеся регионы. Так, по мере индуст­риализации южные штаты США с конца 70-х годов XX в. пре­вратились в регион с самым высоким показателем чистой им­миграции. Сдерживается иммиграция в крупные города.

Разрабатываются финансируемые из бюджета программы, направленные на преодоление стихийного развития миграции, повышение эффективности использования потенциала мигран­тов, уменьшение негативных последствий трудовой миграции. Предпринимаются меры по усилению контроля за нелегальной иммиграцией.

Объектом регулирования является не только иммиграция, но. и реэмиграция. Многие западные страны с 70-х годов принима­ют меры по стимулированию репатриации работников, иммиг­рировавших в прошлом. Для этого реализуются специальные программы. При добровольном выезде иммигрантам оказывает­ся материальная помощь и другая поддержка.

Существуют также программы экономической помощи стра­нам-экспортерам рабочей силы. Они реализуются путем заклю­чения соглашений между странами массовой иммиграции и массовой эмиграции о создании новых предприятий на родине реэмигрантов. Программы профессиональной подготовки им­мигрантов рассчитаны на то, чтобы у них появился стимул вер­нуться на родину и там в новом качестве полнее реализовать приобретенный потенциал.

Основными целями миграционной политики стран-экспорте­ров рабочей силы являются регулирование ее оттока и защита инте­ресов граждан-мигрантов за рубежом. Устанавливаются масштабы эмиграции и определяется качественный состав эмигрантов. Регули­руются поступления от экспорта рабочей силы. Для привлечения валютных средств в страну экспортера рабочей силы открываются валютные счета эмигрантам под более высокую процентную ставку. В некоторых странах определяется доля заработной платы работни­ков мигрантов, которую они должны переводить в свою страну. Осуществляется обязательное государственное лицензирование дея­тельности по найму граждан для работы за рубежом. Определяются конкретные формы найма рабочей силы за границей.

Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы яв­ляется трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся до­мой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профес­сиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.

В политике большинства стран-реципиентов достаточно чет­ко прослеживается тенденция к ограничению иммиграции. На массовую легальную иммиграцию ориентированы рынки США, Австралии и Канады.

Миграционная политика в отношении вынужденных ми­грантов состоит в осуществлении миграционного контроля, раз­работке мер по оказанию им экстренной помощи и определении долгосрочных решений, касающихся их будущего.

Возможны поселение вынужденных мигрантов на постоян­ное местожительство и интеграция либо дальнейшее их пересе­ление, а также добровольная репатриация.

Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентирован­ная на прием в Германию этнических немцев и их последую­щую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющие­ся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставле­нием им гражданства.

Французская модель_отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей ин­теграцией во французское общество.

Американская модель делает акцент на переселении бежен­цев в США из стран их первого временного убежища, содейст­вии их интеграции в американское общество. Проблемы бе­женцев и прав человека являются особым объектом американ­ской внешней политики.

Проблемы миграции населения находятся в центре внима­ния различных международных организаций. Комиссия ООН по народонаселению из имеющегося фонда субсидирует нацио­нальные программы в области миграции населения. Междуна­родная организация труда занимается регулированием межстрановой миграции населения. Международная организация по миграции (MOM) акцентирует внимание на организации межстрановой миграции, изучает опыт разных стран в миграцион­ном процессе. Межправительственный комитет по вопросам миграции создан в регионе Западной Европы. При Комиссии Европейского союза (ЕС) по делам проживающих на его терри­тории выходцев из третьих стран создан Форум мигрантов, объ­единяющий представителей свыше 110 ассоциаций иммигран­тов. Его первоочередная задача – контроль за обустройством жизни мигрантов в странах поселения.

Мигранты, не довольные своим положением, создают раз­личные объединения. Так возникло движение европейских ас­социаций иммигрантов с исполнительным органом Советом ев­ропейских ассоциаций иммигрантов (СЕАИ). В него входят представители 2500 организаций и групп, объединяющих им­мигрантов по происхождению и проживанию.

В начале 2000 г. ООН опубликовала неутешительный для развитых стран доклад о предстоящих изменениях в их населе­нии в текущем столетии. В нем утверждается, что единственным реальным способом удержать демографическую ситуацию под контролем является рост иммиграции.

Сегодня международную миграцию рассматривают как од­ну из ведущих сил, формирующих плюралистические общест­ва. Поэтому выдвигаются концепции ее регулирования в со­ответствии с политическими, социокультурными и этиче­скими критериями.

 

 

2.12. Интеграционные процессы в мировой экономике

Институциональная структура валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осу­ществляют регулирование международных валютно-кредитных и фи­нансовых отношений. Другие представляют собой форум для межпра­вительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендации по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и эконо­мике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функ­ции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН – МВФ и группа МБРР, а также ГАТТ, которое в 1995 г. преобразуется во Все­мирную торговую организацию. Непосредственная роль ООН в между­народных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД (с 1964 г. раз в 4 года) обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сес­сии в год). Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он также занимается проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латин­ской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г в связи с осуществлением «плана Маршалла», затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает 24 страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства Запада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экс­портных кредитов(консенсус). Цель ОЭСР – содействие экономи­ческому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свобод­ной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и коор­динации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегули­рования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмот­ра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России.На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели изМВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.074 с.)